Рабочая программа для дошкольников 6-7 лет Образовательная область «Познавательное развитие» Математическое развитие
рабочая программа по математике (подготовительная группа) на тему

Образовательная область «Познавательное развитие» ( формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_matematike.docx54.37 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область «Познавательное развитие» ( формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях))

Пояснительная записка

Цель, решаемая при реализации рабочей программы:

- формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.

Задачи программы:

  1. Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в поиске ребенком вариативных способов сравнения, упорядочения, классификации объектов окружения.
  2. Содействовать в самостоятельном обнаружении детьми связей и зависимостей между объектами, в том числе  и скрытых от непосредственного восприятия (по свойствам и отношениям: часть и целое, соответствие и подобие, порядок расположения и следования).
  3. Побуждать школьников обосновывать и доказывать рациональность выбранного способа действий (изменить; проверить путем подбора аналогичных объектов, используя при этом соответствующую терминологию: увеличить, уменьшить, разделить на части, соединить, изменить форму, расположение на листе и т. п).
  4. Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).

Место и роль учебного курса

Учебный курс входит в Образовательную область «Познание» и обеспечивает развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию. Образовательная область позволяет накапливать  детьми опыт практических действий с предметами, вовлекать их в содержательные, основанные на детском опыте познавательные игры, игровые упражнения, практические действия, стимулировать их самостоятельные действия, организовывать результативную детскую деятельность, направленную на видоизменение объектов, понимание и использование простейших замещений и знаков.

Общая характеристика учебного курса

Рабочая программа по развитию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта по разделу «Развитие элементарных математических представлений» Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении с учетом «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство», переработанной в соответствии с федеральными государственными требованиями  

Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:

«Физическая культура» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения (построение в колонну по одному, в круг; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько, повороты направо, налево, кругом), играя в подвижные игры.

«Конструирование, ручной труд» - знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), учатся работать с планом, ориентироваться на листе бумаги.

«Экологическое воспитание» - изучают последовательность времен года.

«Изобразительная деятельность» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.

«Игра», где знания и умения полученные на занятиях дети применяют в игровой деятельности.

Возрастные особенности развития детей 6-7  лет

Режим реализации программы

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество образовательных ситуаций в неделю

Длительность образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

72

2

30 мин

групповая

Технологии  обучения

Название технологии

Задачи

Формы организации

Личностно – ориентированные технологии

- Гуманистическая направленность содержания деятельности.

- Обеспечение бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.

- Приоритет личностных отношений.

- Индивидуальный подход к воспитанникам, сотрудникам ДОУ.

- Субъект – субъективное  взаимодействие.

- Игры, занятия, спортивные досуги.

-Упражнения, наблюдения, экспериментальная  деятельность.

- Тренинги, этюды, образно – ролевые игры.

Социоигровые технологии

- Развитие взаимодействия: «Ребёнок – ребёнок», «Ребёнок – родитель», «Ребёнок – взрослый» для обеспечения душевного благополучия.

- Коррекция импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного, конформного поведения.

- Формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия.

- Решение задач социального «закаливания».

- Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.

- Развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребёнку понять самого себя.

 - Коллективные дела, работа в малых группах на ННОД, тренинги на умение договариваться.

- Игры с правилами, игры соревнования, игры – драматизации, сюжетно – ролевые игры, режиссёрская игра.

- Приёмы социально – направленные на создание ситуации успеха и комфортности.

- Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.

- Тренинги.

- Самопрезентация.

Технология проектирования.

- Развитие и обогащение социально – личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

 - Работа в группах, парах.

- Социально – активные приёмы (методы):

  • метод взаимодействия;
  • метод экспериментирования;
  • метод рефлексивной  деятельности;
  • метод наблюдения, сравнения.

- Беседы, дискуссии.

Здоровьеразвивающие технологии

- Овладение набором простейших норм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья всеми  субъектами образовательного пространства.

