03.02.2019 Консультация для родителей «Познавательно-исследовательская деятельность средней и старшей группы»
консультация (средняя группа)

Машкова Ольга Юрьевна

В процесск организационно позновательно-эксперементальной деятельности развивается: позновательный интерес, устанавливаются причино-следственные связи, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Не сложные опыты можно организовать дома, по дороге в детский сад.

Примеры эксперементов.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как?” и “почему?” Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

В процессе организации познавательно – экспериментальной деятельности решаются следующие задачи:

– развитие любознательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать;

–развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости;

– умение делать выводы, а также развитие внимания, восприятия, мышления;

–создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Основная задача взрослых – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.

Для того, чтобы поддерживать интерес детей дошкольного возраста к познавательному экспериментированию необходимо:

- не отмахиваться от желания малыша. Так как в основе любого желания лежит любознательность. 

- не отказываться от совместных занятий с ребенком. Дети не могут развиваться без участия взрослых.

- не запрещать без объяснений. Запреты сковывают самостоятельность и активность.

- если вы что-то запрещаете, то обязательно объясните, почему запрещаете. Помогите разобраться, что можно и как можно.

- не указывать на недостатки и ошибки деятельности малыша, так как это приводит к потере интереса к этому роду деятельности.

- поощрять любопытство, это вызовет потребность в новых впечатлениях. Любопытство порождает любознательность, потребность в исследовании.

- предоставлять возможность малышу действовать с различными предметами и материалами.

-  поощрять желание экспериментировать с разными предметами.

- побуждать ребенка доводить начатое дело до конца. Положительная оценка взрослого очень важна для него.

- проявлять заинтересованность к деятельности ребенка. Беседовать с ним о целях, о его намерениях, о том, каким путем добиться желаемого результата или просто проявлять проявлять совместное любопытство.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы, кушают снег, облизывают игрушки, ковыряются в грязи, размазывают ее, прыгают в лужах, моют в ней руки и т.п. В старшем возрасте  многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности.                

Несложные опыты и эксперименты можно организовать дома, по дороге в детский сад и т.д.. В любой момент. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания и собственные наблюдения. Например: Я мою посуду, мне до сих пор интересно самой, из глубокой тарелки перелить воду в блюдце, в которой объем воды меньше, и посмотреть, как выливаются излишки. Смотреть, как картошка темнеет. Попробовать на вкус вареную и сырую картошку. Послушать, как поют птицы с закрытыми и открытыми глазами. Посмотреть через сосульку.

       

 Следуйте совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

               

Вот некоторые примеры экспериментов:

“Тонет, не тонет”. В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы) 

“Стираемые чернила”. Многим уже знакомы чернила которые стираются ластиком. Нарисуйте с ребенком картинку, затем сотрите. Положите листок бумаги в морозилку. Примерно через 10 минут рисунок проявится.

“Подводная лодка из яйца”. В одном стакане соленая вода, в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли). 

“Цветы лотоса”. Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки распускаются) 

“Чудесные спички”. Надломить спички посередине, капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться) 

“Подводная лодка из винограда”. Берем стакан газированной воды и бросаем виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает. (Пока вода не выдохнется виноград будет тонуть и всплывать) 

“Капля шар”. Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки (пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков). 

“ Можно ли склеить бумагу водой?” Берем два листа бумаги, двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются (Вода обладает склеивающим действием). 

“ Чем пахнет вода”. Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую воду. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах (Вода начинают пахнуть теми веществами, которые в неё положены). 

“Сравнить вязкость воды и варенья”. (Варенье более вязкое, чем вода) 

“Сравнить вязкость шампуня, жидкого мыла, воды”.(Шампунь более вязкий, чем вода) и в него можно залезть руками и попробовать на ощупь.

“Есть ли у воды вкус?” Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено) 

“Испаряется ли вода?”. Наливаем в тарелку воду, подогреваем на пламени. Воды на тарелке не стало. (Вода в тарелке испарится, превратится в газ; при нагревании жидкость превратится в газ)

“Цветные мыльные пузыри”. Наливаем в стакан воду. Добавляем в нее гуашь, так чтобы вода сильно насытилась цветом и затем добавляем жидкое мыло. Хорошенько перемешиваем (на личном опыте: надо дать чуть настоятся). Затем берем соломинку для коктейля и начинаем нее дуть. Получается цветная пена в стаканчике.

“Цветные мыльные рисунки”. Сюда можно отнести несколько видов, для этого только надо развести гуашь и жидкое мыло в стакане:

  1. Дуем в воду через соломинку, когда цветная пена поднимается над стаканом и к этой пене прикладываем лист бумаги. Остается очень забавный отпечаток,  из которого можно изобразить мороженое, микроб и т.д. проявив фантазию.
  2. Дуем в воду через соломинку, когда цветная пена поднимется немного в стакане, вытаскивает соломинку и дуем в нее на лист бумаги. Должен получится мыльный пузырь, который сразу лопается об лист. Получаются красивые круги.
  3. Капаем цветную мыльную воду на лист и начинаем раздувать. Получаются замечательные кляксы.

“Проявляющиеся картинки”. Бумажное полотенце складываем пополам, внутри на одной стороне не смывающимися фломастерами рисуем картинку. Затем скрадывает полотенце пополам и опускаем в тарелку или тазик с водой, и картинка проявится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников"

«Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»                                ...

Консультация для родителей "Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста".

Данная консультация подскажет родителям как заинтересовать детей экспериментальной деятельностью....

Консультация для родителей: "Познавательно-исследовательская деятельность". Подготовила воспитатель: Кузнецова Н.В.

Консультация для родителей: "Познавательно-исследовательская деятельность". Подготовила воспитатель: Кузнецова Н.В....

Консультация для родителей "Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников"

Консультация для родителей "Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников"...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"

Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....