Картотека дидактических игр по ФЭМП детей старшего дошкольного возраста
картотека (подготовительная группа)

Картотека игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_attestatsiya.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

города Новосибирска

«Детский сад № 401»

(383) 267-73-53

630089, г. Новосибирск ул. Кошурникова, 49/1

ИНН/КПП 5401140893/540101001 Л/счет 014.03.095.1

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Подготовил:

Воспитатель

Киселева Ольга Юрьевна

Картотека игр по ФЭМП детей старшего дошкольного возраста.

1. «Подбери фигуру»

Цель: Формирование умения различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

Материал: карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.

Содержание. Педагог предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида).  

2. «Собери фигуру»

Цель: Формирование умения вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.

Материал: счетные палочки. 

Содержание. Педагог предлагает детям, подвинуть к себе тарелочку с палочками и назвать какого цвета палочки, сколько палочек каждого цвета. Предлагает разложить их так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну - по 4.  

3. «Расскажи, что нарисовано»

Цель: Формирование умения овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Материал: Тематические картинки с нарисованными геометрическими фигурами.

Содержание: У каждого ребенка картинка, с нарисованными геометрическими фигурами.  Дети должны рассказать, как они расположены: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. За раз используются несколько картинок.

4. «Назови, какой день»

Цель: Формирование умения различать временные понятия «вчера», «сегодня», «завтра».

Материал: Мел.

Содержание. По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие. Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается.

5. «Палочки в ряд»

Цель: Закрепление умения строить последовательный ряд по величине.

Материал: Счетные палочки разной длины.

Содержание. Педагог предлагает задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд.

6. «Части суток»

Цель: Формирование умения различать частей суток.

Материал: картинки: утро, день, вечер, ночь.

Содержание. Педагог чертит на доске 4 больших домика. Каждый из них соответствует одной из частей суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к домикам. Воспитатель читает соответствующий отрывок, из  какого - либо стихотворения, дети называют часть суток.    

7. «Повтори за другом»

Цель: Формирование умения воспроизводить определенное количество движений.

Материал: Картинки с заданиями.

Содержание. Педагог строит детей в 2 шеренги друг против друга и объясняет задание: «Вы будете выполнять столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, которую я покажу. Считать надо молча. Сначала выполнять движения будут дети, стоящие в этой шеренге, а дети из другой шеренги будут их проверять, а потом наоборот.  

8. «Матрешки»

Цель: Формирование умения порядкового счета.

Материал. Цветные косынки.

Содержание. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд-это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т. д. Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешками выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, кто поменялся местами.

9. «Сложи дощечки»

Цель: Формирование умения строить последовательный ряд по ширине, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.

Материал. 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см.  

Содержание. Дети делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Оба набора помещаются на 2 столах. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола. С другой сторон столов расставляются свободные скамейки. Дети  должны выстроить дощечки в ряд - одни по убывающей ширине, другие по возрастающей величине. По очереди один ребенок подходит к столу и ставит в ряд 1 дощечку.  

10. «Назови соседнее число»

Цель: Формирование умения определять последующее и предыдущее число к названному .

Материал. Мяч.

Содержание. Дети становятся в круг, в центре - водящий. Он бросает мяч кому-нибудь и говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее или последующее висло. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.

11. «Машинки»

Цель:  Формирование умения детей последовательно называть числа в пределах 10.

Материал. Рули трех цветов (красный, желтый, синий) по количеству детей, на рулях номера машин - изображение числа кружков 1-10. Три круга того же цвета - для стоянок машин.

Содержание. Игра проводится в виде соревнования. Стулья с цветными кругами обозначают стоянки машин. Детям дают рули - каждой колонне одного цвета. По сигналу все бегут по групповой комнате. По сигналу «Машины, на стоянку!» - все «едут» в свой гараж. Машины выстраиваются в колонну по порядку номеров.

12. «Числа ожили»

Цель: Формирование умения  прямого и обратного счета в пределах 10.

Материал. Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.

Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.).

13. «Самый внимательный»

Цель: Формирование умения передвигаться в заданном направлении и считать шаги.

Содержание. Педагог объясняет задание: «Будем учиться идти в нужном направлении и считать шаги. Я заранее спрятала игрушки. Сейчас буду вызывать вас по одному и говорить  в каком направлении надо идти и сколько шагов сделать, чтобы найти игрушку. Если вы будете точно выполнять мою команду, то придете правильно». Педагог вызывает ребенка и предлагает: «Сделай 6 шагов вперед, поверни налево, сделай 4 шага и найди игрушку».

14. «Найди свое место»

Цель: Упражнение детей  в счете, в пределах 10.

Содержание. Педагог предлагает детям подобрать карточки, на которых нарисовано поровну разных предметов» и предлагает сосчитать, сколько предметов нарисовано у них на карточке. Далее объясняет задание: «Я буду называть числа, дети выходят, встают в ряд и показывают всем свои карточки, называют, сколько предметов у них нарисовано. Вопросы: «Поскольку предметов у них нарисовано?»  

15. «Разделим пополам»

Цель: Формирование умения детей делить целое на 2, 4 части складыванием предмета пополам.

