Консультация для педагогов ДОУ "Воспитание предпосылок гуманности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры".
консультация

Исаева Елена Валерьевна

          В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать». Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.                                                                       

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание предпосылок гуманности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.

«Гуманная педагогика помогает полюбить в каждом ребенке                                                                              и каждом человеке не только  несовершенное, что в нем преобладает в данный момент, но и все лучшее,   что появляется в процессе восхождения к вершинам  нравственности и духовности»                                                                                                              Ш.А. Амонашвили

Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра-человека. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении  находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, т.е. по сути, ко всему миру в целом.

Гуманность поэтому является стержневым свойством личности, показателем нравственной воспитанности человека, его отношения к людям, природе и самому себе.

Гуманность как свойство личности формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми, установления межличностных отношений.                                                         Таким образом, гуманность - это качество личности, представляющее собой совокупность нравственно-психологических свойств личности выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. В структуру гуманности как сложного многокомпонентного качества входят: заботливость других, взаимопомощь, доброжелательность, милосердие, альтруизм.                

Гуманистический подход к пониманию человека предполагает веру в его созидательный потенциал, способность к преодолению препятствий и социальной адаптации в самых сложных условиях жизни.                                                        

Механизмы социализации, лежащие в основе развития гуманности:

  • подражание гуманным поступкам взрослых,
  • социальная ориентация (восприятие другого человека как социально значимого, чувствующего, переживающего, существа),
  • эмпатия (сопереживание и сочувствие другому, содействие ему в ситуациях затруднения),
  • нормативная регуляция (следование в поведении гуманистическим ценностям, нормам и правилам),
  • саморегуляция (самосознание себя и собственных проявлений как гуманистических, управление собственным поведением, самооценка с гуманистических позиций).

        Основы гуманности формируются уже  на этапе дошкольного детства, поэтому так важно получить положительный эмоциональный опыт, что позволит в дальнейшем развитию успешной личности. Каждый его этап имеет свои особенности:

 1.Ранний возраст: развивается стремление подражать другому взрослому, стремление быть принятым, любимым, формируется первоначальный опыт гуманного поведения на основе требований взрослого.

2.Младший возраст – проявляется в интересе к другому (сверстнику) как социальному существу, потенциальному партнеру по совместной игровой деятельности; в развитии способности к первоначальному восприятию переживаний и чувств другого, выраженных в ярких эмоциональных и поведенческих проявлениях; в стремлении следовать простым и конкретным правилам поведения в отношении сверстника, в попытках самостоятельного моделирования в условных и реальных жизненных ситуациях способов гуманного поведения, в обобщенных оценках поступках других и своих собственных (хорошо и плохо).    

3.Средний возраст – постепенное осознание нравственных ценностей и их значения для других и самого себя, постепенное обобщение личного опыта нравственного поведения, развитие способности к прогнозированию развития социальной ситуации взаимодействия и ее последствий для окружающих и самого себя, в попытках осознанного выбора разных стратегий поведения в зависимости от ситуации взаимодействия с сверстником и взрослым, стремлении следовать требованиям и оценкам взрослого.

4.Старший возраст – осознание и самостоятельное использование гуманистических норм и правил поведения, свободный и конструктивный анализ ситуаций взаимодействия с окружающими людьми, устойчивость гуманного поведения, адекватная нравственная самооценка.

        Дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. Поэтому, главным я считаю создание условий теплой и сердечной атмосферы в группе. Умение наполнить жизнь маленького ребенка интересными событиями, занимательными играми, полезными и познавательными занятиями. В этом случае, малыш чувствует себя окруженным вниманием и заботой, накапливает опыт положительных поступков и доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.

Ощутив любовь воспитателя, ребенок становится более уверенным и общительным и с удовольствием начинает подражать его действиям. Поэтому, я считаю особенно важным подавать пример детям через свои положительные действия в различных ситуациях, культуру своего поведения и речи. Своим одобрением и примером я поддерживаю стремление детей к положительным поступкам, способствую становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить. Важным для меня является открытие детям радости общения, познания, ощущения роста собственных возможностей и самостоятельности. Планируя развивающую среду, я стараюсь учитывать все направления программы, интеграции и взаимосвязи образовательных областей.

 Главное, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сферы детей, обогащению личного опыта, самостоятельности и радости общения со сверстниками и взрослыми.                Как средство воспитания основ гуманности у детей дошкольного возраста большое значение имеет игра. В игре дети берут на себя роли взрослых людей и, в воображаемом плане, подчиняясь правилам ролевой игры, усваивают типичные формы их поведения и нормы взаимоотношений. В данном случае рассмотрим игру как  средство воспитания основ гуманности у детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра имеет огромные резервные возможности в ее становлении:                

1.Тематика, сюжет игры, наполненные нравственным содержанием способствуют привлечению внимания детей к гуманистическим нормам и правилам, развитию интереса к сфере взаимоотношений людей и их социальному поведению, побуждают детей к анализу и социальной действительности и выделению в ней гуманистических ценностей.

2.Роль в игре позволяет ребенку в рамках заданного содержания моделировать социальную действительность – сферу взаимоотношений  людей друг с другом, выстраивать в игровом поведении и отношениях различные модели гуманного поведения и отношений, осуществлять отбор средств, действий, которые бы выражали гуманное отношение.

3. Правила игры, вытекающие из нравственного ее содержания, позволяют ребенку принять и признать их как руководство к действию осознать их значимость для построения игровых отношений в игре, апробировать в игровой ситуации разные варианты поведения сообразно таким правилам.

4.Игровое взаимодействие со сверстником позволяет приобретать и расширять опыт познания и понимания сверстника и самого себя: ориентации в его поведении, эмоциональных состояниях, настроениях, поступках; особенности реагирования на инициирующие действия ребенка, осваивать опыт продуктивной коммуникации сообразно гуманистическим правилам и ценностям.        

5.Рефлексия игрового опыта, осуществляемая на завершающем этапе игры, позволяет ребенку соотнести свои действия, поступки в игре с ожиданиями партнера, его состояниями,  достижениями, а так же с правилами и требованиями к гуманному поведению.

Ролевые игры помогают детям апробировать различные характеры героев – положительные  и отрицательные, грустные и веселые, а также помогают детям воспроизводить эмоциональные тональности, которые служат ребенку в качестве эталонов.  Дошкольники охотно подражают и воспроизводят цепочку игровых эпизодов, преимущественно передающие реальные ситуации, в  таких сюжетно – ролевых играх, как «Больница», «Парикмахерская», «Семья» и др. Следует учитывать, что взаимоотношения детей отличаются нестабильностью, зависят от ситуации и требуют постоянного внимания воспитателя, который побуждает доброжелательно относиться к окружающим, проявлять эмоциональную отзывчивость, показывает детям пример доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, как угостить, как обрадовать, как помочь и т. д.        Для овладения сюжетно-ролевой игрой дети должны научиться последовательно восходить с уровня узнавания к уровню выполнения под руководством наставника, а затем к уровню самостоятельности и творческого выполнения.

Руководство игрой воспитанников, направленное на развитие элементарных проявлений гуманности, осуществляю, используя  авторскую технологию Крыловой Н. М.  включающей в себя следующие:

  • этап подготовки к игре (педагог – «артист», ребенок – «очарованный зритель»),  
  • этап  обучения игре (педагог и ребенок «вкусные собеседники», открывающие игру как интересную увлекательную деятельность),
  • этап  развития игры как самостоятельной деятельности и формы воспитания и самовыражения воспитанника (педагог – «дирижер», дети – «исполнители»),
  • этап развития игры как творчества ребенка формы проявления индивидуальности (ребенок - «артист», педагог - «очарованный зритель»).

На каждом этапе содержание руководства игрой, предлагаемое автором Крыловой Н. М.  использовалось и обогащалось материалом, необходимым для решения задач воспитания гуманности.                                                                                                                Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки педагогики, важно видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя.                                        Сохранить  человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения,  умению жить среди людей – главные идеи воспитания гуманных качеств личности.