"Виды детской деятельности при организации индивидуальной работы с ребенком"
методическая разработка

Послыхалина Ольга Владимировна

В соответствии с ФГОС среди принципов дошкольного образования выделяется и такой как индивидуализация дошкольного образования, под которой следует понимать построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_detskoy_deyatelnosti_pri_organizatsii.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Виды детской деятельности  при организации

 индивидуальной работы с ребенком.

         В детстве ярко проявляются особенности характера и темперамента, способности и интересы личности ребенка. Нет детей с одинаковыми привычками и поведением, знаниями и умениями. Близнецы и те отличаются друг от друга. У всех дошкольников ровесников разный уровень развития. Одни активные и быстрые, другие пассивные и медлительные. Есть самоуверенные дети, а есть застенчивые. Детей, таких разных, надо воспитывать и учить, но как?  

                  В соответствии с ФГОС среди принципов дошкольного образования выделяется и такой как индивидуализация дошкольного образования, под которой следует понимать построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка.  Одна из задач стандарта направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

В этом случае просто необходим индивидуальный подход к детям. Он нужен во всех видах детской деятельности и на протяжении всего дня. Суть индивидуального подхода заключается в подборе средств педагогического воздействия на каждого ребенка в отдельности с учетом всех его особенностей.

Что значит подойти к ребёнку индивидуально? Подойти к ребёнку индивидуально - это понять самого ребёнка: что он из себя представляет, каковы его цели, что он может, чего не может совсем, чего боится, что он любит, а что не любит, стеснителен ли он или, наоборот. Таких вопросов много. Ребёнок подчас представляет собой клубок проблем, тесно сплетённых друг с другом, в которых он и сам не может разобраться. 

         «Почувствовать ребёнка» то важное качество, благодаря которому педагог становится профессионалом. Это опыт, проявляющийся от общения с ребёнком. И накопление такого опыта возможно тогда, когда педагог в ребёнке видит личность.

Кроме специального багажа знаний, педагогу в этом деле пригодится – творчество, чуткость, умение анализировать и прогнозировать. Он должен знать и понимать воспитанников, быть рядом и на равных, быть мудрым и снисходительным. Итак, педагог должен знать «струны» всех детей и умело воздействовать на них.

Индивидуальный   подход на    НОД     способствует    раскрытию индивидуальности ребёнка, которая находит своё выражение в характере мыслительных   процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества.       Данный   подход    способствует   раскрытию индивидуальности каждого ребенка.

Так молчаливые, замкнутые, застенчивые, нерешительные, медлительные дети на занятии становятся другими, если руководствоваться некоторыми правилами:

  1. Давать им более простые задания.

  2. Спрашивать их не первыми, а то, что они лучше знают, и   постепенно переходить к новому более трудному материалу, или на повторе ответа.

  3. Задавать наводящий вопрос.

  4. Использовать напоминание.

  5. Давать время на ответ, не торопить с ответом, не прерывать.

         Следует педагогу помнить и об активных с высоким уровнем развития:

  1. Не спрашивать всегда только их.

  2. Привлекать их к исправлению и уточнению ответов других   детей.

  3. Подбирать им более сложные задания.

  4. Предъявлять к ответам детей повышенные требования.

         Вот общие требования, которые педагог может применять ко всем детям на занятии:

1. Продумать посадку детей (с учетом особенностей физического и   психического развития и поведения). Двое легковозбудимых детей, сидящих рядом, могут мешать не только друг другу, но и всем остальным. Если же рядом с легко отвлекающимся ребёнком находится спокойный, уравновешенный сверстник, то и первый малыш ведёт себя более организованно.

2. Щедро поощрять. Робкого ребёнка следует похвалить за старание. Если же малыш упрямится и не хочет выполнять указания воспитателя, просьбу- его внимание лучше переключить на другой объект. Дети очень чувствительны к оценке со стороны взрослого. В ходе занятия всегда должна присутствовать оценка деятельности индивидуально: «правильно провёл линию, хорошо ответил на вопрос».

3. Сравнивать результаты ребенка с его собственными достижениями, а не относительно других детей. Так если малыш затрудняется держать правильно карандаш, то ему воспитатель помогает удержать предмет и водит его рукой, а не ставит в пример других детей.

4. Развивать инициативу и самостоятельность. Всегда видно, кто из малышей более активен, а кто подолгу занят однообразной деятельностью. Задача воспитателя выбрать ту или иную игрушку, поиграть вместе, ввести ребёнка в группу играющих детей, предложить роль в игре, создавая тем самым доброжелательную обстановку.

5. Учить детей контролировать себя. Одобрение взрослым положительных поступков и неодобрение негативных, позволяют малышам понять, как можно поступать, а как нельзя. В каждом конкретном случае воспитатель ищет причину неправильного поведения ребёнка, старается разобраться, выяснить причину конфликта.

6. «Не вешать» на детей ярлыки, типа «он у нас такой», «а он ничего не знает» и т.д.

7. Прерывать попытки детей высмеивать ответы других.

8. Учить правильно оценивать действия и результаты свои и товарищей.

9. Привлекать детей радоваться успехами сверстников.

10. Планировать индивидуальный подход (например, кому какой вопрос лучше задать).

11. Проводить индивидуальную работу вне занятий.

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребёнка при условии, если он осуществляется в определённой последовательности и системе, как непрерывный, чётко организованный процесс.

Индивидуальный подход к дошкольникам одного возраста можно осуществлять, деля их на подгруппы:    

В первой подгруппе – дети с большой активностью, интересом к занятию, проявлением творческих способностей. Для них можно подбирать более сложные занятия.

Во второй подгруппе – дети, активность которых внешне не проявляется, особого интереса к занятию нет, могут отмалчиваться или отвечать правильно, но творческие проявления незначительны.

Как правила у детей первой подгруппы выше уровень развития, чем у второй. Таким образом, воспитатель тоже осуществляет индивидуальный подход.

При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности педагог должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. Для индивидуального подхода в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх. Педагог должен развивать такие качества как доброжелательность, стремление принести пользу игровому коллективу. Зная индивидуальные особенности детей, их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело.

В процессе дидактических игр выясняется степень умственного развития ребёнка, их сообразительность, смекалка, а также решительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитывать сосредоточенность, внимание, усидчивость. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью.

Таким образом, в игровой деятельности заложены большие возможности для эффективной индивидуальной работы с детьми. И воспитатель должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребёнка.

Индивидуальная работа по физическому воспитанию строится на основе возрастных и индивидуальных особенностей детей.   Составляя план индивидуальной работы, воспитатель учитывает двигательные интересы ребёнка. Предлагает ему разнообразные задания: вспомнить и выполнить упражнения, организовать знакомые подвижные игры и т. д., важная роль отводится развитию ручной умелости, моторики рук. Индивидуальная работа по развитию движений планируется ежедневно, во время прогулки.

Индивидуальная работа при правильной организации способствует развитию продуктивной деятельности, развитию детского творчества, помогает приобщить детей к изобразительному искусству, привлечь детей к работе с разнообразными материалами. Педагог создает условия для овладения ребенком-дошкольником такими навыками, как умение работать с ножницами, различными материалами, знакомиться и закреплять приемы лепки, аккуратно работать с клеем и красками, знакомить с различными нетрадиционными методами создания аппликаций, рисунков, поделок.

Вот некоторые составляющие работы, на которые нужно обратить внимание в ходе индивидуальной работы с детьми в течении дня:

  • беседы с родителями во время утреннего приёма о самочувствии ребёнка, поведении
  • предоставление каждому ребёнку возможности заняться интересующим его делом, создание спокойной, радостной обстановки, её поддержанием
  • при подготовке к завтраку и во время его прохождения обращать внимание на оказание помощи детям не вполне владеющими культурно-гигиеническими навыками
  • привлекать детей к работе в уголке природы
  • проведение работы с детьми робкими, застенчивыми, пропустившими предыдущие занятия, подготовить их к участию в общем занятии
  • в ходе занятий обращать внимание, что бы всем было удобно сидеть, видно и слышно педагога, обязательно учитывать активность и степень усвоения каждым ребёнком материала
  • воспитывая навык одеваться на прогулку, уделять особое внимание болезненным и ослабленным детям, учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, побуждать помогать друг другу
  • уделить внимание детям, которые проявляют особый интерес к какой- либо деятельности, выделяя её среди других
  • разучивание стихов, скороговорок с детьми, страдающими затруднениями в речи
  • общаясь вечером с родителями рассказать о деятельности ребёнка в течении дня, ответить на их вопросы, дать рекомендации на интересующую их тему

Таким образом, систематическое проведение индивидуальной работы с детьми является основным в педагогическом процессе, он помогает формированию характера, всестороннему развитию личности ребёнка, способствует организации и воспитанию дружного детского коллектива.

Методика проведения индивидуальной работы с детьми

В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, дети «ослаблены» имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные. Планируя индивидуальную работу, педагог должен учитывать психические и индивидуальные особенности ребёнка. Индивидуальная работа с детьми проводится в утренние и вечерние часы, а также на прогулке.

          Индивидуальные занятия с детьми, имеющие пробелы в знаниях, рекомендуется организовывать преимущественно в форме игры. Партнёром по игре может быть взрослый или другой ребёнок

        В первую половину дня воспитатель проводит большую индивидуальную работу с малышами. Например, организует специальные игры и упражнения с теми из них, которые нуждаются в исправлении недостатков речи или с отстающими в каких-либо движениях. Он занимается с малоактивными и замкнутыми детьми, давая им различные поручения, требующие общения со взрослыми и сверстниками. Недостаточно любознательным детям поручаются интересные наблюдения (например, полюбоваться красотой зимнего утра и т. п.).

         Во второй половине дня воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми по развитию движений, рисованию, вырезыванию, конструированию, исправлению дефектов речи.

        Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков. На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Приёмы индивидуального обучения в группе:

  • На примере, по образцу воспитателя;
  • Во взаимодействии с педагогом;
  • По образцу сверстников;
  • Используя помощь сверстников;
  • По рекомендации узких специалистов.

        Форма организации работы — индивидуальная, однако, в некоторых случаях можно проводить работу, организуя детей в малые группы. Проводя индивидуальную работу на прогулке необходимо учитывать сезонность и погодные условия. Планируется индивидуальная работа с детьми во время режимных процессов (воспитание культурно-гигиенических навыков, самостоятельности развитие речи, движений и т. д.) и ведётся педагогом на протяжении всего дня, во всех режимных моментах, в любом виде деятельности.

        Качественность индивидуальной работы зависит от умения педагога «видеть» детей. Очень важно эмоциональное состояние ребёнка во время занятий. И тут велика роль взрослого. Только от него зависит психологический и эмоциональный настрой занятий. Улыбка, ободрение, искренний интерес к тому, чему взрослый учит ребёнка, создадут тот фон, на котором у малыша появится желание учиться. Я советую, занимаясь с детьми, читать стихи, загадывать загадки, использовать элементы драматизации. Помимо эстетической и познавательной ценности для ребёнка это создаёт нужную атмосферу, снимает напряжённость и позволит и вам, и малышу использовать время занятий более эффективно.

     Используемая литература:

 1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе - 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 176 стр., ил.

 2. Интернет- источник.

 3. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981. – 127 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми ОО «Социализация»: интегрированные задачи и виды детской деятельности»

МИССИИ ПРОЕКТА:Миссия проекта – идеальное представление и общественная роль проекта, отражающая то, ради чего задумывается и реализуется проект. Формулировка миссии должна отвечать на вопросы:1....

ПРОЕКТ «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми ОО «Социализация»: интегрированные задачи и виды детской деятельности»

МИССИИ ПРОЕКТА:Миссия проекта – идеальное представление и общественная роль проекта, отражающая то, ради чего задумывается и реализуется проект. Формулировка миссии должна отвечать на вопросы:1....

Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности

Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель...

Виды детского труда и их влияние на воспитание личности ребенка

                            Великий  педагог В.А. Сухомлинский писал, что «....труд становится великим воспитателем, к...

Консультация для педагогов Виды детской деятельности при организации индивидуальной работы с ребенком

Консультация для педагоговВиды детской деятельности при организации индивидуальной работы с ребенком...