Консультация для родителей всех возрастных групп
консультация

Бочкарева Ольга Николаевна

Консультация для родителей "Почему ребенок обманывает родителей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 г. Йошкар – Олы «Облачко»

Почему ребенок обманывает родителей

(консультация для родителей)

                                                                  Подготовила:                                                                                 Бочкарева О.Н.,

                                                                                педагог - психолог высшей

              квалификационной категории

МБДОУ

«Детский сад № 2 «Облачко»

Йошкар – Ола

   С ложью детей когда – нибудь сталкиваются все родители. Причины того, что ребенок говорит неправду, могут быть самыми разными.

    Но, во – первых, следует отличать ложь от простых фантазий ребенка. Ведь выдуманные истории не являются ложью в прямом смысле слова, т.к. они не приносят ребенку никакой ощутимой пользы: не помогают избежать наказаний или что – то получить. У детей, как известно, прекрасно развито воображение. У них живой и любознательный ум. И ребенку требуется много времени, чтобы уяснить разницу между реальным миром и миром фантазий. До семи лет малыши часто путают, что происходит с ними на самом деле, а что – понарошку. Поэтому реагировать на выдумки ребенка необходимо спокойно, проявляя искренний интерес к его рассказам. И ни в коем случае нельзя на основе подобных выдумок уличать ребенка во лжи.

    Часто дети фантазируют, выдумывают что – то невероятное, чего не хватает им в повседневной жизни. И в этом случае детская ложь, а точнее фантазия, может передать нам правду о душевном состоянии ребенка, о его страхах, о том, кем бы он хотел стать и что хотел бы сделать. Если мы проявим чуткость, то ложь поведает нам то, что она должна была скрыть.

   Чтобы помочь ребенку провести границу между желаемым и действительным, научитесь использовать информацию, заключенную в его лжи. Например, если ребенок сообщает вам, что получил в подарок на Новый год живого слоненка, то не стоит доказывать ему, что он лжет. Лучше покажите ему, что понимаете его желания: «Я знаю, что ты очень хочешь иметь слоненка».

   Бывает, что ребенок заменяет действительность на более привлекательный мир фантазий из – за неблагополучия в эмоциональной жизни, из – за отсутствия доверия к людям и к миру, из – за низкой самооценки и плохого отношения с родителями или сверстниками. Жизнь в этом выдуманном мире приносит ему некоторое успокоение и защищенность. И ложь в этом случае – это мольба о помощи, желание ребенка привлечь к себе внимание, чтобы вместе преодолеть внутренние трудности и решить проблему.

   Ложь может возникнуть и тогда, когда ребенку предъявляются непосильные для него требования. Он очень боится разочаровать родителей и старается во всем соответствовать их требованиям. И если ребенок понимает, что не может оправдать ваших ожиданий, то начинает обманывать, чтобы приукрасить себя и свое поведение. Ложь в этом случае становится особым защитным механизмом от вашего чрезмерного прессинга. Чтобы изменить ситуацию, постарайтесь укрепить и улучшить взаимоотношения с ребенком. Проанализируйте свои ожидания и требования, пусть они будут реально выполнимы для вашего ребенка. Не срывайте на ребенке свою усталость и нетерпение. Не ругайте его и не читайте нотаций. Он должен знать и чувствовать, что вы принимаете и любите его любым: со всеми его достоинствами и недостатками.

   Если ребенка часто наказывают, то он тоже начинает лгать. Он перестает доверять родителям и не говорит правду в целях самозащиты.

   Очень часто взрослые сами своим поведением учат ребенка лгать. Все вы знаете, что врать нехорошо. Но при этом обманываете ребенка гораздо чаще, чем бы вам хотелось, иногда даже не задумываясь об этом. Чтобы заставить ребенка раннего возраста съесть кашу, взрослые отвлекают его и обманным путем засовывают ложку в рот. Чтобы ребенка постарше увести с детской площадки, обещают купить мороженое, а потом благополучно забывают про это. Говорят ребенку, что пойдут в выходные в парк, но  появляются «неотложные» дела. И ребенок перестает  верить родителям, а параллельно учится обманывать сам. Помните поговорку – «Как аукнется, так и откликнется»? Ребенок – зеркало родителей.

   Поэтому, если вы не смогли выполнить обещание, тогда обязательно объясните причину и извинитесь перед ребенком. Будьте с ним предельно откровенны и правдивы. Ведь дети хорошо разбираются, где правда, а где ложь.

   По природе своей дети честны, и иногда на обман родители провоцируют их сами. Требуют от них признаний, устраивают допросы, задают вопросы, которые явно повлекут за собой ложь. Дети не выносят, когда родители допрашивают их, особенно, если знают, что им все заранее известно. Дети не любят вопросов – ловушек, ответом на которые послужит либо неуклюжая ложь, либо неохотное признание в совершенном проступке. Поэтому лучше сразу называть вещи своими именами. Если ребенок разбил кружку, и вы об этом знаете, то не стоит спрашивать его: «Это ты кружку разбил?» Просто скажите: «Я знаю, что ты разбил кружку. Расскажи, пожалуйста, как это случилось?» В этом случае обман со стороны ребенка исключен. А если вы будете доброжелательны, то ему просто незачем будет вас обманывать.

   Кроме этого, привычку лгать подпитывает  отрицательная реакция на ложь – беспокойство, гнев. Постарайтесь реагировать как – то иначе. Ведите себя так, будто вы слушаете не своего, а соседского ребенка. Вы же не будете с ним выяснять, что правда, а что ложь, и просто вежливо поддержите беседу. Можно просто сказать: «Я бы хотел (а) закончить этот разговор, так как мне все время кажется, что меня обманывают». В этом случае мы не выискиваем ложь ребенка, а оставляем его наедине с этой ложью.

   Когда вы перестанете задавать вопросы, бороться с ложью и реагировать на ребенка отрицательным вниманием, число обманов сразу сократится.

   Если вы хотите воспитать в ребенке честность, то вам необходимо быть готовыми выслушать от него горькую и очень неприятную правду. И помочь как – то исправить ситуацию.

   Необходимо помнить, что ребенок будет честен с вами только в том случае, если он:

-доверяет вам;

-не боится вашего гнева и наказаний;

-уверен, что вы поймете, поддержите и поможете ему;

-уверен, что вы на его стороне;

-знает, что обсуждать будут не его, а поступок, который нужно исправить.

   Исключите причины, порождающие обман, и ребенок перестанет лгать. Ведь, в основном, дети начинают обманывать, когда им не хватает вашего внимания, любви, заботы. Восполните этот недостаток, и ложь уступит место вашим добрым и искренним отношениям!

По материалам книги И. Маниченко

 «Детские капризы и сказки  к ним»,

Челябинск, «Мамины сказки», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка-передвижка для родителей всех возрастных групп «Современные фитнес - технологии с детьми дошкольного возраста»

Направление «детский фитнес» появилось сравнительно недавно, но его популярность стремительно растет как за рубежом, так и у нас в стране. И, несмотря на то, что он пока еще не имеет достаточно строго...

Консультация для родителей всех возрастных групп «Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей»

Консультация для родителей всех возрастных групп «Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей» Подготовила: воспитатель Кононович Т.С.Забота о детях, их благополучии, ...

Консультация для родителей всех возрастных групп «Воспитание сказкой»

quot;Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений."В. А. Сухомлинский. Данный материал предназначен для родителей всех возрастных групп...

Памятка для родителей всех возрастных групп «Значение развития мелкой моторики у детей через нетрадиционное рисование»

Памятка для родителей всех возрастных групп «Значение развития мелкой моторики у детей через нетрадиционное рисование»...

Консультация для воспитателей всех возрастных групп: «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством работы с бумагой в технике «оригами»»

       Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логичес...