13.03.2019 Консультация для воспитателей «Общение детей со сверстниками в дошкольном возрасте».
консультация

Егорова Алевтина Анатольевна

В детском саду, дети общаясь друг с другом, усваивают определенные нормы взаимоотношений, у них складываются те или иные способы поведения, постепенно закрепляющие как более или менее устойчивые нравственные качества личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_obshchenie.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Общение детей со сверстниками в дошкольном возрасте».

В детском саду, дети общаясь друг с другом, усваивают определенные нормы взаимоотношений, у них складываются те или иные способы поведения, постепенно закрепляющие как более или менее устойчивые нравственные качества личности. Разные коммуникативные задачи в общении со сверстниками и со взрослыми способствуют тому, что при общении с ровесниками  речь дошкольников приобретает свои особенности: она более разнообразна лексически, в ней меньше элементов ситуативности. На основании этого можно сделать вывод, что сфера общения со сверстниками играет важную роль в становлении регулирующей функции речи.

В общении со сверстником удовлетворяет потребность как в оценке, так и в самооценке.

Общение — неотъемлемая сторона любой совместной деятельности, в нем проявляются отношения общающихся друг к другу и к самим себе, к совместной деятельности и ее результатам. Общение предполагает внимание и интерес к другому, без которого любое взаимодействие невозможно.

Существует три стороны общения:

- коммуникативная — обмен информацией и переживаниями;

- интерактивная — взаимодействие;

- перцептивная — взаимовосприятие.

Коммуникативная функция речи развивается еще в раннем детстве. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить товарищу содержание игры, устройство игрушки и т. п.

Объяснительная речь имеет особое значение: для развития общения со взрослым и сверстниками; для коллективных взаимоотношений детей; для умственного развития.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения.

С возрастом общение детей со сверстниками изменяется: к трем годам — происходит общение детей на равных.

Самовыражаясь, дети демонстрируют свои умения и сравнивают их с умениями другого. Здесь правильное представление о себе. Активно развивается познавательная деятельность каждого сверстника: другой — как пример для подражания, обогащается впечатлениями. Активизируются переживания, развивается активность. Формируется представление о другом сверстнике. На данном этапе ребенок совершенствует общение в совместной предметной и игровой деятельности. Общаясь на равных, дети стремятся заинтересовать собой. Изобретают, разные способы привлечения к себе внимания, демонстрируют друг другу свои умения, чутко отзываются на любое действие сверстника; стремятся сравнить действия другого со своими (сверстник как своеобразное зеркало, в котором малыш видит свое отражение. Поэтому, общение является мощным средством самопознания, формирования правильного представления о себе. А учить детей общаться необходимо начинать с тех пор, как начнет проявляться интерес друг к другу. Необходимо учесть, что внимание к сверстнику часто сочетается с отношением к нему как к интересному объекту: дети предпочитают общаться с теми, кто лучше их понимает.

В среднем дошкольном возрасте отношение к сверстникам становится гораздо более заинтересованным, нередко во взаимоотношениях сверстников звучат потоки соревновательности и ревности, свидетельствующие о смене прежнего равнодушия на пристрастность.

У старшего дошкольника отношение к сверстникам значительно развивается. Обогащение отношений со сверстниками довольно быстро оказывает положительное воздействие на любознательность детей благодаря тому, что способствует формированию такой черты отношения к себе, как  уверенность в своих силах. А общение с взрослыми очень быстро проецируется в сферу отношений ребенка со сверстниками и перестраивает их в благоприятном направлении.

Общение со сверстниками очень эмоционально насыщено. Действия, адресованные сверстнику, аффективно направлены (в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, чем при общении со взрослым).

Наблюдается большое разнообразие эмоциональных состояний: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. Дошкольник одобряет ровесника чаще, чем взрослого, и чаще вступает с ним в конфликтные отношения. В среде сверстников ребенок может свободно проявлять свои индивидуальные особенности.

В конце дошкольного детства у многих складывается внеситуативно-деловая форма общения.

В 6-7 лет дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели. Они дают оценки поступкам других детей, обращаются с личностными вопросами к сверстнику, например: «Что ты хочешь делать?», «Что тебе нравится?», «Где ты был, что видел?». Некоторые могут подолгу разговаривать, не прибегая к практическим действиям. Но все же, самое большое значение для детей имеют совместные дела, то есть общие игры или продуктивная деятельность.

В 4-6 летнем возрасте у дошкольников формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно назвать личностным. Сверстник становится самоценной целостной личностью, а значит, между детьми возможны более глубокие межличностные отношения. Однако такое личностное отношение к другим складывается далеко не у всех детей. У многих из них преобладает эгоистическое, конкурентное отношение к сверстнику. Такие дети нуждаются в специальной психолого-педагогической коррекционной работе.

Общение со сверстниками Общение со взрослыми

На протяжении дошкольного детства сообщение ребенка о себе изменяется от «это мое», «смотри, как я делаю» до «каким я буду, когда вырасту» и «что я люблю».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль познавательно-речевой деятельности при формировании у детей 3-4 лет дошкольного возраста положительных социальных установок во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности-позновательная активность, уверенность в себе и доверие к другим людям,целенаправленность и настойчивос...

Влияние самооценки на статусное положение детей в группе сверстников старшего дошкольного возраста

Доклад посвящен проблеме межличностных отношений ребенка с другими детьми. Система обучения и воспитания требует углубленного изучения взаимосвязи между положением дошкольника в группе сверстников и о...

Влияние самооценки на статусное положение детей в группе сверстников старшего дошкольного возраста

Доклад посвящен проблеме межличностных отношений ребенка с другими детьми. Система обучения и воспитания требует углубленного изучения взаимосвязи между положением дошкольника в группе сверстников и о...

Консультация "Социально-личностное развитие детей с ОНР старшего дошкольного возраста средствами рассказов из личного опыта"

Консультация "Социально-личностное развитие детей с ОНР старшего дошкольного возраста средствами рассказов из личного опыта"...

Особенности общения детей со сверстниками в дошкольном возрасте.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу....

Методическая разработка. Консультация для родителей. «Особенности детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях поступления в ДОУ. Адаптация.»

Методическая разработка проведения консультации для родителей по вопросу адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада....