КАРТОТЕКА «РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Народные игры, потешки, загадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_russkie_narodnye_igry.doc300 КБ

Предварительный просмотр:

                                             КАРТОТЕКА

«РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ»

ИГРЫ

БУБЕНЦЫ.
Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют:

Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

МАТУШКА-ВЕСНА

Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота. Все дети говорят:  

Идет матушка-весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел,
Всех детей провел;
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май -
Сколько хочешь гуляй!

Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.

ГОРЕЛКИ С ПЛАТОЧКОМ

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

 

                      ФАНТЫ 

Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит:

Вам прислали сто рублей.

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

"Да" и "Нет" не говорите!

После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. После игры каждый, кто нарушил правила, выкупает свой фант.

Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по несколько фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью.

Ведущий ведёт примерно такой разговор:

- Что продаётся в булочной?

- Хлеб.

- Какой?

- Мягкий.

- А какой хлеб ты больше любишь: чёрный или белый?

- Всякий.

- Из какой муки пекут булки?

- Из пшеничной. И т.д.

При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки. Читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек.

Правила игры. На вопросы, играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.

МЯЧИК К ВЕРХУ.

Участники игры встают в круг, водящий идёт в середину круга и бросает мяч со словами: "Мячик кверху!" Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Стой!" Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остаётся вновь водящим: идёт в центр круга, бросает мяч кверху - игра продолжается.

Правила игры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: "Стой!" - продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающимися на пути предметами.

                                         

                    Игровая.

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей:

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Правила игры . При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

 

                  Молчанка.

Перед началом игры все играющие произносят певалку:

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок -

Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.

Правила игры. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.

Кто дальше бросит?

Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8 - 10 м от каждой команды.

По сигналу игроки каждой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка. То же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросят мешочки до флажка.

Правила игры. Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.

Сосед, подними руку.

Играющие, стоя или сидя (в зависимости от уговора), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Руки!" тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает сидеть (стоять), не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа - левую, сосед слева - правую, т.е. ту руку, находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т.е. поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями.

Играют установленное время. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был водящим.

Правила игры. Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только пытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не   выполняется

 

                               Игра "Гуси"

Для игры нужен рисунок на асфальте, где изображаются гусиный дом, извилистая тропинка, пруд.

Все дети - гуси. Один из них - вожак. Он поведет гусей из дома на пруд. Все движения, которые делает гусь-вожак, повторяют гуси. Гуси идут друг за другом, на цыпочках, поджимают то одну, то другую ногу, машут крыльями, поворачивают голову в разные стороны. Но при этом никто не должен сойти с тропинки, оступиться. Все повторяют за вожаком: "Га-га-га!"

Когда вожак скажет: "И скорей бегом на пруд!", гуси на перегонки бегут к пруду.

Друг за дружкою гуськом

Ходят гуси бережком.

Впереди идёт вожак,

Он шагает важно так -

Га-га-га!

Гуси все за вожаком

Вперевалочку, шажком.

Шаг шагнут, другой шагнут,

Низко головы нагнут.

Га-га-га!

Гуси крыльями взмахнут,

И скорей бегом на пруд!

                    Игра "Лягушки"

На земле или на асфальте начертить небольшой квадратик - дом. Вокруг дома - четыре листика вперемежку с четырьмя кочками - пруд.

Играть могут двое, четверо, шестеро ребят. Один из играющих - Лягушка-квакушка, остальные - лягушата.

Лягушка-квакушка учит лягушат прыгать, она стоит справа от пруда, а лягушата - слева. Каждый лягушонок становится на квадратик - дом и, внимательно слушая команды Лягушки-квакушки, прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь тоже на обе ноги.

Лягушка четко и громко командует, один лягушонок прыгает, а остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Например, команда может быть такая: "Кочка!.. Листик!.. Листик!.. Дом!.. Листик!.. Кочка!.. Кочка!.." - или любая другая, где дом, листик и кочка чередуются так, как захочет Лягушка-квакушка.

Если лягушонок прыгал высоко и не перепутал ни одной команды, он становится рядом с Лягушкой, а если ошибся - к лягушатам и должен будет после всех учиться прыгать снова.

Весёлые, как девочки,

Проворные, как мальчики,

Зелёные, как листки,

Прыгучие, как мячики -

Весёлые,

Проворные,

Прыгучие подружки -

Зелёные,

Зелёные,

Зелёные лягушки!

Все квакают и квакают

И слышно вдалеке:

Ква-ква! Ква-ква!

Бре-ке-ке!

        Игра "Воробушки"

Перед началом игры начертить на земле площадку, а на ней - дерево с домиками-гнездышками, окошко, дорожку, скамейку, аллейку. Гнездышек на дереве должно быть столько, сколько будет в игре детей. Кто-нибудь из них будет кошкой. Кошка стоит за площадкой в любом месте.

Ребята поют песенку про воробушков и перелетают с дорожки на скамейку, со скамейки на аллейку и т. д., до тех пор, пока не произнесут: "И на дерево от кошки - Шур! - скрылась!"

Кошка вбегает на площадку и старается схватить воробушка, пока он летит в гнездышко. Пойманный становится кошкой, а игра продолжается.

Воробушки, бойтесь кошки -

Не скачите по дорожке,

Не сидите на скамейке,

Не летайте по аллейке,

Под окном не клюйте крошки:

Попадёте рыжей кошке -

Мур-мур-р-р! - в лапы.

Стайка дружных воробьишек -

Чик-чирик! Слетела с крыши,

Посидела на скамейке,

Полетала по аллейке,

Поклевала быстро крошки

И на дерево от кошки -

Шмур-р-р! - скрылась.

 

Игра "Щенок"

Чтобы поиграть в эту игру, надо выбрать площадку, на которой есть дерево, кустик, - такие предметы, за которыми можно прятаться. Посредине площадки нарисовать круг размером с автомобильное колесо. Положить в круг мяч-"ватрушку".

Один из играющих - щенок, другой ребенок - хозяин щенка. Хозяин отворачивается, а щенок прячется. Щенок перебегает из одного укрытия к другому и время от времени подает голос: "Гав!" Когда хозяин найдет щенка, он быстро бежит в круг, где лежит мяч. Туда же бежит и щенок. Если щенок первый схватит "ватрушку", он убегает, а хозяин должен его поймать. Если же первым схватит "ватрушку" хозяин, щенок должен "служить": хозяин подбрасывает вверх мяч, а щенок, не выходя из круга, ловит его. Если мяч пойман, щенок старается выскочить из круга, а хозяин должен поймать его - тогда они вместе "идут домой". А если щенок убежит, играющие меняются ролями.

Ну, как я мог?

Ну, как я мог?

Я так щенка обидел!

Пропал щенок,

Пропал щенок,

Никто его не видел.

А он хотел,

А он хотел,

Попробовать ватрушку...

Вернись щенок,

Вернись щенок,

Коричневые ушки.

Горелки.

Играющие становятся в две колонны (парами, впереди - водящий). Все хором произносят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо -

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три - беги.

С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один - слева, другой - справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.

Мороз-Красный нос

На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос. Он говорит:

Я Мороз-Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.

Лягушки в болоте.

С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой).. лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят:

Вот с намокнувшей гнилушки

В воду прыгают лягушки.

Стали квакать из воды:

Ква-ке-ке, ква-ке-ке

Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

 

Лиса и куры

Дети изображают кур. Один из играющих - петух, другой - лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: "КУ-КА-РЕ-КУ!" Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейку). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели быстро подняться на насест и удержаться на нём. После двух-трёх кратного проведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы.

Лошадки.

Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал воспитателя "Лошадки" бегут, высоко поднимая колени. На сигнал "Кучер" - обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал подряд.

 

Воробушки и кот.

Дети-воробушки прячутся в свои гнёздышки (за линию, в кружки, нарисованные на земле) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки греется на солнышке кот. Как только кот задремлет, воробушки вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот просыпается кот, мяукает и бежит за воробушками, которые улетают в свои гнёзда.

Курочка-хохлатка.

Воспитатель изображает курицу, дети - цыплят. Один ребёнок сидит на скамейке, вдали от остальных детей. Это кошка дремлет на солнышке. Курица-мама выходит с цыплятами гулять. Воспитатель говорит:

Вышла курочка-хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки.

Квохчет курочка: "Ко-ко,

Не ходите далеко".

Приближаясь к кошке, он говорит:

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка...

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые вместе с курицей убегают.