- Формирование субъектной позиции по отношению к собственному здоровью и целостного отношения к своему здоровью у детей, сотрудников , родителей.

- Увеличение резервов здоровья.

- Пальчиковая гимнастика.

- Гимнастика для глаз.

- Дыхательная гимнастика.

- Артикуляционная гимнастика.

- Музыкально – дыхательные тренинги.

- Динамические паузы.

- Релаксация.

- Двигательная терапия.

- Музыкотерапия.

- Песочная терапия.

Управленческие технологии

- Диагностическое целеполагание, планирование  педагогического процесса.

- Мониторинг (оценка состояния), методики исследования.

Механизмы формирования ключевых компетенций воспитанников:

компетенции

Социальная компетенция

Социальная компетенция включает способы взаимодействия ребёнка с окружающими людьми, навыки работы в группе. Работа в данном направлении осуществляется  посредством игр (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных)- воспитывается умение действовать в команде, справедливо оценивать результаты игры, развитие сенсорных способностей и т.д. В процессе организованной образовательной деятельности  углубляются представления о ребенке, о семейных отношениях, о профессиях, о родном крае, российской армии…

Коммуникативная компетенция

Коммуникативная компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности.

Одна из главных задач – совершенствовать речь как средство общения.

На протяжения всего пребывания в дошкольном учреждении совершенствуются различные формы речи, ребенок учится отстаивать свою точку зрения, осваивает формы речевого этикета, развивается умение составлять рассказы, прививается любовь к художественной и познавательной литературе.

Информационная компетенция

Информационная компетенция направлена на формирование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов.

Данная компетенция обеспечивает формирование способов получения ребенком информации из разных источников и ее хранения, навыки деятельности ребенка по отношению к информации, содержащейся в окружающем мире и образовательных областях.

Компетентность здоровьесбережения

Компетентность здоровьесбережения – это знание и соблюдение норм здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников, физическая культура, ответственность за свое здоровье.

Когнитивная компетенция

Когнитивная компетенция формируется в самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, аналитической деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда входят навыки самостоятельной работы с информацией, умение самостоятельной постановки цели, организации планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности.

Ребенок по отношению к изучаемым объектам овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Формирование когнитивной ключевой компетенции происходит в исследовательской деятельности дошкольников.

Эмоциональная компетенция

Эмоциональная компетенция – это осознание своих чувств, эмоций и управление ими, - это осознание чувств и эмоций других людей, - это организация взаимодействия себя с другими людьми и управление этим взаимодействием.

Прекрасной иллюстрацией формирования эмоциональной компетенции у дошкольников являются праздники и развлечения в детском саду.

Целевые ориентиры

К концу года дети должны:

Уметь:

- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.

 - Считать до 10 и дальше.

 - Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.

 - Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.

 - Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).

 - Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.

 - Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.

 - Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.

 - Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.

 - Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.

 - Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.

 - Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.

 - Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

Знать:

- Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.

 - Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.

 - Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.

 - Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

Иметь представление

- О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.

- О временных интервалах: временем суток, года.

- Об определении времени по часам

- О количественной характеристике числа.

Комплексно-тематическое планирование

ОО «Познавательное развитие»

Месяц

Неделя

Тема НОД

Цель

Форма организации совместной образовательной деятельности

Методическая литература

сентябрь

3 неделя

«Знаки сравнения: «=», «>», «<». (занятие 6)

Продолжить учить детей понимать количественные отношения между числами в пределах 10; «записывать» их при помощи знаков «<» и «>»; закрепить названия геометрических фигур (овал, четырехугольник, треугольник); тренировать в согласовании числительных с существительными; воспитывать произвольное внимание, усидчивость, желание работать, следить за осанкой

4 неделя

«Знакомство со знаками сложения»

(занятие 8)

Познакомить со знаком «+»; упражнять в счете в пределах 10; учить соотносить цифру с количеством; продолжать называть «соседей» отдельных чисел; развивать наблюдательность, память, мелкую моторику мышц пальцев руки

октябрь

1 неделя

«Знакомство со знаком вычитания»

(занятие 9)

Познакомить со знаком «-»; продолжать учить решать задачи; повторить состав числа5; учить увеличивать и уменьшать число на единицу; упражнять в счете на ощупь; тренировать в умении согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе, в умении определять местоположение предметов по отношению к плоскости листа

Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / авт. – сост. Е.А. Казинцева, И.В. Померанцева,

Т.А. Терпак. –Волгоград: Учитель. 2009.

