Развитие психичесеских функций (от 3 до 6 лет)
статья

Саблина Анжелика Евгеньевна
Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_razvit.psih_.funktsii_detey.docx36.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 904 города Москвы

Учебный корпус№ 6 «Семицветик»

Тема статьи:

«Развитие психических функций у детей (от 3-х до 6-ти лет).

 Автор: Воспитатель Саблина Анжелика Евгеньевна

                                             Москва 2020 год

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Характеристика высших психических функций человека……………….….4

2. Развитие психических функций у детей 3 лет……………………………..…6

3. Развитие психических функций у детей 4-5 лет…………………………….11

4. Развитие психических функций у детей 6 лет……………………….…...…15

Заключение……………………………………………………………….............19

Список литературы……………………………………………………………....20

Введение

 Психика, представляет собой внутренний мир  человека, она возникла на самой высокой  ступени развития материального  мира и отражает окружающую действительность. Благодаря психическому отражению реальности человек познает ее и так или иначе воздействует на окружающий мир.

Одна из наиболее актуальных проблем современного образования и воспитания связана с вопросом развития всех психических процессов личности. Выделяют три сферы психики, развитие и функционирование которых обеспечивает индивиду необходимые предпосылки оптимальной социальной адаптации: интеллект, воля и эмоции.

 В период дошкольного детства (от 3 до 6 лет) перед ребёнком открывается мир человеческих отношений, появляются различные виды детской деятельности. Он стремится включиться во взрослую жизнь, проявляя свою самостоятельность. Дошкольное детство – это период творчества, познания человеческих отношений и первоначального становления личности, а также активного развития психических функций.

К основным высшим психическим функциям относятся: память, восприятие, мышление и речь. Они являются важными компонентами любой человеческой деятельности. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты развития личности, в том числе детей дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить особенности развития психических функций детей в возрасте от 3 до 6 лет.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме работы;

2. Охарактеризовать высшие психические функции человека;

3. Рассмотреть особенности развития психических функций у детей от 3 до 6 лет.

1. Характеристика высших психических функций человека

Высшие психические функции (от греч. psyche — душа и лхт. junccio — исполнение).

Пон1ятие «высшие психич1еские функции» - центра1льное для нейропсихологии - было введ1ено в общую пси1хологию и в нейроп1сихологию Л.С. Выготским, а затем под1робно раз1работано А.Р. Лурия и дру1гими авт1орами.

В нейропсих1ологии, как и в общей пси1хологии, под вы1сшими психическими функциям1и пони1маются сло1жные формы созн1ательной псих1ической деятельн1ости, о1существляемые на основе соответ1ствующих мотивов, регулируемые соответств1ующими целями и программами и подч1иняющиеся всем законом1ерностям психическ1ой деяте1льности [10].

Теоретический конструкт, разработанный Л. С. Выготским, призванный объяснить качественное своеобразие человеческой психики и представленный сложными психическими процессами, прежде всего познавательными, такими как внимание, память и т. д., социальными по своему формированию, которые опосредствованы и благодаря этому произвольны [4].

По представлениям Л. С. Выготского, психические явления могут быть «натуральными», детерминированными преимущественно генетическим фактором, и надстроенными над первыми, «культурными», т. е. собственно высшими психическими функциями, которые всецело формируются под влиянием социальных воздействий. Низшие («натуральные») психические функции характерны и для животных, и для ребенка до вступления его на путь социализации; в них процесс взаимодействия субъекта с объектом еще не опосредствован использованием орудий.

 Основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными «психологическими орудиями», знаками, возникшими в результате длительного общественно-исторического развития человечества, к которым относится прежде всего речь.

Выделяют также следующие характеристики высших психических функций:

- прижизненное формирование;

- социокультурная обусловленность;

- доступность для рефлексии;

- произвольность, возможность их самоконтроля;

- оформленная структура, состоящая из определенного числа звеньев.

В нейропсихологической школе, созданной А. Р. Лурия, постулируется, что психофизиологическим коррелятом формирования высших психических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию [7].

Каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому-либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры участвуют в построении данной функции.

 Как и любые другие функциональные системы, высшие психические функции обладают пластичностью (возможна перестройка для достижения инвариантной цели с помощью вариативных средств, другими словами, для достижения поставленной цели могут использоваться различные наборы операций, гибко подстраивающиеся под наличные условия выполнения деятельности); системным строением (состоят из звеньев, связанных между собой по типу равенства или соподчинения, при этом звенья одного уровня в известном объеме взаимозаменяемы: например, коммуникация может осуществляться как в виде письменной, так и в виде устной речи); возможностью слаженно и целостно работать, что обеспечивается разными органами или участками мозга.

Но в отличие от других функциональных систем высшие психические функции имеют социальное строение, опосредованы но строению, произвольны и сознательны по способу функционирования.

Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как интерпсихический процесс, и лишь затем — как внутренний, интрапсихический. При этом внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние. Если на первых этапах формирования высшей психической функции она представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы, то в дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями.

2. Развитие психических функций у детей 3 лет

Период 3 лет – это этап в развитии ребенка, проявляющийся в психологическом отделении от матери и наступлении раннего детства. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Этот период считается сензитивным периодом к усвоению речи.

К 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все. Говорит 1000 – 1500 слов.

В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие. Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Восприятие аффективно окрашено – в связи с этим характерно импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать [1].

Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт. Преобладает непроизвольный вид запоминания.

Л. С. Выготский отмечал, что память в этом периоде проходит длительный путь своего становления и становится доминирующей функцией в развитии. Именно в этом периоде ребёнок легко запоминает самый различный материал. Однако, память имеет свои специфические особенности: она непроизвольна. Ребёнок не ставит перед собой задачу, что-либо запомнить, а затем вспомнить. Если события, факты, образы, действия для него интересны и вызывают положительные эмоции, он запоминает их непроизвольно [4].

В 3 года у ребёнка формируются первые детские воспоминания. С развитием памяти в этом периоде связано появление устойчивых образных представлений, а также способности к рассуждению (ассоциациям, обобщениям и др.).

Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.

Основным видом деятельности ребенка является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.

В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки, как: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера.

Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности. Однако функционируя, например, с матрешкой, ребенок уже осуществляет такие мыслительные процессы как анализ и синтез: разбор матрешки – это анализ, а сбор – это синтез. Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.

Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого [8].

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» - центральное новообразование этого периода.

Ключевые изменения в психическом и личностном развитии детей 3х лет

1. Формирование самостоятельных активных двигательных действий: уверенная ходьба, целенаправленные действия с предметами и игрушками.

2. Зарождение новых видов деятельности:

- динамичное развитие игры; переход от манипуляции с предметами к использованию игрушек и предметов-заместителей; появление предпосылок ролевой игры ребенка рядом со сверстником с эпизодическими и кратковременными вербальными и действенными контактами с ним.

- появление продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование).

3. Сензитивный период развития речи: совершенствование понимания речи взрослых и формирование собственной активной речи, усвоение и употребление грамматических форм во фразовой речи.

4. Появление элементарных обобщений и знаковой системы.

5. Зарождение зачатков наглядно-образного мышления.

6. Сензитивный период для сенсорного развития ребенка через активное восприятие окружающего мира и действий с предметами.

7. Кратковременное проявление воли.

8. Развитие чувств: сочувствия, чувства достоинства, стыда, самоуважения.

9. Возникновение стремления к самостоятельности (начало кризиса 3х лет, возможные проявления упрямства и негативизма)

10. Развитие любопытства в процессе активного познания окружающего мира.

Новообразования: отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.

В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

Таким образом, к 3 годам среди мыслительных операций важнейшими являются:

1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);

2) группировка предметов одного цвета, формы, размера;

3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);

4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);

5) координация движений рук и зрения;

6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания:

1) о явлениях природы - светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;

2) о животном мире - не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;

3) о растительном мире - различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;

4) о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.

Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им словесными определениями.

3. Развитие психических функций у детей 4-5 лет

Период жизни ребенка от 4 до 5 лет характеризуется как переходом от раннего детства к дошкольному. Этот период также можно назвать – время «почемучек». Само это название дает нам представление о том, что у ребенка возникает масса вопросов, таких как – Почему небо голубое? Почему трава зеленая? И т. п.

Ребенок активно развивается, познает окружающий мир и открывает его для себя с помощью общения со взрослыми и сверстниками.

К ребенку данного возраста начинает приходить осознание себя в этом мире и он начинает более чутко воспринимать отношение к себе окружающих. В этот возрастной период у ребенка формируется - самооценка. Это один из важных показателей развития личности. Процесс формирования самооценки зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь со взрослыми. Ребенок начинает копировать поведение значимых взрослых (мамы, папы, старших сестер и братьев) [2].

Он не просто копирует, он старается угодить своим родителям, в этот период также дети научаются обманывать, но цель у них благородная - они хотят радовать своих родителей и оправдать их ожидания.

В этот период детям особенно важно похвала, и высокая оценка их правильных действий.

Наряду с этим ребенок еще не умеет себя оценивать критически, он еще сомневается в своих силах, признать свою вину ему крайне трудно.

В возрасте 4-х лет у детей начинается развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства ребенка становятся более глубокими и устойчивыми; радость от непосредственного общения переходит в более сложное чувство симпатии и привязанности. Таким образом, в этом возрасте формируются нравственные понятия.

Восприятие.

В этот возрастной период у ребенка активно развивается способность к восприятию и познанию свойств предметов: сравнения, измерения путем прикладывания и наложения предметов друг к другу. Наряду с этим у ребенка продолжается исследование цвета, формы и величины предметов. В этом периоде вводятся такие новые категории как время (время года, времена суток, пространство (низ, верх, близко, далеко, запах, вкус, качество и звук поверхности. Формируется представление об основных геометрических фигурах (квадрат, круг, овал, прямоугольник, многоугольник).

Внимание.

Устойчивость внимания увеличивается. Ребенок способен удерживать внимание и вести сосредоточенную деятельность в течение 15-20 минут.

При выполнении некоторых действий он может удержать в памяти несложное условие (инструкцию). Чтобы развить этот навык и усилить способность ребенка произвольно управлять своим вниманием, рекомендуется озвучивание им своих действий во время упражнения, а также просить его больше рассуждать вслух.

Память.

Между 4 и 5 годами начинает формироваться произвольная память. Сознательное запоминание и припоминание появляется эпизодически. Более трудный материал для запоминания ребёнок может воспроизвести в процессе игры. Например, если вы дадите ребёнку список названий овощей и предложите запомнить, для него это будет сложно. А если вы задание превратите в игру (ребёнок продаёт в магазине овощи), то он быстро воспроизведёт предложенный список названий. Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т. д.).

Важно, чтобы ребенок не бездумно выполнять действия, но с помощью взрослого осознавал, что и для чего он делает или заучивает. Ведь в этом случае осмысленный материал запоминается даже тогда, когда не ставится цель его запомнить.

К 5 годам объем памяти ребенка возрастает, что дает возможность более четкого воспроизведения выученного материала. Дети способны запомнить просьбы взрослых, выучить сложный стих, принять задачу на запоминание.

Объем памяти до 7-8 названий предметов.

Мышление.

В этом возрасте у детей начинает формироваться образное мышление. Дети становятся способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач – прохождение лабиринтов, стоить что то по схеме и т. д. Развивается предвосхищение – ребенок может понять, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения. Но при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и мысленно совершить преобразование образа. В этот период времени характерны известные феномены ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых и спросить: «Каких кружков больше – черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.

Пока у 4-5 лет преобладает наглядно-образное мышление, и важная задача педагога – это формирование разнообразных конкретных представлений. Также очень важно учить детей обобщать. Ребенок этого возрастного периода способен анализировать объекты пока только по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т. п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство [1].

Он уже может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. А также обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: овощи, фрукты, обувь, одежда, посуда, мебель, транспорт.

Воображение.

Воображение продолжает активно развиваться. Дети начинают в этот возрастной период особенно фантазировать, выдумывать разные истории, придумать небольшую сказку на заданную тему. В этом возрасте формируются оригинальность и произвольность.

Речь.

В этом возрасте у детей улучшается произношение звуков и дикция. Ребенок активно пользуется речью, научается очень хорошо имитировать голоса животных, способны выделять интонацию и речь тех или иных персонажей. Развивается грамматика слов. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Увеличивается словарный запас - 1500-2000 слов.

При описании различных предметов в основном ребенок использует цвет и размер объекта, но определения становятся более развернутыми и состоят из двух-трех признаков, например, «Блестит как солнце», «Листья зеленые и немного салатовые».

В речи появляются простые распространенные и сложные предложения, Объемы рассказов приближаются к объемам 6-7 летнего возраста: в среднем 25 слов.

Ребенок начинает более активно использовать в своей речи глаголы, прилагательные и наречия. Это способствует тому, что в речи появляются простые распространенные предложения и сложные. Детские рассказы уже становятся более наполненными, сюжетными уже более напоминающие рассказы детей в старшем подготовительном возрасте и даже у учеников начальных классов.

4. Развитие психических функций у детей 6 лет.

Психические функции формируются у детей 6 лет в процессе обучения, совместной деятельности ребенка с взрослым человеком.

Обучение и деятельность неразрывны, они становятся источником развития психики ребенка. Чем старше ребенок, тем больше видов деятельности он осваивает. Разные виды деятельности оказывают разное влияние на развитие.

Изменения в становлении психических функций и личности ребенка, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью.

В дошкольном детстве завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи, ребенок перестает узнавать неверно сказанное слово, он слышит и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Растет словарный запас речи. Однако, у одних детей запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, сколько с ними общаются близкие взрослые.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются строение слова и построение фразы. Ребенок, верно, улавливает значение «взрослых слов», хоть и применяет их своеобразно. Слова, создаваемые самим ребенком всегда узнаваемы, иногда оригинальны. Детскую способность к самостоятельному словообразованию называют словотворчеством [6].

Усвоение ребенком грамматических форм языка, приобретение словарного запаса, позволяет ему перейти к контекстной речи. Ребенок уже может пересказать рассказ или сказку, описать картинку, передать свои впечатления об увиденном.

Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения. Полноценное общение с другими детьми достается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжает развиваться общение со взрослыми. Усложняются диалоги, ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, думать вслух.

Сложный и долгий процесс овладения речью подходит к концу. К 6 годам язык становится средством общения и мышления и сознательного изучения, т.к. начинается процесс подготовки к школе, а значит начинается первое обучение чтению и письму. Активно развивается звуковая сторона речи. Дети начинают осознавать особенности своего произношения, и к 7 годам завершается процесс фонематического развития. Растёт словарный состав речи: к 6 годам дети активно используют до 3000 слов.

Развивается грамматический строй речи, начинают усваиваться закономерности морфологического (строение слова) и синтаксического (построение фразы) порядка. К 7 годам появляется контекстная речь (содержание раскрывается в самом контексте). Ребёнок уже способен пересказать сказку или рассказ, описать рисунок, передать свои впечатления об увиденном.

В дошкольном возрасте дети овладевают всеми формами устной речи, присущими взрослым. Появляются развёрнутые сообщения – монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, в которой содержатся указания, оценки, согласование правил игровых действий и др. В общении со взрослыми дети задают сложные вопросы на различные темы, при этом учатся рассуждать и думать вслух [7].

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначальный эффективный характер, эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяется произвольное действие - наблюдение, рассмотрение, поиск. значительное влияние на развитие восприятия оказывает то, что ребенок начинает использовать название качеств, признаков. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других, определяя их состояние, связи или действия с ними – видит и понимает реальные отношения между ними [5].

На развитие восприятия большое влияние оказывает речь, ребёнок начинает использовать названия признаков, качеств, состояний разных объектов и отношений между ними. Называя свойства предметов, он выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других; определяя их состояния, связи или действия, он видит и понимает реальные отношения между ними.

У дошкольников восприятие и мышление тесно связаны, что говорит о наглядно – образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста

Основная линия развития мышления – переход от наглядно – действенного к наглядно – образному и в конце периода – к словесному мышлению.

Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений.

В дошкольном возрасте, в благоприятных условиях, когда ребенок решает понятную, интересную задачу, и при этом наблюдает доступные его пониманию факты, он может логически правильно рассуждать.

Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти.

В шесть лет дети способны произвольному запоминанию, умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала. Значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения.

В дошкольном возрасте память включается в процессе формирования личности.

Как видно, источником развития психики ребенка 6 лет становится обучение и деятельность. Ведущая деятельность обусловлена изменением в становлении психических функций и личности ребенка, происходящие на каждом возрастном этапе.

Заключение

Целью нашей работы было изучение особенностей развития психических функций детей в возрасте от 3 до 6 лет.

Высшие пс1ихические функции - это сложные психические процессы, которые форми1руются приж1изненно, имеют социаль1ное происхождение, опосредова1ны по своему психо1логическому строе1нию и о1бладают произвольным характе1ром осуществ1ления.

В отечественной психологии и педагогике период от 3 до 6 лет считается наиболее продуктивным в плане усвоения дошкольником социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.

   У детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) активно развивается речь: её звуковая сторона, растёт словарный запас, развивается грамматический строй, осваиваются ребёнком все формы устной речи, присущие взрослым. Этот возраст наиболее благоприятен для развития памяти, начинает формироваться произвольная память. Восприятие утрачивает первоначальный аффективный характер и становится многоплановым. Мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем к словесному.

Этот период особо важен для развития психических функций детей, поэтому родители должны сделать всё возможное для создания благоприятных условий для развития ребёнка.

Таким образом, цель, заявленная в работе, достигнута, а хадачи решены в ходе изучения теоретических основ темы.

Список литературы

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания  / Б.Г. Ананьев. - М.: Мысль, 2015. – 282 с.

2. Вундт, В. Память и внимание  / В. Вундт. - М.: Просвещение, 2014. – 372 с.

3. Вунд, В. Сознание и внимание  / В. Вундт. - М.: Просвещение, 2011. – 172 с.

4. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2003. - 512 с.

5. Дормашев, В.Я., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология внимания.  - М., 2018. - 118 с.

6. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2014. – 511 с.

7. Общая психология /  Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2014. – 540 с.

8.  Карандашев, Ю.Н. Диагностика нервно-психического развития в раннем детстве: Учебное пособие  / Ю.Н. Карандашев, Ю.А. Ховер. – Минск.: Карандашев, 2003. – 304 с.

9. Кондаков, И.М. Психология. Иллюстрированный словарь // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 117-118.

10. Современный словарь по психологии / Под ред. В.В. Юрчука. – Минск: «Элайда», 2000. – 704 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематических функций у детей подготовительной к школе группы "Новые приключения Колобка"

Цель:1. Развитие общих речевых навыков.2. Совершенствование фонематического восприятия.3. Совершенствования навыка звукового анализа, синтеза и представлений.4. Совершенствование анализа и синтеза пре...

Сравнительный анализ развития психомоторных функций у детей с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи.

Отклонение в психомоторном развитии дошкольников с ОНР отмечаются уже с самого рождения. Эти дети позже возрастных нормативов начинают сидеть, стоять; у них с запозданием формируются локомоторные функ...

«Развитие произвольности - одна из важнейших характеристик дошкольного возраста, связанная с появлением высших психических функций и развитием знаковой функции сознания»

Закономерности и специфические особенности становления произвольного поведения на разных ступенях дошкольного детства....

Особенности развития двигательных функций у детей с нарушением ОДА. Методы и формы работы для развития двигательных функций у детей с ДЦП».

Особенности развития двигательных функций у детей с нарушением ОДА. Методы и формы работы для развития двигательных функций у детей с ДЦП»....

Конспект занятия по развитию познавательных функций в группе квалифицированной коррекции задержки психического развития «Развиваемся, играя»

Занятие по развитию у дошкольников с задержкой психического развития познавательных процессов посредством развивающих игр и упражнений...

Развитие моторики ребенка играет важную роль в развитии речевой функции малыша

Развитие моторики ребенка играет важную роль в развитии речевой функции малыша...

"Развитие коммуникативной функции речи детей с ОВЗ через познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)" презентация для педагогов

Практически каждую деятельность ребенка сопровождает речь, совершенствуя её и обогащаясь сама.Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста проявляется в возможности посредством речи решат...