Консультация для педагогов «Акции - как одна из форм экологического воспитания в МДОУ»
консультация

Подпригорчук Ольга Сергеевна

Консультация для педагогов

«Акции - как одна из форм экологического воспитания в МДОУ»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «АЛЕНУШКА»

                                                                                               141613, Московская область,                    

                                                                                               г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

                                                                                                тел.: 8(49624)2-35-95

                                                                                                fediukina.nadejda2012@yandex.ru

                                                                                                                                                       

Консультация для педагогов

«Акции - как одна из форм экологического воспитания в МДОУ»

https://pp.userapi.com/c639617/v639617538/2eb7a/Vv-cy_xB8po.jpg

                                                                             Воспитатель первой кв. категории

                                                 Подпригорчук О.С.

г. о. Клин

2020 год

В настоящее время много говорится и пишется о том, что надвигающийся экологический кризис представляет реальную угрозу для нашей планеты. Очень много вырубается лесов, загрязняется водоемов, гибнет растений и животных. В связи с ухудшением экологической ситуации возрастают требования государства и общества к уровню экологической культуры подрастающего поколения. Чтобы нашу природу оставить «живой» нужна целая система мер и методов по сохранению и оздоровлению природы. Заботливое отношение к окружающему миру и к себе — части этого мира— должно формироваться с детских лет

Экологическое сознание – это общественное сознание, которое отражает взаимоотношения человека с природой в динамике их развития. Формирование экологического сознания – это длительный процесс. Началом формирования экологического сознания по праву можно считать дошкольное детство, т.к. в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой на всю жизнь остаются в памяти человека.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Критерием, показателем зрелости экологического сознания человека любого возраста (от дошкольника до взрослого) можно считать различные осознанные действия и поступки, направленные на сохранение природы, на защиту ее от разрушения.

Экологическое сознание строится на понимании детьми зависимостей, существующих в природе, осознании влияния деятельности человека на природу. Его итогом является приемлемый для дошкольников уровень осознанного отношения к живому, природе, выраженный в положительных эмоциональных реакциях, словесном сочувствии, действенной готовности прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются.

Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием, одной из которых являются экологические акции.

Акции – это социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего для развития у детей и взрослых экологической культуры.

Природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

Цель проведения экологических акций: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения; формирование ответственного отношения дошкольников и их родителей к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Конечно же, организация и проведение экологических акций – это огромная работа, требующая больших затрат времени и энергии. Поэтому для проведения экологических акций мы выбираем темы достаточно острые, актуальные. Объектом акции могут стать деревья, птицы, растения, территория детского сада. Эти мероприятия, как правило, приурочены к каким - либо датам, событиям, имеющим общественное значение.

Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяженность во времени, в ее ходе решаются одновременно разные задачи: познавательные, нравственные, этические, что делает их особенно ценными. Как уже говорилось, выше природоохранные акции реализуются через все виды детской деятельности и имеют сложную структуру, что дает широкое поле деятельности для педагога.

Так на умственное развитие детей оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения, пояснения взрослых, беседы, КВНы и т. д.

На нравственное развитие большое влияние оказывает практическая природоохранительная деятельность: развешивание кормушек для птиц, ограждение муравейников, трудовые десанты, развешивание плакатов и многое другое.

Эстетическое воспитание реализуется через всевозможные выставки, экспозиции.

Природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т.к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.

Природоохранные акции являются оптимальной формой работы с детьми при развитии у них представлений о взаимосвязи человека с природой.

Выбор данной формы работы обусловлен рядом причин:

  • акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение;
  • акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности;
  • в акции включены все члены педагогического процесса и педагоги, и дети, и их родители;
  • данная форма работы позволяет реализовать принципы интеграции и системности через комплекс различных видов деятельности;
  • природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

Алгоритм подготовки к созданию и проведению экологических акций:

Подготовительный этап:

  • определение целей и задач;
  • формирование творческой группы;
  • отбор литературы, справочной информации, материала;
  • составление плана акции.

Организационно-практический этап: (т.е. выполнение плана деятельности)

  • проведение занятий, КВН, музыкальных, физкультурных, литературных досугов, выступление агитбригады перед детьми и родителями и т.д.;
  • взаимодействие с родителями дошкольников: консультации, беседы, анкеты, листовки, буклеты, информационные стенды, участие в досугах, КВНах, выставках и т.д.;

Аналитический этап:

  • подведение итогов;
  • рефлексия (может проходить в форме награждения особо активных детей, родителей и педагогов, изготовление фотоальбома, презентации, видеофильма, книжек-самоделок, организации выставки рисунков и фотографий, представление итогов в СМИ).

Наиболее популярные экологические акции, которые проводят в дошкольных образовательных учреждениях:

  • Столовая для пернатых
  • Спасём зелёную красавицу
  • Каждому певцу по дворцу
  • Соберем мусор – спасём планету
  • Посади дерево и др.

Сроки и продолжительность проведения экологических акций:

 - продолжительность определяется каждым педагогическим коллективом самостоятельно с учётом характера и реальных условий организации.

Содержание и формы проведения:

- каждое образовательное учреждение планирует мероприятия самостоятельно, по-своему выстраивает концепцию и пути её реализации.

Примерные мероприятия:

– общедетсадовская тематическая линейка;

– занятие-путешествие;

– интеллектуальные игры экологического содержания с приглашением родителей;

– агитвыступления старших дошкольников совместно с педагогами;

– встречи со специалистами природоохранных учреждений;

– экскурсии в природу;

– ситуативные беседы «Что я могу сделать в защиту природы?»;

– просмотр видеофильмов по экологии;

– аукционы природоохранных идей в защиту родной природы.

– конкурс рисунков

– фотовыставка («С любовью к родной земле», «Жалобная книга природы» и др.);

– выставка книг о природе в групповой библиотеке;

– выставка поделок из природных материалов «Фантазия без границ»;

– выставка поделок из вторичного сырья «Красота спасёт мир»;

– проекты по озеленению территории детского сада.

Участие в экологических акциях помогает накопить детям первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений о природе и получить необходимые навыки природоохранной деятельности.

Экологические акции символизируют дружбу, единение, взаимопомощь, культуру общения коллективов: детского, педагогического и родителей, а также играет огромную роль в формировании экологического сознания у детей дошкольного возраста и формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, вовлечение родителей в активную практическую деятельность и сотрудничество семьи с детским садом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация зоны природы в ДОУ, как одна из форм экологического воспитания дошкольников»

.Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные .Обитателей уголка природы дети видя...

Консультация для педагогов "Досуг как одна из форм сотрудничества с семьей"

Рекомендации воспитателям по организации семейных праздников в ДОУ...

Консультации для педагогов "Мультимейдийная презентация - одна из форм использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе педагога ДОУ"

Консультации для педагогов "Мультимейдийная презентация - одна из форм использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе педагога ДОУ"...

Занятие как одна из форм экологического воспитания дошкольников в приобщении к природе

Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы). Занятия по ознакомлению ...

«Занятия как одна из форм экологического воспитания дошкольников».

Статья о экологическом воспитании дошкольников....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходим...

Консультация для педагогов "Викторина, как одна из форм игровых технологий для интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

Консультация предназначена для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции педагогов по ипользованию викторин, как одной из эффективных форм игровых технологий....