Сравнительный анализ развития психомоторных функций у детей с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи.
учебно-методический материал по логопедии (средняя, старшая группа) на тему

Санникова Елизавета Александровна

Отклонение в психомоторном развитии дошкольников с ОНР отмечаются уже с самого рождения. Эти дети позже возрастных нормативов начинают сидеть, стоять; у них с запозданием формируются локомоторные функции: лазание, ходьба, прыжки. Родители таких детей отмечают  у них задержку  формирования манипулятивных действий с игрушками, трудности в овладении навыками самообслуживания. Дальнейшее развитие приводит к тому, что у данного контингента детей несовершенство движений наблюдается во всех компонентах психомоторики: в общей (крупной),  в мелкой (тонкой моторике кистей и пальцев рук), в лицевой и артикуляционной – на разных уровнях организации движений, а также  трудности в регуляции и  контроле произвольных движений. Несформированность крупной моторики (движения рук, ног, туловища) проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении физических (гимнастических) упражнений и трудовых операций, как по показу, так и по  словесной инструкции. Несовершенство тонкой ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии  или плохой сформированности навыков сомаообслуживания. Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, в нечетком и неправильном звукопроизношении, в общей смазанности и невнятности речи.

В таблице показана динамика становления психомоторных функций у детей  с общим недоразвитием речи  и с нормальным ходом речевого развития.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сравнительный анализ развития  психомоторных  функций  у детей с нормальным  речевым  развитием и с  общим недоразвитием речи.

                                                                                                 

Динамика становления психомоторных функций у детей  с общим недоразвитием речи  и с нормальным ходом речевого развития.

Параметры психомоторного развития

Ребенок с нормативным речевым развитием

Ребенок с общим недоразвитием речи

1. проявление крика

Громкий, модулированный, дифференцированный

Слабый, монотонный, немодулированный

2. держит вертикально голову

2-3 м

4-5 м

3. гулит

2-3 м

4-6 м

4. при захватывании противопоставляет большой палец остальным

5-6 м

7-8 м

5. сидит

6-7 м

8 м

6. лепечит

6-7 м

8-10 м

7. берет мелкие предметы двумя пальцами

8-9 м

10-12 м

8. ходит

10-12 м

12-14 м

9. произносит первые лепетные слова

10-12 м

1,5-2 г

10. говорит фразой

1,5-2 г

3-4 г

11. общается предложениями из трех слов и более

3 г

4-5 л

12. сохраняет равновесие, стоя на одной ноге

2-3 г

3,5-4 г

13. красит пальцем, нанизывает бусы

2-3 г

К 4 годам, нанизывание бус вызывает значительные затреднения

14. слушает сказки и рассказы, правильно передает их содержание

3,5-4 г

К 5 годам, не внимателен при прослушивании, нарушает логическую и временную последовательность при пересказе

15. бросает мяч через голову, стоит на одной ноге 10 минут

3-4 г

4,5-5 л, не удерживает равновесие стоя на одной ноге

16. держит карандаш пальцами, копирует формы, несколькими чертами

3-4 г

К 5 годам, движения не координированные

17. сформированы основные грамматические категории, заканчивается формирование правильного звукопроизношения

4-5 л

Не сформированы

18. прыгает на одной ноге, ходит по бревну

4-5 л

После 5 лет, равновесие сохраняет с трудом

19. определяет предметы в мешке на ощупь, шнурует ботинки

4-5 л

Не сформированы

20. коммуникативные умения к пяти годам.

Активен в общении, умет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли.

Малоактивен и малоразговорчив, не внимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.  

Таким образом, анализируя данные из таблицы можно сделать вывод, подтверждающий, что    при общем недоразвитии речи отмечается задержка в развитии общих движений и выраженное недоразвитие тонкой моторики пальцев рук. Кроме этого можно проследить насколько взаимосвязано речевое и психомоторное развитие. Так, примерно до трех лет этапы онтогенеза устной речи тесно связаны с этапами становления моторных функций, что подчеркивает нейрофизиологическую общность развития моторного и собственно речедвигательного анализаторов. С началом удержания головы вертикально появляется гуление, с функцией сидения связан первый этап лепета, с первыми шагами начинают звучать первые слова. Конечно, эта взаимосвязь не буквально временная, но, тем не менее, достаточно закономерная.

    Наличие особенностей в психомоторике детей с ОНР так же свидетельствует о взаимосвязи  и взаимодействии речевой и двигательной сфер, о тесном функциональном единстве между речевой системой и двигательной системой организма в процессе их становления в ходе развития ребенка. Установлено, что двигательная система оказывает значительное влияние на весь организм, но особенно велико влияние проприорецептивной афферентации на деятельность мозга, на его функциональное состояние. Что касается непосредственно речи, то, как пишет психофизиолог Ильин И.П.: «… с точки зрения психомоторики, речь – это целая последовательность движений языка, губ и голосовых связок, объединенных общим  смыслом (экспрессивная речь в отличие от  сенсорной речи, связанной с пониманием чужих слов). От этих движений зависит произношение, интонация, высота голоса и другие акустические характеристики  речи, то есть артикуляция. И чем больше разнообразных речевых движений способна создать артикуляционная система человека, тем больше у него возможностей для обозначения разных объектов и явлений действительности с помощью фонетических средств.»

Особенно важным является то, что доказано стимулирующее влияние движений пальцев рук на  созревание ЦНС, одним из проявлений которой является ускоренное развитие речи. По мнению  М.М. Кольцовой, уровень развития речи находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. Автор также отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки  как «орган речи», - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для  последующего формирования речи.

Развитие психомоторики оказывает благотворное влияние не только на становление речи, но и на психическое развитие ребенка. Так, например, целенаправленная тренировка рук у детей с двухлетнего возраста, по мнению японских специалистов, стимулирует умственное развитие ребенка.

Учитывая, что психомоторика тесно взаимосвязана  с речью, то дошкольники с общим недоразвитием речи нуждаются в специальной коррекционно-педагогической работе по развитию всех сторон двигательной сферы (общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная и мимическая моторика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, используя авторский дидактический материал «Волшебные колечки»

В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации....

Сценарий театральной постановки "Теремок на новый лад" из опыта работы"Использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Представляю вашему вниманию авторский сценарий из опыта  работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны с детьми дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи...

Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Презентация по проведенному исследованию и работе над формированием диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Пути преодоления нарушений фонематического анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Расширены рамки традиционной логопедической работы по преодолению фонематических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи, путём включения пропедевтического этапа, направленного на формиров...