Картотека игр русского фольклора.
методическая разработка

Елена Яковлевна Петраченко

Картотека игр русского фольклора для разновозрастной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека игр русского фольклора255.28 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Тополькинский детский сад

Картотека фольклорных игр в

разновозрастной группе детского сада

C:\Users\Катерина\Desktop\LB8.jpg

Воспитатель:

Петраченко Елена Яковлевна

Топольки 2019- 2020 уч. год

Фольклорные игры

Уголок

Детки становятся во всех углах комнаты, и меняются местами, перебегая из угла в угол. Водящий пытается быстрее другого участника забежать в свободный угол.

Колечко

Участники садятся в ряд рядом друг с другом, держат перед собой руки с закрытыми вытянутыми ладошками. Ведущий прячет колечко в своих ладонях и проводит своими руками между ладонями каждого участника, делая вид, что опускает колечко к ним в ладони. Но кольцо попадает только к одному участнику. Когда ведущий обойдет всех, он становится на три шага от участников и говорит:

Колечко, колечко,

Выходи на крылечко!

Тот, у кого оказалось кольцо, должен выбежать к ведущему, другие участники должны вовремя понять, у кого кольцо и поймать его не дав ему выбежать.

Интерес игры в том, что ведущий должен максимально правдоподобно изображать перекладывание колечка в руки, а участники должны ему подыгрывать.

Башмачок

Все детки снимают обувь. Ведущий смешивает ее и дает сигнал. Дети не должны видеть, как перемешивалась обувь, по сигналу подбегают и ищут свою пару. Кто быстрее найдет свою пару и правильно обуется, тот победил.

Зайцы и огородник

Из числа всех участников при помощи считалочки выбирается «огородник», а остальные дети становятся «зайцами». С одной стороны игрового поля обозначается «дом огородника» (очерчивается круг диаметром до полутора метров), а с другой (на расстоянии около десяти метров) – «норки зайцев» (кружки диаметром по полметра). Между «домом» и «норками» располагается «огород», на котором растет морковь и капуста. По сигналу ведущего «зайцы» выпрыгивают из своих норок и устремляются на «огород» лакомиться овощами. По следующему сигналу ведущего на «огород» выбегает «огородник» и пытается поймать «зайцев», которые норовят укрыться в своих «норках». Пойманным «заяц» считается тогда, когда до него дотронулась рука «огородника», он выбывает из игры. Побеждает самый шустрый «заяц» и самый ловкий «огородник».

«Пустое место»

В «Пустое место» играют дети всех возрастов (самостоятельно), от 6 до 40 человек.

Описание. Играющие, кроме водящего, становятся в круг, водящий - за кругом. Все кладут руки за спину или просто опускают их вниз. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо, касаясь спины или рук. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный - в обратную сторону по кругу. Встретившись, они или просто обходят яруг друга или здороваются (приседая, кланяясь и т. п.) и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Кто займет, тот там и остается, а оставшийся без места становится водящим.

Правила.

Водящий не имеет права ударять вызываемого. Он может только коснуться его.

Водящий может сразу броситься бежать в ту или другую сторону. Вызванный следит за ним и, как только увидит, в каком управлении он бежит, устремляется в обратную сторону по кругу.

При встрече выполняют разные задания (по договоренности). Кто не выполнит, тот становится водящим. 

Третий лишний»

Количество участников - от 8 до 40 человек.

Описание. Играющие становятся по кругу парами, лицом к его центру так, что один из пары находится впереди, а другой - сзади него. Расстояние между парами - 1-2 м. Двое водящих занимают место за кругом. Один из них убегает, а другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «третьим лишним». Он должен убегать от второго водящего. Если догоняющий поймает (коснется, осалит) убегающего, то они меняются ролями. Таким обра¬зом, водящие все время меняются.

Эта общеизвестная и любимая молодежью игра становится еще более интересной, если ее дополнить следующим: когда убегающий станет впереди какой-либо пары, то «третий лишний», находящийся позади, не спасается бегством от догоняющего, а сам начинает преследовать его.

