Познавательно – исследовательская образовательная деятельность с детьми старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру

Лаврентьева Нина Викторовна

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности «Тайны снега и льда»

НОД в старшей группе

По познавательно-исследовательской деятельности

на тему: «Тайны снега и льда».

Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом.

Задачи:

1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Закрепить знание дошкольников о зиме. Формировать начальное представление об экспериментировании со снегом и льдом. Познакомить детей со свойствами льда и снега. Развивать познавательную активность, мышление.

2. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Активизировать и расширить словарный запас детей (прозрачный, бесцветный, хрупкий, рыхлый);

3. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:

• Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;

• Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу, уметь слышать и слушать педагога.

4. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

• Развивать чувство прекрасного через прослушивание звуков природы и просмотра картин в ходе проведения образовательной деятельности.

5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

• Способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей средствами игры «Что нам нравится зимой».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Оборудование и материалы:

Ёмкости со льдом и снегом, листы цветной бумаги, салфетки, соль, металлические ложки, карточки с символами обозначающими свойства снега и льда, ноутбук; проектор; презентация; аудиозапись звуков природы "Хруст снега", магнитофон, 2 мольберта

Виды детской деятельности:

• игровая,

• коммуникативная,

• музыкально – художественная,

• познавательно-исследовательская,

• двигательная.

Методы и приемы, используемые в ходе НОД:

• Словесный (беседа, вопросы к детям);

• Наглядно - демонстрационный (фото снежинок, картинки слайды, символы со свойствами снега и льда);

• Практический (проведение опытов со снегом и льдом);

• Игровой (подвижная игра "Что нам нравится зимой", игра на внимание «Найди две одинаковые снежинки»;

Используемые современные образовательные технологии:

• ИКТ-технологии;

• технология исследовательской деятельности;

• игровые технологии;

• здоровьесберегающая;

• личностно-ориентированные технологии.

Предварительная работа: беседа, рассматривание картинок, наблюдения в природе.

Ход НОД

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Январь».

-Ребята, напомните, пожалуйста, какой сейчас месяц. Ответы детей (Январь)

-Красивое произведение Чайковского, которое вы сейчас слышите, тоже называется «Январь». На проекторе фото зимнего пейзажа. (№1)

Воспитатель: Дети скажите вы любите зиму? А за что любите зиму? Конечно же, зима – это зимние забавы. Дорогие ребята, скажите, что такое снег? (Зимние забавы, укрывает всё и согревает. Снег холодный: нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.)

- Дети, а что такое лёд? (Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды – оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу.)

– Почему со льдом надо обращаться осторожно? (Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.)

Ребята, посмотрите, кто на экране?. (слайд №2) Зима приглашает нас в свою лабораторию, где мы сможем узнать о свойствах снега и льда.

Какие правила работы в лаборатории вы знаете? Ответы детей.

Но прежде чем приступить к проведению опытов вы разделитесь на 2 группы ученых. В моей корзинке 2-е картинки снежинка и льдинка, каждый из вас подходит ко мне и вытягивает свою картинку. Каждая группа ученых садится за свой стол с соответствующим логотипом.

ОПЫТ №1. Сравнение свойств снега и льда.

Воспитатель.

- А теперь проходите на свои места. Посмотрите в контейнеры перед вами, что в них находится?

- Снежинки берут в ладонь немного снега, а льдинки берут - кусочек льда. Что вы чувствуете? Что у вас осталось на ладони? Почему снег и лед тает на ладони? Что быстрее тает снег или лед? Какой можно сделать вывод?

Вывод: снег и лед холодные, состоят из воды.

- Какого цвета снег? На столе лежат символы, дети подходят, находят нужный символ и прикрепляют на доску.

(Каждая группа выставляет символ с изображением снега на мольберт).

-А лед имеет цвет? Значит он какой? (бесцветный)

(символ с изображением выставляется на мольберт).

Вывод: Снег - белого цвета, лед - бесцветный.

- Возьмите полоску цветного картона и положите её под снег и под лед. Мы сможем увидеть какого цвета полоска? - Значит снег какой? (Непрозрачный).

(Группы выставляют символ с изображением на мольберт)

Льдинки положите полоску под лёд. Видим цвет? Значит лёд какой? (Прозрачный).

(символ с изображением выставляется на мольберт).

Вывод: Снег - непрозрачный, лед - прозрачный.

- Возьмите ложки. Попробуйте разрыхлить снег. Получается? Какой снег? (Дети: снег рыхлый).

(символ с изображением выставляется на мольберт).

- Про лёд мы такого сказать не можем. Льдинки, какой лед? Но лёд мы можем разбить. Значит он какой? (Дети: лёд хрупкий).

(символ с изображением выставляется на мольберт).

Вывод: Снег- рыхлый, лед – твердый, но хрупкий.

Вывод:

Теперь ребята, расскажите по символам всё, что вы узнали про снег и лёд.

(дети по символам рассказывают про снег и лед) Льдинки рассказывают о снеге, снежинки о - льде

-Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый, под действием тепла превращается в воду.

-Лед - прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

Снег рыхлый, лед твердый, но хрупкий.

