Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». «Познавательно - исследовательская деятельность» с детьми старшей группы Тема: «Зимняя лаборатория Мороза Ивановича»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moroz.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 64 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по интеллектуальному развитию детей  

Выборгского района Санкт – Петербурга

Конспект организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие».

«Познавательно - исследовательская деятельность» с детьми старшей группы

Тема: «Зимняя лаборатория Мороза Ивановича»

                                                                                   

    Выполнила:

 воспитатель ГБДОУ д/с № 64

Выборгского р-на Санкт-Петербурга

                                                                                          Потешина Елена Николаевна

                                                   

                                                        Санкт – Петербург

2020 год

 

 

Цель: Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать формировать основы экологической культуры.
  • Познакомить детей со стихотворением И. Сурикова, загадками о природных явлениях, создавать обобщения, устанавливать причинно - следственные связи и делать выводы.

Развивающая: 

  • Развивать познавательные способности, речь детей.

Воспитательные: 

  • Воспитывать стремление следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  •  Воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду.

Оборудование: мультимедийный проектор, проекционный экран, ноутбук, презентация на тему «Зимние явления в природе».

Арка – вход в Зимнюю лабораторию Мороза Ивановича

Снеговые дорожки- 2 шт.

Коробочка с искусственным снегом для опыта «Поземка»

Мольберты с закрепленными силуэтами домов с окошками

Музыкальное сопровождение:

Запись музыки П. И. Чайковского «Времена года Декабрь», музыкальная композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Раздаточный материал:

- снежинки разной формы, закрепленные на спинках стульчиков;

-для проведения опыта «Метель»: баночки, наполненные водой и блестками, мерный стаканчик с глицерином, палочка для размешивания;

-для проведения опыта «Лед в воде не тонет»: контейнер с кубиками льда, емкости с водой, ложечки;

- для рисования морозных узоров: голубая акварель, кисточки.

Виды детской деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная, художественно-продуктивная.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, недавно мы с вами читали сказку В. Одоевского «Мороз Иванович». Он прислал нам свое видеообращение. Предлагаю вам прослушать его.

Видеообращение Мороза Ивановича:

«Дорогие ребята, в своем ледяном сказочном доме я открыл ЗИМНЮЮ ЛАБОРАТОРИЮ. Я приготовил для вас много увлекательного и занимательного оборудования. Двери в мою лабораторию всегда открыты, приходите и пользуйтесь, узнавайте для себя много интересного. А мне пора отправляться, у меня много важных дел».

Воспитатель: Давайте отправимся к нему в гости, чтобы узнать для себя много интересного. Думаю, что Мороз Иванович будет рад, если мы посетим его лабораторию.

Дети принимают предложение и под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь» через арку отправляются в сказочное царство Мороза Ивановича в ЗИМНЮЮ ЛАБОРАТОРИЮ.

Воспитатель: Ребята, вот мы и на месте, посмотрите, Мороз Иванович приготовил нам для работы все самое необходимое.

(садятся на стулья, поставленные полукругом перед экраном)

Но, прежде чем приступить к работе, я предлагаю вам послушать красивые звуки природы и полюбоваться зимними пейзажами. Посмотрите, пожалуйста, какая красота! Послушайте, как писал о красоте зимы русский поэт Иван Суриков.

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И на утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной,

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

(Отрывок стихотворения И. Сурикова.)

Говоря о зиме, что мы сразу представляем?

Ответы детей: Снег.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое снег и где он рождается?

Ответы детей: Снег – это множество красивых снежинок. Они падают с высоты на землю, на крыши домов, на деревья.

Воспитатель: Снежинки образуются из водяных паров, которые поднимаются очень высоко над землей, где царит вечный холод. Вначале- это крохотные кристаллики, они так малы! Затем эти кристаллики все время растут и превращаются в снежинки, которые и падают на землю.

Посмотрите, какие Красивые снежинки!

В природе существует 9 основных форм снежных кристалликов. Им дали интересные названия: пластинка, звезда, столбик, игла, пушинка, еж, запонка, снежинка оледенелая, снежинка круповидная.

Воспитатель предлагает детям снять снежинку, закрепленную на спинке стульчика и ответить, какую форму напоминает их снежинка.

Ответы детей: моя снежинка похожа на звезду, столбик, пушинку и т. д.

Воспитатель: Сухой пушистый снег легко переносится ветром по земле.

Кто может сказать, как называется это явление?

Правильно, поземка. Давайте пройдем к столу, я покажу вам, как это явление происходит в природе.

Демонстрационный опыт воспитателя «Поземка»

Цель: продемонстрировать с помощью силы выдуваемой струи воздуха интенсивность движения частиц «сухого снега».

Описание: Воспитатель берет заранее подготовленную закрытую прозрачную коробочку с искусственным снегом, с одной стороны которой вставлена трубочка, дует в нее. Дети наблюдают перемещение снега.

Вывод опыта делают дети: чем сильнее ветер, тем сильнее поземка стелется по земле (здесь как вариант можно будет проговорить детям)

Воспитатель: А влажный, липкий снег может перемещаться ветром по земле, почему? Может, кто-то из вас пробовал это сделать?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, поземка – это перемещение ветром сухого пушистого снега по земле.

Воспитатель: Бывает, сильный ветер перемещает кучи снежинок с земли, словно метлой. Как называется зимнее явление, когда идёт сильный снег, дует, завывает ветер?

Ответы детей: Это зимнее явление называется метель, вьюга, пурга.

Воспитатель: Ребята, какой бывает метель?

Ответы детей: Сильная и слабая.

Воспитатель: Как вы думаете, от чего это зависит?

Ответы детей: От силы ветра.

Воспитатель: Правильно, чем больше сила ветра, тем сильнее метель.

Мороз Иванович оставил нам волшебные сосуды, чтобы вы сами смогли сделать и увидеть метель. Давайте сделаем это вместе со мной.

Опыт «Метель»

Цель: формировать навык наблюдательности.

Описание: В баночках налита вода, дети кладут в нее ложечкой блестки и добавляют заранее отмеренную порцию глицерина. Затем все быстро размешивают ложечкой и любуются «снежной метелью».

Воспитатель: Посмотрите, как разбушевалась метель в ваших волшебных сосудах! Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.

Воспитатель: Но зимой бывает и так, что становится теплее, снежок подтаивает. На снегу образуется твердая корочка. Как она называется? (наст). Давайте пройдем по снегу и послушаем, как хрустит наст под ногами. Дети проходят по снеговым дорожкам и слушают хруст наста.

- Как вы думаете, почему хрустит наст под ногами?

Ответы детей:

Воспитатель: обращает внимание детей на контейнер. Ребята, чтобы его открыть и посмотреть, что внутри вам надо отгадать загадку, которую оставил Мороз Иванович:

Он появляется тогда,

Когда мерзнет пруд, река.

На нем так трудно удержаться,

Но любим по нему кататься! (лед)

Воспитатель предлагает детям взять ложками кусочки льда и опустить их в воду.

Опыт «Лед в воде не тонет»

Цель: определение причин непотопляемости льда

Воспитатель: Что вы наблюдаете?

Ответы детей: Лёд плавает на поверхности. Лед не тонет в воде.

Воспитатель: Как вы думаете, почему это происходит? А сейчас возьмите льдинку ложечкой и рассмотрите. Что вы увидели?

Ответы детей: Пузырьки.

Воспитатель: Что это за пузыри?

Ответы детей: выдвигают версию, что это воздушные пузырьки…

Воспитатель: Правильно. А как воздух попал в льдинки?

Ответы детей: делают предположения, но в основном затрудняются ответить на этот вопрос.