               

                   

ПОТЕШКИ

 

  1. ИГРА СО СЛОВОМ

«Гармошка»

Ты играй, моя гармошка

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Полюбуйтесь, посмотрите как играют на Руси.

«Гармошка» простая на весь текст.

         3. ИГРА СО СЛОВОМ

«Полуприсядка»

Сяду – встану, сяду – встану .И как мячик поскачу.

Приседать я не устану. Я танцором стать хочу.

(М. Павлова)

Полуприседания с выставлением ноги на пятку.

2.ИГРА СО СЛОВОМ

«Зайка»

Скачет зайка меленький около завалинки.

Быстро скачет зайка. Ты его поймай-ка!

Дети стоят в кругу. Охотник за кругом. С

окончанием слов заяц убегает, охотник догоняет.

Заяц в центре круга выполняет «фертик».

4. ИГРА СО СЛОВОМ

«Лошадки»

Поехали, поехали. С орехами, с орехами.

К дедке по репку,

По сладеньку. По пареньку. По горбатеньку.

Высокий бег по одному, парами, тройками.

5. ИГРА СО СЛОВОМ

«Сидит зайка»

Сидит, сидит зайка, Сидит, сидит серый

Под кустом, под кустом.

Охотнички едут, Едут – скачут в поле

Во пустом, во пустом.

Говорит зайка: «Вы, охотнички, скачите,

На мой хвостик поглядите,

Я не ваш, я ушел! (М. Павлова)

Зайка выполняет пружинку на корточках.

Охотники скачут галопом по кругу.

Охотники его догоняют

7. ИГРА СО СЛОВОМ

«Трубач»

На красной площади трубач

Войскам играет сбор.

А конь за ним несется вскачь,

Шагают по кругу с четкой остановкой.

Прямой галоп вправо, потом влево.

Летит во весь опор

А конь за ним несется вскачь,

Летит во весь опор.

6. ИГРА СО СЛОВОМ

«Трактора»

Тара-ра, тара-ра, выезжают трактора.

Из колхозного двора

Будем землю пахать. Будем хлеб засевать,

Будем рожь молотить. Малых детушек кормить.

Топающий шаг с акцентом на слова

«Землю», «хлеб», «рожь», «детушек».

8. ИГРА СО СЛОВОМ

«Козлик»

Вышел козлик погулять,

Стал он прыгать и скакать.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит:

«Бе-е-е». (М. Павлова)

9. ИГРА СО СЛОВОМ

«Ковырялочка»

Каблучками я стучу,

Пляску русскую учу,

Пляска русская моя

Замечательная

(М. Павлова)

Простая «ковырялочка» на весь текст.

11. ИГРА СО СЛОВОМ

«Качалочка»

Качалочка качается,

А Машенька улыбается.

(М. Павлова)

Простая или сложная «качалочка»

на весь текст.

10. ИГРА СО СЛОВОМ

«Веревочка»

Я скачу, скачу, скачу

И веревочку кручу.

Ты, веревочка, крутись,

Пляска русская.

(М. Павлова)

На весь текст - простая или

сложная «веревочка».

12. ИГРА СО СЛОВОМ

«Шалтай-Болтай»

Шалтай-Болтай сидел на стене,

Шалтай-Болтай свалился во сне.

Вся королевская конница, вся королевская рать

Не может Шалтая, не может Болтая,

Болтая-Шалтая, Шалтая-Болтая,

Болтая-Шалтая, Шалтая-Болтая Собрать!

Качают вправо – влево.

Расслабленные руки. Высокий шаг на месте.

Активные подскоки на месте

с четкой остановкой в конце.

13. ИГРА СО СЛОВОМ

«Лиса»

Лиса по лесу ходила,

Лиса голосом вопила,

Лиса лычки драла, лиса лапотки сплела

Себе пару, мужу трое,

И детишкам по лаптишкам.

Простой хороводный шаг вправо – влево

на 1/4. Переменный шаг.

15. ИГРА СО СЛОВОМ

«Жаба и головастики»

(«Жаба» сидит  с закрытыми глазами.)

Головастики играли,

Головастики плясали, кувыркались, баловались.

