Главные вкладки

    музыкальная познавательно-исследовательская совместная деятельность с детьми "Волшебный мир звуков"
    статья по музыке (старшая группа) на тему

    Хисамова Роза Халимовна

    Познакомить детей с принципами образования звука, воспитывать интерес к звучащему миру, расширение музыкального кругозора.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл volshebnyy_mir_zvukov.docx256.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Волшебный мир звуков»

    Цель:  Познакомить детей с принципами образования и улавливания звука, развивать наблюдательность, воспитывать интерес к звучащему миру.

    Интеграция:  от понимания детьми причины возникновения звуков перейти в мир звуков,

    преломляя и используя их знания и опыт в новых условиях. 

    Задачи музыкального развития:

    - воспитание любви и интереса к музыке, расширение музыкального кругозора.

    - создавать ситуации, в которых дети сами слушают и корректируют собственное исполнение и исполнение других детей: унисон в пении, точное вступление в оркестре.

    - побуждать детей в играх с инструментами, создавая образы самостоятельно выбирать для этого инструменты с соответствующим звучанием.  

    - совершенствование музыкально-слуховых представлений, навыка внутреннего слухового контроля в исполнении музыки (в пении, ритмике, музицировании)

    Ход:

    Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети. Меня зовут Роза Халимовна, я пришла из другого детского сада,  чтобы познакомиться с вами.  Предлагаю поиграть с именами.

    ( Каждый друг за другом называет своё имя и мы  все вместе его прохлопываем, затем ребёнок проговаривает и прохлопывает его в ласкательной форме. Например: Да-ня, Да-неч-ка. Ма-ша, Ма-шень-ка). Вот и познакомились, мы озвучили имена, проговорили их, каждый  слог, отмечая хлопками.

     - Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир звуков.

                                 Давайте сейчас посидим в тишине,

                                 Так тихо как будто бы это во сне.

                                 Услышим тогда, как звучит тишина,

                                 Хоть кажется нам, что она не слышна.

    … Удивительный мир звуков окружает нас: вот мяукает кот, весело журчит ручеёк, таинственно шуршат под ногами листья и радостно смеются малыши, визжит тормозами машина и тихо шелестит книжка.

                                 Звук живёт в любом предмете,

                                 Сколько их – посмотри!

                                 Звук – шутник, играя с нами,

                                 Любит прятаться внутри.

    - Про человека, который внимательно к чему-то прислушивается, говорят, что у него «ушки на макушке». Мы сейчас проверим, можно ли это выражение применить ко всем вам. У меня есть «волшебный» сундучок. Я попрошу закрыть глаза и отгадать, что звучит: (стеклянный стакан, крышки от кастрюли, деревянные ложки, шуршание бумаги, погремушка).

    Ответы детей.  Сравнивают звучания предметов.

                                        

    - Молодцы! Откройте глаза, но на этом загадки не заканчиваются. Звук – такой шутник, что может прятаться повсюду. Отгадайте, где живут звуки, которые я вам сейчас назову:

    Самолет, салют, карусель, машина    (Улица)

    Часы, телефон, пылесос, чайник       (Дом)

    Дождь, ветер, метель, гроза          (Природа)

    - Замечательно! Теперь другое задание – продолжите ряд звукоподражаний:

    а) мяу, ку-ка-ре-ку,…

    б) шлёп, щёлк, хлоп,…

    М. Р. Подберите звукоподражания  применительно к:

    а)   часам    (тик-так)

    б)   шагам  (топ- топ)

    в)   дождю  (кап-кап)

    г)   молотку (тук-тук)

    д)   мячу  (прыг-скок)

    е)   кукушке    (ку-ку)

    ж)  лягушке  (ква-ква)  

    М. Р.  Раз, два, три, четыре, пять.

               Приглашаю поиграть!

