Консультация для педагогов ДОУ «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте».
консультация по коррекционной педагогике на тему

Разумова Юлия Николаевна

Цель консультации: повышение уровня информированности педагогов о значении сюжетно-ролевой игры  в психическом развитии ребенка. Особое внимание уделяется значению сюжетно-ролевой игры перед обучением ребенка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

«Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте».

Подготовила и провела

Педагог-психолог

Разумова Ю.Н.

Цель: повышение уровня информированности педагогов о значении сюжетно-ролевой игры  в психическом развитии ребенка.

Задачи:

1. Провести сравнительный анализ «игры» и «игровой формы обучения»

2.Актуализировать знания педагогов о влиянии сюжетно-ролевой игры на всестороннее развитие дошкольников.

3. Рассмотреть этапы развития и типологию сюжетно-ролевых игр.

Ведущий: педагог-психолог

В детстве мы все очень любили играть, и сейчас иногда можем позволить себе принять участие в игре, при этом наши воспоминания снова окунают нас в атмосферу детства.

Упражнение «Немного о себе»

Цели упражнения: развитие групповой сплоченности, активизация участников.

Инструкция. Участники встречи сидят в общем кругу, каждый из них по очереди продолжает фразу: «В детстве моей самой любимой игрой была…, потому что…»

Вот так же и дети любят играть и получать массу положительных эмоций. Задача педагогов — создать условия для развития детской игры, которая является ведущим видом деятельности и способствует полноценному формированию личности ребенка.

Для начала проведем сравнение игры и игровой формы обучения (запись ответов педагогов на доске).

Игра

Игровая форма обучения

Ребенок сам инициатор (свободная игра) Взрослый может быть партнером.

Инициатор – взрослый (позиция взрослого «над»)

Игра всегда не имеет цели

Взрослый преследует определенную цель

Отношения между детьми.

Отношения между детьми и взрослыми

Ребенок в игре всегда свободен

Подчиняется взрослому

В игре всегда есть правила «Закон понарошку: наличие мнимого плана. Ребенок всегда следует роли»

Четкое планирование

В игре нельзя ошибиться, нет границ

Границы есть (цель и конечный результат)

Теоретический блок. В дошкольном возрасте ребенок выходит за пределы своего семейного круга и начинает устанавливать отношения между миром взрослых людей и сверстников. Ребенку хочется

Быть таким же, как взрослый, но часто это невозможно, поскольку разрыв между тем, что ребенок хочет и реально может-крайне велик. Разрешение этого противоречия происходит в игре, где ребенок может стать кем угодно, взять на себя любую роль.

 Ребенок в игре не просто копирует действия и поступки взрослых, но по своему проживает «взрослую жизнь», ориентируется в смыслах человеческих взаимоотношений.

Часто он слышит от взрослых «ты войди в мое положение», «тебе меня не понять, ты маленький», а в игре ребенок именно это и делает.

Но не только взрослую жизнь осваивает в игре ребенок. Он также учиться устанавливать контакт и строить взаимоотношения со сверстниками: уметь договариваться, подстраиваться, руководить игрой, а где-то пренебречь своими желаниями ради общего дела. Но для игры важны не только коммуникативные умения, но главное, умение играть (Спросить у педагогов, как они это понимают).

Еще интересный парадокс: игра, как мы уже говорили, свободная деятельность, но именно в игре ребенок учиться подчинять свои действия определенным правилам. Дети очень критично оценивают ролевое поведение партнера «так не бывает!». По словам известного психолога  Л.И. Божовича, «игра является тем механизмом, который переводит требования взрослого в потребности самого ребенка». «Я действую так, как я должен, потому что я хочу этого». Таким образом, без полноценной игры не сформируется такое важное качество, как произвольность его деятельности.

Здесь можно привести массу примеров: стоит только организовать игру, как отношение ребенка к любому делу меняется.

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Ведущая деятельность - такая деятельность, развитие которой обуславливает главные изменения психических процессов и психологических особенностей личности ребенка на данный стадии его развития. (А.Н.Леонтьев)  

Рассмотрим понятие, которое мы часто слышим от учителей начальных классов «не готов к школе, не доигравший ребенок».

Всем известно, что учебный мотив формируется в недрах ведущей деятельности предыдущего возрастного периода, т.е в игре. Не понятно, почему ребенок играл, играл, и вдруг захотел учиться. На самом деле, в ходе игровой деятельности у ребенка формируется мощный познавательный мотив. Ребенок играет не с игрушкой, а со своими знаниями о мире. Игровой и познавательный мотив сменяют друг друга постоянно: новое знание провоцирует игру, а развитие игры требует новых знаний. Потребность в новых знания и выступает главной составляющей формирования учебной мотивации.

У «недоигравших детей» собственный познавательный мотив до конца не сформирован, и игра для них остается по-прежнему привлекательной деятельностью.

Ошибки делают родители, когда ребенка забирают из детского сада, в самый разгар детской игры и ведут на интеллектуальные занятия. Имея при этом жесткую позицию «мы вам деньги платим не за то, чтобы вы с ребенком в игрушки играли».

