Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию
рабочая программа (подготовительная группа)

Ладченко Марина Геннадьевна

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sotsialnoe-kommunikativnomu_razvitiyu.docx44.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Квитокская средняя общеобразовательная школа № 1 детский сад «Теремок»

Рабочая программа

Направление социально-коммуникативное развитие

2020-2021 г.г.

Пояснительная записка

Рабочая программа социально – коммуникативного развития для детей дошкольного возраста разработана на основе требований к планируемым результатам освоения Основной образовательной программы детского сада «Теремок», реализующей ФГОС на уровне дошкольного образования.

Рабочая программа включает в себя содержание, планируемые результаты, тематическое планирование.

Социально - коммуникативное развитие направлено на достижение целей первоначальных  представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений; развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе и моральными); формирование  гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Содержание работы курса направлено на достижение целей позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности.

Курс «Социально-коммуникативное развитие» входит в обязательную часть основной образовательной программы детского сада «Теремок» и часть, формируемой участниками образовательных отношений.

Место учебного предмета

Количество  часов, на которые рассчитана программа речевого развития

Младшая группа 13 часов 

Средняя группа  13 часов

Старшая группа  13 часов

Подготовительная группа 13часов    

Содержание программы

Младшая группа

Образ Я. Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения. Закреплять умение называть свое имя и возраст. Способствовать развитию у детей положительной самооценки.

Нравственное воспитание. Развивать у детей элементарные представления о  том, что такое хорошо и  что такое плохо; воспитывать социальный и эмоциональный интеллект.

Воспитывать уважительное отношение и  чувство принадлежности к  своей семье.

Воспитывать уважительное отношение к  сотрудникам детского сада, их труду; напоминать их имена и отчества.

Патриотическое воспитание. Формировать первичные представления о малой родине: напоминать детям название поселка, в котором они живут. Воспитывать интерес и любовь к малой родине.

В дни праздников обращать внимание детей на красочное оформление зала детского сада, воспитывать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения.

Развитие общения, готовности к сотрудничеству.  Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в  непродолжительной совместной игре.  Приучать соблюдать в  игре элементарные правила общения (договариваться, уступать, соблюдать договоренности).

Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.).

Формирование детско-взрослого сообщества. Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам и пр. Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада.

Развитие игровой деятельности. Развивать у детей интерес к различным видам игр. Побуждать к активной деятельности, развивать самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного. Помогать робким, застенчивым детям включаться в общую игру.

Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений.

Развивать умение выбирать роль, выполнять в  игре с  игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (врач-больной, мама-дочка).

Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.

Развитие навыков самообслуживания.  Формировать элементарные навыки самообслуживания; поддерживать стремление к  самостоятельности при овладении навыками самообслуживания.

Средняя группа

Образ Я.  Продолжать формировать образ Я. Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем. Продолжать формировать традиционные гендерные представления. Воспитывать в ребенке самоуважение, чувство собственного достоинства, уверенность в себе.

Нравственное воспитание.  Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и  нарушению) моральных норм.

Патриотическое воспитание.  Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям. Дать детям представление о том, что такое семья, дать детям первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.). Продолжать воспитывать любовь к родному краю. Воспитывать любовь и уважение к нашей Родине — России, уважение к государственным символам, дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.

Развитие общения, готовности к сотрудничеству. Учить детей содержательно и доброжелательно общаться со сверстниками. Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений (как играть, чтобы всем было интересно и никому не было обидно), развивать умение считаться с интересами товарищей, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Поощрять детей к совместному выполнению проектов, поручений, формировать умение договариваться (с помощью воспитателя) о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Поддерживать проявление детской  инициативы.

Формирование детско-взрослого сообщества. Развивать чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых в детском саду. Знакомить с традициями детского сада. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива.

Освоение общепринятых правил и норм. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте. Продолжать формировать у детей основы культуры поведения и вежливого общения.

Развитие целенаправленности, саморегуляции. Формировать первичные представления детей об их правах (на игру, доброжелательное отношение, новые знания и др.) и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице.

Развитие игровой деятельности. Развивать интерес к сюжетно-ролевым играм, игровые умения. Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов; развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.

Ознакомление с социальным миром. Формировать первичные представления о сферах человеческой деятельности; дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности (с опорой на опыт детей). Продолжать знакомить с различными профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач и т. д.); расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда. Учить интересоваться работой родителей (где и кем работают).

Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, связанными с ними профессиями, правилами поведения.

Старшая группа

Образ Я. Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

Нравственное воспитание. Продолжать формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей, воспитывать стремление «поступать хорошо». Воспитывать стремление к честности и справедливости. Продолжать воспитывать уважение к  традиционным ценностям, принятым в обществе. Учить уважать старших, заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.  

Патриотическое воспитание. Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — большая многонациональная страна, знакомить с народными традициями и обычаями. Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к  защитникам отечества.

Развитие общения, готовности к сотрудничеству. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; умение самостоятельно находить общие интересные занятия, развивать желание помогать друг другу. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Формирование детско-взрослого сообщества.  Продолжать развивать чувство принадлежности к  сообществу детей и  взрослых в  детском саду. Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в  совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения.

Усвоение общепринятых правил и норм. Расширять представления о  правилах поведения в  общественных местах; об  обязанностях в группе детского сада, дома. Продолжать воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению общепринятых норм и правил.

Развитие целенаправленности, саморегуляции.  Развивать целенаправленность и саморегуляцию собственных действий; воспитывать усидчивость. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, доводить начатое дело до конца.

Развитие игровой деятельности. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры. Поощрять выбор темы для игры; учить развивать сюжет на  основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, экскурсий, выставок и т.д. Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Учить усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

Социальное окружение. Расширять представления об  учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, вуз). Формировать потребность в получении знаний, стремление к дальнейшему обучению. Продолжать знакомить с культурными явлениями (цирк, библиотека, музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения. Расширять представления о сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство). Обогащать представления детей о  профессиях. Рассказывать детям о  профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи др.; о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника. Рассказывать о личностных и деловых качествах человека-труженика. Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства; с  результатами их труда (картинами, книгами, музыкой, предметами декоративного искусства). Воспитывать чувство благодарности к человеку за его труд.

Подготовительная группа

Образ Я.

Развивать представления  о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом.

Углублять представления детей об их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе.

Нравственное воспитание.

Воспитывать уважительное отношение и  чувство принадлежности к  своей семье; расширять  представления детей об истории семьи.

Воспитывать уважительное отношение к  сотрудникам детского сада, их труду; напоминать их имена и отчества.

Патриотическое воспитание.

Расширять представление о родном крае, продолжать знакомить с достопримечательностями региона. Углублять и уточнять представления о Родине – России. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Воспитывать чувство гордости за         достижения своей страны. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

Развитие общения, готовности к сотрудничеству

Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать умение договариваться, помогать друг другу, продолжать воспитывать  уважительное отношение к окружающим.

Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, починяться требованиям взрослых и выполнять , установленные нормы поведения.

Продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения)

Формирование детско-взрослого сообщества.

Вовлекать детей в жизнь группы, продолжать закреплять умение поддерживать  порядок в группе и на территории детского сада. Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада.

Освоение общепринятых правил и норм.

Продолжать закреплять с детьми общепринятых правил поведения в детском саду, дома, на улице.

Развитие целенаправленности, саморегуляции, самостоятельности.

Продолжать развивать у детей самостоятельность; умение находить себе интересное занятие

Развитие игровой деятельности.

Продолжать развивать у детей интерес к различным видам игр; побуждать  детей к активной деятельности; продолжать развивать самостоятельность в выборе игр.

Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений.

Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

Программа обеспечена следующими учебно – методическими пособиями:

1. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Подготовительная  группа - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  2017 г. 

2.Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  2017 г.

3.Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  2017 г.

4.Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая  группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  2017 г.

Материально-техническое обеспечение:

- игровые атрибуты;

- иллюстрации.

Планируемые результаты освоения программы:

Младшая группа:

- может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя;

- умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и  взаимоотношения людей;

- способен придерживаться игровых правил в дидактических играх;

- разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок;

- умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;

- соблюдает элементарные правила поведения в детском саду и на улице;

- придумывает вместе с воспитателем несложный сюжет «Путешествия по Байкалу».

Средняя группа

-  имеет представления о родственных отношениях в семье;

- имеет первичные представления о родном крае;

- имеет представления о государственных праздниках, о Российской армии, о воинах;

- имеет элементарные представления о профессиях (водитель, почтальон, продавец, врач), о трудовых действиях, результатах труда;

- развивает сюжет на основе полученных представлений о Байкале.