(с. 36)

2 неделя

«Решение задач» (занятие 10)

Продолжить учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, на наглядном примере записывать задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=», ; упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу; закрепить умения

ориентироваться на листе бумаги; тренировать в умении преобразовывать существительные и глаголы во множественном числе; развивать мелкую моторику мышц пальцев рук, память

Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / авт. – сост. Е.А. Казинцева, И.В. Померанцева,

Т.А. Терпак. –Волгоград: Учитель. 2009.

(с. 39)

3 неделя

«Многоугольник»

(занятие 11)

Познакомить детей с многоугольником его признаками: сторонами, углами, вершинами; продолжать учить решать задачи; закрепить представления о том, что число предметов не зависит от их размеров; тренировать в умении согласовывать существительное с числительным в единственном и множественном числе; развивать произвольное внимание; формировать правильную осанку.

Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / авт. – сост. Е.А. Казинцева, И.В. Померанцева,

Т.А. Терпак. –Волгоград: Учитель. 2009.

(с. 42)

4 неделя

«Измерение длины предмета с помощью условной мерки» (занятие 13)

Учить измерять с помощью условной мерки длину предмета; продолжать учить понимать количественные отношения между числами первого десятка и «записывать» это при помощи цифр и знаков; развивать произвольное внимание. Мелкую моторику мышц пальцев руки, усидчивость; тренировать в умении согласовывать числительные (один, два, пять)  с существительными

Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / авт. – сост. Е.А. Казинцева, И.В. Померанцева,

Т.А. Терпак. –Волгоград: Учитель. 2009.

(с. 47)

ноябрь

1 неделя

«Состав числа 6. Работа с палочками Х. Кюизенера» (занятие 15)

Учить сравнивать смежные числа; упражнять в счете звуков; развивать умение группировать геометрические фигуры по разным признакам; тренировать в умении согласовывать числительные с существительными и прилагательными; развивать слуховое внимание, память

1.Дидактические игры «Что плавает, что тонет», «Где наша улица? Где наш дом?», «Наведи порядок», «Найди цифру», «Подбери ключ».

2.Чтение стихотворения Е. Н. Лебеденко «Ноябрь».

3.Разбор проблемной ситуации «Маленькие покупки».

4.Игры с палочками Кюизенера (задание № 55) .

5.Превращение квадрата. «Самолётик».

6.Решение логических задач на поиск недостающих фигур.

7.Придумывание историй, в которых участвует знак «плюс», можно записать числами.

8.Уточнение адреса детского сада, расположения и названий ближайших улиц и тех, на которых живут дети группы. Главные улицы района, почему так названы.

9.Игровое упражнение «Спереди - сзади»

Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / авт. – сост. Е.А. Казинцева, И.В. Померанцева,

Т.А. Терпак. –Волгоград: Учитель. 2009.

(с. 53)

2 неделя

«Измерение с помощью условной мерки» (занятие 23)

Учить детей измерять сыпучие вещества; следить за полнотой мерки; понимать, что от этого зависит результат измерения; закрепить умение уменьшать числа на единицу в пределах 10; закрепить понятия «условие», «вопрос» задачи; развивать умение подбирать слова, противоположные по значению (высокий, низкий и др.); отвечать на вопросы полными предложениями

Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / авт. – сост. Е.А. Казинцева, И.В. Померанцева,

Т.А. Терпак. –Волгоград: Учитель. 2009.

