Пути формирования фундамента физического и психического здоровья дошкольников.
статья

Мирошниченко Татьяна Николаевна

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_miroshnichenko.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Татьяна Николаевна Мирошниченко

                                                                      Инструктор по физической культуре,

                                                            МБДОУ «ДС»Ивушка», г. Новый Уренгой, ЯНАО                                                                

 

Пути формирования фундамента физического и психического здоровья дошкольников.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника. В частности, в условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными требованиями. Использование воспитателями и инструкторами по физической культуре инновационных  технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни, развить у ребенка чувство сопереживания другим людям, развить определенные навыки саморегуляции, позволяющие предупреждать девиантное поведение   результативно, уверенно, мягко, выразительно и точно выполнять физические упражнения.

Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров, Ю.П. Литвинене, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного физического развития ребенка-дошкольника.

В последние годы усилилось внимание к семье как объекту исследования, и были получены данные, позволяющие углубить характеристику этого важнейшего социального института воспитания. Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка и развития мотивации к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей. Обогащать и укреплять представления детей о том, как поддерживать, укреплять и сохранять здоровье. В рамках модернизации  системы образования являются задачи формирования культуры здоровья и обучения навыкам здорового образа жизни, гармонично сочетаемые с задачами образования по обеспечению активной адаптации к жизни в современном обществе.

Одним из важнейших условий развития личности ребенка, достижения им социальной зрелости является совместная согласованная работа окружающих его взрослых: родителей и воспитателей. Для того чтобы эта совместная работа была плодотворной и реально способствовала социальному развитию ребенка, необходима специальная организация взаимодействия работников дошкольных учреждений и семей воспитанников. Главная задача настоящего момента - разрушить барьер между ДОУ и семьей. Не может быть никаких конструктивных форм сотрудничества ДОУ и семьи, пока ДОУ будет оставаться закрытым учреждением, где  господствуют  не всегда оправданные и рациональные запреты. Родители не просто могут, а в обязательном порядке должны знать и видеть, как живут их дети. Все это требует от работников ДОУ серьезного внимания в работе с родителями. Должны вести с семьями скрупулезную  работу по повышению педагогической культуры в рамках здоровьесберегающих форм в воспитании детей с учетом согласования действий.

 В совместной деятельности воспитатель ДОУ должен подводит родителей к пониманию того, что основным фактором здоровья ребенка становится здоровый образ жизни его семьи. Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение собственного здоровья. Специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления собственным здоровьем становится сам индивид. Педагог помогает ребенку обрести необходимую мотивацию, основанную на индивидуальных потребностях и, давая свободу выбора, предоставляет возможность получения необходимых знаний и навыков.

Причины, от которых зависит проявление здоровья, выявлены В.В. Колбановым, это задатки, передающиеся от родителей на генетическом уровне, отношение человека к собственному здоровью на протяжении всей сознательной жизни. 

Исследования ученых подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Без активного взаимодействия в системе «ребенок – родитель – педагог» невозможно эффективное развитие ребенка.

Работа с родителями в ДОУ включает проведение теоретико-практических семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, релаксация, дыхательные системы и т.д.), практических занятий, семейных соревнований «Папа, мама, я — спортивная семья», дней открытых дверей и других мероприятий.

Самые массовые и зрелищные мероприятия - «День здоровья», «Спортивный парад выпускников», где участвуют дети, родители, педагоги. В содержание праздников включены спортивные танцы, выступление детей со скакалками, лентами и мячами. Сюрпризы предваряют очередной номер праздника, выражают его главную идею и являются самыми веселыми моментами праздника. Во время праздников все дети принимают активное участие в подвижных и спортивных играх, играх-эстафетах, танцах, аттракционах, музыкально-ритмичных упражнениях с элементами аэробики.

Праздники помогают создать положительный эмоциональный настрой, способствуют созданию оптимального двигательного режима, повышению работоспособности и спортивной закалки детей, родителей и педагогов.

