РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ
рабочая программа (младшая группа) на тему

Филинкова Алена Викторовна

Рабочая программа ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sotsializatsiya.docx106.76 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Полевского городского округа

«Детский сад № 28 общеразвивающего вида»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ

ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА (3-4 ГОДА)

СРОК РЕЛИЗАЦИИ – 1 ГОД

Полевской

2016 г.

Содержание:

1. Целевой раздел

1.1.  Пояснительная записка: цели, задачи, принципы и подходы……………………………………………………………………………………...

1.2. Значимые для реализации целей и задач образовательной деятельности характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей 3-4 года……………………………………………………………………………………………………………………………………...

1.3. Психолого-педагогические условия обеспечивающие развитие ребенка…………………………….……………………………………..…….

1.4. Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы………………….…………………………………………… 2. Содержательный раздел

2.1.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением «Социально-коммуникативное развитие» ребенка.……………………………………………………………………………………………….....................................................................................

2.1.2. Формы, способы, методы и средства  ……………………………………..………………………………………………………………...............

2.1.3. Способы и направления поддержки детской инициативы  …………………………………………………………………………………..........

2.1.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников     ………………………………………………….......

2.1.5. Календарно-тематическое планирование содержания образовательной деятельности детей    ……………………………………………......

3. Организационный раздел

3.1.1. Материально-техническое обеспечение……………………………………………………………………………………………………………..

3.1.2. Методические материалы и средства обучения и воспитания……………………………………………………………………………………..

3.1.3. Распорядок и режим дня……………………………………………………………………………………………………………………………...

3.1.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий………………………………………………………………………………...

3.1.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………………………….

3

 

6

8

10

13

15

18

18

19

21

22

23

24

26

  1. Целевой раздел программы

1.1.  Пояснительная записка.

Рабочая программа дошкольного образования (ДО) для детей второй младшей группы (детей 4-го года жизни) МБДОУ ПГО «Детский сад №28» обеспечивает разностороннее развитие с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям: «физическое развитие», «социально–коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие» и «художественно-эстетическое развитие».

Нормативной основой рабочей программы являются следующие документы:

  1. Конституция РФ, ст. 43, 72.
  2. Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ;
  4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562;
  5. «Санитарно-эпидемиологическими  правилами и нормативами 2.4.1.3049-13», «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;      
  6. Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  7. Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23 ноября 2009 г. № 655
  8. Устав МБДОУ ПГО «Детский сад № 28»;         
  9. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ ПГО «Детский сад № 28».

   Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности  детей второй младшей группы,  и направлена на формирование общей  культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

    Реализация рабочей программы  осуществляется в процессе  разнообразных  видов деятельности:

1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения)

2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

3. Самостоятельная деятельность детей

4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей  программы.

                Таким образом, решение программных задач осуществляется  в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

                Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных  областей,  которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально - коммуникативному, познавательному, речевому и художественно - эстетическому развитию.

Наименование дошкольного образовательного учреждения:

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития детей - детский сад № 28.

Учредитель: Муниципальное управление Полевского городского округа.

Полный адрес дошкольного образовательного учреждения:

субъект РФ

индекс: 63388

населенный пункт: город Полевской, ул. Розы Люксембург

дом: 2

федеральный телефонный код города:  8(34350) телефон: 3-52-68

Направления деятельности ДОУ:

1. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

2. Подготовка к обучению в школе (развитие произвольной сферы, обучение грамоте, развитие    логического мышления);

3. Проведение оздоровительных и профилактических мероприятий.

 Данная рабочая  программа разработана в связи с внедрением ФГОС  в образовательный процесс ДОУ.

Срок реализации Программы - 1 год (2015 - 2016 учебный год)

Рабочая программа (Далее - Программа)  разработана для обеспечения образовательной деятельности детей в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ ПГО «Детский сад № 28» и отражает особенности содержания и организации образовательного процесса в группе младшего дошкольного возраста

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с 3 до 4 лет в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому.

В программе определены виды интеграций образовательных направлений и целевые ориентиры развития ребенка.

МБДОУ работает по пятидневной рабочей неделе с 12 – часовым пребыванием воспитанников. Режим работы групп осуществляется с 7.00 до 19.00 часов,  с понедельника по пятницу включительно, за исключением  выходных дней (суббота, воскресение и нерабочих праздничных дней,  в соответствии с трудовым кодексом РФ, нормативно – правовыми актами правительства РФ), поэтому цель и задачи программы реализуются за весь период пребывания ребенка в ДОУ.

Цели и задачи

                   Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

                 Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

• патриотизм;        

• активная жизненная позиция;

• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

• уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Основные задачи образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»:

  1. Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
  2. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
  3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
  5. Формирование готовности к совместной деятельности.
  6. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации.
  7. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
  8. Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Принципы и подходы к формированию Рабочей программы.

Реализация содержания всех образовательных областей основывается на следующих принципах:

  • обогащение (амплификация) детского развития
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество организации с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Сформулированные принципы носят здоровье сберегающий характер, обеспечивая полноценное психическое развитие, сохранение эмоциональной сферы, формирование базисных характеристик личности – это является важным фактором для воспитанников МБДОУ.

 Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

1.2. Значимые для реализации целей и задач образовательной деятельности характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей.

Возрастные особенности детей

        В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

        Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

        Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

        Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

        Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

        Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

        В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.

        Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

        Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

        В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

        Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.        Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

        В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Характеристики развития воспитанников группы.

Комплектование группы № 3 (второй младшей) на 01.09.2016 г.

№ гр

возраст детей

Кол-во

мальчики

девочки

наполняемость по нормам

фактическая наполняемость

3 группа

3-4 лет

20

7

13

20

20

Кроме этого, при организации образовательного процесса в группе учитываются: климатические  особенности: процесс воспитания и развития в детском саду является непрерывным, но, тем не менее,  график образовательного процесса составляется в соответствии  с  выделением двух периодов:

1.        холодный  период:  учебный год (сентябрь-май), составляется  определенный режим дня и НОД   с расписанием игр -  занятий.  

2.        теплый период (июнь-август), летнее – оздоровительный период, для которого составляется другой  режим дня, т.к. в этот период НОД с детьми  не проводится, а все формы двигательной деятельности с воспитанниками осуществляются на свежем воздухе.  

При разработке Программы учитывались:  этнокультурные особенности: обучение  и  воспитание   в  МБДОУ  осуществляется  на  русском  языке, в  соответствии  с  Уставом  учреждения.

Особенности социально – культурного окружения в соответствии с социокультурным подходом в образовании дошкольников детский сад осуществляет взаимодействие с культурно – образовательными, культурно-оздоровительными и лечебными учреждениями.

Социальный статус семей воспитанников:

Семья

Кол-во детей в семье

Национальность

благополучная

неблагополучная

полные

неполные

многодетные

др.

русские

другие

2016-2017г.

20

-

14

6

3

17

18

2

  1.  Психолого-педагогические условия обеспечивающие развитие ребенка.

В младшем  дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра.

Для формирования у детей культурных норм поведения и общения с детьми и взрослыми педагог:

  • поддерживает формирование у детей элементарных навыков вежливости (уметь здороваться, прощаться, извиняться, предлагать свою помощь);
  • приобщает детей к культуре поведения в быту (за столом, в помещении, в транспорте, на улице);
  • учит детей следить за опрятностью и аккуратностью внешнего вида;
  • дает образец этически ценного поведения по отношению друг к другу; высказывая похвалу-одобрение, выражая свои чувства («Мне нравится слушать, как ты поешь песенку», «Я рада, что ты пришел!»);
  • способствует совершенствованию ранее приобретенных детьми культурно-гигиенических навыков: мыть руки с мылом, правильно их намыливая, до еды, после прихода с улицы, после загрязнения, туалета; мыть лицо; насухо вытираться полотенцем; аккуратно есть, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, культурно вести себя за столом; полоскать рот питьевой водой после приема пищи; использовать носовой платок; аккуратно пользо-ваться туалетом, самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывая одежду; следить за своим внешним видом (одежда, прическа), при необходимости обращаются за помощью к взрослым; помогают другим детям, не умеющим самостоятельно и правильно одеваться; пользоваться зеркалом и расческой;

Для формирования у детей доброжелательного отношения друг к другу на основе понимания эмоционального состояния другого, чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей педагог:

  • побуждает детей видеть связь между эмоциональным состоянием человека и причиной, вызвавшей это состояние, используя естественно возникающие в группе ситуации, а также опыт детей, полученный в слушании художественной литературы, в играх по сюжетам сказок, различных видах театра с участием детей и взрослых, отображающих отношения и чувства людей;
  • обогащает представления детей о сверстниках группы, об их отношениях: кто с кем чаще общается, играет, рисует; кто с кем дружит; обсуждает с ними выбор партнеров; способствует осознанию детьми своего положения среди сверстников, характер отношений к нему других детей и на основе возрастающей потребности в общении со сверстниками создает условия для возникновения детского сообщества;
  • предлагает ребенку поинтересоваться, доволен ли другой тем, какие игрушки, фломастеры, карандаши ему достались, как распределили роли, поручения, обязанности («Ты согласен?», «Доволен?», «Не будешь обижаться?»);
  • помогает детям рассказывать о своих чувствах, подводит их к необходимости принять приемлемое в данной ситуации решение; дает ребенку понять, что разрешается (можно и нужно) высказывать свое несогласие делать то, что он считает неправильным (например, участвовать в плохих поступках);
  • поддерживает потребность в положительной самооценке, способствует укреплению веры в себя, свои силы, развитию самостоятельности и уважения к себе (хвалит ребенка, пусть даже за незначительное достижение, приободряет словом, улыбкой, прикосновением и т.п.);
  • организует досуговые игры, которые приобретают более самостоятельный и разнообразный характер; практикует игры-развлечения; театральные игры (кукольный театр, простые инсценировки, игры-драматизации), приуроченные в том числе к праздникам различного рода; празднично-карнавальные игры, игры сезонного характера; привлекает детей к организации традиционных народных игр (игры «Репка», «Гуси-Гуси», «Совушка-сова» и др.);
  • начинает развивать и поддерживать интерес и внимание к окружающим взрослым и детям (в том числе членам своей семьи; например, предложить ребенку узнать у них про их детство, про любимые игрушки и игры, про самые запоминающиеся эпизоды из детства и т.п., которые могут оказаться созвучными интересам и чувствам самого ребенка); побуждает проявлять доброту, заботу о другом человеке, участвовать в различных видах деятельности рядом и вместе с другими детьми, не мешая им.

Для развития содержательного общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками самостоятельности педагог; поддержки:

  • создает условия для овладения разнообразными способами и средствами общения: называть взрослого по имени и отчеству; обращаться к сверстнику по имени, названию роли («водитель», «доктор»), использовать как речевые, так и неречевые приемы привлечения внимания другого человека к себе, своим действиям: «посмотри сюда...», «послушайте, пожалуйста...», при этом смотреть в глаза, приветливо откликаться на просьбу, слушать ответ других детей;
  • при конфликте ребенка со сверстниками побуждает детей «договариваться», помогает выслушивать других детей, их желания, дает возможность сказать о своем желании и вместе найти способ разрешения конфликта; учит детей «мириться»;
  • способствует совместному участию мальчиков и девочек в сюжетно-ролевых, театрализованных и других видах игр, в выполнении заданий; использует художественную литературу, обсуждая с детьми особенности поведения, характерные для мальчиков (сильный, смелый, трудолюбивый, заботливый и т.д.) и девочек (нежная, скромная, красивая, чуткая и т.д.), а также общечеловеческие (терпеливый, доброжелательный, готовый помочь другому и т.д.);
  • активно поддерживает самодеятельную игру детей, помогает организовывать взаимодействие детей со сверстниками на уровне ролевых и партнерских взаимоотношений; поддерживает образование культурного игрового детского общества: партнерство и уважительное отношение играющих детей друг к другу, появление игрового диалога в форме ролевых высказываний, стремление соответствовать реальному событию;

продолжает развивать самостоятельность в самообслуживании;

  • приближает детей к более адекватной самооценке конкретных собственных достижений в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной и т.д.), начиная с положительных оценок («Это у тебя получилось очень хорошо, а вот здесь…»);
  • поощряет начала регулировки собственного поведения ребенком на основе усвоенных норм и правил (обиделся, хотел стукнуть обидчика, но не сделал этого; не успел взять игрушку, которую хотел, но не стал отнимать у другого ребенка, а попытался договориться: играть ею вместе, играть по очереди и т.п.);
  • формирует у детей умение общаться со взрослыми на темы, выходящие за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации (что видел по дороге в детский сад; как гулял в парке в воскресенье, играл ли с другими детьми и т.д.), и способность к налаживанию с помощью речи взаимодействия со сверстниками в самодеятельной сюжетно-ролевой игре;
  • учит поддерживать беседу, вести содержательный разговор, прежде всего своим примером учит инициативно высказываться, задавать вопросы, передавать в речи свои представления об окружающем, внимательно слушать партнера в игре и других видах деятельности.

Для формирования у детей понимания значения своего труда для других, стремления оказывать посильную помощь, поддержка чувства удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой педагог:

  • помогает детям следить за порядком в местах для занятий, игр, прогулки (мусор бросать в урну, убирать игрушки в специально отведенные места и пр.); поддерживать чистоту и порядок в помещении (вытирать ноги перед входом в дом, смахивать снег с одежды и т.п.) и на участке;
  • поощряет детей, которые стремятся помочь взрослым в уборке игрушек, подклеивании книг, в создании выставки детских работ, стремятся помочь дежурным при раскладывании салфеток и приборов при подготовке к обеду, или подготовке материалов к разным видам совместной деятельности и т.п.;
  • развивает стремление быть полезным для окружающих, замечать их нужды, оказывать посильную помощь; участвовать в выполнении коллективных поручений, понимать значение своего труда для других;
  • формировать первоначальные представления о домашней хозяйственной деятельности взрослых (ходят в магазин, убирают квартиру, сортируют и выбрасывают мусор, следят за порядком, участвуют в благоустройстве прилегающей к дому территории — двора, газонов и т.п.); воспитывать уважительное отношение к труду других людей;
  • продолжать знакомить детей с профессиями работников дошкольного образовательного учреждения (врач, прачка и др.); с профессиональной деятельностью родителей и членов семей воспитанников; с трудом взрослых ближайшего социального окружения (магазин, больница, почта, парикмахерская и т. д.);
  • формирует у ребенка чувство удовлетворенности от участия в различных видах деятельности творческого характера, поддерживает проявления индивидуальности (выступлениях на праздниках, участие в выставках работ и пр.).

Для формирования основ безопасного поведения педагог:

  • обеспечивает усвоение правил безопасного поведения в детском саду и на участке, в лесу (до чего можно и нельзя дотрагиваться, куда можно и нельзя залезать, какие предметы могут представлять собой опасность на улице);
  • формирует у детей основы безопасного поведения на улице, в общественном транспорте, дает первые представления о правилах дорожного движения (значения сигналов светофора, знак и разметку пешеходного перехода и т.п.), обращая внимание детей на то, что они обязательно должны переходить дорогу только за руку с родителями, не выбегать на дорогу за мячом или к знакомому, идущему по противоположной стороне улицы и т.п.;
  • прививает осмотрительность в незнакомых и в сложных ситуациях; учит (не запугивая при этом детей) быть осторожными при встрече с незнакомыми людьми: не входить с посторонними в лифт, не уходить с территории детского сада без разрешения воспитателя;
  • учит детей обращать внимание на начальные признаки заболевания (озноб, головная боль, вялость, кашель); знакомит с основными правилами поведения при болезни (лежать в постели, смотреть книжки, пить лекарства);
  • приучает ребенка, по мере адаптации к различным жизненным ситуациям, оберегать себя от возможных травм, ушибов, падений, учит предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
  • рассказывает детям об опасностях переедания, злоупотребления сладостями, мучными, жирными продуктами, проигрывая разные ситуации; объясняет, почему нельзя есть в транспорте, на улице, в других, не предназначенных для этого местах, а также во время игр; почему при появлении жажды следует пить только кипяченую воду.

  1.  Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы 

Целевые ориентиры программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС.

В программе «От рождения до школы», так же как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту).

  • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
  • Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
  • Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
  • Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
  • Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек.
  • Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
  • Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.
  • Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
  • Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
  • Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
  • Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
  • С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

  • У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Система оценки результатов освоения программы

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.

           

Педагогическая диагностика        

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

  • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
  • игровой деятельности;
  • познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
  • проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
  • художественной деятельности;
  • физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Карты наблюдений детского развития с рекомендациями по выстраиванию индивидуальной траектории развития каждого ребенка по всем возрастным группам готовятся  педагогами на  основании методической литературы.

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

  1. Содержательный раздел

2.1.  Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением «Социально-коммуникативное развитие» ребенка.

Содержание Программы направлено на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Образовательные области (ФГОС)

Содержательный модуль

Социально-коммуникативное развитие

Социализация

Безопасность

Труд

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социализация,  развитие общения, нравственное воспитание.

Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеообразовательной Программе дошкольного образования « От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 117.

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеообразовательной Программе дошкольного образования « От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 120.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеообразовательной Программе дошкольного образования « От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 124 -125.

Формирование основ безопасности

Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеообразовательной Программе дошкольного образования « От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 130.

Учебный план реализации ООП ДОУ во второй младшей группе МБДОУ ПГО «Детский сад № 28»

Направление (ОО) развития

Вид детской деятельности

Форма образовательной деятельности

Продолжительность и количество НОД, в неделю

Физическое развитие

Двигательная деятельность

Физкультурные занятия, подвижные игры, игровые упражнения, спортивные игры, физкультурные праздники

45 минут (3 НОД)

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская деятельность

ФЭМП, ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины

30 минут (2 НОД)

Речевое развитие

Развитие речи

Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций

15 мин (1 НОД)

Восприятие художественной литературы и фольклора

Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра

Режимные моменты

Социально-коммуникативное развитие 

Коммуникативная деятельность

ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины

Режимные моменты

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ

Режимные моменты

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые, дидактические и др.

Режимные моменты

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка

37.5 мин (2.5 НОД)

Музыкальная деятельность

Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения

30 минут (2 НОД)

Конструирование

Конструирование из бумаги, природного и иного материала

7.5 мин (0.5 НОД)

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Воспитательно-образовательный процесс   условно подразделен на:

  • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) (далее по тексту — «организованная образовательная деятельность»);
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

Формы организации педагогической работы по образовательной области:

«Социально-коммуникативное развитие»

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

непосредственно образовательная деятельность

образовательная деятельность в режимных моментах

Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора,

Занятия

Игры с предметами и  сюжетными игрушками

Обучающие  игры  с использованием предметов и игрушек

Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные)

Чтение,  рассматривание иллюстраций

Имитативные упражнения,

Экскурсии

Проектная деятельность

Дидактические игры

Речевые задания и упражнения

Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций

Экспериментирование и исследования

  • практическое; умственное;

социальное

Ситуационная задача

Занятия

Экскурсии

Наблюдения

Чтение художественной литературы

Беседы

Просмотр видеофильмов

Поисково-творческие задания

Объяснение

Рассматривание иллюстраций

Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение)

Хороводные игры, пальчиковые игры,

Речевые дидактические игры

Наблюдения

Слушание,

Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром

Игра: подвижная, дидактическая, сюжетная

Ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы;

Развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания;

Помощь взрослым;

Участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования);

Формирование навыков безопасного   поведения при проведении режимных моментов.

Индивидуальная работа

Обучение

Объяснение

Напоминание

Личный пример

Похвала

Наблюдение

Упражнения

Рассматривание иллюстраций

Театрализованные постановки

Праздники и развлечения

Беседы с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него

Хороводные игры, пальчиковые игры

Пример использования образцов взрослого

Тематические досуги

Фактическая беседа, эвристическая беседа

Мимические, логоритмические,

Речевые дидактические игры

Наблюдения Чтение

Слушание, воспроизведение, имитирование

Разучивание скороговорок, чистоговорок

Индивидуальная работа

Освоение формул речевого этикета

Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром

Праздники и развлечения

Самообслуживание

Дежурство

Совместное со сверстниками рассматривание иллюстраций

Совместная со сверстниками продуктивная деятельность

Экспериментирование

Наблюдение

Игра-драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т.п.)

Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей

Сюжетно-ролевые игры

Игра- импровизация по мотивам сказок

Театрализованные игры

Дидактические игры

Настольно-печатные игры

Словотворчество

Коллекционирование,

Просмотр видео,

Беседа,

Консультативные встречи,

Прогулки,

Домашнее экспериментирование,

Презентации,

Экскурсии, путешествия

Наблюдения

Чтение

Личный пример

Беседа

Объяснение

Создание ситуаций, вызывающих желание трудиться и побуждающих детей к:

– проявлению трудовых навыков,

– оказанию помощи сверстнику и взрослому,

– проявлению заботливого отношения к природе.

Трудовые поручения.

Самостоятельное планирование трудовой деятельности.

-

Методики, технологии, средства воспитания.

1. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Цель: формирование  у дошкольников представление о значимости физического и психического здоровья человека; воспитывать умение беречь и укреплять своё здоровье

Задачи: воспитывать у дошкольников культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья; развивать психические и физические качества и проводить профилактические мероприятия, способствующие укреплению здоровья дошкольников; обучать дошкольников пониманию смысла здорового образа жизни и её ценности и ценности жизни других людей.

2. Игровые инновационные технологии        

Цель: повышение  значимости организации игр в воспитательно - образовательном процессе ДОУ.

Задачи: воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия; способствовать использованию в практике современных требований к организации игр дошкольников и формировать нравственную культуру миропонимания; совершенствовать приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности

3. Технология создания предметно-развивающей среды в ДОУ

Цель: создание и совершенствование предметно - развивающую среду в ДОУ.

Задачи: воспитывать позитивное отношение к применению и освоению нововведений, направленных на расширение кругозора дошкольниками; способствовать более целостному восприятию и глубокому пониманию дошкольниками изучаемого материала, повышать познавательную мотивацию, вовлекая их в активную самостоятельную деятельность, формировать потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок; дать знания для интеллектуального и духовно-нравственного развития дошкольников, способствующие успешному развитию у детей эрудиции, фантазии, умению логично рассуждать и делать выводы.

4. Проектно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Цель: становление у дошкольников научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к действительности.

Задачи: воспитывать потребность изучать окружающий мир через проектно - исследовательскую деятельность; развивать творческую активность познавательных процессов; учить решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и средства.

5. Информационно - коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

6. Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования, личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы.

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

- создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;

- рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;

- отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;

- всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу;

- помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;

- способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;

- в ходе занятий и повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать ему действовать в своем темпе;

Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатам продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи (детей критикует игрушка, а не педагог);

- учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти поход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;

- уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;

- создать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляется любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку, проявлять деликатность и тактичность;

- всегда представлять детям возможности для реализации их замысла в творческой, продуктивной деятельности.

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Основные формы взаимодействия с семьей (См. приложение № 2)

Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте.

Образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку  и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Содержание направлений работы с семьей         

Образовательная область «Социализация»

Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.

Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.

Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения.

Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.

Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы —при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, в ходе проектной деятельности).

Привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и плана взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.

  1.  Календарно-тематический план (см. приложение № 1)

Содержание психолого-педагогической работы по  «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»:

Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию детей  3 – 4 лет.

Задача: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса по социально – коммуникативному развитию детей 3 – 4 лет.

Направление деятельности

Формы работы

Целевые ориентиры

Развитие игровой деятельности

- совместная игра;

-игры в малых группах;

- Ход игры, элементарные правила;

-игры с игрушками, природными и строительными материалами.

Сюжетно – ролевые игры

- игры на темы из окружающей жизни;

- способы ролевого поведения в игре;

- взаимодействие в сюжетах.

Подвижные игры

- поощрение игр с каталками, автомобилями ,велосипедами;

- игры с более сложными правилами и сменой движений.

Театрализованные игры

- игры – драматизации и кукольные спектакли;

- имитация действий персонажей;

- действия с элементами костюмов и атрибутов;

- импровизация сюжетов.

Дидактические игры

- подбор предметов по цвету и величине;

Приобщение к элементарным общепринятым нормами правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

- вежливость, дружба;

- оценка хороших и плохих поступков.

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

-  образ «Я», семья, детский сад, родная страна.

Труд

- самообслуживание;

- хозяйственно – бытовой труд;

-труд в природе;

- труд других людей и его результаты.

Безопасность

- элементарные правила поведения;

- правила безопасности дорожного движения;

- экологическое сознание.

-  игровые упражнения;

- индивидуальные игры;

- совместные игры со сверстниками и воспитателем;

- чтение;

- беседа;

 

- наблюдение;

- педагогическая ситуация;

- экскурсия;

- ситуация морального выбора;

- поручение;

 - дежурство;

- праздник.

- ребенок стремиться выполнять элементарные поручения;

- ребенок проявляет доброжелательное отношение к окружающим;

- ребенок соблюдает правила элементарной вежливости;

-ребенок имеет первичные представления о себе и членах семьи;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда;

- ребенок проявляет любознательность.

3. Организационный раздел 

3.1. .Материально-технические условия реализации программы

  • соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
  • соответствие правилам пожарной безопасности;
  • средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
  • оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
  • учебно-методический комплект, оборудование, оснащение методической литературой.

№П/П

Вид помещения

социально-бытового и иного назначения

Количество

Наименование оборудования,

ТСО

Количество

1.

Прогулочная площадка

1

Веранда

Лавки

Оборудование

1

4

5

2.

Игровая комната

1

Шкаф для пособия

Шкаф секционный

Стол детский

Стул детский

Ковёр

Детская игровая мебель

Магнитофон

Телевизор

2

1

10

20

1

1

1

1

3.

Спальная комната

1

Кровати

20

4.

Умывальная

1

Шкафчики для полотенчиков

20

5.

Раздевальная комната

1

Шкаф для одежды

Скамейка

Шкаф для пособия по ФИЗО.

20

5

1

3.2. Методические материалы и средства обучения и воспитания.

- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа  дошкольного  образования  /  под ред.  Н. Е. Вераксы,  Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.

Направление развития

Методические  пособия

Социально-коммуникативное

- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа – Москва; ЦГЛ; 2004 г.

- Акимова Ю.А. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Младшая группа, - Москва; Сфера; 200 г.

- Губанова Н.Ф.  Развитие игровой деятельности во второй  младшей группе – Москва; Мозаика Синтез; 2016 г.

- Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа – Москва; Мозаика – Синтез; 2016 г.

- Иванова Т.В. Ребенок и окружающий мир:явления общественной жизни. Младшая группа – Волгоград; Корифей; 2008 г.

- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа, - Москва;  – Синтез; 2016 г.

- Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений, во второй младшей группе – Москва; Мозаика – Синтез; 2008 г.

Теплюк С.И.  Занятия на прогулках – Москва «Владос» 2005.  

  1.  Распорядок и режим дня.

Режим дня

Вторая младшая группа (3-4 года)

Дома

Подъем, утренний туалет

6.30-7.30

ДОУ

Прием, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика

7.00-8.05

Подготовка к завтраку, завтрак

8.05-8.35

Игры, самостоятельная деятельность

8.35-8.50

Организованная образовательная деятельность

8.50-9.40

Самостоятельная деятельность, совместная с педагогом деятельность

9.40-10.10

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

10.10-11.50

Возвращение с прогулки, игры

11.50-12.00

Подготовка к обеду, обед

12.00-12.30

Подготовка ко сну, дневной сон

12.30-15.00

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

15.00-15.10

Подготовка к полднику, полдник

15.10-15.20

Игры, самостоятельная деятельность детей, совместная с педагогом деятельность

15.20-16.35

Подготовка к ужину, ужин

16.35-16.50

Подготовка к прогулки, уход детей домой

18.50-19.00

Дома

Прогулка

19.00-20.00

Спокойные игры, гигиенические процедуры

20.00-20.30

Укладывание, ночной сон

В режиме дня указана общая длительность организованной образовательной деятельности, включая перерывы между ее различными видами. Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку.

По действующему СанПиН для детей возраста от 3 до 4 лет планируют не более 10 занятий в неделю продолжительностью не более 15 минут (СанПиН 2.4.1.1249-03).

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

В основе лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

        Цель: построение  воспитательно–образовательного процесса, направленного  на  обеспечение единства  воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач,  с учетом интеграции  на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом  контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных  особенностей, социального заказа родителей.

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы  являются примерные темы (праздники, события, проекты),  которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:

  • Явлениям нравственной жизни ребенка
  • Окружающей природе
  • Миру искусства и литературы
  • Традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям
  • Событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город,  день народного единства, день защитника отечества и др.)
  • Сезонным явлениям
  • Народной культуре и  традициям.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволил  ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения.

Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается  в подборе материалов, находящихся в группе    и уголках развития.

         Для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое  рассматривается как примерное. Педагоги вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период в соответствии с особенностями своей возрастной группы, другими значимыми событиями

Формы подготовки  и реализации тем  носят интегративный  характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей.

Месяц

Блок

Недели

2 младшая группа (тема)

Праздники, мероприятия  

Сентябрь

Детский сад

1

Наш детский сад. Сотрудники детского сада.

День знаний

2

Игрушки. Предметное окружение.

Времена года: ОСЕНЬ

3

Овощи

4

Мониторинг

Концерт ко дню дошкольного работника

Октябрь

1

Фрукты

2

Хлеб

Праздник осени

3

Растительный мир осенью

4

Животные (домашние, дикие)

Ноябрь

Мир вокруг нас

1

Предметный мир: ОДЕЖДА, ОБУВЬ, МЕБЕЛЬ, ПОСУДА, ТЕХНИКА

День народного единства.

2

3

4

Вода

Декабрь

1

Растительный мир зимой

Времена года: ЗИМА

2

Животный мир

3

Новый год        

4

Новый год!

Новый год

Январь

Каникулы

1

Каникулы

2

Зимние забавы

3

Неделя здоровья

День Здоровья

4

Обувь, одежда

Февраль

1

Зимние забавы. Русские традиции

Развлечение «Русские забавы»

Моя семья

2

Мой папа

3

Наша Армия

День Защитника Отечества

4

Моя семья

Фотовыставка «Моя семья»

Март

1

Моя мама

8 Марта

Знакомство с народной культурой

2

Широка страна моя родная

3

Неделя искусства

Времена года: ВЕСНА

4

Весна: растительный мир и животный мир

Апрель

1

Птицы

День смеха

2

Явления природы

День космонавтики

3

Неделя пожарной безопасности

4

Мониторинг

День земли

Май

Мой город – моя семья

1

Мой дом

Праздник весны и труда

2

Цветущая весна

9 мая – День Победы

3

Дома. Транспорт

4

Неделя профилактики ДТП

  1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

        

Предметно-пространственная  развивающая образовательная среда:        

- обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;

- обеспечивает учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, учет возрастных особенностей детей;        

- является содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных зон  (центров, уголков), оснащенных большим количеством развивающих материалов. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Характер взаимодействия с взрослыми:

- предусматривает и  обеспечивает возможность общения со взрослыми в игровой, продуктивной, познавательной, художественной деятельности.

Характер взаимодействия с другими детьми

- осуществляется через различные формы работы с детьми: образовательную деятельность, самостоятельную деятельность, режимные моменты, а также в процессе взаимодействия с семьями детей

Система отношений ребенка к миру, другим людям, самому себе:

- формируется комплексно, опираясь на  культурные практики.

Культурные практики выражены в совместной работе детей и воспитателя по накоплению опыта разнообразных практических действий. Их исключительная роль – восполнение недостающего детского опыта в разных жизненных сферах ( игровой, бытовой). В практиках происходит важнейшие изменения в детских действиях: они осознаются самим ребенком. Практики – «полигон» для опробования найденных детьми способов действий, необходимое условие их проверки и использования.

Для того чтобы предметно-развивающая среда была удобна для детей, могла быть безопасной и в то же время развивать, при ее организации педагоги учли два наиболее важных направления: сохранение здоровья и всестороннее развитие детей.

Для сохранения здоровья в предметно-развивающую среду  включили следующее:

  • предметную среду по оздоровлению детей, закаливанию, профилактике заболеваний;
  • среду для формирования привычек здорового образа жизни.

    Давая ребенку определенные представления об окружающем, побуждая его к деятельности и творческому применению знаний и умений, предметная среда становится ведущим средством передачи социального опыта, всестороннего развития ребенка.

С целью развивающей направленности предметной среды  учли следующие условия:

  • сочетание многофункциональных и легко трансформируемых элементов;
  • доступность оборудования в зависимости от желания и интересов ребенка;
  • возможность у ребенка выбора комфортной для него дистанции взаимодействия и степени участия в общей деятельности.

Также предметно-развивающая среда видоизменена сотрудниками в связи с возрастными особенностями каждой группы. Каждая группа носит специфические черты, отражающие общие и индивидуальные потребности детей. В младшей и средней группах учтена высокая подвижность детей 3–5 лет, а в группах старшего возраста — потребность детей в творчестве и самоутверждении.

Особое значение в учреждении придается предметно-игровой среде, так как,  основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Понятие «предметно-игровая среда» является составляющей «развивающей предметной среды». Педагогами ДОУ сформулированы принципы построения предметной среды для детей дошкольного возраста:

  • принцип дистанции при взаимодействии;
  • принцип активности, самостоятельности, творчества
  • принцип стабильности - динамичности;
  • принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
  • принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды;
  • принцип учета половых и возрастных различий детей.

Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Оформление  предметно-пространственной среды.

Пространство групповой комнаты условно разделено на центры:

Название  центра

Предметно –пространственная  развивающая среда для центра

Центр познания

  • Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии).
  • Дидактические игры по познавательному развитию.
  • Подбор книг, игр, иллюстраций, фотографий, открыток об  общественных  праздниках,  грибах,  ягодах,  цветах,  мебели, профессиях,  деревьях,  инструментах  и  т.д.
  • Коллекции  животных,  насекомых.  Альбомы по разным тематикам

Центр конструктивно – игровой

  • Конструктор  деревянный,  «ЛЕГО».
  • Бросовый и природный материал
  • Напольный, настольный,  пластмассовый   конструктор.
  • Игрушки на развитие сенсорики (цвет, форма, тактильные ощущения, размер, вес, на разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние),
  • мозаики,
  • пазлы (20-35 деталей),
  • лото, детское домино

Центр  творчества

  • Пластилин, стеки, досочки, салфетки, массы для лепки,
  • краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры,
  • клей, цветная бумага, цветной картон,
  • кисти, бумага для рисования, раскраски.
  • Коллекция народных игрушек (филимоновская, дымковская, 3—5 видов матрешек, урало-сибирская роспись); коллекция ложек, красивой посуды.

Центр театра

  • Пальчиковые куклы,
  • бибабо,
  • настольный театр игрушек,  
  • элементы костюмов,
  • фланелеграф с набором картинок

Центр книги

  • книжки со сказками, рассказами, стихами, потешками
  •  книги познавательного характера

Центр физического развития

  • Мячи разных размеров
  • Скакалки, вожжи
  • Кольцеброс
  • Кегли
  • Дуги для подлезания
  • Атрибуты для подвижных игр

Центр природы

  • Коллекции камней, ракушек, семян.
  • Игротека экологических развивающих игр.
  • Библиотека познавательной природоведческой литературы.
  • Картины-пейзажи по временам года.
  • Иллюстрации, изображающие различные состояния погоды.
  • Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, морковь, яблоко, редис).
  • Календарь погоды.
  • Календарь природы.
  • Материал для развития трудовых навыков (лейки с длинным носиком для полива комнатных растений, тряпочки для протирания листьев, тазики для воды, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки).

Центр музыки

  • Музыкальные игрушки: неваляшки, музыкальные молоточки, шарманки, шумелки, стучалки.
  • Магнитофон.
  • Звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки).
  • В аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора, колыбельных, записи звуков природы.
  • Не озвученные музыкальные инструменты.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по социально - коммуникативному направлению: ОБЖ в условиях ФГОС ДО "Азбука безопасности"

   В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовит...

Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию. Младшая группа

Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию. Младшая группа...

Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию для старшей группы по программе "От рождения до школы".

Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию для старшей группы по программе "От рождения до школы"....

Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию для ранней группы

Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию для ранней группы...

Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию "Давай поговорим"

Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию "Давай поговорим"...