Консультация для педагогов на тему: «Сюжетно ролевые игры на прогулке»
консультация

Без игры нет, и не может быть полноценного

умственного развития. Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.
        В.А. Сухомлинский

Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой. Большинство педагогов и психологов разных стран сходятся во мнении, что игра занимает важное место в развитии, воспитании и обучении дошкольников; при этом в разных странах сформированы собственные подходы к использованию игры в педагогической практике. Так в дошкольном образовании нашего детского сада используется сюжетно – ролевая игра в дидактических цепях. Игра, традиционно являющаяся основой учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях, считается одним из ключевых факторов эффективной практики дошкольного образования.

 Принципы организации сюжетно - ролевой игры в детском саду:

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому и сверстнику.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Методы руководства игрой.

Метод прямого руководства – ролевое участие в игре, участие в сговоре на игру, разъяснение, помощь, совет, обсуждение игр с перспективой на дальнейшее развитие.

Косвенное руководство – обогащение знаниями, внесение игрушек, использование сюрпризных моментов.

Комплексное руководство – планомерное обогащение опыта детей, обучающие игры, своевременное изменение предметной игровой среды, активизация общения воспитателя с детьми в процессе игры.

Игра не увлечёт детей, не вызовет эмоций, не сплотит их, а превратится в манипулирование с предметом, если воспитатель не будет использовать приёмы, направленные на формирование игровых интересов детей, на обогащение содержания игры и на воспитания у них умения жить в коллективе.

Приведём примеры некоторых приёмов:

1. Беседа с детьми с целью выявления их представлений о содержании игры, жизненных наблюдений и конкретных знаний.

2. Чтение произведений, относящихся к той или иной игре (беседуя о прочитанном, мы уточняем участников той или иной игры)

3. Решаем с детьми, какие атрибуты или игрушки – самоделки нам необходимо взять для игры (набор посуды, припасы продуктов, воду…)

4. Рассматривание иллюстраций, составление рассказов по картинкам. При этом воспитатель подсказывает детям слова, которыми можно начать рассказать. Следующие приёмы можно использовать на улице, непосредственно перед игрой.

5. Уточнение важных моментов. Вместе с детьми решаем, какие правила игры могут быть установлены на нашей площадке, в нашей ситуации (куда поплывём, чем займёмся, как и что мы будем делать…)

6. Распределение ролей перед игрой. Воспитатель предлагает детям самим решить, кто, кем хочет быть. Чтобы дать им возможность действовать самостоятельно, не надо заставлять их делать то, что они не хотят. Не доступны со стороны взрослого принуждения, навязывание тем, игровых ролей, форм игры. У детей не должно возникнуть чувство, что в детском саду надо играть, как велят, а не как хочешь. Надо много общаться с детьми, наблюдать и предлагать разные варианты взаимодействия. В этом наш главный помощник – игра.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру основным содержанием детской жизни, развивать ее в желаемом направлении, воспитывать детей в процессе игры. Необходимо организовать такие сюжетно – ролевые игры, в которых каждый ребенок может удовлетворить свои интересы, реализовать свои возможности, вступить в контакт со сверстниками.

В какие же игры играть на прогулке летом?

1.«Беседка сказок» обогащена героями разных сказок, хорошо знакомых детям. Здесь дети играют в сюжетно – ролевые игры: «Театр», «Путешествие на сказочную полянку».

2. В «Туристическом уголке» ребята играют в сюжетно – ролевую игру «Мы спортсмены», здесь дети укрепляют мышцы. Дети, играя в путешествия и походы «в поисках клада». В таких играх – походах у детей формируются такие нравственные ценности, как долг, дружба, взаимовыручка, мужественность.

3. На территории «Цветовода» дети, играя, учатся ухаживать за растениями, выращивать цветы. В этой игре ребята сталкиваются с трудом цветовода, воспитывается чувство любви к природе, открывается красота природы.

4. В тёплое время года мы с ребятами отправляемся в «Песчаное царство», где ребята играют в игру «Строителей». В царстве строим замки, гаражи, мосты и другие сооружения. Туда съезжаются самые красивые машины, все герои, люди, желающие жить в этом царстве.

5. Можно с ребятами создать маршрут, по которому каждый день проезжает «Автобус». Водитель автобуса – опытный, соблюдает все правила дорожного движения. По дороге водителю автобуса встречаются грамотные пешеходы. Они очень хорошо знают, где нужно переходить дорогу, на какой сигнал светофора нельзя двигаться через дорогу. На нашем участке есть домик, в котором ребята проводят различные сюжетно – ролевые игры: больница, парикмахерская, дом, библиотека, магазин.

Сюжетно-ролевые игры зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость. Они обогащают содержание прогулок и очень увлекают детей. Снег – это прекрасный и основной строительный материал для деятельности детей. Необходимо продумать, какие снежные постройки с учетом возраста детей возводить на своем участке. Из заранее заготовленных сугробов снега можно оформить для детей: пароход, машину, самолет… – для сюжетно- ролевых игр, а из снежного теста- атрибуты для организации с/р игр. Снег перемешивается с водой - это и есть снежное тесто. При знакомстве и закреплении свойств снега можно мастерить снежные пирожки, торты, пряники способом формовки, украшая старой мозаикой, крышками от бутылок.

 

 

В какие же игры играть на прогулке зимой?

1.Сюжетно-ролевая игра «Семья». Можно слепить целую семейку снежков – папу, маму и малыша и разыграть с ними сказку. Можно слепить семь снежков разного размера и разыграть с их помощью сказку "Репка". «Праздничный торт». Уплотняя снег лопаточкой и придавая ему необходимую форму, дети изготовляют большой праздничный торт, квадратный, круглый или другой формы, украшают его цветными льдинками.

2. Сюжетно-ролевая игра «Следопыты». Можно научиться оставлять на снегу следы – следы разных зверей. Для этого, конечно, понадобится какая-то книга, где есть пример следов, а дальше – вы сами сможете изображать следы на снегу. Если ребенок еще мал и следы животных его не привлекают, то оставляйте на снегу отпечатки формочек, а он пусть угадывает, какая от какой формочки. Пусть сам вдавливает формочки в снег, набирает снег в ведерко совочком или лопаткой. Следы снежного человека. Из картона и толстой веревки можно сделать лапы снежного человека. Оденьте их поверх зимней обуви и отправляйтесь на прогулку создавать следы снежного человека. В глубоком снегу можно протаптывать дорожки, плотно ступая двумя ногами прямо рядышком. Можно протаптывать не просто дорожки, а лабиринты.

3. Сюжетно-ролевая игра «Пограничники» Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями, уточнить распорядок дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы командира, расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод». Оборудование: граница, пограничный столб, автомат, пограничная собака, военные фуражки. Возраст: 6–7 лет. Ход игры: воспитатель предлагает детям побывать на государственной границе нашей Родины. Проводится беседа о том, кто охраняет границу, с какой целью, как проходит служба пограничника, каков распорядок дня военного человека. Дети самостоятельно распределяют роли Военного командира, Начальника пограничной заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь.

4. Сюжетно-ролевая игра «Спасатели» Сюжет: снежный завал. Роли: спасатели с командиром, бригада «скорой помощи», журналист с оператором, диспетчер, водитель МЧС. Атрибуты: мягкие игрушки, машина «Скорой помощи», рация, макет телевизора.

Итог: Наша задача – всячески способствовать пребыванию детей на свежем воздухе, особенно в зимнее время, когда детям так не хватает кислорода, солнца и движения. А если ребенок на свежем воздухе двигается, играет, то польза от этого – двойная. Заранее продумывая снежно-ролевые игры, вы превратите гулянья в праздник и создадите приятные воспоминания на всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_na_temu.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему: «Сюжетно ролевые игры на прогулке»

Подготовила: воспитатель первой категории Чумакова Ольга Александровна

Без игры нет, и не может быть полноценного

умственного развития. Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.
        В.А. Сухомлинский

Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой. Большинство педагогов и психологов разных стран сходятся во мнении, что игра занимает важное место в развитии, воспитании и обучении дошкольников; при этом в разных странах сформированы собственные подходы к использованию игры в педагогической практике. Так в дошкольном образовании нашего детского сада используется сюжетно – ролевая игра в дидактических цепях. Игра, традиционно являющаяся основой учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях, считается одним из ключевых факторов эффективной практики дошкольного образования.

 Принципы организации сюжетно - ролевой игры в детском саду:

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому и сверстнику.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Методы руководства игрой.

Метод прямого руководства – ролевое участие в игре, участие в сговоре на игру, разъяснение, помощь, совет, обсуждение игр с перспективой на дальнейшее развитие.

Косвенное руководство – обогащение знаниями, внесение игрушек, использование сюрпризных моментов.

Комплексное руководство – планомерное обогащение опыта детей, обучающие игры, своевременное изменение предметной игровой среды, активизация общения воспитателя с детьми в процессе игры.

Игра не увлечёт детей, не вызовет эмоций, не сплотит их, а превратится в манипулирование с предметом, если воспитатель не будет использовать приёмы, направленные на формирование игровых интересов детей, на обогащение содержания игры и на воспитания у них умения жить в коллективе.

Приведём примеры некоторых приёмов:

1. Беседа с детьми с целью выявления их представлений о содержании игры, жизненных наблюдений и конкретных знаний.

2. Чтение произведений, относящихся к той или иной игре (беседуя о прочитанном, мы уточняем участников той или иной игры)

3. Решаем с детьми, какие атрибуты или игрушки – самоделки нам необходимо взять для игры (набор посуды, припасы продуктов, воду…)

4. Рассматривание иллюстраций, составление рассказов по картинкам. При этом воспитатель подсказывает детям слова, которыми можно начать рассказать. Следующие приёмы можно использовать на улице, непосредственно перед игрой.

5. Уточнение важных моментов. Вместе с детьми решаем, какие правила игры могут быть установлены на нашей площадке, в нашей ситуации (куда поплывём, чем займёмся, как и что мы будем делать…)

6. Распределение ролей перед игрой. Воспитатель предлагает детям самим решить, кто, кем хочет быть. Чтобы дать им возможность действовать самостоятельно, не надо заставлять их делать то, что они не хотят. Не доступны со стороны взрослого принуждения, навязывание тем, игровых ролей, форм игры. У детей не должно возникнуть чувство, что в детском саду надо играть, как велят, а не как хочешь. Надо много общаться с детьми, наблюдать и предлагать разные варианты взаимодействия. В этом наш главный помощник – игра.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру основным содержанием детской жизни, развивать ее в желаемом направлении, воспитывать детей в процессе игры. Необходимо организовать такие сюжетно – ролевые игры, в которых каждый ребенок может удовлетворить свои интересы, реализовать свои возможности, вступить в контакт со сверстниками.

В какие же игры играть на прогулке летом?

1.«Беседка сказок» обогащена героями разных сказок, хорошо знакомых детям. Здесь дети играют в сюжетно – ролевые игры: «Театр», «Путешествие на сказочную полянку».

2. В «Туристическом уголке» ребята играют в сюжетно – ролевую игру «Мы спортсмены», здесь дети укрепляют мышцы. Дети, играя в путешествия и походы «в поисках клада». В таких играх – походах у детей формируются такие нравственные ценности, как долг, дружба, взаимовыручка, мужественность.

3. На территории «Цветовода» дети, играя, учатся ухаживать за растениями, выращивать цветы. В этой игре ребята сталкиваются с трудом цветовода, воспитывается чувство любви к природе, открывается красота природы.

4. В тёплое время года мы с ребятами отправляемся в «Песчаное царство», где ребята играют в игру «Строителей». В царстве строим замки, гаражи, мосты и другие сооружения. Туда съезжаются самые красивые машины, все герои, люди, желающие жить в этом царстве.

5. Можно с ребятами создать маршрут, по которому каждый день проезжает «Автобус». Водитель автобуса – опытный, соблюдает все правила дорожного движения. По дороге водителю автобуса встречаются грамотные пешеходы. Они очень хорошо знают, где нужно переходить дорогу, на какой сигнал светофора нельзя двигаться через дорогу. На нашем участке есть домик, в котором ребята проводят различные сюжетно – ролевые игры: больница, парикмахерская, дом, библиотека, магазин.

