Рабочая программа "ТРИЗ для дошкольников"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Бубенкова Анна Валерьевна

Программа определяет широкий спектр содержания работы с детьми старшего дошкольного возраста. Программа предусматривает проведение  образовательной деятельности по развитию творческих способностей ребёнка – один час в неделю в во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_triz.docx64.29 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Тогучинского района «Тогучинский детский сад № 7»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ТРИЗ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Срок реализации 2 года

Разработчик:

Воспитатель Iквалификационной категории

Бубенкова А.В.

Тогучин, 2019


Содержание

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи программы

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

1.5. Планируемые результаты освоения программы

1.6. Технология педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательной деятельности

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

3. Организационный раздел

3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, особенности организации предметно-развивающей среды

3.2. Материально-техническое обеспечение Программы

3.3. Обеспеченность методическими материалами

3.4. Организация НОД

3.5. Перечень литературных источников


 1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

«ТРИЗ для дошкольников» - рабочая программа направлена на знакомство детей старшего дошкольного возраста (далее Программа) с основами ТРИЗ технологиями.

Программа определяет широкий спектр содержания работы с детьми старшего дошкольного возраста. Программа предусматривает проведение дополнительной образовательной деятельности по развитию творческих способностей ребёнка – один час в неделю во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах).

Программа разработана на основании следующих нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования РФ:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Комментарии Министерства образования и науки РФ к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. №08-249;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций»;
  • Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

Содержание Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы кформированию Программы, планируемые результаты ее освоения.

Содержательный раздел Программы включает описание дополнительнойобразовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие».

Программа определяет содержание данной области с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности.

Организационный раздел Программы описывает систему условий реализациидополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения.

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, срок реализации Программы - 2 года.


1.2. Цели и задачи программы

Целью Программы является повышение уровня речевого развития детей  дошкольного возраста средствами ТРИЗ технологий.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач:

  1. проанализировать научно - педагогическую литературу по проблеме развития речи детей дошкольного возраста посредством ТРИЗ технологий;
  2. проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;
  3. взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);
  4. создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры).

5. учить: системно воспринимать и анализировать ситуации;

6.развивать: речь, мышление (гибкость, подвижность, системность, диалектичность), творческое мышление и воображение, поисковую активность;

7. развивать познавательную активность и интерес;

Для каждого возраста задачи уточняются и конкретизируются.

Задачи по возрастным группам

Группа

Задачи художественно-творческого развития детей

Старшая группа

Подготовительная

группа

Учить формулировать противоречия с небольшой помощью воспитателя, применять приёмы их разрешений:

  • принцип копирования
  • принцип «наоборот
  • принцип посредника
  • принцип предварительного воздействия
  • принцип объединения
  • принцип самообслуживания

Учить видоизменять, преобразовывать,комбинировать имеющиеся представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации.

Формировать умение представлять событие впоследовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.

За счет приемов фантазирования,создавать новый образ, планировать его действия, жизненные этапы:

  • увеличение-уменьшение
  • ускорение-замедление
  • дробление- объединение
  • оживление
  • универсальность-ограничение
  • динамика-статика
  • квантование-непрерывность
  • изменение законов природы
  • смещение во времени;
  • этажное конструирование;
  • метод снежного кома.
  • кольца Луллия;
  • Метод Робинзона Крузо
  • Хорошо-плохо
  • МФО

Учить грамотно действовать во всех сферах своей жизни, понимать словесные инструкции,предложения взрослого.

Развивать чувство уверенности в своих знаниях и умениях с пониманием достоинств и недостатков в себе самоми в окружающем.

Формировать навыки самостоятельной творческой работы, исследовательской деятельности.

Формировать умение доводить любое дело до конечного результата, самостоятельно или с помощью взрослого планируя этапы своей деятельности, намечая конечную цель.

Закреплять системное видение мира, знания элементарных законов развития систем.

Учить видеть и разрешать противоречия с помощью приёмов разрешения противоречий:

  • Разделение противоречивых свойств во времени и пространстве;
  • Объединение однородных и неоднородных систем в надсистему
  • Принцип «матрёшка»
  • принцип копирования
  • принцип «наоборот
  • принцип посредника
  • принцип предварительного воздействия
  • принцип объединения

Учить детей самостоятельно добывать информацию, работать с литературой.

Формировать навыки запоминания и анализа произведения, используя моделирование и символику.

Учить выполнять задания и решать жизненные и учебные задачи на основе имеющихся представлений, без использования самих объектов.

Исследуя материалы и природные явления и свойства проводить исследовательскую работу.

Уметь защищать выработанное решение, анализируя и доказывая аргументировано,его лучшие стороны.

Учить детей не только изменять, но и преобразовывать, комбинировать прежние знания в новые сочетания и создавать на этой основе относительно новые образы и сообразные ситуации.