Старшая группа:

- знает и называет своих родственников, домашний адрес.

- имеет представления о Российской армии, её роли в защите Родины;

- имеет представления о людях разных профессий, об их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.

- знает  название родного поселка, страны, ее главного города;

- выполняет  элементарные правила поведения на улице;

- умеет договариваться с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняются правилам;

- в играх отражает не только быт, но и труд людей на Байкале.

Подготовительная группа:

- знает и называет свое отчество, фамилию, имя, домашний адрес, телефон, имена и отчество своих родителей;

- имеет представления о Российской армии, её роли в защите Родины;

- имеет представления о людях разных профессий, об их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом;

- знает  название родного поселка, страны, ее главного города;

- выполняет  элементарные правила поведения на улице;

- умеет договариваться с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняются правилам;

- имеет представление о народах других стран; народах Байкала, их традициях.

Примерное тематическое планирование

Младшая группа

Количество часов __13_ в год

Социально-коммуникативное развитие  проводится в чередовании с основами науки и естествознания.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Мониторинг (1 ч.)

1

Мониторинг

1

2

Папа, мама, я – семья

1

3

Кто в домике живет?

1

4

С/р игра «Семья на Байкале» (ЧФУ)

1

5

Наш зайчонок заболел

1

6

Приключение в комнате

1

7

Коренные жители Прибайкалья (буряты, эвенки, тофолары) (ЧФУ)

1

8

Как мы с Фунтиком возили песок

1

9

Мой родной город (поселок)

1

10

С/р игра «Путешествие по Байкалу» (ЧФУ)

1

11

Няня моет посуду

1

12

Подарок для крокодила Гены

1

Мониторинг (1 ч.)

13

Мониторинг (1 ч.)

1

Средняя группа

Количество часов 13 в год

Социально-коммуникативное развитие  проходит в чередовании с  основами науки и естествознания.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Мониторинг (1 ч.)

1

Мониторинг

1

2

Моя семья

1

3

Мои друзья

1

4

Повторение (ЧФУ)

1

5

Детский сад так хорош, лучше сада не найдёшь

1

6

«Что такое улица?»

1

7

Замечательный врач

1

8

Наша армия

1

9

Повторение (ЧФУ)

1

10

«Наш любимый воспитатель»

1

11

Я и мои друзья

1

12

Отдых на Байкале (ЧФУ)

1

Мониторинг (1 ч.)

13

Мониторинг

1

Старшая группа

Количество часов__13 в год

Социально-коммуникативное развитие  проходит в чередовании с основами науки и естествознания.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Мониторинг (1 ч.)

1

Мониторинг

1

2

Моя семья

1

3

О дружбе и друзьях

1

4

Повторение (ЧФУ)

1

5

Детский сад

1

6

Игры во дворе

1

7

В гостях у художника (ЧФУ)

1

8

Российская армия

1

9

Повторение (ЧФУ)

1

10

Россия – огромная страна

1

11

Профессия - артист

1

12

В гостях у кастелянши

1

Мониторинг (1 ч.)

13

Мониторинг

1

Итого:

13

Подготовительная группа

Количество часов__13 в год

Социально-коммуникативное развитие  проходит в чередовании с основами науки и естествознания.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Мониторинг (1 ч.)

1

Мониторинг

1

2

Дружная  семья

1

3

Как хорошо у нас в саду

1

4

Школа. Учитель

1

5

Народы Байкала (ЧФУ)

1

6

Путешествие в типографию. Библиотека

1

7

Защитники Родины

1

8

Мое Отечество - Россия

1

9

Экспедиция в тайгу (ЧФУ)

1

10

Космос

1

11

К дедушке на ферму

1

12

Путешествие по Байкалу (ЧФУ)

1

Мониторинг (1 ч.)

13

Мониторинг

1

Итого:

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ

Рабочая программа ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ...

Рабочая программа по социально - коммуникативному направлению: ОБЖ в условиях ФГОС ДО "Азбука безопасности"

   В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовит...

Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию. Младшая группа

Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию. Младшая группа...

Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию для старшей группы по программе "От рождения до школы".

Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию для старшей группы по программе "От рождения до школы"....

Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию для ранней группы

Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию для ранней группы...

Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию "Давай поговорим"

Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию "Давай поговорим"...