Сюжетно-ролевые игры зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость. Они обогащают содержание прогулок и очень увлекают детей. Снег – это прекрасный и основной строительный материал для деятельности детей. Необходимо продумать, какие снежные постройки с учетом возраста детей возводить на своем участке. Из заранее заготовленных сугробов снега можно оформить для детей: пароход, машину, самолет… – для сюжетно- ролевых игр, а из снежного теста- атрибуты для организации с/р игр. Снег перемешивается с водой - это и есть снежное тесто. При знакомстве и закреплении свойств снега можно мастерить снежные пирожки, торты, пряники способом формовки, украшая старой мозаикой, крышками от бутылок.

В какие же игры играть на прогулке зимой?

1.Сюжетно-ролевая игра «Семья». Можно слепить целую семейку снежков – папу, маму и малыша и разыграть с ними сказку. Можно слепить семь снежков разного размера и разыграть с их помощью сказку "Репка". «Праздничный торт». Уплотняя снег лопаточкой и придавая ему необходимую форму, дети изготовляют большой праздничный торт, квадратный, круглый или другой формы, украшают его цветными льдинками.

2. Сюжетно-ролевая игра «Следопыты». Можно научиться оставлять на снегу следы – следы разных зверей. Для этого, конечно, понадобится какая-то книга, где есть пример следов, а дальше – вы сами сможете изображать следы на снегу. Если ребенок еще мал и следы животных его не привлекают, то оставляйте на снегу отпечатки формочек, а он пусть угадывает, какая от какой формочки. Пусть сам вдавливает формочки в снег, набирает снег в ведерко совочком или лопаткой. Следы снежного человека. Из картона и толстой веревки можно сделать лапы снежного человека. Оденьте их поверх зимней обуви и отправляйтесь на прогулку создавать следы снежного человека. В глубоком снегу можно протаптывать дорожки, плотно ступая двумя ногами прямо рядышком. Можно протаптывать не просто дорожки, а лабиринты.

3. Сюжетно-ролевая игра «Пограничники» Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями, уточнить распорядок дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы командира, расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод». Оборудование: граница, пограничный столб, автомат, пограничная собака, военные фуражки. Возраст: 6–7 лет. Ход игры: воспитатель предлагает детям побывать на государственной границе нашей Родины. Проводится беседа о том, кто охраняет границу, с какой целью, как проходит служба пограничника, каков распорядок дня военного человека. Дети самостоятельно распределяют роли Военного командира, Начальника пограничной заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь.

4. Сюжетно-ролевая игра «Спасатели» Сюжет: снежный завал. Роли: спасатели с командиром, бригада «скорой помощи», журналист с оператором, диспетчер, водитель МЧС. Атрибуты: мягкие игрушки, машина «Скорой помощи», рация, макет телевизора.

Итог: Наша задача – всячески способствовать пребыванию детей на свежем воздухе, особенно в зимнее время, когда детям так не хватает кислорода, солнца и движения. А если ребенок на свежем воздухе двигается, играет, то польза от этого – двойная. Заранее продумывая снежно-ролевые игры, вы превратите гулянья в праздник и создадите приятные воспоминания на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте».

Цель консультации: повышение уровня информированности педагогов о значении сюжетно-ролевой игры  в психическом развитии ребенка. Особое внимание уделяется значению сюжетно-ролевой игры перед обуч...

Консультация для педагогов на тему «Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника»

Консультация для педагогов на тему «Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника»...

Консультация для педагогов на тему “Сюжетно-ролевая игра как средство развития общения у детей старшего дошкольного возраста”

Сюжетно-ролевая игра –это вид деятельности детей ,в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности  и общения взрослых с целью усвоения важнейших соц...

Консультация для педагогов на тему: «Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности в работе с дошкольниками при обучении правилам дорожного движения»

Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры по закреплению знаний детей о правилах дорожного движения....

Консультация для педагогов на тему: "Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей дошкольного возраста"

Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию...

Консультация для педагогов на тему "Сюжетно-ролевая игра".

В этой консультации подробно рассказано о пользе сюжетно-ролевых игр для дошкольников, о влиянии этой игры на развитие детей. ...