Конспект открытого занятия познавательного цикла
план-конспект занятия (старшая группа)

анжела sem

Тема: «Времена года»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_12_mesyatsev.docx992.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №9 «Светлячок»

143966, Московская область, г.Реутов

пр-т  Мира, дом 6

Тел: 8 498 6619993/6619963

     ИНН/КПП: 5012080056/504101001

    ОГРН: 1135012005446      

     email: detskysad.9@gmail.com

Конспект открытого занятия по познавательному развитию

на тему: «Времена года»

для детей старшей группы

https://fs.znanio.ru/d5af0e/a3/b0/625c439e317ab223b363b457193bba854c.jpg

Подготовила и выполнила:

воспитатель старшей группы

Семёнова Анжела Камаловна

г.Реутов

2017г

Тема: «Времена года»

Цели: Систематизация знаний детей о временах года, расширение представления детей о весне как времени года. развивать мышление, фантазию, закрепить у детей знания об изменениях, происходящих в природе.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять знания детей о явлениях природы весной.

Учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы.

Формировать представление о разнообразии состояний воды в окружающей среде, познакомить с некоторыми свойствами воды.

Развивающие: 

Развивать логическое мышление, речь, кругозор. 

Способствовать развитию фантазию, творческого мышления

Воспитательные: 

Воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к своему здоровью; воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивать друг друга, при необходимости дополнять.

Активизация словаря детей: обогащать словарь детей с помощью глаголов.

Материалы и оборудование: магнитная доска, проектор, игрушка- Незнайка, кусочки льда, пластмассовые формочки для льда, термос с горячей водой, зеркало.

Методы и приемы: наглядные (работа с демонстрационным материалом); практические (работа детей с раздаточным материалом); словесные (вопросы, указания поощрения); игровые (физминутки, подвижная игра).

Предварительная работа:

  1. Просмотр презентации по теме: «Времена года».
  2. Чтение художественной литературы, разучивание стихов, загадок по данной теме.
  3. Использование настольно-печатных игр по данной теме
  4. Зарисовки, обводки по данной теме.

-Здравствуйте ребята!

- Ребята, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

 Здравствуй, легкий ветерок,

Здравствуй, маленький дубок,

Здравствуй, утро, здравствуй день,

Нам здороваться не лень!

-Ребята я сегодня обнаружила в своем почтовом ящике необычное письмо и предназначено оно вам. А пишет вам Незнайка: «Здравствуйте, дорогие ребята!   Решил обратиться к вам с просьбой. Может быть, вы сможете мне помочь. Я все никак не могу запомнить названия месяцев и путаю времена года»

-Я предлагаю нам с вами отправиться в путешествие по сказке и взять Незнайку с собой.

 А по какой сказке вы мне скажете в конце занятия.

- Итак, наше путешествие началось, слушайте внимательно.

Было у матери две дочки: одна - родная, другая - падчерица. Родную она очень любила, а падчерицу терпеть не могла.

Пока Олёна то наряжалась да прихорашивалась, Марушка в доме прибирала, варила, стирала, всю работу делала. А мачеха знай бранит её да ругается целый день.

Однажды - было это вскоре после Нового года, в трескучий мороз, -захотелось Олене фиалок. Она и говорит:

- Ступай, Марушка, в лес, набери мне букет фиалок.

- Боже мой! Милая сестрица, что это пришло тебе в голову? Слыханное ли дело, чтобы под снегом фиалки росли? - отвечала бедная Марушка.

Но мачеха выгнала Марушку из дому.

Заливаясь слезами, пошла девушка в лес. Снегу там целые сугробы, и нигде ни следа ноги человеческой. Долго бродила Марушка по лесу. Вдруг видит вдали огонёк. Пошла она на тот огонёк. Там горел большой костёр, а вокруг костра сидели двенадцать человек. Это были двенадцать месяцев.

Испугалась Марушка. Но потом набралась храбрости, подошла поближе и попросила:

- Люди добрые, позвольте мне погреться, я дрожу от холода. Январь кивнул головой и спрашивает её:

- Зачем пришла, девица? Чего здесь ищешь?

- Я пришла за фиалками, - ответила Марушка.

- Не время теперь фиалки рвать, кругом снег. - возразил Январь.

- Знаю, - сказала Марушка, - да сестра моя Олёна с мачехой велели принести им из лесу фиалок.

- Про какое время года говорится в сказке? (дети отвечают)

- Какие зимние месяцы вы знаете? (дети отвечают и на магнитной доске размещают круги, обозначающие три зимних месяца)

- Как вы узнали, что это зима? (дети отвечают)

- Что дети делают зимой? (дети отвечают)

(Картина «Зимние забавы»)

- - Скажите, а цветы растут зимой на улице? (дети отвечают)

- Ну, а теперь продолжим путешествие…

Тут Январь подошёл к самому младшему месяцу, дал ему в руку палку и сказал:

- Братец Март, садись на моё место.

Месяц Март взмахнул палкой, снег начал таять, зазеленела трава. Наступила весна, и зацвели фиалки.