Учить решать  и создавать новые образы и ситуации, используя приёмы:

  • увеличение-уменьшение
  • ускорение-замедление
  • дробление- объединение
  • оживление
  • универсальность-ограничение
  • динамика-статика
  • квантование-непрерывность
  • изменение законов природы
  • смещение во времени;
  • этажное конструирование;
  • метод снежного кома.
  • кольца Луллия;
  • Метод Робинзона Крузо
  • Хорошо-плохо
  • МФО

1.3.Принципы и подходы к формированию Программы

Принципы (автор А.А. Гин) при использовании творческих заданий с элементами ТРИЗ:

ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА

В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ребенку право выбора. В самом творческом задании заложена осознанная степень свободы.

 ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ.

Сталкивать ребенка с открытыми задачами, у которых нет единственно правильного решения. В тексте творческого задания закладываются варианты условий или разные пути решения таких задач.

ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Освоенные детьми мыслительные операции отрабатываются в деятельности. Любое творческое задание заканчивается каким-либо практическим видом деятельности.

ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ.

Регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций с помощью развитой системы приемов обратной связи. Одно творческое задание пересекается с другим, тем самым воспитатель может проконтролировать степень освоения материала.

 ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ.

Максимально использовать возможности, знания, интересы самих детей с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут входить как часть любого занятия с детьми.

1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Программа реализуется в группах старшего дошкольного возраста, непрерывная непосредственно-образовательная деятельность проходит в грппах детского сада.Программу реализует воспитатель – 1 квалификационной категорией, с высшим образованием, стаж работы 8 лет.

В режиме организации занятия рекомендуется проводить в течение двух лет с детьми пятого и шестого, седьмого года жизни. В программе первого года обучения с детьми 5-6 лет предлагается изучить следующие темы: «Противоречия», «Системный оператор», «Метод маленьких человечков», «Ресурсы», «Сочинение загадок» (по методике А. А. Нестеренко).

С детьми 6-7-летнего возраста и с учетом их психофизиологических особенностей занятия необходимо (желательно) проводить в форме свободного общения, в виде диалогов, в которых воспитатель играл бы направляющую и организующую роль. Продолжительность занятия 25-30минут.

Количество занятий в 1год-32 занятия

 Количество занятий в 1год-34 занятия

Второй год обучения предполагает обучение приемам фантазирования, придумывания нового объекта, рассказу по картинке (методика И. Н. Мурашковской), обучение навыку классификации (методика Т. А. Сидорчук).

Возрастные особенности развития ребёнка 5 - 6 лет в познавательно – творческой деятельности

  • детей расширяются представления о времени и пространстве.
  • речи детей появляются определения, обозначающие свойства, этические качества, эмоциональные состояние, эстетические характеристики.

Этот возраст характеризуется целенаправленностью психических процессов, увеличивается участие воли. Важна результативность выполнения любого задания. Возникает стремление к самостоятельности, но неудачи обескураживают их. Накапливаясь, безуспешные усилия порождают неуверенность. Важно определять степень сложности задания и его объем, мотивацию, интерес. В этом возрасте у ребенка развиваются элементы логического мышления. Они способны анализировать и моделировать логические взаимоотношения, но на знакомом материале, с опорой на полученные знания.

Становится целенаправленной деятельность, происходит развитие произвольных психических процессов: памяти, внимания мышления.

При выполнении каких-либо заданий или бытовой деятельности характерно доведение до конечного результата.

Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Заметить и развивать способности ребенка, создавать развивающую среду, в которой каждый воспитанник может проявить себя и раскрыть свой талант.

Возрастные особенности развития ребёнка 6 - 7 лет в познавательно – творческой деятельности

  • этом возрасте дети уже приобретают навыки организованности, умение контролировать себя в процессе выполнения какой-либо деятельности. Уже развито умение элементарного планирования, но нет согласования своего плана с окружающими. Достижение для ребенка имеет лишь тот результат, который достигнут усилиями самого ребенка.

1.5. Планируемые результаты освоения программы

Результатами работы должны стать:

  • применяет навыки превращения знаний в инструмент творческого освоения мира (т.е. имеет активную жизненную позицию, интерес, чувство успеха, утверждение своих сил и способностей);
  • владеет системно – диалектическим мышлением, интеллектуально развит, высоко развита креативность и воображение;
  • использует,  осознанно  инструментарий  ТРИЗ,  для  решения  проблемных  задач,встречающихся        в        дошкольной и практике и жизненных        ситуаций        (опытсамостоятельной творческой деятельности);
  • у ребёнка сформирована самоорганизация и творческая личность.

1.6. Технология педагогической диагностики (мониторинга)    индивидуального развития

При реализации Программы педагогом проводится оценка индивидуального развития творческих способностей в рамках педагогической диагностики (мониторинга), цель которой заключается в определении эффективности педагогических действий и их дальнейшее планирование на основе полученных результатов.

Старшая группа

Низкий уровень -ребенок не проявляет инициативы при планировании своейдеятельности, порядка и поиска способов достижения ее результатов. Отсутствует творческий потенциал. При формулировании воспитателем противоречий, ребенок не может найти пути их разрешений, не умеет применять принципы их разрешения. Отсутствует системное видение окружающего мира.

Средний уровень - при планировании своей творческой деятельности,при поискеметодов и приемов разрешения противоречий и достижении положительных результатов, ребенок старается действовать самостоятельно, лишь при возникновении затруднений обращается за помощью к взрослому либо к сверстникам.

Высокий уровень - ребенок оперирует в уме знаниями о предметах их связях иотношениях , четко выделяет прошлое и будущее (системное видение мира). Видит творческую задачу и умеет ее объяснить. Формулирует противоречия и ищет пути их разрешения самостоятельно, используя принципы ТРИЗ. Планирует заранее цель своей деятельности, порядок и способы достижения результатов.

Подготовительная группа

Низкий уровень - ребенок проявляет слабую активность в применении изученногоматериала: не вырабатывает и не находит необычное, остроумное решение, по сравнению с традиционными. Нет творческой инициативы, не способен на собственные выдумки. Отсутствует последовательность развития плана творческой деятельности, направлениеработы нарушается побочными стимулами. Не может применять на практике существующие принципы разрешения противоречий.

Средний уровень - с помощью взрослого ребенок планирует этапы своейдеятельности, намечает конечную цель, старается добиться результата, используя приемы: увеличение- уменьшение; ускорение- замедление; дробление – объединение; оживление; универсальность – ограничение; квантование – непрерывность; изменение законов природы; смещение во времени; бином фантазии; этажное конструирование; метод снежного кома; хорошо - плохо; МФО; кольца Луллия; метод Робинзона Крузо.

Высокий уровень - у ребенка сформированы навыки самостоятельной творческойработы, исследовательской деятельности. Любое дело доводит до идеального конечного результата. Отлично сформировано системное видение окружающего мира. Ребенок самостоятельно находит и разрешает противоречия с применением всех знакомых методов и приемов РТВ.


2. Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательной деятельности

Учебно – тематический план старшей группы (5 – 6 лет)

Месяц, Тема

Цель, задачи

Названия игр, упражнений, заданий.

Май

Определить тему по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения.

Постановка целей, задач работы.

Изучение новой литературы по теме, изготовление игротеки. Изготовление пособий и атрибутов к занятиям.

Сентябрь

Диагностическая

«Мои умные помощники» Опытно- экспериментальная деятельность

Входная диагностика.Входная диагностическая работа по методике«Определение уровня способности детей 5 – 7 лет к работе с проблемными ситуациями».

Учить детей понимать и ценить роль наших «умных помощников» - органов чувств в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения;

2. Развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

3. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, внимание и наблюдательность.

4.Познакомить с органами чувств и их назначением.

«Волшебная лесенка»

«Теремок»

«Хорошо-плохо»

«Чудесный мешочек»

Знакомство с «помощниками» - игра «Портрет»

Модель мышления «Кольцо наблюдения»

 Работа с алгоритмом «Осень»

Опытно-экспериментальная деятельность

Октябрь

«Осень»

Тема: Способы восприятия мира:пять органов чувств

Познакомить детей с системным подходом:компонентным.

Знакомить детей с разными сторонами явлений природы, раскрывая перед ними неслучайные связи, а закономерности природных явлений.

Учить находить прямые аналогии по внешнему виду.

Показать приём фантазирование «оживление» выработать его символ.

Прививать любовь к природе.

Воспитывать стремление детей положительно воздействовать на природу, животных.

«Системный оператор»

«Хорошо-плохо»

Работа с алгоритмом

Тема: Чувства и признаки. Характеристика признаков.

1. Усвоение детьми Имен признаков объектов материального мира и описание их конкретных значений.

2.Учить детей выделять ИП «Форму», «Размер», «Вес» и их значение у объекта.

3. Упражнять в сравнении объектов по ИП и их Значениям.

4. Побуждать детей формулировать вопросы с указанием ИП и давать ответы по определенному объекту

5. познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Составление таблицы:связь чувств и признаков Задания,игровые упражнения.

Знакомство с признаками «часть», «рельеф». Опытно- экспериментальная деятельность «Свойства песка»

Усвоение детьми Имен признаков объектов материального мира и описание их конкретных значений.

2.Учить детей выделять ИП «Часть», «Рельеф» и их значение у объекта.

3. Упражнять в сравнении объектов по ИП и их Значениям.

4. Побуждать детей формулировать вопросы с указанием ИП и давать ответы по определенному объекту

5. познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

Игры и упражнения.Составление ассоциативных цепочек

. знакомство с «признаками» - игра «Объекты»

модель мышления «ВП: уменьшение-увеличение»

 работа с алгоритмом «Животные»

 опытно-экспериментальная деятельность

рефлексия «Поделись с Пиком»

Знакомство с признаками «действие», «звук». Опытно- экспериментальная деятельность «Найди по звуку»

1.Усвоение детьми Имен признаков объектов материального мира и описание их конкретных значений.

2.Учить детей выделять ИП «Действие», «Звук» и их значение у объекта.

3. Упражнять в сравнении объектов по ИП и их Значениям.

4. Побуждать детей формулировать вопросы с указанием ИП и давать ответы по определенному объекту

5. определять и различать издаваемые шумовые звуки.

«Волшебная  лесенка»  - детский сад

«Продолжи уменьшение»

«Продолжи увеличение»

 МЯ: воспитатель

Дразнилка – ребенок

«Цепочка мыслей» - детский сад

Ноябрь

Тема:

Обучение составлению сравнений и загадок по признакам. Обучение формулирования восполняющего типа вопроса. Опытно- экспериментальная деятельность «Почему осенью бывает грязно»

1. формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам;

2.составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов;

3.учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

Знакомство с объектом «Почва», развивать умение задавать вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» используя признаки объекта.

 работа с алгоритмом «Почва»

 опытно-экспериментальная деятельность, познакомить с тем, что почва по- разному пропускает воду.

 рефлексия

Обучение составлению сравнений и загадок по признакам. Обучение формулирования восполняющего типа вопроса. Опытно- экспериментальная деятельность «Легкий - тяжелый»

1. формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; 2. учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

3. развивать умение задавать вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» используя признаки объекта.

показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

 игра «Да-нетка» «Паровозик»

игра «Подбери значение к

признакам»

 работа с мнемотаблицами («чтение» предложений)  опытно-экспериментальная деятельность

 

Обучение составлению сравнений и загадок по признакам. Обучение формулирования восполняющего типа вопроса. Опытно- экспериментальная деятельность «Поиграем с ветерком»

1.формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

2. развивать умение задавать вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» используя признаки объекта.

3. обнаружить движение воздуха в природе.

игра «Да-нетка

 игра «Подбери значение к признакам»

работа с мнемотаблицами («чтение» предложений)

опытно-экспериментальная деятельность

Обучение составлению сравнений и загадок по признакам. Обучение формулирования восполняющего типа вопроса. Опытно- экспериментальная деятельность «Глина, ее качества и свойства»

1.формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

2. развивать умение задавать вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?»,«Какие?» используя признаки объекта.

3. Научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

игра «Подбери значение к признакам»

работа с мнемотаблицами («чтение» предложений)

опытно-экспериментальная деятельность

Декабрь

Тема:

Обучение составлению сравнений и загадок по признакам. Обучение формулирования описательного типа вопроса. Опытно- экспериментальная деятельность «Горячо- холодно»

1. формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

 2. развивать умение задавать вопросы «Кто?», «Что?», «Где?», «Как?» используя признаки объекта.

 3. научить определять температуру веществ и предметов.

игра «Да-нетка» «Гусеничка», «Что умеет делать?»

игра «Задай вопрос»

работа с мнемотаблицами («чтение» предложений), алгоритмом «Зима»

опытно-экспериментальная деятельность

рефлексия

Обучение составлению сравнений и загадок по признакам. Обучение формулирования описательного типа вопроса. Опытно- экспериментальная деятельность «Чудесный мешочек»

1. формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

2. развивать умение задавать вопросы «Кто?», «Что?», «Где?», «Как?» используя признаки объекта.

3. познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупьсамый твердый предмет

приветствие, игрушка мышонок Пик

 игра «Да-нетка» «Гусеничка» , «Что умеет делать?»

игра «Задай вопрос»

работа с мнемотаблицами («чтение» предложений), алгоритмом «Зима»

опытно-экспериментальная деятельность

рефлексия

Обучение составления сравнений и загадок по признакам. Обучение формулирования описательного типа вопроса. Опытно- экспериментальная деятельность «Окрашивание воды»

1. формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

2. развивать умение задавать вопросы «Кто?», «Что?», «Где?», «Как?» используя признаки объекта.

 3. выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества)

игра «Да-нетка» «Гусеничка», «Что будет, если?»

игра «Задай вопрос»

 работа с мнемотаблицами («чтение» предложений), алгоритмом «Зима»

опытно- экспериментальная деятельность

рефлексия

Обучение составлению сравнений и загадок по признакам. Обучение формулирования описательного типа вопроса. Опытно- экспериментальная деятельность «Снег, какой он?»

1. формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

 2. развивать умение задавать вопросы «Кто?», «Что?», «Где?», «Как?» используя признаки объекта.

3. познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый,пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

игра «Да-нетка» «Гусеничка», «Что будет, если?»

игра «Задай вопрос»

 работа с мнемотаблицами («чтение» предложений), алгоритмом «Зима»

 опытно-экспериментальная деятельность

рефлексия

Январь

Тема:

Обучение составлению сравнений и загадок по признакам. Обучение формулирования каузального типа вопроса. Опытно- экспериментальная деятельность «Игры с соломинкой»

1. формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

2. развивать умение задавать вопросы «Почему?», «Отчего?», «Зачем?» используя признаки объекта. 3. дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

игра «Назови одним словом», «Уменьшаем-увеличиваем»

игра «Задай вопрос» «Да-нетка»

работа с мнемотаблицами («чтение» предложений), алгоритмом «Транспорт»

опытно-экспериментальная деятельность

рефлексия

Обучение составлению сравнений и загадок по признакам. Обучение формулирования каузального типа вопроса. Опытно- экспериментальная деятельность «Как из снега получить воду»

1. формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

2. развивать умение задавать вопросы «Почему?», «Отчего?», «Зачем?» используя признаки объекта. 3. формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

игра «Задай вопрос» «Да-нетка»

работа с мнемотаблицами («чтение» предложений), алгоритмом «Посуда»  опытно-экспериментальная деятельность

 рефлексия

Февраль

Тема:

1.Обучение видению объекта одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах (из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект) через Системного оператора; Опытно- экспериментальная деятельность «Изготовление цветных льдинок»

1. развивать умение анализировать и обобщать; 2.развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель «системный лифт». (Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы.)

3. познакомить с одним из свойств воды

 игра «Расставь по порядку», «Мои друзья»

 игра «Волшебный экран»

работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Транспорт»

опытно-экспериментальная деятельность

 рефлексия

Обучение видению объекта одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах (из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект) через Системного оператора; Опытно- экспериментальная деятельность «Мороз и снег»

1. развивать умение анализировать и обобщать; 2.развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель «системный лифт». (Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы.)

3. закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

. игра «Расставь по порядку», «Мои друзья»

игра «Волшебный экран»

работа с экспресс-таблицами: (узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Посуда»

опытно-экспериментальная деятельность

 рефлексия

Обучение видению объекта одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах (из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект) через Системного оператора; Опытно- экспериментальная деятельность «Свойства льда»

1. развивать умение анализировать и обобщать; 2.развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель «системный лифт». (Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы.)

3. познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности

игра «Расставь по порядку», «Чем был, чем стал»

игра «Волшебный экран»

работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Техника»

 опытно-экспериментальная деятельность

рефлексия

Обучение видению объекта одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах (из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект) через Системного оператора; Опытно- экспериментальная деятельность «Ветерпо морю гуляет»

1. развивать умение анализировать и обобщать; 2.развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель «системный лифт». (Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы.)

3. познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

игра «Расставь по порядку», «Чем был, чем стал»

игра «Волшебный экран»

работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Мебель»

 опытно-экспериментальная деятельность

рефлексия

Март

Тема:

Обучение видениюобъекта одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах (из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект) через Системного оператора; Опытно- экспериментальная деятельность «Плавает- тонет»

1. развивать умение анализировать и обобщать; 2.развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель «системный лифт». (Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы.)

3. учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

игра «К нам пришел Волшебник», «На что похоже»

 игра «Волшебный экран» работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Весна»

опытно-экспериментальная деятельность

рефлексия

Обучение видению объекта одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах (из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект) через Системного оператора; Опытно- экспериментальная деятельность «Бумага, ее качества и свойства»

1. развивать умение анализировать и обобщать;

 2.развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель «системный лифт». (Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы.)

3. научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

игра «К нам пришел Волшебник », «Угадай по описанию»

игра «Волшебный экран»

работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Весна»

 опытно-экспериментальная деятельность

рефлексия

. Обучение видению объекта одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах (из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект) через Системного оператора; Опытно- экспериментальная деятельность «Посадка лука»

1. развивать умение анализировать и обобщать; 2.развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель «системный лифт». (Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы.)

3. уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

. игра «К нам пришел Волшебник », «Путаница»

игра «Волшебный экран»

работа с экспресс-таблицами: (узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Птицы»

опытно-экспериментальная деятельность

рефлексия

Обучение видению объекта одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах (из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект) через Системного оператора; Опытно- экспериментальная деятельность «Поплывет не поплывет»

1. развивать умение анализировать и обобщать; 2.развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель «системный лифт». (Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы.)

 3. развивать представление о весе предметов.

игра «К нам пришел Волшебник», «Хорошо-плохо»

 игра «Волшебный экран»  работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Животные»

 опытно-экспериментальная деятельность

 рефлексия

Апрель

Тема:

обучение детей творческому рассказыванию методом Типового фантазирования (знакомство детей со структурой рассказа через модели, схемы, таблицы.) Опытно- экспериментальная деятельность «Здравствуй, солнечный зайчик»

1. научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку.

2. формировать системно – диалектический способ мышления, учить работать с предложением, изменяя его различными способами

3. дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

игра «К нам пришел Волшебник», «На что похоже»

работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Деревья»

опытно-экспериментальная деятельность

 рефлексия

обучение детей творческому рассказыванию методом Типового фантазирования (знакомство детей со структурой рассказа через модели, схемы, таблицы.) Опытно- экспериментальная деятельность «Веточка березы»

1. научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку.

2. формировать системно – диалектический способ мышления, учить работать с предложением, изменяя его различными способами

 3. наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду

игра «К нам пришел Волшебник», «На что похоже»

работа с мнемотаблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Семена»

 опытно-экспериментальная деятельность

 рефлексия

обучение детей творческому рассказыванию методом Типового фантазирования (знакомство детей со структурой рассказа через модели, схемы, таблицы.) Опытно- экспериментальная деятельность «Древесина, ее качества и свойства»

1. научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку.

2. формировать системно – диалектический способ мышления, учить работать с предложением, изменяя его различными способами

3. учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

игра «К нам пришел Волшебник», «Передай другому»

 работа с мнемотаблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Растения»

опытно-экспериментальная деятельность

 рефлексия

обучение детей творческому рассказыванию методом Типового фантазирования (знакомство детей со структурой рассказа через модели, схемы, таблицы.) Опытно- экспериментальная деятельность «Что в пакете»

1. научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку.

