Технология дидактической игры.
методическая разработка

Матвеева Марина Викторовна
Пояснительная записка.
Актуальность и значение выбранного направления.
Дидактические игры существуют на протяжении многих веков. Первыми их создал народ,
 который подметил одну из удивительных особенностей маленьких детей - восприимчивость 
к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. На протяжении всей истории человечества
 каждым народом были созданы свои дидактические игры, были разработаны своеобразные
 дидактические игрушки, которые стали частью его культуры.
Предлагаемая Новоселовой С.Л. классификация игр позволяет представить направление 
использования различных видов игр в педагогическом процессе. В отличие от игры самостоятельной 
дидактическаяя игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и 
соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в
 явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма создается 
при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, 
стимулирования воспитанников к познавательной деятельности. Реализация игровых приемов и 
ситуаций происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми 
в форме игровой задачи, познавательная деятельность подчиняется правилам игры; материал 
используется в качестве ее средства, в деятельность вводится элемент соревнования, 
который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического 
задания связывается с игровым результатом.
Дидактическая игра несет целый ряд задач: расширение кругозора, познавательная деятельность; 
применение знаний в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, 
необходимых в практической деятельности; развитие трудовых навыков.
Дидактическая игра решает воспитательные задачи: воспитание самостоятельности, воли; 
формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и 
мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
С помощью дидактических игр у детей происходит развитие внимания, памяти, речи, мышления, 
умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, 
эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации к учебной деятельности.
В связи с наличием правил в игре дети приобщаются к нормам и ценностям общества; адаптируются
 к условиям среды; саморегулируют ситуацию; учатся общению.
Место и роль игровой технологии в образовательном  процессе, сочетание элементов игры и развития
 во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.
Светлана Леонидовна Новоселова делит игры по виду деятельности на:
- физические (двигательные),
- интеллектуальные (умственные),
- трудовые,
- социальные
- психологические.
Принципы и методы технологии дидактической игры:
- игры соответствуют определенным учебно-воспитательным
задачам, программным требованиям;
- игры базируются на определенном дидактическом материале и
методике его применения;
- игры соответствуют изучаемому материалу и строятся с учетом
подготовленности учащихся и их психологических, возрастных и
индивидуальных особенностей;
 - игра строится на интересе детей;
 - присутствует элемент соревнования между участниками игры;
- необходимое участие взрослого при совместной игре;
Цель - формирование устойчивого интереса к обучению, психических новообразований, 
обобщение и систематизация знаний умений  и навыков.
Задачи:
  • формировать представления детей о предметах окружающей действительности, 
    свойствах предметов, о цвете, величине, количеству и многое другое;
  • учить анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать моторику рук;
  • формировать проявление внимательности;
  • развивать коммуникативные навыки.
Поэтапное применение технологии:
  • 1 этап – Начальный;
  • 2 этап – Основной;
  • 3 этап – Заключительный;
Cписок литературы.
1 Аникеева Н.А. Воспитание игрой: Кн. для учителя. – М. Просвещение,1987- 144с.
2 Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под. Ред. В.В. Давыдова. – М.:
 Педагог – Пресс ,1999 – 536с.
3 Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: « Академия», 1995 – 347с.
4 Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. 
Сред. Пед. Учеб. Заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:»Академия»,2000. – 416с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 17 «Аистенок»

Технология дидактической игры

Воспитатель первой кв.категории

Матвеева Марина Викторовна

г.о.Химки

Пояснительная записка

Актуальность и значение выбранного направления.

Дидактические игры существуют на протяжении многих веков. Первыми их создал народ, который подметил одну из удивительных особенностей маленьких детей - восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. На протяжении всей истории человечества каждым народом были созданы свои дидактические игры, были разработаны своеобразные дидактические игрушки, которые стали частью его культуры.

