Развитие фонематического слуха и восприятия у детей как профилактика нарушений письменной речи
методическая разработка

Куренис Тамара Евгеньевна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха и восприятия у детей как профилактика нарушений письменной речи

Нейропедагогика основана на знании законов работы мозга и психики человека для того, чтобы обучать и воспитывать человека, способствовать самореализации удовлетворению образовательных потребностей каждого ребенка.

Формирование навыков письма является частью формирования навыка речевой деятельности и тесно взаимосвязано с  развитием фонематического слуха и восприятия. Для того, чтобы качественно и вовремя подготовить ребенка к обучению в школе важно заниматься развитием фонематического слуха и восприятия начиная с самого рождения, а особенно в дошкольном возрасте. Также необходимо уметь не только формировать, но и видеть и  предупреждать какие-либо нарушения, которые  связаны с формированием речевых и неречевых функций в письменной речи.

Фонема, в переводе с греческого означает «звук».
Фонематический слух - способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность.
Ступени развития фонематического слуха:
• первая - формирование способности различать неречевые звуки;
• вторая – различать речевые звуки.

Фонематический слух развивается самостоятельно, а фонематическое восприятие формируется только в процессе обучения и только при наличии хорошо сформированного и развитого фонематического слуха.
Стадии формирования фонематического восприятия
-первая – уметь узнавать звук в слове;
-вторая – выделять первый и последний звук в слове;
-третья – определять место звука в слове по отношению к другим звукам.

Хороший фонематический слух нужен ребенку для того, чтобы уметь различать слова и формы слов,
похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие данного навыка  дальнейшем поможет в успешном овладении навыками чтения и письма, а также иностранными языками.

Те дети, у которых недостаточно развит фонематический слух и восприятие могут иметь следующие сложности. В результате на письме у таких детей могут появиться ошибки,
не связанные с применением орфографических правил: пропуск гласных и согласных букв; перестановка букв, лишние буквы; пропуск слогов, лишние слоги; замена гласных в ударном положении; замена йотированных гласных; замена согласных;  обозначение твердости - мягкости согласных на письме гласными ; обозначение мягкости при помощи ь; недописывание слов; замена слов, искажение слов; раздельное и слитное написание слов, предлогов.

Такие ошибки являются показателем недостаточной сформированности фонетико-фонематических процессов.
Интересно, что у одних детей замена и смешение букв на письме и при чтении сочетаются с искаженным произношением звуков, у других - нет. Недочеты  произношения могут быть исправлены в дошкольном возрасте, но их сложно диагностировать и связать именно с этой проблемой. Такие ошибки не исчезают сами собой, а нужна работа логопеда.  Также  родители, получившие консультацию логопеда, дома при самостоятельных занятиях с детьми достигают значительных успехов в преодолении ошибок, связанных с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.


При развитии фонематического слуха и восприятия важно применение правильно подобранны методов. Применение дидактических игр помогает учить детей весело, радостно, без напряжения. Также игра помимо формирования и развития фонематического восприятия помогает организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Также ее можно применять в различных вариантах. При помощи игры педагог может реализовать задачи не только по развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого занятия.


Игры на развития фонематического слуха и восприятия  используются от простого к сложному.

I этап – узнавание неречевых звуков
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу
IV этап - дифференциация слогов
Игра «Простукай (прохлопай) слово»
V этап – развитие навыков элементарного звукового анализа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ОВЗ"

В материале представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и восприятия....

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ОВЗ"

В материале представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и восприятия....

Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста

Фонематический слух - различение звуков частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличия ребенок воспринимает не то...

Логопедический проект по развитию фонематического слуха и восприятия у детей 6-7 лет

Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема нарушений фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на ф...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей с ТНР. Гласные звуки [А О У]

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественная литература», «Физическая...