А вы любите играть зимой? Выходите на ковёр, мы с вами сейчас поиграем в игру «Что нам нравится зимой».

Дети:

Нам морозы - не беда

Не страшны нам холода

Ходим в шубах и ушанках,

И катаемся на санках.

Воспитатель: А как?

Дети: А вот так. (Показывают)

Воспитатель: А потом?

Дети:

А потом на лыжи встанем.

И с горы кататься станем.

Воспитатель: А как?

Дети: А вот так. (Показывают)

Воспитатель: А еще?

Дети:

А еще берем коньки

И бежим мы на катки.

Воспитатель: А как?

Дети: А вот так. (Показывают)

Воспитатель: Молодцы! А потом?

Дети:

А потом в снежки играем

Очень метко попадаем.

Воспитатель: А как?

Дети: А вот так. (Показывают)

Воспитатель: Ребята, понравилась игра? У вас сейчас какое настроение?

Ребята, присаживайтесь на стульчики у проектора.

Воспитатель: – Почему со льдом нужно обращаться осторожно? (Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.)

- Вы знаете, ребята, а ведь ледяные опасности подстерегают нас не только внизу, но и сверху. Кто догадался, о чем я говорю? Ответы детей.

Я вам предлагаю посмотреть один фрагмент из мультфильма. Демонстрация фрагмента из мультфильма «Смешарики. Опасные сосульки».

Что надо делать, чтобы не оказаться на месте героев мультфильма? Ответы детей.

-Лед под ногами – это опасно, лед над головой – это угроза. Ребята, неужели лед приносит людям только зло?

Опыт № 2. “Почему снег хрустит?”

Звучит фонограмма "Хруст снега".

Слайд № 3 «Снежинка»

Воспитатель: Ребята, что это за звук? А вы когда-нибудь слышали, как хрустит снег? А как вы думаете, почему снег хрустит под ногами? Я думаю, что нам нужно вернуться в лабораторию, чтобы это узнать.

Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.

Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз). Ребята, что вы слышите?

Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.

Игра «Найди две одинаковые снежинки».

Воспитатель: Ребята, вы знаете в природе не существует 2-х одинаковых снежинок. Но я нечаянно сфотографировала одну снежинку два раза. Перед каждой группой ученых на столе 5 фотографий снежинок. Ваша задача найти 2 одинаковые снежинки.

Вот и закончились наши исследования в лаборатории. Вам понравилось делать опыты? Мы все дружно провели большую работу, подведём итог. (Ребята, я буду задавать вам вопросы при ответе да, вы хлопаете в ладоши, при ответе нет, топаете один раз ногами).

- Снег при таянии превращается в воду? (да).

- Если вода замерзает, она превращается в лед? (да).

- Снег бесцветный? (нет).

- Лед прозрачный? (да).

- Лед рыхлый? (нет).

- Снег белый? (да).

- Лед тает в воде? (Да).

- Снежинки и соль - это кристаллы? (Да).

Молодцы! А вы хотите еще вернуться в лабораторию волшебницы зимы?

Я думаю, что у неё еще много интересных и занимательных опытов.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности «Тайны снега и льда»

НОД в старшей группе

По познавательно-исследовательской деятельности

на тему: «Тайны снега и льда».

Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом.

Задачи:

1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Закрепить знание дошкольников о зиме. Формировать начальное представление об экспериментировании со снегом и льдом. Познакомить детей со свойствами льда и снега. Развивать познавательную активность, мышление.

2. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Активизировать и расширить словарный запас детей (прозрачный, бесцветный, хрупкий, рыхлый);

3. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:

• Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;

• Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу, уметь слышать и слушать педагога.

4. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

• Развивать чувство прекрасного через прослушивание звуков природы и просмотра картин в ходе проведения образовательной деятельности.

5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

• Способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей средствами игры «Что нам нравится зимой».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Оборудование и материалы:

Ёмкости со льдом и снегом, листы цветной бумаги, салфетки, соль, металлические ложки, карточки с символами обозначающими свойства снега и льда, ноутбук; проектор; презентация; аудиозапись звуков природы "Хруст снега", магнитофон, 2 мольберта

Виды детской деятельности:

• игровая,

• коммуникативная,

• музыкально – художественная,

• познавательно-исследовательская,

• двигательная.

Методы и приемы, используемые в ходе НОД:

• Словесный (беседа, вопросы к детям);

• Наглядно - демонстрационный (фото снежинок, картинки слайды, символы со свойствами снега и льда);

• Практический (проведение опытов со снегом и льдом);

• Игровой (подвижная игра "Что нам нравится зимой", игра на внимание «Найди две одинаковые снежинки»;

Используемые современные образовательные технологии:

• ИКТ-технологии;

• технология исследовательской деятельности;

• игровые технологии;

• здоровьесберегающая;

• личностно-ориентированные технологии.

Предварительная работа: беседа, рассматривание картинок, наблюдения в природе.

Ход НОД

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Январь».

-Ребята, напомните, пожалуйста, какой сейчас месяц. Ответы детей (Январь)

-Красивое произведение Чайковского, которое вы сейчас слышите, тоже называется «Январь». На проекторе фото зимнего пейзажа. (№1)

Воспитатель: Дети скажите вы любите зиму? А за что любите зиму? Конечно же, зима – это зимние забавы. Дорогие ребята, скажите, что такое снег? (Зимние забавы, укрывает всё и согревает. Снег холодный: нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.)

- Дети, а что такое лёд? (Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды – оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу.)

– Почему со льдом надо обращаться осторожно? (Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.)

Ребята, посмотрите, кто на экране?. (слайд №2) Зима приглашает нас в свою лабораторию, где мы сможем узнать о свойствах снега и льда.

Какие правила работы в лаборатории вы знаете? Ответы детей.

Но прежде чем приступить к проведению опытов вы разделитесь на 2 группы ученых. В моей корзинке 2-е картинки снежинка и льдинка, каждый из вас подходит ко мне и вытягивает свою картинку. Каждая группа ученых садится за свой стол с соответствующим логотипом.

ОПЫТ №1. Сравнение свойств снега и льда.

Воспитатель.

- А теперь проходите на свои места. Посмотрите в контейнеры перед вами, что в них находится?

- Снежинки берут в ладонь немного снега, а льдинки берут - кусочек льда. Что вы чувствуете? Что у вас осталось на ладони? Почему снег и лед тает на ладони? Что быстрее тает снег или лед? Какой можно сделать вывод?

Вывод: снег и лед холодные, состоят из воды.

- Какого цвета снег? На столе лежат символы, дети подходят, находят нужный символ и прикрепляют на доску.

(Каждая группа выставляет символ с изображением снега на мольберт).

-А лед имеет цвет? Значит он какой? (бесцветный)

(символ с изображением выставляется на мольберт).

Вывод: Снег - белого цвета, лед - бесцветный.

- Возьмите полоску цветного картона и положите её под снег и под лед. Мы сможем увидеть какого цвета полоска? - Значит снег какой? (Непрозрачный).

(Группы выставляют символ с изображением на мольберт)

Льдинки положите полоску под лёд. Видим цвет? Значит лёд какой? (Прозрачный).

(символ с изображением выставляется на мольберт).

Вывод: Снег - непрозрачный, лед - прозрачный.

- Возьмите ложки. Попробуйте разрыхлить снег. Получается? Какой снег? (Дети: снег рыхлый).

(символ с изображением выставляется на мольберт).

- Про лёд мы такого сказать не можем. Льдинки, какой лед? Но лёд мы можем разбить. Значит он какой? (Дети: лёд хрупкий).

(символ с изображением выставляется на мольберт).

Вывод: Снег- рыхлый, лед – твердый, но хрупкий.

Вывод:

Теперь ребята, расскажите по символам всё, что вы узнали про снег и лёд.

(дети по символам рассказывают про снег и лед) Льдинки рассказывают о снеге, снежинки о - льде

-Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый, под действием тепла превращается в воду.

-Лед - прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

Снег рыхлый, лед твердый, но хрупкий.

А вы любите играть зимой? Выходите на ковёр, мы с вами сейчас поиграем в игру «Что нам нравится зимой».

Дети:

Нам морозы - не беда

Не страшны нам холода

Ходим в шубах и ушанках,

И катаемся на санках.

Воспитатель: А как?

Дети: А вот так. (Показывают)

Воспитатель: А потом?

Дети:

А потом на лыжи встанем.

И с горы кататься станем.

Воспитатель: А как?

Дети: А вот так. (Показывают)

Воспитатель: А еще?

Дети:

А еще берем коньки

И бежим мы на катки.

Воспитатель: А как?

Дети: А вот так. (Показывают)

Воспитатель: Молодцы! А потом?

Дети:

А потом в снежки играем

Очень метко попадаем.

Воспитатель: А как?

Дети: А вот так. (Показывают)

Воспитатель: Ребята, понравилась игра? У вас сейчас какое настроение?

Ребята, присаживайтесь на стульчики у проектора.

Воспитатель: – Почему со льдом нужно обращаться осторожно? (Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.)

- Вы знаете, ребята, а ведь ледяные опасности подстерегают нас не только внизу, но и сверху. Кто догадался, о чем я говорю? Ответы детей.

Я вам предлагаю посмотреть один фрагмент из мультфильма. Демонстрация фрагмента из мультфильма «Смешарики. Опасные сосульки».

Что надо делать, чтобы не оказаться на месте героев мультфильма? Ответы детей.

-Лед под ногами – это опасно, лед над головой – это угроза. Ребята, неужели лед приносит людям только зло?

Опыт № 2. “Почему снег хрустит?”

Звучит фонограмма "Хруст снега".

Слайд № 3 «Снежинка»

Воспитатель: Ребята, что это за звук? А вы когда-нибудь слышали, как хрустит снег? А как вы думаете, почему снег хрустит под ногами? Я думаю, что нам нужно вернуться в лабораторию, чтобы это узнать.

Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.

Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз). Ребята, что вы слышите?

Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.

Игра «Найди две одинаковые снежинки».

Воспитатель: Ребята, вы знаете в природе не существует 2-х одинаковых снежинок. Но я нечаянно сфотографировала одну снежинку два раза. Перед каждой группой ученых на столе 5 фотографий снежинок. Ваша задача найти 2 одинаковые снежинки.

Вот и закончились наши исследования в лаборатории. Вам понравилось делать опыты? Мы все дружно провели большую работу, подведём итог. (Ребята, я буду задавать вам вопросы при ответе да, вы хлопаете в ладоши, при ответе нет, топаете один раз ногами).

- Снег при таянии превращается в воду? (да).

- Если вода замерзает, она превращается в лед? (да).

- Снег бесцветный? (нет).

- Лед прозрачный? (да).

- Лед рыхлый? (нет).

- Снег белый? (да).

- Лед тает в воде? (Да).

- Снежинки и соль - это кристаллы? (Да).

Молодцы! А вы хотите еще вернуться в лабораторию волшебницы зимы?

Я думаю, что у неё еще много интересных и занимательных опытов.



Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность  с детьми подготовительной группы  «Знакомство со свойствами воды»

  Цели:

  Учить детей:

- находить решение поставленных задач, ориентируясь на опорные схемы;

- находить решение на вопросы при помощи практических действий (опытов)

- анализировать своё эмоциональное состояние и находить его причину.

Задачи:

Образовательные: 

-Формировать у детей представление о трёх состояниях воды.

- Активизация понятий «вода», «пар», «снег» и «лёд», «град» в речи детей.

Развивающие:

 -Развивать произвольное внимание.

-Формировать у детей интерес к явлениям окружающего мира.

Оборудование: «Волшебный мешочек», кусочки льда, снежки, блюдца, клеенки, губки, салфетки по количеству детей; термос с кипятком, стекло, опорные схемы, магнитофон и кассета с записью «Звуки леса».

Ход занятия

  1. Организационный момент

Воспитатель: Вы знаете, кто такие волшебники?

Дети отвечают.

Сейчас мы с вами тоже превратимся в волшебников. Закройте глаза и представьте себе, что у вас в руках – волшебные палочки и сегодня мы, как настоящие волшебники, познакомимся со свойствами воды, узнаем, что умеет делать вода, во что она умеет превращаться.

  1. Проведение опытов

Опыт№1. Посмотрите, что эта за жидкость? По каким признакам вы определили?

            Воспитатель: Посмотрите, что это? (Показывает термос) В термосе у меня кипяток – видите над ним? (пар) . Предположим если я поставлю стекло над  термосом над которым идет пар что произойдет. Над паром я ставлю стекло. Что стало с паром, во что он превратился? (В капельки воды)

            Что стало со стеклом? (Оно запотело от пара. Дает детям потрогать запотевшее стекло.) Давайте проверим нашу гипотезу.

            Как вы думаете, пар – это вода или не вода? А где можно увидеть в  природе жизни. Вода превратилась газ пошел пар.

Дети отвечают.

Сильно нагретая вода превращается в пар. Пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. В виде чего? (Дождя)

           Опыт№2.Сделайте дождь. Посовещайтесь как можно из этих предметов и воды сделать дождь. (Губки ,вода). Поговорите и покажете через минуту. Дети мочат губки (облако) потом их отжимают (получается дождь).  

        Опыт№ 3      Воспитатель: Что это? (Показывает детям снежки.) А снег – это что? вода или не вода?

Дети отвечают

Посмотрите на наши снежки. (Снежки лежат на блюдцах.) Наши снежки уже подтаяли и лежат в лужицах воды. Потрогайте снежок, возьмите его в руки. Какой он? (Холодный, белый, хрупкий…) А откуда берется снег?

Дети отвечают

Снег выпадает из облаков зимой. В тучах вода превращается в ледяные кристаллики и попадает на землю в виде снежинок. Как вы думаете, какая туча холоднее: дождевая или снеговая? Почему?

  1. Физкультурная минутка

          Воспитатель:  попытайтесь представить, что вы –  капельки воды. Послушайте музыку и превратитесь в то состояние воды которое услышите в мелодии. снежинки.

      Включается аудиозапись с песней «Одна снежинка – еще не снег». Свободный танец детей.

  1. Опыты с привлечением детей

Воспитатель: Подумайте, какой дождик лучше: теплый или холодный?

Дети отвечают

Так и с людьми , когда хвалят нас – это как теплый дождик, а когда ругают и делают замечание – для нас это как холодный дождик. Вспомните случаи , когда вы попали под такой «холодный дождик». Что вы тогда почувствовали?

Рассказы детей.

Какую пользу принес вам тот холодный дождик? Ответы придумайте по схеме.

Да… Зато…

А теперь вспомните, что случилось в вашей жизни хорошего и было похоже на теплый дождик.

Рассказы детей.

Очень часто дождик кажется нам теплым, когда нас хвалят. Давайте попробуем сделать друг другу такой дождик. Сейчас все встанут в круг и по очереди скажут друг другу добрые, ласковые слова, похвалят своего соседа и поделятся с ним своим теплым дождичком. Передавайте его в «ладошках» (сложенных горсточкой).

Действия детей.

Какое у вас настроение? Как вы думаете, легче слушать похвалу или хвалить другого? Почему?

Ответы  детей.

  1. Обобщение. Работа со схемами

Воспитатель :Мы поделимся на две команды и по работаем со схемами. Сейчас посмотрим, кого мне нужно похвалить сегодня. Давайте еще раз вспомним, что умеет делать вода, во что она умеет превращаться?

Дети отвечают.

Докажите, что снег – это тоже вода.

Докажите, что пар – это тоже вода.

Обсудите и ответите через минуту.

   

Ответы детей.

Как вы думаете, а если стекло в этом опыте сделать холодным-холодным, тогда что может случиться с капельками пара, когда они с ним столкнутся? Предложите свою гипотезу. Мы не будем сейчас проверять на опыте сделаем на следующем занятии. Версии доводы гипотезы.

  Послушайте историю.

    Саша очень старался на занятии, но у него ничего не получалось. Вдобавок ко всему, когда мальчик уронил карандаши и начал их собирать, воспитательница сделала ему замечание, что он много отвлекается и не успеет закончить рисунок вовремя. В конце занятия воспитательница похвалила Стасика, который помог Саше собрать карандаши, а Саше вообще ничего не сказала. Саша сильно расстроился и стал ворчать себе под нос, что у него никогда ничего не получается.

    После занятия дети пошли играть в игровой уголок. У Стасика не хватило деталей для постройки гаража. Саша подбежал к нему, стал пританцовывать и кричать: «Ха-ха-ха! Так тебе и надо! У тебя ничего не получится! Эх ты, растяпа!»

Воспитатель: Когда чувства Саши были похожи на «пар»? на «дождик»? на «град»?

Вместе с воспитателем дети делают вывод о том, когда наши чувства «замораживаются» и превращаются в «град» (в данном случае, зависть). Обсуждается, что в этом случае надо делать (как растопить «лёд»).

6.Задание на произвольное внимание.

Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем: мы будем внимательно слушать друг друга,, чтобы наши чувства не успевали превращаться в «град».

Выбирается ведущий. Дети становятся в колонну и маршируют под музыку (песня «По дороге с облаками»). Впереди идет ведущий. Когда музыка прекращается, все останавливаются и слушают команду ведущего, произнесенную шепотом, передают её по «цепочке» и тотчас её выполняют.  

     7. Упражнение на сплочение группы.

       Воспитатель: Наши «облачка» добрались до леса.

Включается аудиозапись «Звуки природы».

Воспитатель: Закройте глаза и постарайтесь увидеть лес. Представьте, что вы – дерево. Найдите ему место в лесу. Выберите удобное место в группе, где «дереву» удобно качать ветвями, расти вверх и даже танцевать. Одинокое дерево открыто всем ветрам. Летом ему жарко, а зимой холодно, даже зверю трудно спрятаться под одиноким деревом. Другое дело, когда рядом есть добрые и верные друзья. Подойдите друг к другу. Пусть ваши деревья образуют три рощи. Бережно и аккуратно соприкоснитесь пальчиками-листочками. А теперь давайте изобразим одно сильное и могучее дерево. Встаньте рядом друг с другом в круг. Какой огромный ствол получился у дерева! Его ветви тянутся вверх, переплетаются между собой. В такой кроне тепло и уютно белкам, птицам. А само дерево ничего не боится: ни жары, ни дождя, ни снега, ни града.

  Важно понаблюдать, в каком из предложенных образов дети чувствуют себя комфортнее и увереннее.

 8. Выводы и оценка

Воспитатель: О каких трех состояниях воды мы сегодня узнали? (Твердое – снег и лед, газообразное – пар, жидкое – вода.)

Какое из трех превращений воды вам понравилось больше всего?

 С каким состоянием воды мы чаще всего встречаемся в обычной жизни? Как вы думаете, на какое состояние воды вы чаще всего похожи? Почему?



Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательская образовательная деятельность

с детьми старшей группы. Тема: «Умные капельки».

Задачи:

Уточнять и расширять знания детей о воде, её свойствах и значении для жизни и здоровья.

Познакомить  детей с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды.

Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств.

Развивать умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.

Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.

Словарный работа: пресная, круговорот, фильтр.

Оборудование: облако с прикреплёнными к нему капельками; глобус; картинки – фон  «круговорот воды в природе»; цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи. Ведро, кувшин, кувшин – фильтр, термос с горячей водой, зеркальце. Стаканы с водой, ложечки на каждого ребёнка, пустые баночки с тканью, вместо крышки. Картина – большие фильтры.

Предварительная работа: Наблюдения за водой в природе (дождь, снег, лёд, лужи, река…). Проведение опытов «Пар – тоже вода», «Агрегатные состояния воды», «Растворимость веществ в воде». Беседа «Волшебница – вода». Чтение экологических сказок: «Всё живое нуждается в воде», «Сказка о воде, самом чудесном чуде на земле».

Ход.

Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Мы с вами отправимся в «Лабораторию Почемучек». Нас  ждут интересные опыты и открытия. Вы готовы?

Игра – приветствие «Наши умные головки».

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик чётко говорить.

Ручки поработают.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Тучка с капельками»

Закройте глаза и приготовьтесь познакомиться с главным героем в нашей «лаборатории почемучек». /Звучит тихая музыка, вносится «весёлая» тучка с капельками/. Загадка:

С горы сбегая без труда, она гремит, как гром.

В морозный день она тверда – руби хоть топором!

Нагрей её – и к небесам она взлетит тогда.

Теперь любой ответит нам. Зовут её - …/вода/.

Сегодня умные капельки поиграют с нами, научат нас новому и интересному.

Дети, которые будут особенно старательны и активны, смогут срезать капельки и складывать в этот кувшин.

Далее по ходу занятия каждую капельку срезает один из детей и опускает в кувшин.

Первая наша капелька – Капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. /Показ глобуса/. Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус – так выглядит наша планета Земля, уменьшенная во много – много раз. Синий цвет на глобусе означает…что? Воду. Как по – вашему, много ли воды на нашей планете? /Много/. Давайте покрутим глобус быстро – быстро. Кажется, что вся планета синего цвета – покрыта водой. Действительно, на земле очень много воды. Но почти вся она  в морях и океанах, а значит, какая на вкус? /Солёная/. Годится солёная вода для питья? Нет, солёная вода не пригодна для питья. Не солёной – пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну её лить. Пресную воду нужно беречь. Сейчас мы пойдём с вами в умывальную комнату и подготовим всё для эксперимента «Берегите воду».

 Эксперимент «Берегите воду». Открываем кран с водой, а затем закрываем его не до конца. Много ли воды льётся сейчас из крана напрасно? /Мало/. Давайте подставим ведёрко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберётся в ведре к концу нашего занятия.

Капелька вторая – учёная. Она хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует. Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе». Вода поступает в наши дома по трубам из озёр и рек. Для чего мы используем воду? /Ответы детей. Для питья, приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираемся, поливаем растения/. Много нужно для этого воды? /много/.

Как же получается, что люди до сих пор не использовали воду, почему вода не заканчивается? /Предполагаемые ответы детей/. Об этом вам и расскажет учёная капелька. Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите её в реку. Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце.  Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается. /Далее проводится эксперимент/.  Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой. Что вы видите? /Поднимается пар/. Значит, во что превращается вода при нагревании? /В пар/. Куда движется пар? /вверх/. Термос закрывается.

Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.  На небе капелька остыла, потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.  /Продолжение эксперимента/. Давайте ещё раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? /В воду/. Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо – с ней ещё много её сестриц – капелек. И стало облачко тяжёлой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошёл дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сёстрами упала на землю. Переместите капельку на землю. Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода начинает свой путь заново, нагреваясь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь в природе называют «круговорот воды в природе».  Закрепление «Как называется это явление в природе?»

Следующая капелька – капелька игривая,  и она поиграет с вами.

Физкультминутка «Тучка и капельки».

Я ваша мама – тучка, а вы мои – капельки – детки,

Пусть облако вас подружит (дети берутся за руки),

А ветер весёлый закружит (опускают руки, кружатся на месте).

В хоровод скорей вставайте (берутся за руки, встают в круг),

И со мною повторяйте:

Мы будем весело шагать и улыбаться! (дети шагают на месте)

Руками солнышку махать и наклоняться, (машут вверху руками)

Чтоб растения полить и животных напоить! (выполняют наклоны вперёд)

Землю мы умоем сами и вернёмся к тучке – маме. (подходят близко к воспитателю).

Капелька Живительная.

Есть такая поговорка: «Где вода – там жизнь».  Давайте подумаем вместе и скажем: кому и зачем нужна вода? /Ответы детей/. Можно задать наводящие вопросы:

Что произойдёт с нашими комнатными растениями, если не будет воды? Какой станет наша группа? /грязной/. А если мы перестанем мыть руки? Если человек не будет пить воду? и т.д.

Ни умыться, ни напиться без воды

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут птицы, зверь и человек.

И поэтому всегда всем везде нужна вода!

Вы запомнили поговорку» «Где вода – там жизнь!»

Следующая капелька – капелька Чистюля.

К сожалению, ребятки, в трубах, которые несут воду, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. Есть фильтры большие, если нужно очистить много воды (показ картинки  - фильтров). Есть фильтры маленькие. Вот такие. (Показ фильтра, использующего в домах). У вас есть дома такие фильтры? Вода попадает в кувшин, проходит через фильтры и вытекает очищенная. Вся грязь остаётся внутри.

Опыт «Фильтрование воды».

Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра. В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? /Вода стала мутной, грязной/. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра – кусочка ткани. Перелейте мутную воду в пустую банку через ткань. Какая вода попала в банку? /Не мутная, прозрачная/.

Вывод: песок остался на ткани, а в банку попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной воды.

Последняя капелька – капелька Любопытная.

Эта капелька очень любопытная. Она хочет узнать, что вам известно про воду.

Какая бывает вода? Подберите слова, отвечающие на вопрос «какая вода?» /солёная, пресная, горячая, сладкая, газированная../

В каком виде бывает вода? /жидкая, твёрдая /снег, лёд, град/, газообразная /пар/.

Какой вкус у воды?

Имеет вода запах?

Назовите цвет воды.

Какой формы вода? /Вода принимает форму того предмета, в который её налили/.

А сейчас капелька бережливая напоминает, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведре. Посмотрите, из маленьких капель набралось много воды. Вот сколько воды пропало бы зря. Конечно, эта вода в ведре не пропадёт. Для чего её можно использовать? Предлагайте!/Для полива цветов, для уборки, мытья посуды../

Ребятки, вам сегодня было интересно? Что вы узнали нового для себя? /Ответы детей/.

Капельки – волшебницы в реки собираются,

Напоить всю землю – матушку стараются.

Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,

Ходят к водопою звери по тропинкам.

А детишкам малым водичка всех нужнее –

С нею мы растём, с нею здоровеем.

Знаем мы теперь, как воду поберечь –

Просто так из крана вода не будет течь!

Берегите воду, воду берегите!

Дегустация чистой воды.

Пока дети рассматривали ведро с набежавшей водой, кувшин с капельками меняют на кувшин с чистой питьевой водой.

Ой! ребята, посмотрите! Капельки, которые мы опускали в кувшин, превратились  в чистую питьевую воду. Хотите попробовать?

Дети пьют чистую питьевую воду.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «НЕОБЫЧНОЕ В ОБЫЧНОМ»

   Цели:

- воспитывать любовь и бережное отношение к родной земле;

- учить детей получать знания о природных свойствах предметов через экспериментирование;

- закрепление знаний детей о животных разных природных зон, о вулкане;

- дать детям возможность почувствовать красоту природы через удивление;

- нравственное воспитание детей посредством вежливых слов по отношению к природе;

- развивать память, внимание, воображение, логическое мышление; умение анализировать и делать выводы.

   Методы и приёмы: детское экспериментирование, метод проблемной ситуации, игровой, наглядный, практический, словесный.

   Материалы к занятию: сундук, закрытый на замок, игрушка-паук, ключ, конверт с письмом, зеркало, карта с обозначениями мест опасности, корзина, резиновые перчатки, таз с загрязнённой водой, вата, марля (бинт), фильтровальная бумага, воронка, стаканчики; макеты природных зон (пустыня, север, смешанный лес); кувшинки, сделанные из бумаги, тарелочки с водой (одна на пару детей); макет вулкана, сода, моющая жидкость, уксус (для приготовления лавы); морские камушки, аудиозапись пения птиц.

   Предварительная работа: проведение с детьми опытов с водой, магнитом. Знакомство с явлением магнетизма, вулканом.

Ход занятия:

  -Проходите ребята, вставайте в круг. Дети приветствуют гостей, берутся за руки и встают в круг.

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг

Тут речка, там – зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря –

Все называется Земля!

   -Ребята, я приглашаю вас сегодня совершить путешествие в чудесную сказочную страну, где тоже есть и моря, и горы, и леса. В этой стране с помощью обычных предметов можно совершить что-то необычное. Принимаете мое приглашение?

  Воспитатель наталкивается на большой ящик, на котором весит замок. Но достать ключ от этого замка не так просто. Сначала нужно найти того, кто его охраняет, а для этого необходимо отгадать загадку:  

 «Восемь ног, как восемь рук

Вышивают шелком круг

Мастер в шелке знает толк

Покупайте мухи шелк».  (Паук)

    - Ключ будет нашим, если мы достанем его, не касаясь ключика рукой.

 Как же мы сможем с вами достать ключ, не дотрагиваясь до него рукой?

    Дети: С помощью магнита.

     Недалеко от паука находим магнит.

    - Вот мы и добыли наш ключ. Теперь сможем открыть сундук и узнать что в нем лежит.

     Открываем и находим конверт с письмом.

   -Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нем ничего не написано. Давайте откроем, посмотрим, а вдруг кому-то нужна наша помощь. (Открываем).

   - Посмотрите, странное какое-то письмо. Написано так загадочно «!ЕТИГОМОП». Как  же мы  сможем его прочесть? Давайте посмотрим, вдруг в сундуке есть предметы, которые нам помогут прочесть письмо. (Находим в сундуке зеркало и с помощью его читаем письмо).

    «ПОМОГИТЕ!»

    - Ребята, но кому мы должны с вами помочь? В большом конверте находим маленький конверт и в нем воспитатель читает: Нашу волшебную  страну заколдовали. Всё перепуталось так, что всё живое стало гибнуть. А нашего Горного Короля превратили в огромный камень. Помогите нам! Расколдуйте нашу страну! А чтобы вам было легче, возьмите с собой карту. На ней и отмечены места опасности.»

    - Посмотрите ребята, а вот и карта тех мест, где необходима наша помощь. Но в сундуке есть ещё много вещей. Подумайте, что мы должны взять с собой, что нам может понадобиться для спасения волшебной страны? (Берем корзинку и кладем в неё перчатки, мешок для сбора мусора, воронку, фильтровальную бумагу, бутылочку и аптечку, в который должны быть бинт, вата.).

    - Давайте посмотрим, куда ведёт нас дорога?

    - Да, ребята, что-то в этой стране, ни так, слышите как здесь тихо, даже нет пения птиц. А вот и первый знак, говорящий нам о том, что тут не всё в порядке. Это река! Но река слишком загрязнена и в ней очень мусора. Нужно срочно очистить воду и спасти всех подводных жителей. 

   Очищение реки.

    Воспитатель предлагает очистить речку сначала от крупного мусора. Для этого используем перчатки и мешок для мусора.

Физкультурная минутка «Вот мы руки развели!»

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
Речке нашей до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

Широка река,

Высоки берега!

    - Мы освободили речку от тяжести, собрали весь мусор, но вода по-прежнему грязная.

    Дети придумывают разные способы очистки воды, воспитатель предлагает свой способ.

    - Давайте попробуем отфильтровать воду. В качестве фильтров будем использовать вату, марлю и фильтровальную бумагу.

 Показать детям, как сделать из этих материалов фильтр, установить его в воронку, затем вставить воронку в чистый стаканчик. Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром, отфильтровать воду. По окончании процесса фильтрования делается вывод (При фильтровании воды через бинт, вода очищается не полностью, в воде остаются мелкие частички грязи. При фильтровании воды через вату и фильтровальную бумагу воду удалось отфильтровать, полностью на фильтре видны следы грязи.).

  Вспомнить все свойства воды.

  Воспитатель предлагает детям набрать чистой воды в бутылочку и взять её с собой.

    -Ну что, ребята, пора двигаться дальше  посмотрите по карте, где нужна ещё наша помощь? (дети смотрят на карту, видят три круга разного цвета 1 – желтый, 2- зелёный, 3 – белый)

    -Как выдумаете ребята, что означают эти круги («пустыня», «лес», «север»). Значит и там злой колдун постарался навредить, но ничего мы ведь сможем помочь и этим жителям. Посмотрите, он переселил всех жителей, перепутал им дома. Нужно спешить  иначе животные могут погибнуть. Воспитатель спрашивает у детей, из-за чего обитатели одной природной зоны не смогут выжить в другой.

Задание:

- выбрать животных пустыни.

- выбрать животных леса.

- выбрать животных Крайнего севера.

    Дети распределяют животных по месту обитания и возвращают каждого в свою природную зону.

    По карте идём дальше.

    -Посмотрите, что это? (Дети смотрят  в сторону, показанную воспитателем).

    -Как вы думаете, что это (Горы). В этих горах, наверное, и находится замок Горного короля. Мы почти у цели, идем в горы? (Да). Но для начала нужно подумать, как мы снимем заклинание.. Находим ещё одно письмо. «Для того, чтобы узнать, что сможет помочь в снятии заклинания, вам необходимо найти подсказку в распустившихся кувшинках.»

    Закрытые бутоны цветов лежат на столе. – Как вы думаете, что мы с вами сейчас должны сделать, чтобы наши кувшинки раскрылись, ожили? Вы правы. Для этого нам нужна вода.

Воспитатель наливает из бутылочки воду в тарелочки. - Теперь у вас есть свои маленькие водоемы, давайте опустим бутоны цветков туда.

 Дети опускают цветы в воду и кувшинки начинают распускаться.

(В каждом цветке ребенок находит по одной букве; из всех букв собирают слово «вулкан»)

    - Догадались ребята, с помощью чего мы сможем спасти волшебную страну? (с помощью вулкана). Да, наверное, в момент, когда проснется вулкан у подножия замка Горного Короля, колдовство потеряет свою волшебную силу. Король вернётся в свой прежний облик и всё встанет на свои места. Находим вулкан. – Давайте мы попробуем, разбудить его.

Опыт «Извержение вулкана».

Заранее воспитатель по определенной формуле приготавливает лаву.

    - Для того, чтобы вулкан проснулся, необходима очищенная вода. Наливаем в жерло вулкана оставшуюся в бутылочке очищенную воду. Воспитатель просит детей вспомнить все волшебные, добрые слова, которые дети должны проговаривать про себя.

   Наблюдаем извержение вулкана.

    После того, как вулкан проснулся, звучит музыка с пением птиц.

    -Ну, вот ребята, мы победили колдунов и спасли всех жителей этой замечательной страны.

    -Наступил мир и покой в сказочной стране. Понравилось вам путешествие? (Да). А больше всего что понравилось. (Ответы).

   И мне ребята понравилось путешествовать с вами, а больше всего я осталась довольна тем, что вы были добрыми и чуткими. И в благодарность жители Горной  страны дарят вам всем ракушки с морского дна.    Ну, а нам пора возвращаться в наш детский сад (Под музыку дети прощаются с гостями и уходят в группу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшей группы по теме: "Свойства воды"

Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с водой....

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшей группы "Путешествие по Водному царству"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы...

Познавательно-исследовательский проект с детьми старшей группы "Биоробот"

Работа по реализации познавательно-исследовательского проекта "Биоробот" включала коллективную деятельность детей старшей группы и индивидуальную деятельность дошкольников.Цель:   развитие п...

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшей группы Форма организации: экспериментирование. Тема. Какая бывает вода?

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшей группыФорма организации: экспериментирование.Тема.  Какая бывает вода?Цель. Формировать представ...