Предлагаемая Новоселовой С.Л. классификация игр позволяет представить направление использования различных видов игр в педагогическом процессе. В отличие от игры самостоятельной дидактическаяя игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования воспитанников к познавательной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи, познавательная деятельность подчиняется правилам игры; материал используется в качестве ее средства, в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Дидактическая игра несет целый ряд задач: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение знаний в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие трудовых навыков.

Дидактическая игра решает воспитательные задачи: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

С помощью дидактических игр у детей происходит развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации к учебной деятельности.

В связи с наличием правил в игре дети приобщаются к нормам и ценностям общества; адаптируются к условиям среды; саморегулируют ситуацию; учатся общению.

Место и роль игровой технологии в образовательном  процессе, сочетание элементов игры и развития во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

Светлана Леонидовна Новоселова делит игры по виду деятельности на:

- физические (двигательные),

- интеллектуальные (умственные),

- трудовые,

- социальные

- психологические.

Принципы и методы технологии дидактической игры:

- игры соответствуют определенным учебно-воспитательным

задачам, программным требованиям;

- игры базируются на определенном дидактическом материале и

методике его применения;

- игры соответствуют изучаемому материалу и строятся с учетом

подготовленности учащихся и их психологических, возрастных и

индивидуальных особенностей;

 - игра строится на интересе детей;

 - присутствует элемент соревнования между участниками игры;

- необходимое участие взрослого при совместной игре;

Цель - формирование устойчивого интереса к обучению, психических новообразований, обобщение и систематизация знаний умений  и навыков.

Задачи:

  • формировать представления детей о предметах окружающей действительности, свойствах предметов, о цвете, величине, количеству и многое другое;
  • учить анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать моторику рук;
  • формировать проявление внимательности;
  • развивать коммуникативные навыки.

Поэтапное применение технологии:

  • 1 этап – Начальный;
  • 2 этап – Основной;
  • 3 этап – Заключительный;

1 этап.

Характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно

действовать. На данном этапе ведется активная деятельность по

обогащению представлений и опыта детей о дидактических играх, развитию интереса к игровой деятельности со взрослыми и сверстниками. Педагог учит детей понимать инструкцию и подчиняться правилам, обусловленным игрой, принимать результат. Целью начального этапа является сформировать игровые умения, обогатить опыт взаимодействия. Применяются приемы, которые вызывают интерес к игре: беседы, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. Педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть.

2 этап.

Для осуществления данного этапа технологии педагог организует для детей время для самостоятельной деятельности. Наиболее благоприятный временной период игры, где разворачивается живой интерес происходит в вечернее время, поэтому важно создавать условия и планировать самые разнообразные игры. Увлекаясь совместной игрой или образовательной деятельностью, дети учатся работать в коллективе, избирать лидера, договариваться о правилах, повышают свои коммуникативные навыки.

Применение приемов: знакомство детей с новой дидактической игрой

(с внешним видом, названием, содержанием, правилами, способами игровых действий и взаимодействий), самостоятельное изготовление дидактических игр различной тематической направленности способствует формированию устойчивого интереса к обучению, развитию психических процессов, развитию коммуникативных навыков. Взаимодействие с родителями, консультирование их по актуальности для дошкольного возраста совместной игры дома, привлечение их внимания к дидактической игре дает воспитателю активное желание детей в свободное время самостоятельно организовать игру.

3 этап.

На данном этапе педагогом предоставляется самостоятельность выбора дидактических игр. Игры находятся в свободном доступе. Возможность играть в разные игры дает более эффективное осуществление всестороннего развития. В самостоятельных дидактических играх каждый ребенок решает

дидактическую задачу и выполняет игровое действие по-своему. В игре он показывает свой опыт, знания, самостоятельность в достижении цели, умение

преодолевать трудности, привлечь к игре товарищей, согласовать свои желания с желаниями других детей, уступить, если нужно, желаниям коллектива. В этот период закладываются основы таких важных качеств как

честность, целеустремленность, настойчивость, способность переживать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху сверстника. Самый благоприятный период для самостоятельных дидактических игр – это время после дневного отдыха детей. В это время дети более бодрые, активные.