(с. 74)

3 неделя

«Часы» (занятие 25)

Познакомить детей с часами и их назначением; продолжать формировать навык увеличения и уменьшения числа на единицу; упражнять в счете на ощупь; тренировать в употреблении предлогов «за», «из», «под», «в»; развивать мелкую моторику мышц пальцев рук, логическое мышление

Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / авт. – сост. Е.А. Казинцева, И.В. Померанцева,

Т.А. Терпак. –Волгоград: Учитель. 2009.

(с. 80)

4 неделя

«Блоки Дьенеша, палочки Х. Кюизенера» (занятие 26)

Продолжать учить детей расшифровывать информацию о предметах по их знаково-символическим обозначениям; учить составлять число 8 из двух меньших; называть «соседей» чисел; закреплять навыки порядкового счета; развивать логическое мышление, воображение

Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / авт. – сост. Е.А. Казинцева, И.В. Померанцева,

Т.А. Терпак. –Волгоград: Учитель. 2009.

(с. 84)

декабрь

1 неделя

«Состав числа 8. Часы» (занятие28)

Учить детей составлять число 8 из двух меньших; продолжать учить ориентироваться по часам; развивать навык увеличения и уменьшения числа в пределах 10 на единицу; упражнять в ориентировании на листе бумаги; умении слышать воспитателя и находить ошибки в собственной речи; тренировать в умении согласовывать числительные с существительными

Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / авт. – сост. Е.А. Казинцева, И.В. Померанцева,

Т.А. Терпак. –Волгоград: Учитель. 2009.

(с. 90)

2 неделя

«Состав чисел 7 и 8. Игра «Колумбово яйцо» (занятие 29)

Продолжать учить детей составлять числа 7 и 8 из двух меньших; познакомить детей с игрой «Колумбово яйцо»; развивать воображение, наблюдательность; тренировать в умении называть дни недели, начиная с любого дня; закрепить знание порядкового счета, умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе, употреблять предлоги «между», «в», «под», «на»

Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / авт. – сост. Е.А. Казинцева, И.В. Померанцева,

Т.А. Терпак. –Волгоград: Учитель. 2009.

(с. 93)

3 неделя

«Часы» (занятие 32)

Продолжать учить детей уменьшать числа на единицу в пределах 10; упражнять в умении определять время по часам с точностью до часа, ориентироваться словами «между», «около», «справа», «слева»; развивать логическое мышление,  зрительно-двигательную координацию

Загадывание загадок. Беседа. Рассказ воспитателя. Работа с демонстрационным и раздаточным материалом. Игра "Что, где?". Игра "Отгадай число"

Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / авт. – сост. Е.А. Казинцева, И.В. Померанцева,

Т.А. Терпак. –Волгоград: Учитель. 2009.

(с. 101)

4 неделя

«Получас» (занятие 37)

Учить определять время по часам с точностью до получаса; упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги; учить словесно обозначать месторасположение предмета; слева, справа, в верхнем левом (правом), в нижнем правом (левом) углу, посредине; закрепить знание детьми названий геометрических фигур; развивать логическое мышление, зрительную память

Работа с демонстрационным и раздаточным материалом. Работа в парах. Игра "Кто куда убежал?". Игра "Найди спрятанную игрушку".

Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / авт. – сост. Е.А. Казинцева, И.В. Померанцева,

Т.А. Терпак. –Волгоград: Учитель. 2009.

(с. 115)

январь

3 неделя

«Решение задач»

Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при составлении задач правильно употреблять предлоги с, из, из-за; записывать задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»; упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу; закрепить знание названий геометрических тел; развивать умение адекватно оценивать свою деятельность

"Запись" решения задач. Игра "Круглый год".

Игра "Найди свою цифру".

Работа в командах. 

Игра "Посмотри вокруг".

Решение логических задач

Дидактические игры «Магазин «Овощи - фрукты», «Магазин, «Кто веселее», «Ателье».