А старая бабушка-жаба сидела на кочке,

Вязала чулочки,

И строго сказала им: «Спать…» (М. Павлова)

Всевозможные прыжки и поскоки. Осторожным шагом подходят к «жабе»

Замирают определенной позе, а «жаба» ищет,

кто шевелится.

14. ИГРА СО СЛОВОМ

«Козы»

Можно ль козам не бодаться, Если рожки есть?

В пляс девчонкам не пускаться,  Если ножки есть?

За рога возьмем козленка, Отведем на луг,

Поскоки в круг Поскоки из круга.

Ведут козленка за рога в круг.

А девчонку за ручонку

В наш веселый круг,

Кружатся парами на подскоке вправо,

потом влево.

16. ИГРА СО СЛОВОМ

«Тары-бары»

Тары-бары-растабары,

Туры-буры-растабуры!

(В. Зайцева)

«Поиграть локтями» на пружинке

(руки «полочкой»)

17. ИГРА СО СЛОВОМ

«Комарик»

Сел комарик под кусточек,

Под зелененький листочек,

Свесил ножки на песочек,

Сунул носик под кусточек.

Спрятался…

(В. Зайцева)

Кружение на шаге с припаданием.

Русский поклон.

19. ИГРА СО СЛОВОМ

Совушка»

Ах ты, совушка-сова, ты большая голова,

Ты на дереве сидела,

Во все стороны глядела, на траву свалилася,

С горки покатилася.

(К. Ряховская) Идут по кругу.

Пружинка. Крутят головой.

С верхнего положения бросают вниз руки.

Кружатся на топающем шаге.

18. ИГРА СО СЛОВОМ

«Наташа»

(стоят две шеренги напротив друг друга)

Наша-то Наташа-то совсем не то, что ваша-то:

Ваша-то крикунья, наша-то певунья,

Наша рукодельница, а у вас бездельница!

(К. Ряховская)

Идет первая шеренга топающим шагом.

Выполняют п/присядку.

Выставляют ногу на носок.

Кружатся на топающем шаге.

20. ИГРА СО СЛОВОМ

«Коза-хлопота»

Коза-хлопота день-деньской занята:

Ей травы нащипать,

Ей на речку бежать, ей козляток стеречь,

Малых деток беречь,

Чтобы волк не украл, чтобы лисонька-лиса

Их с собой не унесла. Чтоб медведь не задрал.

«Распашонка». Полуприсядка с

выставлением ноги на пятку.

Кружение на поскоке. Шаг с притопом на месте.

Пружинящий шаг в центр,

Топающий шаг из центра спиной.

21. ИГРА СО СЛОВОМ

«Петух»

Трух-трух-трух-трух

Ходит по двору петух, Сам со шпорами,

Хвост с узорами. Под окном стоит,

Во весь двор кричит.

Кто услышит, тот бежит.

Дети идут в хороводе, «петух» противоходом.

После всех слов «Петух» кричит «ку-ка-ре-ку»

и догоняет детей.

23. ИГРА СО СЛОВОМ

«Карусели»

Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите,

Раз, два, раз, два – Вот и кончилась игра!

(М. Павлова)

Топающий шаг по кругу.

Легкий бег по кругу. Топающий шаг по кругу.

Маршевый шаг по кругу.

22. ИГРА СО СЛОВОМ

«Барашеньки»

(«Ваня» стоит в центре)

Барашеньки-крутороженьки по дворам ходили,

По лесам ходили,

В скрипочку играли, Ваню потешали:

«Ваня, Ваня-простота,

Купил лошадь без хвоста, сел задом наперед

И поехал в огород!

Пружинящий шаг по кругу. Топающий шаг по кругу.

«Играют на скрипочке».

Идут в центр круга, поворот прыжком.

Выполняют пружинку с хлопками.

После всех слов дети убегают, «Ваня» догоняет.

24. ИГРА СО СЛОВОМ

«Тетери»

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

(К. Ряховская)

Дети, стоя в кругу, раскачивают сцепленные руки.

Две «тетери» влетают в круг, клюют и улетают,

а дети машут руками над головой, изображая лес:

«ш-ш-ш!».

25. ИГРА СО СЛОВОМ

Скок-поскок. Молодой дроздок,

По водичку пошел, молодичку нашел.

Молодиченька, невеличенька,

Сама с вершок, голова с горшок.

Прыжки на двух ногах на месте,

руки изображают «хвостик».

