Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшей группы "Путешествие по Водному царству"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект НОД о свойствах воды45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа № 10 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

        Познавательно-исследовательская деятельность

с детьми старшей группы:

«Путешествие по Водному царству»

                                                       Воспитатель структурного

                                                             подразделения, реализующего

                                                                     общеобразовательные программы

                                                      дошкольного образования

                                                            Кротова Наталья Леонидовна

                                                                                           

                                                                                   

2014 г.

Приоритетная образовательная деятельность: познание.

Интегрируемые образовательные области:  коммуникация,  художественное творчество, социализация, физическая культура.

Цель: развитие познавательной активности в ходе познавательно-исследовательской деятельности, расширение представлений детей о воде.

Задачи:

Образовательная область «Познание»

Формировать представления детей о воде, ее свойствах, значении в природе и жизни человека, о бережном отношении к ней; создать условия для развития наблюдательности, мыслительной деятельности, установления причинно-следственных связей.

Образовательная область «Коммуникация»

Развивать умение образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; активизировать словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, холодная, теплая, горячая; расширять словарный запас детей: температура, пар, марганцовка, термос.

Образовательная область «Художественное творчество»

Развивать умение составлять композицию из заранее вырезанных детьми заготовок; аккуратно пользоваться клеем.

Образовательная область «Социализация»

Формировать интерес детей ко всему живому, эмоционально-целостное отношение к нему; понимать место и роль человека в окружающем мире.

Образовательная область «Физическая культура»

Развивать мелкую моторику рук; соотносить движения с текстом, перевоплощаться в игровые образы; развивать ловкость, внимательность, двигательную активность.

Материалы и оборудование:  стаканы по количеству детей, ведро с водой, банка, ковшик,  чайник, термос с горячей водой, зеркало, лейка, чайные ложки по количеству детей; стаканы с холодной водой, стаканы с теплой водой, стаканы с горячей водой; сахар, соль, молоко, зеленка, марганцовка; карточки-символы, обозначающие свойства воды; капельки, вырезанные из картона  по количеству детей, тучка, вырезанная из картона; рыбы, водоросли (заранее изготовленные детьми из цветной бумаги); основа для аппликации «Необитаемое озеро»; кисточки, клей; аудиозаписи «Журчание ручья», «Звуки воды», мультимедийные презентации «Царство воды», «Кому нужна вода?».

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций, картин, альбомов с изображением различных водоемов и их обитателей; разгадывание загадок о  воде, ее свойствах; рисование ручья, дождя; коллективная аппликация «Аквариум»; лепка обитателей водного мира; чтение художественной литературы; просмотр мультипликационных фильмов; разучивание песен; изготовление из цветной бумаги фигурок рыб и водорослей.

Развернутый конспект совместной деятельности

Введение в игровую ситуацию

Воспитатель включает аудиозапись «Журчание ручья»

-Ребята, вы слышите необыкновенные звуки?  Прислушайтесь и определите, что это за звуки?  Дети отвечают

-Действительно, звуки, которые вы услышали, это -журчание ручья

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по Водному царству

Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой:

-Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

-Ребята, где вы встречаете воду? Дети отвечают: в ручье, в луже, в аквариуме, в море, в кране и т. д.

-А сейчас давайте рассмотрим те места, где много, много воды

Воспитатель демонстрирует мультимедийную презентацию «Царство воды», в которой собраны фотографии различных водоемов: реки, озера, ручья, болота, океана, моря, пруда

Дети рассматривают фото, называют: что изображено, характерные признаки водоемов 

-Ребята, вы много разных водоемов назвали, молодцы, а сейчас назовем эти  водоемы ласково, поможет вам в этом маленькая капелька воды

Дидактическая игра «Назови ласково»

Дети встают в круг, воспитатель поочередно дает детям капельку, те называют указанный водоем в уменьшительно-ласкательной форме

-Ребята, капелька — это маленькая частичка реки, ручья, моря, океана, а как вы думаете, кому нужна вода?   Дети отвечают: цветам, животным, насекомым, рыбам и т. д.

Психогимнастика «Превращения»

-Давайте посмотрим, кому же нужна вода?