2. формировать системно – диалектический способ мышления, учить работать с предложением, изменяя его различными способами

3. дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным

игра «К нам пришел Волшебник», «Передай другому»

работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Птицы»

опытно-экспериментальная деятельность

 рефлексия

Май

Тема:

обучение детей творческому рассказыванию методом Типового фантазирования (знакомство детей со структурой рассказа  через модели, схемы, таблицы.) Опытно- экспериментальная деятельность «Спрячь пуговку»

1. научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку.

2. формировать системно – диалектический способ мышления, учить работать с предложением, изменяя его различными способами

3. способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

игра «К нам пришел Волшебник», «Теремок»

 работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение),  алгоритмом «Цветы»

 опытно-экспериментальная деятельность

 рефлексия

обучение детей творческому рассказыванию методом Типового фантазирования (знакомство детей со структурой рассказа через модели, схемы, таблицы.) Опытно- экспериментальная деятельность «Пирожки для Мишки»

1.научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку.

2. формировать системно – диалектический способ мышления, учить работать с предложением, изменяя его различными способами

3. расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

игра «К нам пришел Волшебник», «Теремок»

работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Саженцы»

 опытно-экспериментальная деятельность

 рефлексия

обучение детей творческому рассказыванию методом Типового фантазирования (знакомство детей со структурой рассказа через модели, схемы, таблицы.) Опытно- экспериментальная деятельность «Сравнение песка, почвы и глины»

1. научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку.

2. формировать системно – диалектический способ мышления, учить работать с предложением, изменяя его различными способами

3. познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

игра «К нам пришел Волшебник», «Шкатулка со сказками»

работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Игрушки»

опытно-экспериментальная деятельность

рефлексия

.обучение детей творческому рассказыванию методом Типового фантазирования (знакомство детей со структурой рассказа через модели, схемы, таблицы.) Опытно- экспериментальная деятельность «Ткань, ее качества и свойства»

1. научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку.

2. формировать системно – диалектический способ мышления, учить работать с предложением, изменяя его различными способами

3. учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

игра «К нам пришел Волшебник», «Шкатулка со сказками»

работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение),

 опытно-экспериментальная деятельность

рефлексия

Источники:

1. Гин С.И. Мир фантазии. – Гомель, 1995.

2.  Гин С.И. Мир человека. – Гомель, 1993.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

Методическое обеспечение программы

Системный оператор

Системный оператор (девятиэкранная схема, которая показывает, что все, что нас окружает, состоит из каких-либо мельчайших частей, что любой предмет, каким бы он не был – большим или маленьким, является частью чего-то большего, и в то же время из чего-то состоит сам.)

Системный оператор (схема талантливого мышления).

Морфологическая таблица.

Морфологическая таблица используется для проведения морфологического анализа. По горизонтали ставлю картинки с изображением времен года, по вертикали – героев сказок. Дети с легкостью вспоминают название произведений и рассуждают о характере. Использую Морфологическую таблицу (для придумывания с детьми чего-то нового, например нового музыкального инструмента: по горизонтали картинки с изображением предметов, по вертикали – изображения предметов, которыми можно заполнить взятые нами емкости. На соединении осей координат получается новый инструмент. Дети придумывают название новых, получившихся музыкально-шумовых инструментов (например, коробочка + пуговицы = корпуг, бутылка +бусинки = бутбус).

На картинке пример придумывания нового животного при помощи морфотаблицы.

По морфотаблице так же можно знакомить с предметами природного и рукотворного мира.

Круги Луллия

Еще один вид Морфологического анализа  Круги Луллия это что-то вроде

компьютера, только механического. Простота конструкций позволяет применять кольца в детском саду, а эффект огромен: познание языка и мира в их взаимосвязи.. Сам круг сделан из нескольких кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги подвижны. С помощью Кругов Луллия закрепляю и систематизирую знания детей по темам: «Осень. Растительный мир », «Детский сад. Город», «Животный мир», «Семья, ребенок, общество», «Профессии человека», «Транспорт». (Например: первые кольцо – люди различных профессий, второе кольцо – орудия и предметы труда, третье кольцо – виды транспорта, относящиеся к людям определенных профессий, раскрутив круги – выполнить действие в характере выпавшего героя; соотнести правильно все три круга).

Круги Луллия к теме «Времена года». Круги Луллия к теме «Части суток». o Круги Луллия к теме «Семья».