Марушка стала рвать фиалки и скоро нарвала большой букет, сказала месяцам спасибо и поспешила домой.

Удивились Олёна и мачеха, когда увидели, что она спешит домой с фиалками.

Олёна вырвала букету неё из рук, но сестре спасибо не сказала.

- Про какое время года говорится в этом отрывке? (дети отвечают)

- Какие весенние месяцы вы знаете? (дети отвечают и располагают на магнитной доске в соответствии с цветом круги, обозначающие три весенних месяца)

- Как можно узнать, что это весна? (дети отвечают)

(Картина «Весна»)

-На другой день Олене захотелось ягод.

-Ступай, Марушка, принеси мне ягод из лесу.

-Боже мой! Милая сестрица, что это пришло тебе в голову? Слыханное ли дело, чтобы под снегом ягоды росли?

Мачеха выгнала Марушку вон. Заливаясь слезами, пошла девушка в лес. А там сугробы снега стеной стоят. Вдруг видит она вдали тот же огонёк. Вокруг него опять сидели двенадцать месяцев и выше всех - Январь, белый и бородатый.

- Люди добрые, позвольте мне погреться, - попросила Марушка. Январь кивнул головой и спрашивает её:

- Зачем опять пришла, девица? Чего здесь ищешь?

- Пришла по ягоды, - ответила девушка. -Да ведь теперь зима, на снегу ягоды не

растут, - промолвил Январь.

- Знаю, - печально ответила Марушка. - Да сестрица Олёна с мачехой велели ягод им набрать.

Тут сошёл со своего места Январь и сказал:

- Братец Июнь, садись ты теперь на моё место.

Июнь взмахнул палкой, огонь взвился,

снег растаял, зацвели цветы, созрели ягоды. Наступило лето.

Марушка быстро набрала ягод полный передник, сказала месяцам спасибо и поспешила домой.

Удивились Олёна и мачеха, когда увидали, что Марушка спешит домой, и ягод у неё полный передник.

- Про какое время года говорится в этом отрывке? (дети отвечают)

- Какие летние месяцы вы знаете? (дети отвечают и располагают на магнитной доске в соответствии с цветом круги, обозначающие три летних месяца)

- Молодцы, ребята!

Полакомилась Олёна ягодами, а на третий день захотелось ей уж яблока отведать.

- Ступай, Марушка, в лес, принеси мне яблок румяных, приказала она.

- Боже мой! Милая сестрица, слыханное ли дело, чтобы зимой яблоки зрели?

Заливаясь слезами, пошла Марушка в лес. Вдруг видит -вдали опять тот же огонёк. Пошла она на огонёк и вышла к костру. Вокруг него сидели двенадцать месяцев - и выше всех Январь.

- Люди добрые, позвольте мне погреться- попросила Марушка.

Январь кивнул головой и спросил:

- Зачем опять пришла, девица?

- Пришла за яблоками румяными, - ответила девушка.

- Теперь зима. Разве в такое время года зреют румяные яблоки? - говорит Январь.

- Сошёл со своего места Январь и сказал:

- Братец Сентябрь, садись на моё место.

Сентябрь взобрался на высокий камень и взмахнул палкой. Наступила осень.

Марушка вдруг увидела яблоню, а на ней высоко-высоко на ветвях висят румяные яблоки.

—Марушка схватила два яблока, сказала месяцам спасибо и поспешила домой.

Удивились Олёна и мачеха, когда Марушка вернулась с двумя яблоками.

Таких сладких яблок они ни разу в жизни не едали.

- Про какое время года говорится в этом отрывке? (дети отвечают)

- Какие осенние месяцы вы знаете? (дети отвечают и располагают на магнитной доске в соответствии с цветом круги, обозначающие три осенних месяца)

(Картина «Осень»)

- Мама, дай мне сумку, я сама в лес пойду. Найду то место и все яблоки стрясу.

Пришла Олёна в лес. Вдруг увидала вдали огонёк и пришла к костру, вокруг которого сидели двенадцать месяцев. Но она не поклонилась им, не попросила пустить её к костру, а просто протянула руки и стала греться.

- Зачем пришла? Чего тебе надо? - рассердился Январь.

- Не твоё дело, куда и зачем хожу! - отрезала Олёна.

Январь нахмурился и взмахнул палкой. В одно мгновение небо покрылось тучами, костёр погас, повалил снег. Олёна вернулась домой ни с чем.

- Какие времена года мы вспомнили сегодня? (дети отвечают)

- Почему Олена вернулась домой ни с чем? (дети отвечают)

- А какая Олена (дети отвечают)

- А какая Марушка? (дети отвечают)

Физминутка.

В году четыре месяца (показать 4 пальца правой руки)

 и все они дружны (ладони обхватывают др. др.)

И эти 4 времени  (обхватывают 4 пальца левой руки)

Ребята знать должны (указательный палец приставить ко лбу)

Зимой год начинается, все снегом покрывается.

Весною продолжается, листочки появляются.

Летом солнце греет, и листья зеленеют.

Осенью листва желтеет, ветер ее по полям развеет.

А после осени опять зима год будет продолжать.

- Молодцы, ребята!

 А теперь я предлагаю нам превратиться в исследователей и заглянуть в нашу лабораторию.

Эксперимент: «Откуда берется дождь».

-Ребята, мы с вами говорили про весну. Что происходит весной с природой? (тает снег, идет дождь, птицы прилетают).

 - Ребята, а как вы думаете, почему идет дождь?  Дети предлагают свои варианты ответов.

 Правильно, мы свами можем сами попробовать сделать небольшой дождь прямо в группе.

-Ребята куда девается снег? Куда исчезает вода в луже? 

Часть воды уходит в землю, а часть под действием тепла испаряется.

 А давайте мы сейчас с вами и попробуем увидеть, что такое испарение.

Перед проведением эксперимента вспомним правила безопасности.

-Ребята, аккуратно поднесите руку, там, где идет пар. Что вы почувствовали? Идет тепло.

-Сейчас необходимо закрыть сухой крышкой и наблюдать, что происходит.

Поднимается пар, и мы его видим в банке. Какой он?  Белый, похожий на туман.

Сверху крышки положите лед и наблюдайте.

Кто хочет рассказать, что же происходит.

- мы видим капельки воды на крышке, и они начинаю течь по стенкам банки, как капельки дождя по стеклу.

Ребята мы свами увидели, как получается дождь? Давайте сделаем вывод;

Из горячей воды идет пар, тепло это вода испаряется, поднимается вверх, там встречается с холодом и пар превращается в капельки воды и падает вниз, течет по стенкам банки.

Восп: (на доске картина круговорот воды, показав на картину воспитатель объясняет, как все происходит в природе). Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Физминутка: «Свойства воды».

- А сейчас мы немного отдохнем. Мы превратимся в капельки воды и тоже побываем в разных состояниях.

Когда вода находится в твердом состоянии, то маленькие капельки, очень плотно прижаты друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда. А когда вода находится в жидком состоянии, то её капельки берутся за руки и могут двигаться и менять положения. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеёк. Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее частицы отпускают ручки друг от друга и разлетаются. И мы разомкнем руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

- Ребята, вы отлично справились. Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? 

(ответы детей)

 - Какое сейчас время года? 

- Ребята, что мы узнали нового?

Что еще хотели бы вы узнать на следующем занятии? 

 - Молодцы, мы справились, мы узнали много нового и интересного, спасибо вам!

Использованная литература:

  1. ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ
  2. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
  3. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования под ред. Веракса Н., Комарова Т., Васильева М.
  4. 3.Саломенникова О.А. ФГОС «Ознакомление с природой в детском саду» (4-5 лет). Средняя группа
  5. Гербова В.В., Губанова Н.Ф., Дыбина О.В. ФГОС Примерное комплексно-тематическое планир.к пр. "От рождения до школы". Ср. гр. (4-5 л.)
  6. Дыбина О. В. ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением. (4-5 лет). Средняя группа
  7. Дыбина О. В. СD. ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением. (4-5 лет). Средняя группа
  8. Соломенникова О. А. СD. ФГОС Ознакомление с природой. (4-5 лет). Средняя группа.
  9. Соломенникова О. А. ФГОС Парциальная программа «Юный эколог»
  10. Николаева С. Н. ФГОС Парциальная программа «Юный эколог» 3 – 7лет
  11. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада 4-5 лет. ФГОС, 2017 г.
  12. Хрестоматия для чтения детям 4-5 лет. Библиотека программы «От рождения до школы»

C:\Users\user\Downloads\IMG-20160305-WA0013.jpg

C:\Users\user\Downloads\IMG-20160305-WA0012.jpgC:\Users\user\Downloads\IMG-20160305-WA0003.jpg

C:\Users\user\Downloads\IMG-20160305-WA0010.jpg

C:\Users\user\Downloads\IMG-20160305-WA0011.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия Познавательно коммуникативная деятельность: РАССКАЗЫВАНИЕ РУСКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ « КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА»». 1 младшая группа

Вниманию педагогов, представляю конспект открытого занятия в 1 младшей группе. Тема: " Рассказывание русской народной сказки " Кот, петух и лиса"....

Открытое занятие познавательного цикла «Лесные друзья».

Занятие для детей 1-ой младшей группы, расширяющее у детей знания о животных, развивающее образное мышление, умение соотносить характерные признаки с самим объектом, формирующее навыки фразовой р...

Конспект открытого занятия познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана.

Конспект открытого занятия познавательно­экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана».Провела: Водопьянова Александра Сергеевна2015г Конспект позна...

План-конспект открытого занятия. Познавательное развитие. Тема: «Воздух»

План-конспект открытого занятия в средней группе. Познавательное развитие.Тема: «Воздух»...

Конспект открытого занятия познавательного цикла по ПДД

laquo;Правила дорожного движения знай и соблюдай!»...