музыкальная познавательно-исследовательская совместная деятельность с детьми "Волшебный мир звуков"
статья по музыке (старшая группа) на тему

Хисамова Роза Халимовна

Познакомить детей с принципами образования звука, воспитывать интерес к звучащему миру, расширение музыкального кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_mir_zvukov.docx256.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Волшебный мир звуков»

Цель:  Познакомить детей с принципами образования и улавливания звука, развивать наблюдательность, воспитывать интерес к звучащему миру.

Интеграция:  от понимания детьми причины возникновения звуков перейти в мир звуков,

преломляя и используя их знания и опыт в новых условиях. 

Задачи музыкального развития:

- воспитание любви и интереса к музыке, расширение музыкального кругозора.

- создавать ситуации, в которых дети сами слушают и корректируют собственное исполнение и исполнение других детей: унисон в пении, точное вступление в оркестре.

- побуждать детей в играх с инструментами, создавая образы самостоятельно выбирать для этого инструменты с соответствующим звучанием.  

- совершенствование музыкально-слуховых представлений, навыка внутреннего слухового контроля в исполнении музыки (в пении, ритмике, музицировании)

Ход:

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети. Меня зовут Роза Халимовна, я пришла из другого детского сада,  чтобы познакомиться с вами.  Предлагаю поиграть с именами.

( Каждый друг за другом называет своё имя и мы  все вместе его прохлопываем, затем ребёнок проговаривает и прохлопывает его в ласкательной форме. Например: Да-ня, Да-неч-ка. Ма-ша, Ма-шень-ка). Вот и познакомились, мы озвучили имена, проговорили их, каждый  слог, отмечая хлопками.

 - Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир звуков.

                             Давайте сейчас посидим в тишине,

                             Так тихо как будто бы это во сне.

                             Услышим тогда, как звучит тишина,

                             Хоть кажется нам, что она не слышна.

… Удивительный мир звуков окружает нас: вот мяукает кот, весело журчит ручеёк, таинственно шуршат под ногами листья и радостно смеются малыши, визжит тормозами машина и тихо шелестит книжка.

                             Звук живёт в любом предмете,

                             Сколько их – посмотри!

                             Звук – шутник, играя с нами,

                             Любит прятаться внутри.

- Про человека, который внимательно к чему-то прислушивается, говорят, что у него «ушки на макушке». Мы сейчас проверим, можно ли это выражение применить ко всем вам. У меня есть «волшебный» сундучок. Я попрошу закрыть глаза и отгадать, что звучит: (стеклянный стакан, крышки от кастрюли, деревянные ложки, шуршание бумаги, погремушка).

Ответы детей.  Сравнивают звучания предметов.

                                    

- Молодцы! Откройте глаза, но на этом загадки не заканчиваются. Звук – такой шутник, что может прятаться повсюду. Отгадайте, где живут звуки, которые я вам сейчас назову:

Самолет, салют, карусель, машина    (Улица)

Часы, телефон, пылесос, чайник       (Дом)

Дождь, ветер, метель, гроза          (Природа)

- Замечательно! Теперь другое задание – продолжите ряд звукоподражаний:

а) мяу, ку-ка-ре-ку,…

б) шлёп, щёлк, хлоп,…

М. Р. Подберите звукоподражания  применительно к:

а)   часам    (тик-так)

б)   шагам  (топ- топ)

в)   дождю  (кап-кап)

г)   молотку (тук-тук)

д)   мячу  (прыг-скок)

е)   кукушке    (ку-ку)

ж)  лягушке  (ква-ква)  

М. Р.  Раз, два, три, четыре, пять.

           Приглашаю поиграть!

Развитие интонационности

Ранним утром на рассвете                           таинственно

Шур-шур-шур                                                   шепотом, потирая

То ли аист, то ли ветер,

Шур-шур-шур

Пролетел среди берёз                                     от низкого голоса к высокому

А-              А-

Новость свежую принёс                                от высокого к низкому

А-             А-                                                      

И по лесу слухи, слухи                                     хитрым голосом  

Дз-з-         Дз-з-                                                  высоким голосом

Полетели словно мухи

Дз-з-        Дз-з-                                                  

Покатился лесом гул                                      низким голосом

Гу-гу-гу            Гу-гу-гу

То спросонок  лес вздохнул

Фу-у-              Фу-у-                                           глубокие выдохи

И посыпалась роса                                           светлым, радостным голосом

Динь, динь, динь!

Динь, динь, динь!

Зазвучали голоса

А-а-а-а!                                                              все дети тянут на одном выдохе любой звук.

М. Р.  Живя в предметах окружающего нас мира, таясь в природе, звуки говорят, открывают свои тайны. Но это ещё не музыкальные звуки. Настоящие музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах. Музыкальными звуками можно выразить и какой-либо характер, и даже чей-то образ. Давайте попробуем озвучить стихотворение.

Разучивание стихотворения с музыкальными инструментами

Ранним утром на рассвете                            речь

Шур-шур-шур                                                   маракасы

То ли аист, то ли ветер,

Шур-шур-шур                                                   маракасы

Пролетел среди берёз                                   

А-                 А-                                                   металлофон

                                                                «глиссандо» снизу вверх

новость свежую принёс

А-                А-                                                    металлофон

                                                                «глиссандо» сверху вниз

И по лесу слухи, слухи                                    

Дз-з-               Дз-з-                                            бубен

                                                                 удар с потряхиванием

Полетели словно мухи

Дз-з-             Дз-з-     

Покатился лесом гул

Гу-гу-гу          Гу-гу-гу                                       барабаны

То спросонок лес вздохнул

Фу-у               Фу-у-                                           тарелки

И посыпалась роса

Динь, динь, динь!                                             Треугольники

Динь, динь, динь!

Зазвучали голоса

А-а-а-а!    

Все дети играют на своём музыкальном инструменте. По сигналу педагога сразу прекращают играть. Педагог заранее договаривается с детьми, что когда его ладони широко раскрыты, дети немного играют «тремоло» на своих инструментах. Как только педагог сожмёт руки в кулаки, дети должны моментально прекратить игру. Педагог может сокращать время игры, или удлинить его по-своему усмотрению, может долго держать паузу (сжатые кулаки) и т.д. Поменяться инструментами.    

 

 М. Р.  Давайте послушаем, как звучит лес, а потом вы расскажите, что вы услышали, какие голоса.

Звучит фонограмма «Ручей в лесу»

Дети: пение птиц, журчание ручейка, шум воды.

М. Р.  А как звучал ручеёк?  Какой он по характеру?

Дети: ласковый, нежный, журчащий…              

М. Р. Ручеек течет плавно, он журчит, как будто поёт.

-  Я принесла музыкальный инструмент «Rain Stick», название переводится как «дождевая флейта» или «дождевая палка». Это инструмент древних индейцев, делали они его из ствола кактуса и использовали его для привлечения дождя.  Как, вы думаете, как на нём играют? Кто хочет попробовать?

Дети предлагают разные варианты извлечения звука.

- Если его потрясти, то мы услышим звук похожий на шум дождя, а если аккуратно переворачивать, то это похоже на журчание воды. Сейчас мы по очереди будем переворачивать, и у нас получится звучащий ручеёк.

Ритмическая игра «Ручеёк»

- Так звучит «дождевая флейта». Существует очень много самых разных музыкальных инструментов. Как называется  этот музыкальный инструмент (играю на фортепиано)?

Дети: пианино.

М. Р. Правильно. Пианино или фортепиано. Что нужно для того, чтобы оно зазвучало?

Дети: надо нажимать на клавиши, знать ноты.

М. Р.  У каждой клавиши есть своё имя.  Думаю, что вы знаете названия нот, их всего семь.

