Методические рекомендации по использованию арт-альбома для малышей и родителей
учебно-методическое пособие

Носенко Юлия Николаевна

Методические рекомендации

по использованию арт-альбома для малышей и родителей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekomendatsii_k_albomu.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по использованию арт-альбома для малышей и родителей

Арт-альбом является практическим пособием для  исследования и коррекции эмоционального состояния ребенка дошкольного возраста. Материалами арт-альбома могут  пользоваться как специалисты-психологи, воспитатели так и  родители, которые, наблюдая ребенка каждый день, имеют возможность корректировать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах.

1. Портрет

Цель: исследование эмоционального состояния ребенка и родителя.

Инструкция: выбери цвета, которыми ты нарисовал бы свой портрет. А какие бы два цвета ты не выбирал?

Интерпретация выбранного цвета по М.Люшеру

Синий - символизирует спокойствие, удовлетворённость;

Зелёный - чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

Красный - символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

Жёлтый - активность, стремление к общению, экспансивность, весёлость.

Фиолетовый, коричневый, черный - символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения.

2. Рыбка.  

Цель: выявление эмоциональных предпочтений и скрытых переживаний ребенка и родителей.

Инструкция: «Эта рыбка исполняет три желания, какие желания ты бы загадал?»

3. Термометр настроения.

Цель: диагностика настроения.

Термометр настроения помогает решать проблемы психоэмоционального состояния  детей. Его можно использовать утром, когда дети приходят в детский сад и вечером перед уходом. Если у ребенка  негативное настроение, мы вместе с детьми помогаем ему поднять настроение с помощью игр.

Интерпретация выбранного цвета по М.Люшеру

Синий - символизирует спокойствие, удовлетворённость;

Зелёный - чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

Красный - символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

Жёлтый - активность, стремление к общению, экспансивность, весёлость.

Фиолетовый, коричневый, черный - символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения.

4. День рождения.

Одна из новых методик, которую могут использовать  психологи, педагоги и родители - методика «День рождения» М. Панфиловой. Автор предлагает включать данный тест-игру в качестве вспомогательного средства. Тем не менее, практика показывает, что данная методика достаточно информативна, легка в обработке и интересна для детей.

Этот стол и послужит основой для самого тестирования. Помните, что, предлагая ребенку тест-игру «День рождения», вы прикасаетесь к личному миру малыша. Поэтому необходимо обеспечить доверительный, безопасный контакт с ним.

Инструкция:

«Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Это праздничный стол, а это ты. Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?»

Имена людей, названия игрушек, животных и номер выбора записываются около стола. После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать или хватит гостей?» Ответ ребенка дает возможность оценить его потребность в общении.

Анализ результатов

1. Потребность в общении:

а)  называет 10 гостей  - желает общаться в широком кругу;

б) называет 4-5 гостей - желает общаться, но только с близкими людьми, в ограниченном кругу;

в)   выбираются   игрушки,   предметы,   животные  -  несформированная потребность в общении.

2. Эмоциональные предпочтения в общении:

люди располагаются рядом с ребенком - близкие, доверительные, приятные отношения.

3. Значимость социального окружения:

а)  количественное преобладание взрослых, или детей, или предметов - наличие опыта общения с ними;

б)  половое преобладание в общении - наличие мальчиков или девочек, мужчин или женщин;

в)  преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача) - значимость соответствующей среды в общении.

(Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3 - 7 лет / сост. Н.Д.Денисова. - Волгоград: Учитель, 2012)

5. Нарисуй дом, дерево, человека.

Цель: исследование эмоционального состояния ребенка.

«Дом-Дерево-Человек» (ДДЧ) - одна из самых известных проективных методик исследования личности. Она была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей.

Мы используем модифицированный тест «Нарисуй дом, дерево, человека». Процедура диагностики заключается в следующем: ребенку предлагается нарисовать дом, дерево и человека.

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека – жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

Цвет

Обычное использование цвета: зеленый — для крыши; коричневый — для стен; желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно: 1) среда к нему враждебна, 2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.

Количество используемых цветов: хорошо адаптированный и эмоционально необделенный человек обычно использует не меньше двух и не более пяти цветов; о неустойчивости психики можно говорить, если ребенок раскрашивает дом семью и более цветами; если используется только один цвет, то ребенок боится эмоционального возбуждения.

Цвет черный — застенчивость, пугливость. Сильные оппозиционные тенденции с потенциальной агрессивностью.

Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.

Цвет синий — определенный депрессивный фон настроения. Улавливается потребность к самоконтролю.

Цвет оранжевый — комбинация чувствительности и враждебности.

Цвет пурпурный — сильная потребность власти.

Цвет красный — наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.

Цвет коричневый — осторожность и несозревшая реакция на эмоциональные стимулы.

Цвет желтый — сильные признаки враждебности. Желтый цвет во всем рисунке — очень сильное чувство враждебности по всем социальным связям и отношениям.

Цвет-штриховка (тени) на переднем плане и на фоне — тревога, но в рамках реальности.

Цвет-штриховка 3/4 листа — нехватка контроля над выражением эмоций.

Штриховка, выходящая за пределы рисунка, — тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.

(Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3 - 7 лет / сост. Н.Д.Денисова. - Волгоград: Учитель, 2012)

6. Волшебные кружочки.

Цель: исследование  воображения, мышления ребенка.

Инструкция: «Кто спрятался в кружочках? Дорисуй».

7. Лесенка.

Цветовая методика позволяет определить уровень комфортности ребенка  в детском саду и выявить его возможное депрессивное состояние.

Инструкция: «Разложи цвета от самого любимого (приятного) к самому неприятному». Интерпретация по М.Люшеру.

8. Что не нарисовал художник? Дорисуй.

Эту методику можно использовать для исследования мышления ребенка, его зрительного восприятия, мелкой моторики рук. (Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы дошкольников» Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М.)

Литература.

  1. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3 - 7 лет / сост. Н.Д.Денисова. - Волгоград: Учитель, 2012
  2. Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы дошкольников» Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. - М.: АРКТИ, 2001.
  3. Остроумова М.Г., Белоконь Е.Г. Практикум по арт-терапии / Сборник игр, техник и упражнений. - Краснодар: КРИА, 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методические рекомендации по использованию методического пособия "Развивающий столик " Речецветик".

          Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей мелкой моторики: чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Слаженная и ум...

Методические рекомендации по работе с альбомом "Читалочка"

Методические рекомендации по работе с альбомом "Читалочка"...

Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду»

Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду» «Дошкольное детство – очень важный период в жи...

Методические рекомендации по использованию в работе ДОО с родителями метода инсценирования

Методические  рекомендации по  организации  и проведении  инсценирования  в детской дошкольной организации  произведения С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»...

Методические рекомендации по использованию арт-альбома для малышей и родителей

Методические рекомендации по использованию арт-альбома для малышей и родителей ...