Воспитатель демонстрирует мультимедийную презентацию «Кому нужна вода?», в которой собраны фотографии некоторых животных, насекомых, птиц, рыб, после просмотра каждой фотографии детям предлагается превратиться в того, кого они увидели. Дети превращаются в рыбу, лягушку, цветок, птицу, зайца, пингвина, бабочку. Просмотр презентации сопровождается аудиозаписью «Журчание ручья»

-Ребята, а может ли человек прожить без воды? Зачем ему нужна вода? Для чего?

Дети отвечают

-Конечно, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода-это основа жизни! Ребята, как вы думаете, что может происходить с водой? Что может делать вода? Дети отвечают: бежать, течь, литься, капать, бушевать, журчать и т. д.

-Ребята, а у нас в группе есть вода? Где она находится? Дети отвечают: в водопроводном кране, в душе, в чайнике, в лейке и т. д.

Игровой этюд «Тучка и капельки»

Воспитатель приглашает детей поиграть и раздает каждому ребенку капельки, а сам становится тучкой

-Дождик песенку поет: кап, кап, кап   хлопают в ладоши

 Только кто ее поймет: кап, кап, кап    руки в стороны

 Не поймем ни я, ни ты                         показывают друг на друга

 Но зато поймут цветы                          присели

 И весенняя листва                                встали, руки вверх

 И зеленая трава                                     присели, дотронулись пола

 Лучше всех поймет- зерно,

 Прорастать начнет оно                          медленно встали, руки вверх

 Кап, кап, кап                                           хлопают в ладоши

-Ребята, а сейчас мы с вами пройдем в лабораторию, где очень много интересного узнаем о воде  Дети подходят к столу №1

Опыт №1 «Вода-это жидкость»

-Ребята, что такое вода? Ее можно налить во что-нибудь? А вылить? Перелить из одного сосуда в другой?  Дети отвечают

-Давайте это проверим!  Воспитатель раздает детям различные сосуды, заранее приготовленные на столе, затем в эти сосуды наливает воду, потом предлагает перелить, вылить воду из одного сосуда в другой

-Итак, делаем вывод: вода-это жидкость. А как вы думаете, почему? Дети отвечают Правильно, потому что ее можно вылить, перелить, налить. Вывод формулируется совместно с детьми. А чтобы вы запомнили это, давайте  поместим  на доску соответствующую  карточку-символ.           Дети подходят к столу №2

Опыт №2 «Вода – бесцветная»

-Ребята, посмотрите, а что на этом столе? Молоко, что ли? А вы любите молоко?

Дети отвечают

-Давайте возьмем чайную ложечку и  опустим ее в стакан с молоком. Вы видите ложечку в молоке?   Дети отвечают

-А теперь давайте опустим ложечку в стакан с водой. Вы видите ложечку в воде?   Дети отвечают

-Какого цвета молоко?  А вода какого цвета?  Дети отвечают  

- Правильно, у воды нет цвета, она бесцветная.

-Ребята, а я знаю, что вода может менять  свой цвет. Хотите в этом убедиться?

Я добавлю в воду волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой.  Изменила вода свой цвет?  Дети отвечают

-А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зеленку). Посмотрим, что произойдет с водой. Вода изменила свой цвет?  Дети отвечают

- Как вы думаете, какой можно сделать вывод (слушаю ответы детей, вывод формулируется совместно с детьми): вода может менять свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили, но на самом деле вода бесцветная. Давайте  поместим  на доску соответствующую  карточку-символ.  А сейчас мы с вами поплывем на лодочке.

Физкультминутка «Лодочка»

Две ладошки я прижму      соединяют ладони

И по морю поплыву            имитируют ладонями плавание

Две ладошки - друзья          показывают раскрытые ладошки

Это лодочка моя                  соединяют ладони

Паруса я подниму               руки вверх

Синим морем поплыву       имитация руками волн

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там     имитируют ладонями плавание

Плывут рыбки тут и там

Опыт №3 «Вода - без вкуса»

-Ребята, что-то вы запыхались, пить хочется? Дети отвечают.  Давайте водички попьем! Дети подходят к столу №3. Дети пьют воду.

- Воду, которую вы пили, какая она была на вкус? Отвечают: безвкусная

-А сейчас, давайте добавим в воду соль  (добавляют), размешаем и попробуем воду на вкус  (пробуют), какой стала вода?  Отвечают: соленая

-Теперь добавьте в воду сахар  (добавляют), размешайте и попробуйте воду на вкус  (пробуют), какой стала вода?  Отвечают: сладкая

  -Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и говорит: «Какая вкусная вода!», но на самом деле человек ее вкуса не чувствует, т. к. она безвкусная; а вот морская вода, на вкус соленая, потому что в ней много разных солей, ее человек не может пить.          

  - Как вы думаете, какой можно сделать вывод о вкусе воды (слушаю ответы детей, вывод формулируется совместно с детьми).

-Правильно,  вода не имеет вкуса, она безвкусная.   Давайте  поместим  на доску соответствующую  карточку-символ.

Опыт №4 «Вода-без запаха»

-А теперь предлагаю вам понюхать воду. Зову детей к  к столу №4.

Пахнет ли вода чем-нибудь?   Дети отвечают

 -Есть ли у воды запах?  Дети отвечают

-Правильно ребята, обычно вода не имеет никакого запаха, но вот вода из водопроводного крана может иметь запах, т. к. ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.  Вывод формулируется совместно с детьми.  Давайте  поместим  на доску соответствующую  карточку-символ.

Физкультурная пауза «К речке быстро мы спустились...»

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись:

Раз, два, три, четыре-

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это - брасс,

Одной, другой - кроль

Все, как один,

Плывем, как дельфин

Вышли на берег крутой

И отправились домой.     Дети имитируют  движения по ходу чтения

Дети подходят к столу №5

Опыт №5 «Вода-разной температуры»

-Ребята, перед вами - стаканы с водой, давайте опустим пальчик и попробуем определить,  чем отличается вода в разных стаканах. Дети пробуют и отвечают.

-  Правильно, ребята, в этих стаканах - вода разной температуры: в одних - холодная, в других -теплая, в третьих -горячая. В реках, озерах, морях вода тоже бывает разной температуры: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие -только в холодной. В холодных морях, реках живет меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность, это гейзеры, от них идет пар. В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

-Давайте сделаем вывод: вода может быть разной температуры - холодная, теплая, горячая. Вывод формулируется совместно с детьми. Давайте  поместим  на доску соответствующую  карточку-символ.        

  Дети подходят к столу №6

Опыт №6 «Пар - это тоже вода»

-Ребята, я приготовила для вас термос, в нем горячая вода, сейчас я открою термос (открываю), видите из него выходит пар, т. к. в нем — кипяток, я прикладываю к пару зеркало. Посмотрите на зеркале появились капельки воды. Как вы думаете, откуда появились капельки воды?   Дети отвечают

-Правильно, ребята, пар - это капельки воды.

Давайте  поместим  на доску соответствующую  карточку-символ.

Дидактическая игра «Найди место»

-Ребята, наше путешествие продолжается, мы с вами оказались на берегу голубого озера. Слышите, как плещется водичка? (звучит аудиозапись «Звуки воды»)

Но озеро оказалось необитаемым, ни рыбок, ни лягушек, ни растений. Давайте оживим это озеро!  Как это можно сделать?  Дети предлагают свои  варианты и воплощают их через аппликацию ( наклеивают фигурки рыб и водорослей на основу озера)

-Молодцы, ребята, теперь у рыб и растений появился новый дом, и это место перестало быть необитаемым.

Рефлексия

-Ребята, сегодня мы с вами долго путешествовали  по Водному царству, вам понравилось? Дети отвечают  

- Посмотрите на доску, где находятся символы, обозначающие свойства воды, и вспомните: что нового о воде вы сегодня узнали.  Дети отвечают

-Что вам запомнилось и понравилось больше всего в нашем путешествии?

  Дети отвечают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музыкальная познавательно-исследовательская совместная деятельность с детьми "Волшебный мир звуков"

Познакомить детей с принципами образования звука, воспитывать интерес к звучащему миру, расширение музыкального кругозора....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: «Водный мир»

НОД "Водный мир"Задачи:·  Обогащать словарный запас, развивать связную речь.·  Побуждать детей активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и родителями в ...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"

Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....

Групповой проект по познавательно-исследовательской экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Польза и вред вкусных конфет"

Трудно встретить человека, который совершенно не любит сладости, а еще труднее найти того, кто совершенно не любит конфеты. Разноцветные леденцы, шоколадные батончики, воздушное птичье молоко или неве...