Дети: до, ре, ми, фа, соль, ля, си

М. Р. Каждый человек, при рождении получает уникальный дар – голос, и если к нему бережно относиться (не кричать, петь протяжно, правильно дышать), тогда он становится музыкальным, единственным и неповторимым. А чтобы этот музыкальный инструмент зазвучал, надо начать говорить, а ещё лучше… петь! Давайте споём вместе. Садимся правильно. Первую часть буду исполнять я, а вторую (гамму) – вместе.

Второй раз исполняем всю песню вместе.

«Песенка про ноты» обр. Ж. Металлиди

М.Р.  Песенка про ноты звучит в музыкальном фильме «Урок музыки». В этом фильме учитель пения придумала слова к каждой нотке для того чтобы дети их быстрей запомнили:

                                               До – нам дорог каждый звук

                                               Ре – решительней вперёд

                                               Ми – «ми» не «мяу», «ми» ни «му»

                                               Фа – фантазия зовёт

                                               Соль – соль песенки моей

                                               Ля – «ля-ля» поёт весь дом

                                               Си – сильней и веселей

                                               Мы вернулись снова в До   

  - А теперь давайте оживим нотки. Мы их станцуем.

Танцевальная композиция «Урок музыки»

C:\Users\Роза\Desktop\ДОУ № 1\IMG_2583.JPG

М. Р. Музыкальная загадка:

                                              Кто в оркестре всем поможет?

                                              Сложный ритм стучать он может.

                                              Ритм любой из разных стран!

                                              Кто же это…  (Барабан)

-  Вы хорошо знаете этот музыкальный инструмент. Как на нём играют?

Дети: Палочками, руками.

М. Р. Правильно. Палочки бывают разные, короткие и длинные, от этого зависит звучание.

Посмотрите (показываю щетку), что это?

-  Скажите, а можно щеткой играть на барабане?

C:\Users\Роза\Pictures\ДОУ № 1\IMG_2579.JPG

Дети пробуют играть щеткой.

М. Р. На барабане играют не только палочками, но и барабанными щетками, а ещё играют ногой, наступая на специальную педаль, ведь барабаны тоже разные.

(дети знакомятся с приёмами игры на разных барабанах)

М. Р. Ребята, кто знает, что такое оркестр?  (показ иллюстрации)

Оркестры бывают разные: симфонический, эстрадный, военный…

 Но в любом  оркестре обязательно есть барабаны.          

Танцевальная композиция «Рок-н-ролл»

М. Р.  Стихотворение  А. Усачева «Звуки»

1. Жизнь была бы очень скучной,                    2. Слышим даже тишину…

    Если б жизнь была беззвучной.                        Как гуляет кот по крыше,

    Как прекрасно слышать звук:                           Как шуршат за стенкой мыши,

    Шум дождя и сердца стук!                                Волки воют на луну.

    Мы кричим, смеёмся, дышим,                          Мир без звуков был бы грустный,

    Мы слова и мысли слышим,                             Серый, скучный и «невкусный»!  

             

-  Всё, что создано природой и человеком, имеет свой звук, свою музыку, надо только научиться её видеть, слышать и чувствовать, и тогда раскроются все ваши таланты!

Вы мне очень понравились.   До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыкальный Блеф-клуб"-совместная деятельность детей и родителей

Совместное развлечение для старших дошкольников и их родителей...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Развитие музыкального творчества в совместной деятельности детей

В этом разделе говорится о воспитании и развитии у ребёнка творческого начала, творческого мышления....

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность) во второй младшей группе «А сколько у вас?»

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность) во второй младшей группе «А сколько у вас?»    Оборудов...

Конспект совместной познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности педагога и детей "История планера" по комплексной программе "Миры детства: конструирование возможностей".

С Древних времён человек стремился познавать что-то новое необычное. Овладев передвижением по земле и воде, люди стали задумываться о покорении неба....

Познавательное развитие РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического развития, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы дошко...

«Проектная технология создания музыкального мультфильма в процессе слушания произведений классической музыки на музыкальных занятиях и совместной деятельности

В век информационного прогресса компьютерные технологии  быстрымтемпом входят в нашу повседневную и профессиональную жизнь.Это дает огромные возможности для создания различных инно...