К сожалению, такой ребенок, за счет сокращения игрового времени, оказывается не готов к школе, причем не только в плане  сформированность учебного мотива и произвольного поведения, но и в отношении умственного и познавательного развития.

Для успешного обучения в школе у ребенка должен быть в достаточной мере сформирован внутренний план действий, т.е способность действовать в уме, которая формируется прижизненно. В исследованиях П.Я. Гальперина было наглядно показано, как формируется умственное действие: сначала оно существует в практической форме, затем по мере освоения, «свертывается», сокращается, переходя во внутренний план. После чего действие легко осуществляется в уме. По словам А.В. Запорожца, игра дошкольника как раз и представляет ту деятельность, в которой своеобразными путями осуществляется формирование умственных действий, внутренний план деятельности.

Рассмотрим этапы формирования сюжетно-ролевой игры:

1-2г Отобразительная игра: ребенок выполняет действия с игрушками, чтобы что-то узнать. Органы чувств помогают ребенку исследовать окружающий мир.

С 2-х лет - сюжетно - отобразительная: ребенок использует предмет по назначению. Формируется предметно- манипулятивная деятельность.

С 3-х лет появляется предметы - заместители и ребенок овладевает предметно-игровыми действиями. Значение предмета оторвано от самого предмета, перенос некоторого действия на другой предмет, с которым реальное действие невозможно, но ребенок обозначает  нужное действие.

4-5 года ребенок начинает брать на себя роль и зарождается ролевая игра. Сначала она примитивна, например, ребенок водитель он только катает машинку, постепенно он разворачивает сюжет, сажает животных, строит гараж, заправляем машину и т.п.

Задача взрослого, если он видит постоянно один и тот же сюжет в игре у ребенка, помочь ему его развернуть, направить, внести новые атрибуты в игру ребенка.

6-7 лет: Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействия взрослых друг с другом, которые ребенок проигрывает (рефлексирует) Обязательно есть сюжет и роль.

 Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий. В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры.

 На этом этапе в игре четко выделяется подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логике, но главный принцип «понарошку».

Факторы, способствующие развитию игры:

1. Необходим партнер по игре, чаще всего им выступает взрослый.

2. Время для игры не должно быть ограничено (минимум 1 час).

3. Организовано игровое пространство. Маленькое помещение может способствовать развитию невроза у детей.

4. Наличие непроработанных игрушек. Материал нужен такой, чтобы ребенок сам смастерил игрушку.

5. Ребенок должен действовать как творец, созидатель, тогда он получает такие эмоции: счастье, удовольствие, самореализация себя.

6. Помнить, что не надо подменять понятие «счастливый ребенок», где главное - человеческие взаимоотношения, на понятие «успешного ребенка», где главное набор достижений!

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Чем ярче и чем разнообразнее он будет, тем интереснее будет игра у ребенка.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Позиции играющего или то место, которое в структуре игры занимает собственное «Я играющего». В соответствии с занимаемой позицией играющего,   выделяют 3 типа сюжетно-ролевых игр:

  • Ролевая. Ролевые игры предполагают принятие на себя роли и действия от ее имени. В таком принятии роли происходит слияние себя с другим, погружение в другого с одно- временным сохранением самого себя как зрителя происходящей игры. Здесь ребенок находится одновременно в двух позициях – реальной и изображаемой.
  • Режиссерская.  Режиссерские игры – сюжетные игры, в которых ребенок, не принимая на себя определенной роли, действует от имени разных игрушек, т. е. делегирует роли игрушкам и выстраивает между ними отношения. В таких играх «Я» ребенка условно идентифицируется скорее с темой, историей, происходящим, например, конфликтом между персонажами.
  • Реальная. Событийные игры – сюжетные игры, в которых ребенок участвует с позиции «реального Я». Здесь ребенок действует от своего имени. При этом он может общаться с куклой, использовать предметы заместители и существовать в изображаемом пространстве и времени.

Далее идет обсуждения с педагогами,  «в какие игры дети их группы играют чаще».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. ТЕМА:«Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.»

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь сос...

Консультация для педагогов ДОУ "Воспитание предпосылок гуманности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры".

        В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать». Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему ж...

Консультация для родителей тема:"Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте"

Консультация для родителей тема:"Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте"...

Консультация для педагогов «Методика организации сюжетно-ролевыми играми детей младшего и среднего дошкольного возраста»

В статье подробно рассказывается о том, как выстроить линию сюжетно-ролевых игр с детьми младшего и среднего дошкольного  возраста. Вся теоретическая часть подробно подкрепляется конкретными прим...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Педагогическая поддержка сюжетно – ролевой игры детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО»

Дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, с...

Консультация для педагогов Тема: «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, ...

Консультация для родителей. ТЕМА:«Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.»

Консультация для родителей.ТЕМА:«Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольномвозрасте.»Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающаяему ощущение свободы, подвластности...