Неважно, в каком возрасте в человеке открывается стремление к занятиям физическими упражнениями и спортом, к внутреннему совершенству. Ведь спорт – это не только зарядка по утрам, это общение, чувство поддержки, успеха и личностный рост.

Для родителей участие в таких праздниках – это своего рода разгрузка, воодушевление, выход отрицательных эмоций, усталости, ведь кроме игр-соревнований в сценарий праздника входит множество сюрпризных моментов: песни, танцы, частушки, выступления воспитанников, игры-экспромты для родителей. А они с огромным желанием, интересом, азартом участвуют в предложенных конкурсах, вместе с детьми бегают, преодолевают различные препятствия, что вызывает чувство гордости у детей и способствует повышению физической культуры. Праздник в детском саду – это всегда радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Пройдут годы, дети забудут песни и стихи, которые звучали на празднике, игры в которые играли, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. Таким образом, любая форма работы с воспитанниками и их родителями по укреплению здорового образа жизни диктует необходимость усиления влияния на состояние здоровья детского населения не только государства и его институтов, ведомств, но и семьи, педагогов, медиков при активном участии самого ребенка. Признание педагогическим коллективом ДОУ приоритета семейного воспитания с учетом социальной среды, окружающей ребенка, требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Прежде всего, их новизна определяется понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие”.

Сотрудничество – это общение на “равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов», - гласит один из девизов Устава Всемирной организации здравоохранения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арнаутова Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей [Текст] / Е.П. Арнаутова. – М.: ООО “Линка-ПРЕСС”, 2004. – 208с.
  2. Безрукова, B.C. Педагогика. Проективная педагогика [Текст]: Учеб. пособие. / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 344с.
  3. Белухин, Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики [Текст] / Д. А. Белухин. – М.: Изд-во ин-та практич. психологии, 1996. – 320с.
  4. Богина Т.Л Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях . Методическое пособие.-М.: Мозаика-Синтез,2005.-112с.
  5. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и др.- СПб.: ООО « Издательство «Детство-Прогресс», 2011.-528 с.

6. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников / авт,-сост. Л.Н Волошина, Е.В Гавришова. – Волгоград ; Учитель, 2013.-141 с .

7. Михайленко, Л.Л. Повышение профессионального уровня педагогов в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Л.Л. Михайленко // 8. 8. Методист. – 2006. – №5. – С. 63

8. Учимся играя. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании. (Серия «Опыт регионов»). – М.: Школьная пресса,2009.- 96 с.- («Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»;Вып.185)

9. Совельева Н. Ю. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Ростов н/Д: «Феникс», 2005.-464 с .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников"

Проблема сохранения культуры здоровья каждого ребенка своевременна и требует обязательного решения. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом формировать и прививать культуру здоров...

Доклад на педсовете "Проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников"

Проблема сохранения культуры здоровья каждого ребенка своевременна и требует обязательного решения. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом формировать и прививать культуру здоров...

Обобщение передового педагогического опыта: Статья " Формирование фундамента физического и психического здоровья детей дошкольного возраста"

Всё начинается с детства.Самое главное , что заботит родителей, воспитателей ( а мы тоже родители)-это здоровье наших детей. Когда ребёнок , да и взрослый здоров , то у него всё получается,  у не...

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

                                                      Желу...

Охрана и укрепление физического и психического здоровья дошкольников как формирование ЗОЖ

Дошкольный период является временем, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях это происходит, во многом зависит будущее реб...

«Физическое воспитание, как социальная составляющая охраны и укрепления физического и психического здоровья дошкольников».

Партнёрские взаимоотношения между педагогами ДОУ и родителями являются одной из социальной составляющей в достижении наиважнейшей цели: «Сохранение и укрепление здоровья детей». Дошкольное...

Тематический педсовет "Создание условий в ДОУ для полноценного физического и психического здоровья дошкольников"

Поиск эффективных форм инновационных подходов и новых технологий при организации работы ГДО по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей....