Дидактическая игра
консультация (старшая группа)

Консультация для родителей " Дидактическая игра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_kak_forma_obucheniya_detey.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидактическая игра как форма обучения детей

раннего возраста»

Цель: Повышение эффективности воспитания и обучения детей первой младшей группы через использования дидактических игр.

Задачи:

  • способствовать обогащению игрового опыта ребенка;
  • создавать благоприятные возможности для реализации ребенка и собственных игровых целей;
  • выявить формы и способы игровой деятельности, влияющие на тот или иной аспект процесса познания.

Актуальность темы обусловлена тем, что взаимодействие воспитателя и ребенка не будет полным без использования в работе дидактических игр. В программе развития особую роль играют дидактические игры. Они очень важны для развития малышей. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Занятия в дошкольном учреждении могут быть либо полностью построены на дидактической игре, либо включать в себя ее элементы. Знания, полученные во время занятий, закрепляются в игре. Дидактическая игра как метод воспитания играет значимую роль в воспитание ребенка. Эти игры эффективны для повышения памяти и внимания, для развития речевых навыков и для развития мышления.

При обучении детей раннего возраста предпочтение отдается дидактическим пособиям и игрушкам: кубикам, пирамидкам, матрешкам и т.д.

Действия детей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: ребята составляют из нескольких частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединять их с дидактическими играми. Такой вид деятельности называют игровыми занятиями.

Важным аспектом в игровых занятиях является взаимодействие воспитателя и детей. Воспитатель воздействует на детей, продумывает содержание игр, методические приемы их проведения, добивается, что бы дидактические задачи были приняты всеми детьми. По мере вникания детей в рабочий процесс педагог усложняет материал и через дидактические игры доносит для детей необходимые знания, совершенствует детское восприятие, мышление, речь.

Особенностью использования в занятиях дидактических игр заключается в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала.

Различают три основных вида дидактических игр:

- предметные игры, с использованием различных предметов или природных материалов;

- настольные игры;

- словесные игры.

Первый вид игр способствует развитию предметно – игровой деятельности. Совершая необходимые, по условиям игры, действия с предметами малыши узнают их элементарные свойства. Зная элементарные свойства предметов, дети с легкостью собирают пирамидки.

Так же к предметным играм мы можем отнести игры с природным материалом, т.е. с водой, песком, воздухом. Целью таких игр является донесение до детей информации о свойствах воды, воздуха, песка. Такие опыты не только познавательны, но и очень интересны малышам.

Второй вид дидактических игр способствует развитию наглядно – действенного мышления у детей  младшего дошкольного возраста. Цель таких игр научить детей играть не с предметами, а с их изображениями, что так же способствует развитию воображения у ребенка. Парные картинки, лото, пазлы из двух или трех крупных частей, волшебные коврики вот неполный перечень настольных игр для детей от 1-5 лет.

Эти игры решают такие задачи, как обобщение предметов по элементарным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей.

Начиная игру с дидактическими настольными играми, воспитатель проводит подготовительную работу. Например, педагог показывает игрушку, называет ее свойства, а потом предлагает картинку, на которой дети должны найти изображение этой игрушки.

Для поддержания интереса детей к игровым занятиям следует решать с ними одни и те же образовательные задачи, только на разных дидактических пособиях. Раскладывать по цвету и размеру шарики, кубики, палочки, использовать разборные материалы, имеющие форму и цвет.

Третий вид дидактических игр: словесные игры играют большую роль в развитие речи ребенка. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Воспитатель учит детей воспринимать потешки, прибаутки, сказки.

Дидактические игры играют важную роль в воспитание детей разных возрастов. Преподносить материал в каждой группе надо с учетом возрастных особенностей детей. Например, у детей младшего дошкольного возраста интерес к дидактическим играм вызван практическим осуществлением предметных действий. Дети сравнивают основные свойства предметов: цвет, форму, величину. Малыши учиться соотносить цвета, сравнивать форму, накладывать друг на друга предметы.

Важно, что бы дети развивались не только в дошкольном учреждении, но и дома, поэтому мной была проведена работа по взаимодействию с родителями. А именно оформление консультаций в родительском уголке, посвященным дидактическим играм; оформление выставки для родителей «Дидактические игры для детей»; был разработан семинар – практикум для родителей «Давайте поиграем»; родительская гостиная «Учимся играть в дидактические игры»; введение традиции «Игра на дом», «Любимая домашняя игра». В дальнейшем я планирую продолжать работу в том же направление.

Таким образом, дидактические игры являются эффективной формой обучения и воспитания детей раннего возраста. Познавательный опыт детей, раннего возраста, приобретенный в процессе дидактических игр, оказывает существенное влияние на обогащение знаний о свойствах и назначении предметов, на расширение представлений об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...