Дидактические пособия

для ознакомления дошкольников методом аналогий. Дети подбирают аналогии по цвету и форме к фигуре, которая нарисована на паровозике

Дидактические пособия для ознакомления дошкольников с противоречиями и противоположностями куклы: «Хочуха и Нехочуха», «Оживлялка», «Наоборотка», «Мальчик

  • Великанчик и Мальчик-с-пальчик», «Одинакот», «Черепахосамолет»

Игрушки:

  • Слон мягкий 1шт.
  • Зайчик мягкий 1шт
  • Кукла девочка 1 шт.
  • Кукла мальчик 1шт.
  • Олень 1шт
  • Незнайка – неумейка 1шт

Настольные игры:

  • Все профессии важны
  • Моя квартира
  • Большие и маленькие
  • Про растения
  • Скажи иначе
  • Объяснения
  • Минус шаги
  • Лото ассоциации
  • Ассоциации «Вкусная мозаика»
  • Технология ТРИЗ «В стране Котландии» - сочинение историй
  • Волшебный поясок
  • Части целое
  • Пантомима
  • Трафареты
  • Чудо трафареты
  • Блоки Дьенеша 3 шт. и приложения к ним
  • Логика
  • Цвет, форма, размер
  • Что перепутал художник
  • Истории в картинках
  • Расскажи про детский сад
  • Угадай сказку
  • Знаю профессии

  • Как растёт живое
  • Кто и что? Живое – неживое
  • Волшебный сундучок: «Чудесные предметы», «Сказочные герои», «Волшебные существа», «Кто где спрятался»

        

  • Дидактический материал «Познаём окружающий мир»

  • Бабочки
  • Овощи фрукты
  • Листья и плоды
  • Лесные и полевые цветы
  • Садовые цветы
  • Насекомые
  • Времена года
  • Домашние животные
  • Лесные животные
  • Деревья
  • Птицы
  • Животные Африки
  • Расскажите детям о достопримечательностях Москвы
  • Расскажите детям о Московском Кремле
  • Расскажите детям о домашних животных
  • Расскажите детям о хлебе
  • Расскажите детям о морских обитателях
  • Расскажите детям о насеком

Программа направлена на развитие творческих способностей детей, обеспечивает интеллектуальное развитие, познание жизни, самих себя, других людей с помощью активного вовлечения ребят в разнообразную игровую деятельность, наряду с этим развиваются организаторские способности и задатки, психические свойства личности.

Проводится 36 занятий - 1 раз в неделю.

Каждое занятие включает в себя:

  1. Разминку, в ходе которой дети учатся понимать, как лучше выполнить задание и на что при этом следует обратить внимание.

  1. Основное задание, направлено на развитие творческих способностей (творческого мышления, воображения). Все упражнения основного задания предназначены для развития следующих творческих мыслительных способностей: беглости, гибкости, оригинальности, способности к детальной разработке сюжетов, идей, рисунков.

  1. Дополнительное задание, направлено на развитие эмоционального мира ребенка.

  • качестве отдыха используются игры, этюды и упражнения для релаксации, элиминации импульсивности, развития самоконтроля, эмпатии.
  • работе с детьми создается благоприятная возможность для развития творческого потенциала каждого ребенка, используя:

• Создание атмосферы психологической безопасности, в которой, безусловно, принимается ценность каждого ребенка.

• Принцип безоценочной деятельности - т.е. освобождение детей от страха делать ошибки (для этого используются задания, в которых не существует неправильных ответов).

• Принцип мягкого соревнования, что побуждает детей не только к большему количеству идей, но и к их оригинальности.

• Во избежание обид, а также в качестве стимулирования детям вручаются сюрпризы (звездочки, снежинки, календарики и др.)

2.3. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников

Ведущей целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в соответствии с Программой является создание содружества «родители-дети-педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.

Задачи:

  • установление доверительных, партнёрских отношений с семьями воспитанников;
  • создание условий для развития разнообразного по содержанию и формам участия родителей (и других членов семьи) в жизни детского сада;
  • оказание психолого-педагогической поддержки родителям, содействие их самообразованию в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • поддержание инициатив заинтересованных сторон (педагогов, родителей), касающихся содержания образовательных программ, как детей, так и взрослых;
  • непрерывное саморазвитие педагогов, повышение их профессиональной компетентности в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Концептуальной идеей Программы является идея о том, что если в центре внимания находится развивающийся Ребёнок, то ему должны соответствовать развивающийся Родитель и развивающийся Педагог. Суть подхода заключается в поддержке родителей в нахождении личностного смысла в саморазвитии и повышении своей психолого-педагогической компетентности в интересах полноценного развития и успешной социализации детей.

Технология поддержки родителей в повышении психолого-педагогической компетентности включает следующие этапы:

  • самоопределение к развитию себя как родителя;
  • конкретизация образовательных запросов родителей;
  • проектирование образовательного маршрута родителей;
  • реализация образовательных маршрутов;
  • рефлексия образовательной деятельности.

При реализации данной технологии родители проходят все основные шаги полного цикла рефлексивной самоорганизации. Осмысление прожитого опыта помогает им не только освоить эффективные способы взаимодействия со своими детьми, но и включить этот механизм саморазвития в пространство семейных отношений, используя его для решения любых жизненных проблем.

  • ходе совместной работы развиваются не только родители, но и сами педагоги. Так естественным образом формируется единое сообщество «семья-детский сад», в котором все участники образовательных отношений – дети, педагоги, родители – получают импульс для собственного развития – каждый на своем уровне.

