Рубрика «Самообразование». «Читаем и обсуждаем» Выготский Лев Семенович «Воображение и творчество в детском возрасте»
презентация

Светлана Плеханова

В презентации рассказывается о вкладе Льва Семеновича Выготского в развитие образования. Его взгляды и теории направлены на развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материал направлен на использование в практической деятельности педагогов дошкольного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon voobrazhenie_1.ppt2.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ Школа № 2051 Рубрика «Самообразование». «Читаем и обсуждаем» Выготский Лев Семенович «Воображение и творчество в детском возрасте» Материал подготовила: Плеханова Светлана Сергеевна Москва 24.04.2020 года

Слайд 2

Выготский Лев Семенович (05(17) ноября 1896 – 11.06.1934 Лев Симхович Выгодский (в 1923 году изменил фамилию) Родился в г. Орша , Могилёвской губерни и в Белоруссии. Советский психолог, основатель культурно-исторической теории в психологии. Обладая прекрасными способностями, Выготский получил фундаментальное домашнее образование, которое позволило ему легко поступить сразу в шестой класс казенной гимназии в Гомеле, куда переехала семья. В 1913 году молодой человек без труда поступил в Московский университет на медицинский факультет, но вскоре перевелся на юридический, посчитав, что эта специальность является более перспективной. После окончания вуза Лев Выготский вернулся в Гомель, где устроился на работу учителем литературы, также преподавал на курсах повышения квалификации для учителей дошкольного воспитания. Именно в этот период он начал предметно заниматься психологией и создал альтернативную научную теорию, выведя прямую зависимость между поведением человека и культурой. Культурно-историческая теория Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А. Н. Леонтьев , А. Р. Лурия , А. В. Запорожец , Л. И. Божович , П. Я. Гальперин , Д. Б. Эльконин, Зинченко, Л. В. Занков и др.

Слайд 3

Вклад Л.С. Выготского в отечественную и зарубежную науку Культурно-историческая теория . Триада «сознание–культура–поведение» Представление о соотношении обучения и психического развития ребенка. Термин «социальная ситуация развития» Источником развития является изменяющаяся социальная среда. Концепция о «зоне ближайшего развития» », согласно которой только то обучение является действенным, которое «забегает вперед» развития. Создана первая в Москве лабораторию психологии аномального детства , которая стала впоследствии составной частью ЭДИ. Предложил новую периодизацию жизненного цикла человека , в основу которой легло чередование стабильных периодов развития и кризисов, сопровождающихся появлением тех или иных новообразований. Проблема взаимосвязи мотивации и познавательных процессов.

Слайд 4

Основные выводы Л.С. Выготского По его мнению, многие базовые понятия у ребенка закладываются с детства под воздействием взрослых, и если малыш растет в интеллектуальной среде, то это влияет на формирование его характера. Выготский также доказал на практике, что дети с различными психическими и физическими отклонениями могут прекрасно адаптироваться в социуме при условии, что их недостатки не афишируются. Более того, в благоприятной семейной обстановке можно корректировать психические отклонения человека в детском возрасте.

Слайд 5

Ученики и последователи Л.С. Выготского Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков , А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, Р.Е. Левина, А.Н. Леонтьев , А.Р. Лурия, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина, Д.Б. Эльконин . Ряд зарубежных исследователей и практиков (Дж. Брунер, Я. Валсинер, Дж. Вертш, М. Коул, Б. Рогофф, Р. Харе, Дж. Шоттер) считают Выготского своим учителем. Системы развивающего обучения, созданные на концепциях Л.С. Выготского Л.В.Занкова Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова Школа развивающего обучения А.Н. Леонтьев Образовательная система Школа 2100

Слайд 6

Книга «Воображение и творчество в детском возрасте» Сегодня, когда так велика потребность в людях, способных нестандартно мыслить и находить оригинальные решения, когда одним из важнейших вопросов детской психологии и педагогики является вопрос о развитии творческой фантазии в процессе воспитания и становления ребёнка, книга выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского " Воображение и творчество в детском возрасте" представляется особенно актуальной. Это одна из наиболее известных работ учёного, посвящённая психолого-педагогическим основам развития творческого воображения детей. В книге обосновывается значение воображения для творческой деятельности и наличие творческого начала в каждодневной жизни человека, рассматриваются связи воображения и действительности, описывается психологический механизм творческого воображения . Говоря о развитии воображения в детском возрасте, Л. С. Выготский подробно останавливается на его проявлениях в литературном, театральном и изобразительном творчестве дошкольников и младших школьников .

Слайд 7

Содержание книги ГЛАВА I ТВОРЧЕСТВО И ВООБРАЖЕНИЕ. ГЛАВА II ВООБРАЖЕНИЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ГЛАВА III МЕХАНИЗМ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ГЛАВА IV ВООБРАЖЕНИЕ У РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА ГЛАВА V « МУКИ ТВОРЧЕСТВА» ГЛАВА VI ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ГЛАВА VII ТЕАТРАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ГЛАВА VIII РИСОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Слайд 8

ГЛАВА I. ТВОРЧЕСТВО И ВООБРАЖЕНИЕ Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое. или Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией . воспроизводящим репродуктивным

Слайд 9

ГЛАВА II. ВООБРАЖЕНИЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ Возникает вопрос: Как же происходит эта творческая комбинирующая деятельность? Откуда она возникает, чем она обусловлена и каким подчиняется законам в своем течении?

Слайд 10

ГЛАВА III. МЕХАНИЗМ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В чём состоит сложность механизма творческого воображения?

Слайд 11

ГЛАВА IV. ВООБРАЖЕНИЕ У РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА В чём заключается отличие воображения у ребёнка дошкольного возраста и школьника?

Слайд 12

ГЛАВА V . « МУКИ ТВОРЧЕСТВА» Интересное понятие «Муки творчества». Что оно в себе таит?

Слайд 13

ГЛАВА VI. ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ А как литературное творчество проявляется в дошкольном детстве?

Слайд 14

ГЛАВА VII. ТЕАТРАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Какие предпосылки к формированию и развитию театрального творчества детей возникают у детей в раннем и дошкольном возрасте?

Слайд 15

ГЛАВА VIII. РИСОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ Какова роль нас – педагогов в развитии художественного творчества детей?

Слайд 16

Цель данного исследования В наши задачи не входит дать полное и систематическое перечисление всех возможных видов детского творчества. Нашей целью не является также описание методики работы с детьми по каждому из перечисленных выше видов детского творчества. Вывод: Нам важно было указать только на механизм детского творчества, на важнейшие особенности этого творчества в школьном возрасте, а также на примерах наиболее изученных форм творчества школьника показать и работу этого механизма, и наличие этих особенностей

Слайд 17

Практическое задание Выбрать материал, необходимый для использования в профессиональной деятельности Вид творчества Проявление на дошкольной ступени развития Область применения на практике Творческое воображение Литературное творчество Театральное творчество Художественное творчество: рисование Художественное творчество: скульптурное Музыкальное творчество

Слайд 18

Домашнее задание Вспомнить и записать из практики педагогической деятельности по одному примеру нестандартного проявления воображения у ребёнка и каждого вида творчества (литераурного, театрального, художественного, музыкального, скульптурного) Монография «Мышление и речь» (1934), посвященная изучению отношения мысли и слова в структуре сознания, стала основополагающей для отечественной психолингвистики. Выготский раскрыл роль речи в трансформации мышления ребенка, в образовании понятий и в решении задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Творчество в детском возрасте»

Консультация для родителей «Творчество в детском возрасте»...

«Творчество в детском возрасте»

Консультация для родителей...

Лев Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте.

Очень интересная статья Льва Выготского. Коротко и ясно затрагивает основные элеметы развития: воображенияи творчества у детей....

План по самообразованию «Развитие воображения и творчества в дошкольном возрасте».

План самообразования поможет воспитателям ДОУ при взаимодействие с детьми....

Творчество в детском возрасте

Консультация для родителей. Творчество в детском возрасте....