Воспитатель: лед не тонет из-за того, что при замерзании в нем обычно остаются пузырьки воздуха и трещинки, поэтому лед легче воды и плавает на поверхности.

Воспитатель: Иногда, после мороза бывает резкое потепление. Такие перепады погоды называют оттепелью. Что такое оттепель?

Каким бывает снег во время оттепели?

Ответы детей: В такие дни снег становится влажным, мягким, липким

Воспитатель: Что можно делать со снегом во время оттепели?

Ответы детей: из него хорошо лепить. Давайте с вами оденемся потеплее и отправимся на улицу (одеваются под веселую музыку)

Физминутка: «Зимние забавы"

(Импровизация движений)

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Воспитатель: Ребята, а теперь отгадайте мою загадку:

Побелело за ночь всюду,

А у нас такое чудо!

За окошком двор исчез

Там волшебный вырос лес.

- Что это такое?

(морозные узоры)

Правильно отгадали, молодцы

- Как они образуются?

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, в сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Мороз Иванович рисует их водяным паром, который есть повсюду. Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллы льда. Ледяные кристаллики соединяются друг с другом на стеклах и постепенно вырастает ледяной сад на окне с необыкновенными цветами, листьями, сверкающими в лучах зимнего солнца.

Воспитатель: приглашает детей к мольбертам. Ребята, когда я увидела вот эти окошки, то, кажется, догадалась, куда отправился Мороз Иванович! А вы догадались? Правильно, он ушел разрисовывать окна морозными узорами. Но окон так много, давайте ему поможем

Дети подходят к мольбертам, берут кисточки и голубую акварель и начинают выполнять работу в технике «Рисунки свечой» (На мольбертах закреплены силуэты домов с окошками, которые надо закрасить)

По окончании работы на экране вновь появляется Мороз Иванович и обращается к детям:

- Дорогие ребята, я видел в окошко, как вы работали в моей Зимней лаборатории. Думаю, вам очень понравилось. Я хочу задать вам несколько вопросов:

- О каких зимних явлениях вы сегодня вспомнили?

- Что нового и интересного вы узнали?

- Чем запомнилось посещение моей лаборатории?

Надеюсь увидеть вас еще не раз в своей лаборатории.

Воспитатель: Ну, а нам пора прощаться, снова в группу возвращаться.

Дети прощаются и через арку выходят обратно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) с детьми подготовительной к школе группы

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) с детьми подготовительной к школе группы...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП» с применением ИКТ в старшей группе Тема: «Путешествие в страну математических чудес»

Конспект организованной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП» с применением ИКТв старшей группеТема: «Путешествие в страну математических чудес»...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему «Волшебные звездочки»

Данное занятие полностью построено на игровом сюжете. Интересные занятия в игровой форме способствуют легкому освоению детьми программных задач. Наличие презентации помогает детям самостоятельно осуще...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в разновозрастной группе ( 3 – 7 лет) на тему « Поможем белочке».

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в разновозрастной группе ( 3 – 7 лет) на тему « Поможем белочке...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» (Формирование Элементарных Математических Представлений) в средней группе МДОУ д/с п.Тихменево Тема: «Сказочное путешествие»

Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений ориентированно на интеллектуально-  познавательное развитие 3-4 лет в свете реализации ФГОСТ ДО. Интег...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФЭМП В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У МОРОЗА ИВАНОВИЧА"

Да хороши забавы зимние! А вечерами, когда крепчают морозы и зимние вечера становятся длиннее, чтобы скоротать время, народ придумывал и рассказывал сказки. Какие русские народные сказки про зиму вы з...

КОНСПЕКТ Организованной образовательной деятельности По образовательной области «Познавательное развитие» /ФЭМП/для детей подготовительной к школе группы на тему: «Спасем гномов от колдовства Незримки Всюся».

Данная организованная образовательная деятельность может быть проведена как итоговое мероприятие по изучению различных разделов ФЭМП. На занятии широко используются развивающие игры В.В.Воскобовича, д...