Консультация для педагогов "Дидактические игры
консультация

Матвеева Марина Викторовна

Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре
ребенок проходит процесс социализации, учится общаться со сверстниками,
двигаться, манипулировать предметами и т.д. Детские игры очень разнообразны
и могут иметь несколько классификаций. Мы остановимся на дидактических
играх.
К дидактическим играм относятся - обучающие игры с правилами, игры
и упражнения с дидактическими игрушками и материалами, некоторые игрызанятия.
Дидактическая игра одновременно является и игровым методом обучения
детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной
игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
 В дидактических играх обучение носит игровой характер. Опираясь на
непроизвольное внимание детей, взрослые должны активизировать их
познавательную деятельность, вызывать интерес к окружающим предметам,
совершенствовать их опыт, формировать навыки и умения.
Дидактические игры создаются взрослыми как игры с правилами и
предлагаются детям в готовом виде. Лишь после того как дети овладеют их
содержанием, правилами, они начинают играть в них самостоятельно.
Игры с правилами имеют большое организующее значение для ребенка и
детского коллектива. Правила в этих играх предлагают детям определенные
нормы действия (умственного и физического), определяют, что надо делать,
говорить и чего нельзя, как действовать каждому и всем играющим. Важно, что
именно в самостоятельных дидактических играх дети привыкают подчиняться
требованиям и правилам без прямого участия и подсказок взрослого.
Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых
знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них
представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию
памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои
суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре
происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами
живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к
сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,
учится сочувствовать и т.д. 
Существуют разные классификации дидактических игр:
По содержанию: дидактические игры делятся на игры по ознакомлению с
окружающим миром, развитию речи, формированию математических
представлений, музыкальные игры и т.д.
По степени активности детей и воспитателя дидактические игры делятся на
игры занятия и автодидактические игры.
По наличию игрового материала игры делятся на игры с предметами и
игрушками, настольно-печатные и словесные.
Проведение дидактических игр включает в себя:
1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней
дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе
которой уточняются знания и представления детей).
2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих
правил.
 3.Показ игровых действий.
4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего,
болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом,
вопросом, напоминанием).
5.Подведение итогов игры (эффективность, выделение индивидуальных
особенностей)
Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трёх
направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и
анализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_didakticheskie_igry_.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре
ребенок проходит процесс социализации, учится общаться со сверстниками,
двигаться, манипулировать предметами и т.д. Детские игры очень разнообразны
и могут иметь несколько классификаций. Мы остановимся на дидактических
играх.
К дидактическим играм относятся - обучающие игры с правилами, игры
и упражнения с дидактическими игрушками и материалами, некоторые игрызанятия.
Дидактическая игра одновременно является и игровым методом обучения
детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной
игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
 В дидактических играх обучение носит игровой характер. Опираясь на
непроизвольное внимание детей, взрослые должны активизировать их
познавательную деятельность, вызывать интерес к окружающим предметам,
совершенствовать их опыт, формировать навыки и умения.
Дидактические игры создаются взрослыми как игры с правилами и
предлагаются детям в готовом виде. Лишь после того как дети овладеют их
содержанием, правилами, они начинают играть в них самостоятельно.
Игры с правилами имеют большое организующее значение для ребенка и
детского коллектива. Правила в этих играх предлагают детям определенные
нормы действия (умственного и физического), определяют, что надо делать,
говорить и чего нельзя, как действовать каждому и всем играющим. Важно, что
именно в самостоятельных дидактических играх дети привыкают подчиняться
требованиям и правилам без прямого участия и подсказок взрослого.
Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых
знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них
представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию
памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои
суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре
происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами
живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к
сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,
учится сочувствовать и т.д. 
Существуют разные классификации дидактических игр:
По содержанию: дидактические игры делятся на игры по ознакомлению с
окружающим миром, развитию речи, формированию математических
представлений, музыкальные игры и т.д.
По степени активности детей и воспитателя дидактические игры делятся на
игры занятия и автодидактические игры.
По наличию игрового материала игры делятся на игры с предметами и
игрушками, настольно-печатные и словесные.
Проведение дидактических игр включает в себя:
1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней
дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе
которой уточняются знания и представления детей).
2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих
правил.
 3.Показ игровых действий.
4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего,
болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом,
вопросом, напоминанием).
5.Подведение итогов игры (эффективность, выделение индивидуальных
особенностей)
Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трёх
направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и
анализ.
Особенности руководства дидактическими играми детей группы
«Малыши»:
 У детей младшего дошкольного возраста возбуждение преобладает над
торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому
целесообразнее объяснение правил объединить с показом игрового действия.
Воспитатель полностью и подробно объясняет правила игры и показывает их в
ходе самой игры, принимая в игре на себя ведущую роль. Педагог играет вместе
с детьми.
 Сюрпризный момент должен стоять на первом месте в организации игр,
необходимо, прежде всего, вызывать у детей интерес к дидактическому
материалу, учить их играть с ним. Игры необходимо проводить так, чтобы они
создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не
мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими
группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
 В проведении дидактических игр с детьми младшего дошкольного
возраста нужна активность воспитателя в обучении детей приемам игровых
действий. Учить детей в игре правильно раскладывать предметы (брать в правую
руку и класть слева направо).
 В ходе игры воспитатель использует вопросы, дает советы и предложения,
поощряет детей, контролирует действия детей. 
Особенности руководства дидактическими играми детей группы
«Почемучки»:
В этом возрасте необходимо уделить внимание дидактическим играм,
направленным на закрепление, обобщение имеющихся знаний у детей, умение
использовать приобретенные знания на практике.
 У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных
игр, но и здесь воспитательница принимает участие в дидактических играх. Она
является учителем и участником игры, учит детей и играет с ними, стремится
вовлечь всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и
словами товарищей, т. е. интересуется процессом всей игры. Постепенно, по
мере накопления опыта детьми воспитатель начинает играть второстепенную
роль в игре, т.е. выполнять роль ведущего, но при возникновении каких-либо
проблем в игре, снова включается в нее.
 Правила игры объясняются педагогом перед игрой и показываются с
помощью «пробного хода». Своим примером воспитатель предупреждает
неправильные действия детей. В ходе игры педагог внимательно следит за
выполнением правил.
 В ходе игры воспитатель так же задает вопросы детям, наводящего или
проблемного характера, делает реплики, дает советы, поощряет. На этом
возрастном этапе педагог постепенно, ориентируясь на индивидуальные
особенности детей, может давать оценку игровых действий, игры.
Особенности руководства дидактическими играми детей группы
«Фантазеры»:
Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым
опытом и настолько развитым мышлением, что они легко воспринимают чисто
словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный
показ. С детьми этого возраста проводятся дидактические игры со всей группой,
с небольшими группками. У них, как правило, складываются коллективные
взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому с группами «Фантазеры»
уже могут быть использованы в игре элементы соревнования.
В дидактических играх детей старшего дошкольного возраста отражаются
более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей,
техника в городе и деревне). Дети классифицируют предметы по материалу,
назначению (например, игра «Где что спрятано»).
Широко используются в этом возрасте словесные игры, требующие
большого умственного напряжения. У детей данного возраста в дидактических
играх больше проявляется произвольное внимание, самостоятельность в
решении поставленной задачи, в выполнении правил. Руководство должно быть
таким, чтобы игра содействовала умственному и нравственному воспитанию и в
то же время оставалась игрой. Необходимо и в этом возрасте сохранить
эмоциональный настрой детей, переживание радости от хода игры и
удовлетворения от результата, т. е. решения задачи. Руководя настольно-
печатными играми, воспитатель развивает у детей способность различать,
узнавать, припоминать. Опираясь на возбуждение и торможение нервной
системы, упражняет внимание детей, так как картинки неожиданно быстро
сменяют друг друга и новые зрительные образы вызывают у детей слуховые и
словесные образы. Дети упражняются в быстроте, точности и прочности
запоминания, в сохранности воспроизведения этих образов.
 В этом возрасте объяснение правил осуществляется перед игрой, как
правило, без показа их выполнения. Чаще всего это словесное объяснение, но
если игра сложная или новая, то можно предложить ребятам «пробный ход».
Воспитатель не принимает участие в играх, но следит за выполнением
правил игры, за ходом игры,
В дидактических играх воспитатели ставят ребенка в такие условия
(игровые), когда он вынужден вспомнить, что ему говорили на практике, во
время экскурсий, а это очень важно при подготовке ребенка к школе.
 Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель советует им
распределять между собой роли в игре так, чтобы поставить ребенка, у которого
не сформировались моральные нормы поведения, в такие игровые условия, когда
он, выполняя роль, должен будет проявить внимание, доброжелательность,
заботу о товарище, перенося затем эти качества в повседневную жизнь. Педагог
широко использует пример сверстника, направляет игру, используя советы,
напоминания. В игре дети должны проявить упорство при выполнении правил,
вспомнить определенные события из окружающей жизни.
 Заканчивая игру, воспитатель должен напоминать детям название игры,
отдельные игровые правила, поддержать интерес детей к дальнейшему
продолжению игры. Дает оценку действиям детей, но следует помнить о том, что
не каждая игра требует оценки, так как оценка может быть заключена в
результате игры или нарушить хорошее настроение детей.
 При повторном проведении игры ребята усваивают полный порядок,
игровые правила и способы действий. Необходимость повторности игры
определяется и тем, что не все ее участники одинаково успешно овладевают
всеми элементами дидактических игр до такой степени, чтобы они переходили в
их самостоятельную деятельность. Как правило, чтобы повысить активность
детей в игре и сохранить к ней продолжительный интерес, при ее повторности
дидактические и игровые задачи усложняются. Для этого педагогом
используется внесение нового игрового материала, введение дополнительных
ролей, замена наглядного дидактического материала на словесный и т. д.
Руководство дидактической игрой требует большого педагогического
мастерства. Отбирая игры, воспитатель исходит из того, какие программные
задачи он будет решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию
умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности,
тренировать сенсорный опыт. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Играйте с детьми в народные подвижные игры»

Народные подвижные игры не только занимательны для малышей, но и чрезвычайно полезны. Они учат управлять своими движениями, принимать игровое правило и подчиняться ему, кроме того, приведённые н...

консультация для родителей "Играйте с детьми в народные игры"

консультация для родителей с описанием народных игр которые можно использовать в домашних условиях...

Консультация для родителей "Играем дома, играем в дороге в словесные игры"

Предлагается речевой материал для словесных игр, формирующих понятие "предложение", развивающие фонематическое восприятие, грамматический строй речи через прослушивание заведомо бессмысленного предлож...

Консультация для родителей - Игра в жизни ребёнка. Почему дети играют? Зачем нужна игра?

«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)«Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев)...

Игры по дороге в детский сад. Консультация для родителей Консультация для родителей. Игры по дороге в детский сад.

Игры по дороге в детский сад. Консультация для родителейКонсультация для родителей.Игры по дороге в детский сад....

Консультация для родителей "Играйте с играми в подвижные игры"

Консультация для родителей с примерным перечнем подвижных игр....