Вывод

Работая по данной технологии, я проследила за интересом детей к игровой деятельности. С помощью дидактических игр у детей формируется множество качеств: познавательная активность, формирование определенных умений и навыков, развитие трудовых навыков, самостоятельность, формирование определенных подходов, позиций, умение сотрудничать, договариваться.

Используя дидактические игры в своей работе, я выделила для себя ряд положительных аспектов. Анализируя диагностику за несколько лет, я выявила положительную динамику развития внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, проявление эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

подготовила педагог Матвеева М.В Технология дидактической игры. Перспективный план 2018-2019

Слайд 2

Сентябрь Создание родителями и педагогами дидактических игр.

Слайд 3

Октябрь Ознакомление детей с картотекой, обучение правилам.

Слайд 4

Ноябрь Консультация для педагогов "Дидактические игры"

Слайд 5

Декабрь Открытие театра теней "Сказочный замок"

Слайд 6

Февраль Речевой капустник "Дорожные игры"

Слайд 7

Март " Новые методы поиска материалов для создания дидактических игр"

Слайд 9

Сентябрь Пополнение картотек игр на новый учебный год Перспективный план 2019-2020

Слайд 10

октябрь Консультация для родителей "Игры из подручных средств"

Слайд 11

Декабрь Создание с детьми лэпбука "Зима"

Слайд 12

Январь Мастер - класс для педагогов "Тимбилдинг"

Слайд 13

Март - май Дистанционные занятия для детей

Слайд 14

Срез знаний в старшей группе.

Слайд 15

Перспективный план 2020-2021гг. Сентябрь Создание с детьми передвижной РППС, как средство дидактической поддержки

Слайд 16

Октябрь Пополнение картотек игр своими руками

Слайд 17

Декабрь Кругосветный Дед Мороз, знакомство с играми из разных стран

Слайд 18

Февраль Создание детьми дидактических игр для младших групп, в рамках преемственности.

Слайд 19

Март Мастер - класс от родителей "Игры нашего двора" Апрель Тимбилдинг для детей, как формирование коллективного духа. Проведение эстафет Май Мероприятие для детей, родителей и педагогов "Новое поколение, играй!"

Слайд 20

Срез знаний в подготовительной группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Дидактические игры "Одень куклу по погоде", "Дорисуй человечка", "Посуда", "Вредные и полезные продукты".

Дидактические игры  "Одень куклу по погоде", "Дорисуй человечка", "Посуда", "Вредные и полезные продукты".Чему дети научатся:Подбирать предметы одежды в соответствии с погодой.Точно соблюдать пос...

Конспект досуга для детей старшей группы (5-6 лет) Образовательная область «Речевое развитие» с использованием современной технологии «Дидактические игры» Тема: «Автоматизация звука «с» в словах»

Конспект досуга для детей старшей группы (5-6 лет) Образовательная область «Речевое развитие» с  использованием современной технологии «Дидактические игры» Тема: «Автоматизаци...

Технология дидактической игры. Игровые технологии в ДОУ

Игровые технологии в ДОУТехнология дидактической игры...

Игровые технологии в ДОУ Технология дидактической игры. автор: Губанова Наталья Фёдоровна

Игровые технологии в ДОУТехнология дидактической игры.автор: Губанова Наталья Фёдоровна...

Игровые технологии в ДОУ Технология дидактической игры. автор: Губанова Наталья Фёдоровна

Игровые технологии в ДОУТехнология дидактической игры.автор: Губанова Наталья Фёдоровна...

Перспективный план по технологии "ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА - как важная часть игровой технологии"

План реализации технологии дидактические игры в младшей группе ...

Технология «Дидактическая игра – как важная часть игровой технологии» Н.Ф.Губанова

Формировать интерес к дидактическим играм. Развивать у детей самостоятельность в организации всех видов дидактических игр, а так же интеллектуальные способности....