Материал: полоска и круг из бумаги. Раздаточный материал: по 2 прямоугольника из бумаги и по 1 карточке.

Содержание: Педагог предлагает бумажную полоску сложить  пополам, точно подравнять концы, прогладить линию сгиба. Сложенная полоска  разделена  на 2 равные части.  Если согнуть еще раз пополам, то полученная полоса разделится на 4 части. Также с кругом.

16. «Подбери по размеру»

Цель: Формирование умения детей сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.

Материал: коробки, различные по размеру.

Содержание.  На столе коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие и узкие, высокие и низкие.  Педагог предлагает детям подобрать коробки нужного размера.  Дети расскажут, какой длины, ширины, высоты их коробки. А потом педагог говорит «Подберите коробки, равные вашей длине (ширине, - высоте). Выиграет тот, кто быстрее подберет коробки. Детям может быть предложено, построить коробки в ряд (от самой высоко до самой низкой или от самой длиной до самой короткой).

17. «Сложи фигуру»

Цель: Формирование умения составлять модели знакомых геометрических фигур.

Материал: Разрезные картинки геометрических фигур.

Содержание.  Педагог говорит детям – у  каждого из вас  находятся геометрические фигуры, но они разрезаны на 2, 4 части, если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура». Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру.

18. «Что исчезло»

Цель: Формирование умения детей находить последовательность в числовом ряду.

Материал: фланелеграф, числа от 1 до 15.

Содержание: На фланелеграфе выстраивается числовой ряд из знакомых чисел. Одно число убирается, когда дети закрыли глаза (ночь). Затем дети рассматривают числа и называют недостающие. Аналогично можно играть с геометрическими фигурами, любыми предметами.

19. «Передай по кругу»

Цель: Формирование умения соотносить цифру с количеством; развивать внимание, память.

Материал: числовые карточки; карточки с цифрами.

Содержание: Игра проводится в кругу. В руках у каждого ребенка — числовая карточка. После слов педагога «Начали!» все играющие передают друг другу карточки по кругу по часовой стрелке. По команде «Стоп!» дети прячут карточки, предварительно сосчитав число предметов, изображенных на них. Воспитатель показывает какую-нибудь цифру, а дети должны показать карточку с таким же количеством предметов.

20. «Разложи поровну»

Цель: Знакомство детей с составом числа и двух меньших чисел.

Материал: счетные палочки двух цветов или набор геометрических фигур для каждого ребенка; фишки.

Содержание: педагог называет число и предлагает детям разложить счетные палочки на две части так, чтобы вместе они образовали заданное число.  

21. «Посчитай двойками»

Цель: Формирование умения детей счета двойками.

Содержание:  дети считают двойками по цепочке друг за другом. Первый ребенок начинает: «Два». Следующий продолжает: «Четыре». И т. д.

Вариант 2. Игровые действия: посчитать двойками от любого числа в обратном порядке.

22. «Лесенки»

Цель: Формирование умения сравнивать палочки по высоте и ширине, развитие внимания, глазомер.

Материал: набор палочек Кюизенера.

Содержание: составить «лесенку» по высоте из шести палочек (выбираются палочки такого цвета, чтобы они шли не по порядку).  Детям нужно найти место для оставшихся палочек, чтобы все они стояли по порядку. Затем воспитатель предлагает детям рядом с этой «лесенкой» составить другую, отличную по высоте. Она будет отличаться по ширине. В конце игры вместе с детьми обсуждается, чем отличаются данные «лесенки».

23. «Измерь ковер»

Цель: Упражнение в измерении длины, ширины естественной «меркой» — шагами.

Содержание: измерить длину и ширину ковра шагами.  Дети по очереди измеряют и сравнивают результаты. Педагог подводит их к выводу о том, что чем шире шаг, тем их меньше нужно сделать. Результат зависит от выбранной «мерки».

24. «Измерь ленточку»

Цель: Формирование умения измерять длину с помощью линейки.

Материал: ленточки разной длины, линейки.

Содержание: детям необходимо измерить длину ленточек, сравнить результат.   Каждый ребенок получает по ленточке и измеряет ее длину. После измерения дети определяют, у кого самая длинная ленточка, а у кого самая короткая.

25. «Будь внимательным»

Цель: Формирование умения различать понятия «лево», « право»; развитие внимания.

 Содержание: выполнить задания воспитателя. Дети стоят в ряд, перед ними — педагог, дает им задание. Если ребенок выполняет задание правильно, то делает шаг вперед, если неправильно, то остается на месте. Выигрывает тот, кто прошагает дальше всех.

Задания:

поднять вверх правую руку;

вытянуть вперед левую руку;

посмотреть налево;

опустить правую руку;

наклониться влево;

закрыть правый глаз. И т. д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения

Дидактический материал можно использовать  во время проведения  НООД  "Безопасность", а так же в свободной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

представлены дидактические игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте с указанием цели и хода игры....

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте...

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте...

картотека дидактических игр по ФЭМП для старшего дошкольного возраста

картотека дидактических игр по ФЭМП для старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе.

Картотека дидактических игр по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе....

Картотека дидактических игр по ФЭМП детей младшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по ФЭМП детей младшего дошкольного возраста...