  1. Разбор проблемной ситуации «Сложные паутинки» .
  2. Вариант конструирования по логическим блокам Дьенеша «Где чей гараж?» (II) .
  3. Игры с палочками Кюизенера (задание № 61) .

Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / авт.-сост. Е. А. Казинцева, И. В. Померанцева, Т. А. Терпак. - Волгоград : Учитель, 2009. -  с. 118

4 неделя

«Превращения волшебного квадрата»

Познакомить детей с возможностью квадрата трансформироваться бесчисленное количество раз; закрепить понятие «диагональ»; развивать фантазию, воображение; развивать мелкую моторику кистей рук

Сказка о «Волшебном квадрате»;

 игра «Волшебный квадрат»

Бондаренко, Т. М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича : практ. Пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. – Воронеж : ИП Лакоценин С. С, 2009. – с. 137

февраль

1 неделя

«Измерение объема с помощью условной мерки»

Учить детей с помощью условной мерки определять объем; составлять число 9 из меньших чисел; закрепить навык порядкового счета; тренировать в умении согласовывать порядковые числительные с существительными; воспитывать аккуратность, внимание; развивать зрительно-двигательную координацию, самоконтроль

Проблемная ситуация «объем воды в одной банке»;

 Работа в парах - игра "Найди свою цифру".

Игра "По порядку стройся!"

Измерение объёма сыпучих и жидких тел с помощью мерного сосуда.

Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / авт.-сост. Е. А. Казинцева, И. В. Померанцева, Т. А. Терпак. – Волгоград : Учитель, 2009. -  с. 123

2 неделя

«Сказка о прозрачном квадрате, или Секрет волшебной силы нетающих льдинок»

Способствовать освоению детьми эталонов формы; учить считать, отсчитывать нужное количество, составлять одну фигуру из нескольких; закрепить знания о пространственных отношениях, величине, соотношениях целого и части; совершенствовать интеллект, творческие способности

Сказка о прозрачном квадрате;

игра «Прозрачный квадрат»; физкультминутка;

 игра «Вертикальное лото»

        Бондаренко, Т. М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича : практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж : ИП Лакоценин С. С, 2009. - с. 155

3 неделя

«Деление прямоугольника на части»

Продолжать учить детей делить предметы на 8 частей, устанавливать отношение между целым и частью; употреблять выражения «одна из двух (четырех, пяти и т. д.) частей», «половина»; закрепить знание цифр; развивать произвольное внимание, умение находить недостающую фигуру; тренировать в умении согласовывать числительное с существительным в роде и числе

Стихотворение « Мы делили апельсин…»

Игра «Мы поделим торт»

Подвижная игра «Найди свою половину».

Подвижная игра «Найди свою четвертинку».

Дидактические игры «Волшебный лес» , «Где больше?», «Рассмотри и составь», «Внизу, как наверху».

Графический диктант

Дидактические игры «Дроби», «Бюро добрых услуг».

Разбор проблемной ситуации «Волшебные превращения фигур»

Превращение квадрата. «Загадка».

Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / авт.-сост. Е. А. Казинцева, И. В. Померанцева, Т. А. Терпак. – Волгоград : Учитель, 2009. -  с. 130

4 неделя

«Измерение шагами»

Упражнять в измерении расстояний шагами; дать представление о зависимости результатов измерения от ширины шага; учить находить предметы указанных размерных соотношений (длиннее, шире, выше, короче, тоньше и др.); развивать внимание

Игровое упражнение: "Составь карту"

Игровое задание: "Дойди до моря"

Математическая разминка.

Развивающая игра:"Определи рыбку".

Дидактическая игра «Головоломки с палочками»

Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / авт.-сост. Е. А. Казинцева, И. В. Померанцева, Т. А. Терпак. – Волгоград : Учитель, 2009. -  с. 136

март

1 неделя

«Работа с блоками Дьенеша, палочками X. Кюизенера»

Продолжать учить детей классифицировать, группировать по заданному свойству, моделировать; закрепить умение правильно употреблять предлоги «из», «между», «со»; развивать логическое мышление, активность, самостоятельность в поиске способов действия

Дидактические игры «Сложи узор», «Найди пару», «Найди лишний предмет»

Вариант конструирования по логическим блокам Дьенеша «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок?» (I).

Игры с палочками Кюизенера (задание № 63) .

Разбор проблемной ситуации «Где больше треугольников?».

Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / авт.-сост. Е. А. Казинцева, И. В. Померанцева, Т. А. Терпак. – Волгоград: Учитель, 2009. -  с. 142

2 неделя

«Деление на части. Измерение шагами»

Продолжать учить детей делить предметы на 2, 4 равные части; упражнять в измерении расстояний шагами; тренировать в умении называть предметы посуды, согласовывать числительное с существительным; развивать мелкую моторику, зрительное внимание, самоконтроль

Игра «Ленточки для кукол»;

Игровое задание: "Измерь и прошагай;

Игровое задание: "Больше, меньше, равно".

Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / авт.-сост. Е. А. Казинцева, И. В. Померанцева, Т. А. Терпак. – Волгоград : Учитель, 2009. -  с. 148

3 неделя

«Измерение жидкости с помощью составной меры»

Учить детей составлять и решать простые задачи; упражнять в измерении жидкости с помощью составной меры; в счете; в составлении сложносочиненных предложений с союзом «а»; развивать мелкую моторику мышц пальцев рук

Измерение объема жидкости с помощью мерок.

Игра «По порядку стройся».

Физкультминутка

Игра «Ручеек».

Игра «В какой руке сколько?» Игровое упражнение «Измеряем жидкость».

Поиграем «Ручеек»;

«Разложи по порядку»

Дидактическая игра «Дружная семья».

Разбор проблемной ситуации «Как разговаривают числа».

Игры с палочками Кюизенера

Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / авт.-сост. Е. А. Казинцева, И. В. Померанцева, Т. А. Терпак. – Волгоград : Учитель, 2009. -  с. 150

4 неделя

«Увлекательные логоформочки. Русская народная сказка «Вершки и корешки»

Учить детей сравнивать, анализировать, объединять части в целое, выстраивать логические связи и зависимости; развивать координацию «глаз –рука», точные движения кистей рук и пальцев

Пальчиковая игра «Доброе утро»; решение кроссворда; игра «Логоформочки»; работа за столами; хоровод «Дождик-огородник»

Бондаренко, Т. М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича : практ. Пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. – Воронеж : ИП Лакоценин С. С, 2009. – с. 104

апрель

1 неделя

«План (карта путешествий)»

Формировать навыки ориентации по элементарному плану, умение правильно определить взаимное расположение предметов в пространстве; закрепить умение складывать разрезные геометрические фигуры; развивать внимание, пространственную ориентировку

Сказка «Заяц и Волк», Игра «Сколько гостей у волка?», Игра  «Кто спрятался», Гимнастика для глаз: «Солнышко и тучки», Игра   «Составь узор» (используются блоки Дьенеша), Игра  « Сделай сам».

Разбор проблемной ситуации «Где больше треугольников?».

Занимательные диктанты

Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / авт.-сост. Е. А. Казинцева, И. В. Померанцева, Т. А. Терпак. – Волгоград : Учитель, 2009. – с. 156

2 неделя

Покорение

планеты

Умножения»

Продолжать знакомить с составом числа первого десятка, с принципом сохранения количества вне зависимости от пространственного расположения предметов; способствовать освоению счета объектов группами по 2, 3, 4 и т. Д., помочь понять принцип умножения; закрепить и уточнить знания о Солнечной системе

Беседа о планетах солнечной системы; игра «Планета умножения» В. Воскобовича; игра «Разрезной четырехцветный квадрат» В. Воскобовича

Бондаренко, Т. М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича : практ. Пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. – Воронеж : ИП Лакоценин С. С, 2009. – с. 146

3 неделя

«Монеты»

Дать представление о денежной единице; познакомить детей с монетами достоинством 1,5, 10 копеек; учить различать понятие «копейка», «монеты»; упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10; развивать внимание, мелкую моторику мышц пальцев рук

Работа в тетрадях. Игра «Найди спрятанную игрушку». Использование игрового персонажа. Беседа.

Проблемная ситуация: чем в лесу расплачиваться зайчонку и бельчонку. Использование моделей, рефлексия, «Игра с кубом». 

Игровое упражнение «Волшебный карандаш» - нарисуем квадрат.

 «Знакомство с деньгами».

Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / авт.-сост. Е. А. Казинцева, И. В. Померанцева, Т. А. Терпак. – Волгоград : Учитель, 2009. -  с. 158

4 неделя

«Отрезок»

Учить детей чертить отрезок и измерять его длину; дать представление о том, что через одну точку можно провести много прямых линий, а через две точки только одну; помочь понять, что необходимую денежную сумму можно набрать из монет разных достоинств; продолжать учить составлять сложносочиненные предложения с союзом а; воспитывать внимание, самостоятельность в выполнении заданий

Сказка «Путешествие точки», Физкультминутка «Дорожки», конструирование из отрезков моделей предметов.

Дидактические игры «Чего не хватает», «Чудо мешочек», «Мебельная мастерская»

Развивающая игра «Домики».

Вариант конструирования по логическим блокам Дьенеша «Две дорожки» (II)..

Игры с палочками Кюизенера (задание № 60) .

Дидактическая игра «Кто быстрее найдет свой лабиринт»

Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / авт.-сост. Е. А. Казинцева, И. В. Померанцева, Т. А. Терпак. - Волгоград : Учитель, 2009. -  с. 167

май

1 неделя

«Измерение длины с помощью линейки»

Продолжать учить детей измерять длину с помощью линейки; составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10; развивать глазомер, умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзом потому что

Игровая деятельность « Ходят стрелочки по кругу», «Чей голос?»,  

«Ветер дует на того, у кого…», « Кого не хватает?», « Мне сегодня удалось». Рассказывание сказки;

Физминутка «В лесу». Работа в команде из 4 человек. Сравнение длины мерок. Измерение. Сравнение результатов измерения разными способами. Игра "Считай дальше". Игра "Считай - не ошибись". Игровое задание "Отгадай- ка"

Сравнениё длины различных предметов способами наложения и приложения

Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / авт.-сост. Е. А. Казинцева, И. В. Померанцева, Т. А. Терпак. - Волгоград : Учитель, 2009. -  с. 170

2 неделя

«Школа волшебства»

Развивать внимание, логическое и творческое мышление, воображение, речь; учить рисовать геометрические фигуры по заданным точкам, конструировать геометрические фигуры и различные формы; развивать творческие способности и самостоятельность

Игра «Геоконт», физкультминутка «Дружно встали на разминку», игра «Геовизор»

Бондаренко, Т. М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича : практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж : ИП Лакоценин С. С, 2009. - с. 151


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

          Рабочая программа по обучению детей групп ОН от 3 до 4  и от 5 до 6 лет; и КН  с ТНР от 5 до 6 лет разработана в соответствии с Основной образовател...

Опыт работы по ФЭМП «Использование занимательного математического материала в развитии логического мышления у дошкольников в процессе реализации образовательной области «Познавательное развитие».

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования задачи логико-математического развития детей должны реша...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Развитие речи» образовательная область «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (математическое и сенсорное развитие) для детей группы общеразвивающей направленности от 2 до 3-х лет «Куклы пришли в гости»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (математическое и сенсорное развитие) для детей группы общеразвивающей направленн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию «Страна фантазий» Образовательная область «Познавательное развитие» Старшая группа

Развитие творческого потенциала, разнообразных способностей детей – актуальные проблемы современной педагогики. ...