    Развитие интонационности

    Ранним утром на рассвете                           таинственно

    Шур-шур-шур                                                   шепотом, потирая

    То ли аист, то ли ветер,

    Шур-шур-шур

    Пролетел среди берёз                                     от низкого голоса к высокому

    А-              А-

    Новость свежую принёс                                от высокого к низкому

    А-             А-                                                      

    И по лесу слухи, слухи                                     хитрым голосом  

    Дз-з-         Дз-з-                                                  высоким голосом

    Полетели словно мухи

    Дз-з-        Дз-з-                                                  

    Покатился лесом гул                                      низким голосом

    Гу-гу-гу            Гу-гу-гу

    То спросонок  лес вздохнул

    Фу-у-              Фу-у-                                           глубокие выдохи

    И посыпалась роса                                           светлым, радостным голосом

    Динь, динь, динь!

    Динь, динь, динь!

    Зазвучали голоса

    А-а-а-а!                                                              все дети тянут на одном выдохе любой звук.

    М. Р.  Живя в предметах окружающего нас мира, таясь в природе, звуки говорят, открывают свои тайны. Но это ещё не музыкальные звуки. Настоящие музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах. Музыкальными звуками можно выразить и какой-либо характер, и даже чей-то образ. Давайте попробуем озвучить стихотворение.

    Разучивание стихотворения с музыкальными инструментами

    Ранним утром на рассвете                            речь

    Шур-шур-шур                                                   маракасы

    То ли аист, то ли ветер,

    Шур-шур-шур                                                   маракасы

    Пролетел среди берёз                                   

    А-                 А-                                                   металлофон

                                                                    «глиссандо» снизу вверх

    новость свежую принёс

    А-                А-                                                    металлофон

                                                                    «глиссандо» сверху вниз

    И по лесу слухи, слухи                                    

    Дз-з-               Дз-з-                                            бубен

                                                                     удар с потряхиванием

    Полетели словно мухи

    Дз-з-             Дз-з-     

    Покатился лесом гул

    Гу-гу-гу          Гу-гу-гу                                       барабаны

    То спросонок лес вздохнул

    Фу-у               Фу-у-                                           тарелки

    И посыпалась роса

    Динь, динь, динь!                                             Треугольники

    Динь, динь, динь!

    Зазвучали голоса

    А-а-а-а!    

    Все дети играют на своём музыкальном инструменте. По сигналу педагога сразу прекращают играть. Педагог заранее договаривается с детьми, что когда его ладони широко раскрыты, дети немного играют «тремоло» на своих инструментах. Как только педагог сожмёт руки в кулаки, дети должны моментально прекратить игру. Педагог может сокращать время игры, или удлинить его по-своему усмотрению, может долго держать паузу (сжатые кулаки) и т.д. Поменяться инструментами.    

     

     М. Р.  Давайте послушаем, как звучит лес, а потом вы расскажите, что вы услышали, какие голоса.

    Звучит фонограмма «Ручей в лесу»

    Дети: пение птиц, журчание ручейка, шум воды.

    М. Р.  А как звучал ручеёк?  Какой он по характеру?

    Дети: ласковый, нежный, журчащий…              

    М. Р. Ручеек течет плавно, он журчит, как будто поёт.

    -  Я принесла музыкальный инструмент «Rain Stick», название переводится как «дождевая флейта» или «дождевая палка». Это инструмент древних индейцев, делали они его из ствола кактуса и использовали его для привлечения дождя.  Как, вы думаете, как на нём играют? Кто хочет попробовать?

    Дети предлагают разные варианты извлечения звука.

    - Если его потрясти, то мы услышим звук похожий на шум дождя, а если аккуратно переворачивать, то это похоже на журчание воды. Сейчас мы по очереди будем переворачивать, и у нас получится звучащий ручеёк.

    Ритмическая игра «Ручеёк»

    - Так звучит «дождевая флейта». Существует очень много самых разных музыкальных инструментов. Как называется  этот музыкальный инструмент (играю на фортепиано)?

    Дети: пианино.

    М. Р. Правильно. Пианино или фортепиано. Что нужно для того, чтобы оно зазвучало?

    Дети: надо нажимать на клавиши, знать ноты.

    М. Р.  У каждой клавиши есть своё имя.  Думаю, что вы знаете названия нот, их всего семь.

    Дети: до, ре, ми, фа, соль, ля, си

    М. Р. Каждый человек, при рождении получает уникальный дар – голос, и если к нему бережно относиться (не кричать, петь протяжно, правильно дышать), тогда он становится музыкальным, единственным и неповторимым. А чтобы этот музыкальный инструмент зазвучал, надо начать говорить, а ещё лучше… петь! Давайте споём вместе. Садимся правильно. Первую часть буду исполнять я, а вторую (гамму) – вместе.

    Второй раз исполняем всю песню вместе.

    «Песенка про ноты» обр. Ж. Металлиди

    М.Р.  Песенка про ноты звучит в музыкальном фильме «Урок музыки». В этом фильме учитель пения придумала слова к каждой нотке для того чтобы дети их быстрей запомнили:

                                                   До – нам дорог каждый звук

                                                   Ре – решительней вперёд

                                                   Ми – «ми» не «мяу», «ми» ни «му»

                                                   Фа – фантазия зовёт

                                                   Соль – соль песенки моей

                                                   Ля – «ля-ля» поёт весь дом

                                                   Си – сильней и веселей

                                                   Мы вернулись снова в До   

      - А теперь давайте оживим нотки. Мы их станцуем.

    Танцевальная композиция «Урок музыки»

    C:\Users\Роза\Desktop\ДОУ № 1\IMG_2583.JPG

    М. Р. Музыкальная загадка:

                                                  Кто в оркестре всем поможет?

                                                  Сложный ритм стучать он может.

                                                  Ритм любой из разных стран!

                                                  Кто же это…  (Барабан)

    -  Вы хорошо знаете этот музыкальный инструмент. Как на нём играют?

    Дети: Палочками, руками.

    М. Р. Правильно. Палочки бывают разные, короткие и длинные, от этого зависит звучание.

    Посмотрите (показываю щетку), что это?

    -  Скажите, а можно щеткой играть на барабане?

    C:\Users\Роза\Pictures\ДОУ № 1\IMG_2579.JPG

    Дети пробуют играть щеткой.

    М. Р. На барабане играют не только палочками, но и барабанными щетками, а ещё играют ногой, наступая на специальную педаль, ведь барабаны тоже разные.

    (дети знакомятся с приёмами игры на разных барабанах)

    М. Р. Ребята, кто знает, что такое оркестр?  (показ иллюстрации)

    Оркестры бывают разные: симфонический, эстрадный, военный…

     Но в любом  оркестре обязательно есть барабаны.          

    Танцевальная композиция «Рок-н-ролл»

    М. Р.  Стихотворение  А. Усачева «Звуки»

    1. Жизнь была бы очень скучной,                    2. Слышим даже тишину…

        Если б жизнь была беззвучной.                        Как гуляет кот по крыше,

        Как прекрасно слышать звук:                           Как шуршат за стенкой мыши,

        Шум дождя и сердца стук!                                Волки воют на луну.

        Мы кричим, смеёмся, дышим,                          Мир без звуков был бы грустный,

        Мы слова и мысли слышим,                             Серый, скучный и «невкусный»!  

                 

    -  Всё, что создано природой и человеком, имеет свой звук, свою музыку, надо только научиться её видеть, слышать и чувствовать, и тогда раскроются все ваши таланты!

    Вы мне очень понравились.   До свидания!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по образовательной области «Познание» Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность. (средняя группа от 4 до 5 лет)

           Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:сенсорное ...

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности. Тема: "Белёк"

    В ходе занятия расширяются  знания и представления детей о морских животных Камчатского края, дети учатся создавать объемные игрушки в технике оригами....

    Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

    Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность) во второй младшей группе «А сколько у вас?»

    Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность) во второй младшей группе «А сколько у вас?»    Оборудов...

    Конспект совместной познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности педагога и детей "История планера" по комплексной программе "Миры детства: конструирование возможностей".

    С Древних времён человек стремился познавать что-то новое необычное. Овладев передвижением по земле и воде, люди стали задумываться о покорении неба....

    Познавательное развитие РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического развития, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы дошко...