Разновидности игры:

- играющие становятся в парах лицом друг к другу и берутся за руки.Убегающий, спасаясь, становится под руки к кому-нибудь спиной. К кому станет спиной, тот «третий лишний», который должен убегать;

- игра проводится под музыку. Играющие прогуливаются парами, держась под руку, а свободные руки кладут на пояс. Убегающий, спасаясь от преследования, может в любой момент взять кого-нибудь из гуляющих под руку. Тогда стоящий с другой стороны пары становятся убегающим.

Правило. Убегающему от преследования нельзя мешать.
 

Змейка

Дети берут друг друга за руки, образуя цепь.

Одного из детей выбирают ведущим. Он должен стать в начало цепи. По знаку воспитателя ведущий бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия, водит цепь змейкой, закручивая ее вокруг крайнего игрока, затем ее развивает. Змейка останавливается, закручивается вокруг ведущего.

Правила:

1. Играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы змейка не разорвалась.

2. Необходимо точно повторять движения ведущего.

3. Ведущему не разрешается бегать быстро.

Играть в змейку можно в любое время года на просторной площадке, лужайке, лесной опушке. Чем больше игроков, тем веселее проходит игра. Чтобы она проходила живо, необходимо учить детей придумывать интересные ситуации.

Например, ведущий произносит имя последнего играющего, названный ребенок и стоящий рядом с ним останавливаются, поднимают руки, и ведущий проводит змейку в ворота.

Можно по сигналу ведущего разбежаться, потом быстро восстановить змейку.

Большой мяч

Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки.

Бабочки, лягушки, цапли.

Дети свободно бегают на лугу. По сигналу взрослого они начинают подражать движениям бабочек (машут крылышками, кружатся), лягушек (опускаются на четвереньки и скачут), цапель (замирают, стоя на одной ноге). Как только взрослый произнесет: «Снова побежали!», они снова начинают бегать по лугу и произвольных направлениях.

Гуси, гуси!

На одной стороне луга обозначается дом, в нем находятся гуси. На противоположном краю луга стоит пастух. Сбоку находится логово, в котором живет волк. Остальное место — луг. На него пастух выгоняет гусей, они щиплют травку, машут крыльями.

Пастух. Гуси, гуси!

Гуси (останавливаются и отвечают хором).Га, га, га!

Пастух. Есть хотите?

Гуси. Да, да, да.

Пастух. Так летите.

Гуси: Нам нельзя! Серый волк под горой не пускает нас домой.

Пастух. Так летите, как хотите, только крылья берегите.

Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гуси идут в логово.

После нескольких перебежек назначаются новые волк и пастух.

Лягушки-Квакушки

Перед началом игры по считалочке выбирают старшую «лягушку». Все остальные игроки выполняют роль маленьких «лягушек». Старшая «лягушка» должна перевести маленьких из одного болота в другое, где больше комаров и мошек. Она прыгает впереди. Маленькие «лягушки» следуют за ней, при этом приседают, опираясь руками о землю. Во время игры водящий изменяет положение рук: руки на коленях, потом на поясе, прыгает короткими прыжками, длинными, перепрыгивает через заранее подготовленные препятствия, например-палки, или запрыгает на дощечки, кирпичики, прыгает между предметами. Все «лягушки» вслед за ведущей «лягушкой» повторяют эти движения.

Прискакав в другое болото, «лягушки» поднимаются со весь рост и говорят: «Ква-ква-ква». Потом выбирают другого ведущего, и игра повторяется.

Правило: маленькие «лягушки» должны точно следовать за ведущим.

Игра будет интересней и занимательней тогда, когда старшая «лягушка» будет делать больше самых разнообразных движений и перепрыгиваний.

Козы и Волки

По считалочке выбирают двоих водящих. Они играют роль волков. Все остальные участники являются «козами». Поперек площадки проводят две параллельные линии на расстоянии 1—1,5 м. Ими обозначен ров. Во рву находится «волки». «Козы» же стоят за чертой вдоль боковой границы площадки.

После того как все участники займут свои места, воспитатель говорит: «Козы, мои козы, идите в поле, покушайте травки». После этих слов «козы» выбегают из дома в поле, расположенное за линией на противоположной стороне зала, и по дороге перепрыгивают через ров. «Волки» не выходят из рва, бегают вдоль него и стараются поймать «коз».

Тот участник, кого осалил «волк», обязан остановиться и ждать, пока воспитатель отметит количество пойманных «коз» и снова не допустит их к игре.

Согласно правилам, одна, пара «волков» водит три перебежки. Выигрывают «волки», поймавшие большее количество «коз», и игроки, не попавшиеся «волкам».

Выше ноги

Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой нельзя выбегать. Затем выбирают одного ловца. Он начинает ловить игроков, что убегают. При этом дети стараются оторвать ноги от земли (стать на скамейку или камень). В таком положении ловец не имеет права их осалить. Если ловец догонит игрока, то они меняются ролями. Ловцу запрещается подстерегать игрока, а остальные не должны оставаться с поднятыми ногами более чем 20-30 секунд.

Кошки-мышки

Для игры выбираются два человека: один – «кошка», другой – «мышка». В некоторых случаях количество «кошек» и «мышек» бывает и больше. Это делается для того, чтобы оживить игру.

Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки, и образуют «ворота».

Задача «кошки» – догнать «мышку» (то есть дотронуться до нее рукой). При этом «мышка» и «кошка» могут бегать внутри круга и снаружи.

Стоящие в кругу сочувствуют «мышке» и, чем могут, помогают ей. Например-пропустив через «ворота» «мышку» в круг, они могут закрыть их для «кошки». Или, если «мышка» выбегает из «дома», «кошку» можно там запереть, то есть опустить руки, закрыв все «ворота».

Игра эта не проста, особенно для «кошки». Пусть «кошка» проявит и умение бегать, и свою хитрость, и сноровку.

Когда «кошка» поймает «мышку», из числа играющих выбирается новая пара.

фольклорные игрына развитие речи

 «В короли»

Перед игрой будет небесполезно вспомнить разные современные

профессии. А также познакомиться с теми, которые были распространены

в былые времена. Можно посмотреть иллюстрации об этом или

подходящие советские мультфильмы, где вполне можно почерпнуть

информацию. Эта игра очень полезна для развития общего кругозора детей в плане ознакомления с окружающим, а также с историческим прошлым

наших предков, с их бытом, укладом жизни, традиционными работами

прошлых веков. Интересно сравнить работы прошлого и современного

времени, разобрать отличия и сходства. Можно придумать

предварительные инсценировки по профессиям прошлых веков и

современного времени, можно попробовать рисовать людей различных

старинных и современных профессий.

 «Коршун»

Эта игра одновременно совмещает в себе и песенку, и диалог

ведущих лиц, и много движений. Эта игра очень веселая. Всем хочется

побывать в роли и коршуна, и курочки-«матки», поэтому, конечно,

необходимо знать все слова игры. Диалог коршуна и курочки описывает

очень последовательные действия, нельзя ничего пропустить, поэтому

нужно быть внимательным, говоря свои слова. Игра – довольно необычная

для современных детей, но она им очень нравится. Конечно же, ловля

коршуном цыплят очень интересна детям, здесь нужно быть ловким,

цепким (крепко держась друг за друга), внимательным к движениям

коршуна. Песенка цыплят включает в себя аллитерации (повторение

согласных «к», «ж» «т», «ч», «р»), что придает музыкальность звучанию

текста.

«У медведя во бору»

Это тоже одна из любимых игр детей, так как медведь – довольно

распространенный персонаж в детских сказках, песенках, рифмовках, и часто он изображает отрицательного героя. Эта игра также подойдет для детей от 3-х лет. В этой игре медведь тоже догоняет, что очень нравится всем без исключения детям. Рифмовка-дразнилка включает в себя аллитерации «р» «с», «т», «л», что придает тексту (пусть и небольшому) благозвучность.

Один изображает медведя, а другие идут к нему в бор за грибами и ягодами и припевают:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

Медведь постыл

На печи застыл!

При этих словах медведь, до сих пор как будто дремавший, тихо ворочается, потягивается и как будто неохотно идет на детей, которые между тем быстро бросаются от него в разные стороны. Затем медведь, все более и более раздражаемый песней детей, бежит за ними и кого-нибудь ловит. Словленный делается медведем. Если же медведю долго не удается никого словить, то он идет опять на свое место, игра начинается таким же порядком снова.

«Лен»

Это хороводная игра, которая очень ценна тем, что здесь много

слов, которые должны сопровождаться скоординированными движениями. Т.е. специальным показом действий, о которых поется в песне. Кроме того, здесь во всей красоте выступает русский язык, с редкими словами, с междометиями, одинаковыми приставками, повторениями, передающими монотонность действий, о которых поется. Имеются словообразования, когда слова употребляются сначала в одной форме - глагол в прошедшем времени («сеяла», «полола»), а потом в другой - деепричастие («сеяв», «половши») и т.д. Все слова и движения должны петься и показываться в определенной четкой последовательности, т.к. описывается очень кропотливый процесс человеческого труда: от сеяния льна до ткачества льняного холста. Здесь открывается возможность для ознакомления детей с процессом получения одежды из льна, как это происходило раньше, много лет назад.

Дети становятся в круг, ходят кругом и поют. Во время пения дети подражают означенным действиям.Лен мой зеленой:

При горе при крутой,

Уж я сеяла, сеяла ленок,

Уж я, сеяв, приговаривала,

Чеботами приколачивала.

Ты удайся, удайся, мой лен,

Ты удайся, удайся, мой ленок.

Лен мой зеленой и т.д.

Я полола, полола ленок,

Я половши, приговаривала,

Чеботами приколачивала и т.д.

Лен мой зеленой и т.д.

Уж я дергала, дергала лен,

Уж я дергав, приговаривала и т.д.

Лен мой зеленой и т.д.

Уж я стлала, стлала ленок,

Уж я стлавши, приговаривала и т.д.

Лен мой зеленой и т.д.

Я мочила, мочила ленок,

Я мочивши, приговаривала и т.д.

Лен мой зеленой и т.д.

Я сушила, сушила ленок,

Я сушивши, приговаривала и т.д.

Лен мой зеленой и т.д.

Уж я мяла, я мяла ленок,

Уж я мявши, приговаривала и т.д.

Лен мой зеленой и т.д.

Я трепала, трепала ленок,

Я трепавши, приговаривала и т.д.

Лен мой зеленой и т.д.

Я чесала, чесала ленок,

Я чесавши, приговаривала и т.д.

Лен мой зеленой и т.д.

Уж я пряла, пряла ленок,

Уж я прявши, приговаривала и т.д.Лен мой зеленой

При горе при крутой,

Уж я ткала, ткала я холст,

Уж я ткавши, приговаривала,

Чеботами приколачивала,

Ты удался, удался, мой лен,

Ты удался, мой белый ленок!

 «Заинька»

Это хороводная игра, в которой главный персонаж – знакомый и любимый детьми зайчик. Определенные действия, в основном, танцевальные сопровождаются незатейливыми, но простыми, понятными словами. Скрашивают текст любимые народом аллитерации, повторения, глаголы в неопределенной форме со старинным окончанием (выскочити, выпрыгнути). Кроме того, в этой хороводной игре присутствует элемент ловли зайца, что придает остроты ощущений и веселья вроде бы спокойной игре.

Играющие становятся в круг, а один заинька посредине круга. Хоровод начинает ходить из стороны в сторону и петь:

Заинька, серенький,

Я хожу, гуляю,

Вдоль по хороводу.

Заинька, серенький,

Некуда заиньке выскочити.

Заинька, серенький,

Некуда заиньке выпрыгнути.

Заинька, серенький,

Семеро ворот крепко заперты стоят.

Заинька, серенький,

У каждых ворот по три сторожа стоят.

Заинька, серенький, попляши!

Заинька, серенький, поскачи!

Заинька, серенький, в ладоши!

Заинька, серенький, скоком, боком!