Особенности взаимодействия с семьей:

  • стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьей;
  • рассматривать членов семьи как важнейших участников образовательного процесса, отвечающих за принятие решений относительно стратегий образования ребенка;
  • принцип личностно ориентированного взаимодействия; принцип социального партнерства, самоуправления.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование;
  • консультации;
  • мастер-классы;
  • открытые занятия;
  • день открытых дверей;
  • творческие гостиные;
  • совместные творческие проекты.

Раздел 3. Организационный

3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания; особенности организации предметно-пространственной среды

3.2.  Материально-техническое обеспечение Программы

Проектор, ноутбук

3.3.  Обеспеченность методическими материалами

1. Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития

творческого воображения //Шанс на приключение. /Сост. А.Б.

Селюцкий. Петрозаводск,1991.

2. Ардашева Н.И. и др. Истории про … Ульяновск, 1993.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

М.,1991.

4. Гин А.А. «Да» и «нет» говорите…//Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997.

Вып.2

5. Гин С.И. Мир фантазии. М., 2000.

6. Гин С.И. Мир человека. М., 1993.

7. Дидактические игры для развития творческого воображения детей

/Сост. А.И. Никашин. Ростов-н/Д, 1991.20

8. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986.

9. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопр.

Психологии. 1993. № 2.

10. «Золотой ключик» творческого мышления / Под ред. Т.А. Сидорчук.

Челябинск, 2000.

11. Киплинг Р. Сказки. М., 1986.

12. Корзун А.В. Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с

дошкольниками. Мн.,2000.

         13. Ладошкина С.Н. Цикл занятий по РТВ с детьми дошкольного возраста

(рукопись в фонде ЧОУНБ). Новосибирск, 1990.

14. Ладошкина С.Н. Сказочные задачи (рукопись в фонде ЧОУНБ).

Новосибирск, 1989.

15. Мурашковская И.Я., Валюмс Н.П. Картинки без запинки. СПб, 1995.

16. Мурашковская И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего

возраста // «Педагогика+ТРИЗ». Гомель, 1997.

17. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. //Познание.

Рига,1993.

18. Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов н/Д, 1993.

19. Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1978.

20. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей

3.4.  Организация НОД

Непосредственно образовательная деятельность с детьми планируется с учётом требований СанПиН и проводится в каждой возрастной группе 1 раз в неделю.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей:

  • от 5 до 6 лет – не более 25 минут,
  • от 6 до 7 лет – не более 30 минут

3.5.  Перечень литературных источников

  1. Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение. /Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск,1991.
  2. Ардашева Н.И. и др. Истории про … Ульяновск, 1993.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1991.
  4. Гин А.А. «Да» и «нет» говорите…//Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып.2
  5. Гин С.И. Мир фантазии. М., 2000.
  6. Гин С.И. Мир человека. М., 1993.
  7. Дидактические игры для развития творческого воображения детей /Сост. А.И. Никашин. Ростов-н/Д, 1991.21
  8. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986.
  9. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопр. Психологии. 1993. № 2.
  10. «Золотой ключик» творческого мышления /Под ред. Т.А. Сидорчук. Челябинск, 2000.
  11. Киплинг Р. Сказки. М., 1986.
  12. Корзун А.В. Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.,2000.
  13. Ладошкина С.Н. Цикл занятий по РТВ с детьми дошкольного возраста (рукопись в фонде ЧОУНБ). Новосибирск, 1990.
  14. Ладошкина С.Н. Сказочные задачи (рукопись в фонде ЧОУНБ). Новосибирск, 1989.
  15. Мурашковская И.Я., Валюмс Н.П. Картинки без запинки. СПб, 1995.
  16. Мурашковская И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста // «Педагогика+ТРИЗ». Гомель, 1997.
  17. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. //Познание. Рига,1993.
  18. Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов н/Д, 1993.
  19. Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1978.
  20. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. Обнинск, 1998.
  21. Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 1997.
  22. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 1997.
  23. Страунинг А.М. Росток. Программа по ТИРЗ-РТВ для детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая тетрадь для дошкольников: "Знайкины задания"

Уважаемые родители и педагоги!Перед Вами тетрадь для занятий со старшими дошкольниками, которая поможет успешно подготовиться к обучению в школе.Тетрадь включает в себя Непосредственно-образоват...

Рабочая программа для дошкольников по теме: «Занимательная минералогия».

Ознакомление дошкольников с образцами наиболее известных пород камней и минералов через создание мини-музея в группе....

Рабочая программа для дошкольников по теме: «Занимательная минералогия».

Ознакомление дошкольников с образцами наиболее известных пород камней и минералов через создание мини-музея в группе....

Рабочая программа для дошкольников по теме: «Занимательная минералогия».

Одним из самых интересных вариантов семейного отдыха является посещение музея. Музеи являются хранителями культурного наследия человечества, посещение любого музея может принести очень большую пользу ...

Рабочая программа"Здоровый дошкольник"

Для воспитателей и физруководителей...

Рабочая программа для дошкольников 6-7 лет Образовательная область «Познавательное развитие» Математическое развитие

Образовательная область «Познавательное развитие» ( формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом,...

2018 г.-Рабочая программа "Обучение дошкольников пению"

Рабочая программа "Обучение пению"...