Мягкий шаг по кругу. Идут в центр,

раскрыв руки. Приседают.

Высоким шагом идут из центра спиной.

27. ИГРА СО СЛОВОМ

«Огуречик»

(«мышка» стоит в стороне)

Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик,

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

Дети идут к мышке пружинящим шагом.

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Дети убегают, мышка догоняет.

26. ИГРА СО СЛОВОМ

«Дедушка Егор»

Из-за леса, из-за гор едет дедушка

Егор сам на лошадке,

Жена на коровке, дети на телятках,

Внуки на козлятках –

Гоп–гоп–гоп–гоп! Тпру!

Высокий шаг на весь текст.

Прямой галоп, в конце натянуть «вожжи».

28. ИГРА СО СЛОВОМ

«Ворон»

Труба ладная, песня складная. Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора, А на той горе дубок,

А на дубе воронок. Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах, Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу. Труба точеная, позолоченная,

Труба ладная, песня складная.

Русский поклон.Топающий шаг в центр круга.

Высокий шаг назад спиной.Выставление ноги на пятку.

Показывают круглые серьги.Игра «на трубе» на пружинке.

Приставной шаг с приседанием.

29. ИГРА СО СЛОВОМ

«Улитка»

Улитка, улитка,

Вытяни рога!

Дам тебе, улитка,

Пи-ро-га!

(В. Зайцева)

Высокий шаг по кругу на весь текст.

Остановка тремя притопами.

31. ИГРА СО СЛОВОМ

«Киска»

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Топотушки на месте.

30. ИГРА СО СЛОВОМ

«Медведь»

(«Медведь» спит в центре)

Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег,

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег.

А под снегом спит медведь…

Тише, тише, не шуметь.

Ходьба в круг и из круга с чёткими остановками

на слова «снег, снег».

Присесть в кругу.

Высокий шаг спиной назад.

«Медведь» догоняет детей.

32. ИГРА СО СЛОВОМ

«По ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки:

Раз – два, раз – два, раз – два,

раз – два!

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам,

В яму – бух!

(М. Павлова)

Активная ходьба « по дорожке».

Прыжки на двух ногах, с продвижением вперед.

33. ИГРА СО СЛОВОМ

«Ходит сон»

Ходит сон близ окон,

Ходит дрема возле дома,

И глядят: все ли спят?

(В. Зайцева)

Мягкий шаг врассыпную.

Присесть и положить руки под щеку.

35. ИГРА СО СЛОВОМ

«Ай, да мячик»

Ай, да мячик, ай, да мячик,

Как легко, легко он скачет.

Прыг-скок, прыг-скок,

Покатился в уголок.

(М. Павлова)

Стоя в одном из углов зала,

Дети выполняют «пружинку».

Бегут в противоположный угол.

34. ИГРА СО СЛОВОМ

«Сяду – встану»

Сяду-встану, сяду-встану

И как мячик поскачу.

Приседать я не устану,

Я танцором стать хочу.

(М. Павлова)

Полуприседания на весь текст.

36. ИГРА СО СЛОВОМ

«Дудка»

Как без дудки, вот беда,

Ходят ноги не туда.

А как дудочку почуют,

Сами ноженьки танцуют.

(В. Зайцева)

Качаются из стороны в сторону.

«Пружинка», руки – «фонарики».

37. ИГРА СО СЛОВОМ

«Солнышко»

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко.

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

«Пружинка», руки свободные.

Прыжки с хлопками.

39. ИГРА СО СЛОВОМ

«Ермил»

Ермил, Ермил,

Чем коня кормил?

Овсом – серебром,

Бело ярым пшеном.

Понравится вам,

Красной Армии отдам.

Все дети обращаются к одному ребенку.

«Ермил» отвечает.

38. ИГРА СО СЛОВОМ

«Радуга-дуга»

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка колоколнышка.

«Пружинка» с одновременными хлопками

и притопом одной ногой.

40. ИГРА СО СЛОВОМ

«Андрей-воробей»

Андрей-воробей,

Не гоняй голубей.

Не клюй песок,

Не тупи носок.

Пригодится носок

Клевать колосок.

(М. Павлова)

«Ковырялочка». Полуприсядка. Перетопы.

41. ИГРА СО СЛОВОМ

«Дождик»

Дождик, лей, лей, лей

На траву и на людей.

Дождик, дождик, поливай,

Будет славный урожай!

(М. Павлова)

«Пружинка» с движениями рук. Поклон.

«Пружинка» с движениями рук.

«Пружинка» с хлопками.

43. ИГРА СО СЛОВОМ

«Ветер»

Дуйте, дуйте, ветры в поле,

Чтобы мельницы мололи,

Чтобы завтра из муки

Испекли нам пироги.

Движение «мельница».

42. ИГРА СО СЛОВОМ

«Дождик»

(в центре круга – ребенок – «дождик»)

Дождик, дождик, замолчи,

По окошку не стучи.

Не стучи так звонко,

Не буди котенка,

Не буди мохнатого

Мишку косолапого.

Завтра приходи опять,

А сейчас мы будем спать.

Ритмический рисунок хлопками.

Мягкий шаг по кругу.

Ходьба вперевалку.

43. ДОЩЕЧКА

Ритмический рисунок ногами. Приседают.

«Дощечка» (Дети стоят двумя параллельными шеренгами)

Положили через речку

То-то узкую дощечку.

Кот пойдет – провалится,

Кошка в воду свалится,

Петушок споткнется,

Утка сковырнется.

Только мышка перешла

И мышат перевела.

(М. Павлова)

Шеренги идут приставным шагом, держась за

руки, в одном направлении.

Между шеренгами бегут «мышки», взявшись

за руки (шаг = 1/8).

44. ИГРА СО СЛОВОМ

«Шар»

Мы в магазин ходили,

Мы шар себе купили,

Будем шар мы надувать,

Будем шар мы запускать.

Сужение круга.

Расширение круга.

Машут руками наверху.

45. ИГРА СО СЛОВОМ

«Дождик»

Капля раз! Капля два!

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

Прыжки на слова «раз», «два».

4 прыжка.8 прыжков.

Раскрывают руки в стороны.

Смыкают руки над головой.

46. ИГРА СО СЛОВОМ

«Галка»

(сл. Е. Трутневой)

Скоком-боком, боком-скоком

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена.

«Галка» скачет внутри круга боковым галопом.

Дети сужают круг, дети расширяют круг,

а «галка» быстро берет кого-либо за руки

и они меняются местами.

Игра повторяется.

47. ИГРА СО СЛОВОМ

«Листья»

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Кружатся, руки в стороны.

Приседают, опуская руки.

Движения руками влево-вправо.

Кружатся, руки в стороны.

48. ИГРА СО СЛОВОМ

«Мастерская»

Посмотрите, как у нас-то в мастерской

Там работнички трудятся день-деньской.

Как начнут они топориком рубить,

Кулачком о кулачок.

А пилами-то пилят, пилят, пилят,

Во все стороны опилочки летят

Время плотничкам работушку кончать,

И пойдут они вприсядочку плясать.

Ладошки-«блинчики».

Маховые движения вверх-вниз.

Движения рук вперед-назад.

Махи руками в стороны.

Попеременно руки на пояс.

Полуприсядка с высавлением ноги на пятку.

ИГРЫ СО СЛОВОМ

Цель:

1. Развитие ритмического слуха.

2. Развитие активной речи.

3. Совершенствование опорно-двигательного аппарата.

4. Совершенствование голосового аппарата.

5. Создание хорошего настроения.

Методика проведения:

1. Движения и слова разучиваются одновременно.

2. Дети с педагогом активно произносят слова

высоким голосом в удобном для детей темпе, эмоционально.

КАТАЛОГ

  1. Гармошка                              25.    Скок-поскок             49.   Мукомол
  2. Зайка                                      26.    Дедушка Егор
  3. Полуприсядка                       27.   Огуречик
  4. Лошадки                                28.   Ворон
  5. Сидит зайка                          29.    Улитка
  6. Трактора                                30.   Медведь
  7. Трубач                                    31.   Киска
  8. Козлик                                    32.   По ровненькой дорожке
  9. Ковырялочка                        33.   Ходит сон
  10. Верёвочка                              34.   Сяду-встану
  11. Качалочка                              35.  Ай, да мячик
  12. Шалтай-Болтай                    36.   Дудка
  13. Лиса                                        37.   Солнышко
  14. Козы                                        38.   Радуга-дуга
  15. Жаба и головастики            39.   Ермил
  16. Тары-бары                             40.   Андрей-воробей
  17. Комарик                                 41.   Дождик
  18. Наташа                                   42.   Дождик-2
  19. Совушка                                 43.   Ветер
  20. Коза-хлопота                         44.   Шар
  21. Петух                                       45.   Галка
  22. Барашеньки                          46.   Дождик-3
  23. Карусели                                47.   Листья
  24. Тетери                                     48.  Мастерская

49. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Мукомол»

Дуйте, дуйте, ветры в поле

Чтобы мельницы мололи,

Чтобы завтра из муки испекли мы пироги.

Мукомол, мукомол, ты нам зерна смолол,

А теперь из муки все, что хочешь, напеки.

Пышки – для Мишки,

Сайки – для Зайки,

Для Ежа отличные

Бублики пшеничные.

Выполняют движение «мельница».

Поскоки по кругу вокруг «Мукомола» на весь текст.

«Мукомол» по типу считалки говорит слова и

на кого попадет последнее слово, тот догоняет детей.

Загадки

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=612dc9fc1612de06&mb=imgdb_preview_1184

1. Золотой ушел, серебряный пришел. (Солнце месяц)

2. Заря-заряница

 По миру ходила,

Слезу уронила;

Месяц видел,

Солнце скрало. (Росса)

3. Махнула птица крылом,

Закрыла весь свет одним пером. (Ночь)

4. Рассыпалось к ночи золотое зерно,

Глянули утром — нет ничего. (Звезды на небе)

5. Белая простыня

 Всю землю обошла. (Облака)

6. Летит орлица

 По синему небу.

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (туча)

7. Серебряные нити

 Сшивают землю и небо. (Дождь)

8. Золотое коромысло

 Над рекой повисло. (Радуга)

9. Гость гостил,

Золотой мост мостил —

Без ножа, без топора,

Без железного долота. (Мороз)

10. На свете нет ее сильнее,

На свете нет ее буйнее.

В руках ее не удержать —

И на коне не обогнать. (Вода)

11. На всякий зов даю ответ,

А ни души, ни тела нет. (Эхо)

12. В синей чаше — алый мяч,

Он и светел, и горяч. (Солнце в небе)

13. Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь? (Воздух)

14. Постелю рогожку,

Посею горошку,

Положу калач —

Никому не взять. (Небо солнце месяц)

15. Белая кошка

 Лезет в окошко. (Рассвет)

16. Голубой шатёр

 Весь мир накрыл. (Небо)

17. В синем мешочке

 Белых пуговок полно. (Небо звезды)

18. Рассыпалось к ночи зерно,

Глянули утром — нет ничего. (Звезды)

19. За домом у дорожки

 Висит пол лепёшки. (Месяц)

20. Всё ломало,

Всё срывало,

И пощады не давало. (Вихрь)

21. Висит сито,

Не руками свито. (Паутина)

22. На ветках —

Плотные комочки.

В них дремлют

 Клейкие листочки. (Почки)

23. Рассыпался горох

 На семьдесят дорог,

Никто его не подберёт. (Град)

24. Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи —

Нет опоры для ноги. (Болото)

25. С высоты большой срываясь,

Грозно он ревёт

 И, о камни разбиваясь,

Пеною встаёт. (Водопад)

26. Выше леса, выше гор

 Расстилается ковёр.

Он всегда, всегда раскинут

 Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он ярко-голубой. (Небо)

27. Меня бьют, колотят, режут —

Я всё терплю, всем добром плачу. (Земля)

28. В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдёт — и всех разбудит. (Солнце)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека русского народного фольклора для детей и родителей

Заклички, приметы, народные игры распределены по временам года, что ускоряет поиск материала....

Картотека русских народных игр для детей старшей группы

Картотека русских народных игр для детей старшей группы...

Картотека русских народных игр для детей старшей группы.

Игры интересны тем, что помимо развития физических качеств и навыков они направлены на сплоченность детского коллектива, а использующиеся в них речевки и попевки благотворно влияют на развитие речи ре...

Картотека русских народных сказок для детей старшего и подготовительной к школе групп.

Для качественного улучшения речевого развития детей, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Так, использование русских нар...

Картотека русских народных игр для детей старшей группы

Цель формирование знаний детей народных игр...