Перед нашим, перед нашим хороводом!

Заинька, серенький, с боку на бок повернись!

Всем пониже поклонись!

При словах «некуда заиньке выскочити» заинька старается выскочить из круга, но играющие опускают свои руки то вниз, то вверх, не пускают зайца из круга. – При словах «попляши», «поскачи», «в ладоши», «скоком боком» и т.д. заинька проделывает все эти действия. Окончив песенку, играющие останавливаются, и место заиньки занимает другой.

 «Как по улице воробышек гуляет»

Это хороводная игра может использоваться для детей от 3-4-х лет. Игра ценна тем, что здесь колоссальное количество движений, которые сопровождаются словами, в основном, глаголами. При этом попадаются редко употребляемые глаголы, которые может быть дети и не слышали раньше (порхает, утомился, дремать). Текст очень мелодичен, прост, но красив. Много повторений, что придает музыкальность словам, есть глаголы в неопределенной форме со старинными окончаниями (выбирати, дремати, засыпати, танцевати).

Все становятся в круг. На середину круга выводят воробышка – мальчика или девочку – и говорят ему: - Мы будем тебе петь, что делает воробышек, а ты молча показывай все. И запевают:

- Как по улице воробышек гуляет –

Он гуляет, он гуляет, он гуляет!-

Как он с камешка на камешек порхает –

Он порхает, он порхает, он порхает!

- Как устал воробей, утомился –

Ох, утомился, утомился, утомился!

Он на камешек, воробышек, садился –

Ой, садился, ой садился, ой садился!

Да как стал наш воробышек дремати –

Он дремати, он дремати, он дремати!

Да как стал воробей засыпати –

Ойзасыпати, засыпати, засыпати!

Да как стал воробей шевелиться –

Шевелиться, шевелиться, шевелиться!

Да как стал воробей подниматься –

Подниматься, подниматься, подниматься!

Да как стал воробей танцевати –

Ой, танцевати, танцевати, танцевати!

Еще стал воробей выбирати –

Выбирати, выбирати, выбирати!

А к кому воробей подлетает?

Ой, подлетает, подлетает, подлетает!

А кого наш воробей выбирает?

Выбирает, выбирает, выбирает!

Во время песни все водят хоровод, а «воробей» изображает все действия.

С помощью народных фольклорных игр можно направлять развитие и дифференциацию форм и функций речи в дошкольном возрасте. Кроме того, народные игры прекрасно служат и для усвоения ребенком грамматического строя и звукового состава родного языка, поэтому могут выступить в наши дни, как прекрасные инновационные средства для развития речи дошкольников. Дошкольное детство является периодом чрезвычайно интенсивного развития форм и функций речи и овладения грамматическим строем и звуковым составом родного языка. И использование народных игр для развития и корректировки речевой деятельности у дошкольников имеет смысл, в связи с тем, что:

- сознание развивается только в совместной человеческой деятельности и только в условиях речевого общения, в том числе, в совместных народных играх;

- материальная, звуковая оболочка, как реальный носитель всех богатств языка (в том числе и фольклорные средства), очень рано становится предметом деятельности ребенка и предметом его познания;

- народные фольклорные игры представляют собой особый вид деятельности со своими правилами и особенностями, в которой активно развивается речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека Русский фольклор (песенки, потешки, заклички)

Картотека Русский фольклор (песенки, потешки, заклички)...

Картотека пальчиковых игр на основе русского фольклора

Пальчиковые игры на основе русского народного фольклора....

Картотека Русский фольклор песенки, потешки, заклички.

Картотека Русский фольклор песни, потешки, заклички....

для педагогов, детей и родителей - картотека произведений русского фольклора

Подбор  аудио и видео фольклорных материалов для прослушивания  расширит представления детей о разных видах фольклора, расширит словарный запас, обогатит новыми впечатлениями, способствует в...

Картотека пальчиковой гимнастики на основе русского фольклора

Пальчиковая гимнастика на основе русских народный сказок....

Картотека детского игрового фольклора русского народа

Фольклор - это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор - это создаваемая народом поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный о трудовой укла...