ТРАНСЛЯЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА "Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной и экспериментальной деятельности."
методическая разработка (старшая группа)

Дранникова Наталья Сергеевна

Обобщение опыта по теме.

Аннотация. В данной статье показан опыт работы воспитателя МБДОУ Студёновского детского сада по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста  по  средством проектной и экспериментальной деятельности. В тексте работы представлены основные достоинства данных инновационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_po_teme_-_kopiya.docx949.02 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной и  экспериментальной деятельности.

G:\курсы\ка\SAM_5472.JPG

Н.С Дранникова, воспитатель МБДОУ Студёновский детский сад.

Аннотация. В данной статье показан опыт работы воспитателя МБДОУ Студёновского детского сада по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста    

по  средством проектной и экспериментальной деятельности. В тексте работы представлены основные достоинства данных инновационных технологий.

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша.

Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже он познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на них.

В соответствии с п. 2.6 ФГОС ДО образовательной области «Познавательное развитие» предполагает »…формирование представлений о малой родине, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы».

Ознакомление с природой родного края в дошкольном возрасте только начинается. Знания, полученные в детстве, положат начало осознанному отношению к природе.

Наблюдая за окружающим миром, дети дошкольного возраста делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. И чтобы ребёнок познал мир, в своей работе я применяю метод проектирования и детского экспериментирования.

Проект – это такая форма организации образовательного процесса, которая позволяет детям совместно с взрослым создавать новый практический опыт, добывать его поисковым путем, анализировать и преобразовывать.

Работая над проектом:

  • разрабатываю поэтапный        план-схему        осуществления        проекта,        где        отражены наиболее яркие формы работы по данному направлению;

-ориентирую деятельность детей на самостоятельную, индивидуальную, парную, групповую;

  • веду работу в тесном взаимодействии с семьями воспитанников.

Создание предметно-развивающей среды – необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой. В моей группе расположен специальный уголок со всем необходимым оборудованием, а также имеется мини- лаборатория «Юный следопыт» для опытов и экспериментов. Постоянно обновляю её в соответствии с возрастной категорией детей.

По результатам диагностики воспитанников пришла к выводу, что у детей слабо                проявляется интерес к окружающему миру, мало элементарных знаний о жизни растений и животных в природе.

С этой целью разработала и реализовала ряд проектов:

  • «Осень – чудная пора»,
  • «Волшебница-вода»,
  • «Огород на окне».

Идея исследовательски-творческого проекта «Осень – чудная пора» появилась во время прогулки. Ребята обратили внимание на разноцветные листочки, которых с каждым осенним днём становилось всё больше на нашем участке, а также на то, что насекомых стало меньше. Проведя беседу с детьми, пришли к выводу, что наступила осень, листья поменяли окраску и начали опадать, а насекомые спрятались для того, чтобы пережить долгие зимние холода. Ребята захотели собрать красивые разноцветные листочки, после чего мы оформили в нашей группе альбом-гербарий «Красота осени».

Ежедневно на прогулке вели наблюдения за осенней природой, поведением птиц, затем, приходя в группу, выполняли творческие работы по результатам наблюдений: дети изображали осень в рисунках, лепили насекомых и птиц. Проводили с детьми экологические игры «Что происходит в природе?», «Ветки-детки», читали художественную и познавательную литературу. В результате такого проекта у детей появилось желание узнать, чем интересна осенняя пора.

            Реализацию проекта «Волшебница-вода» я начала с беседы с детьми «Где живёт вода?», в которой обнаружила, что у детей частично отсутствуют знания о свойствах и состояниях воды.  В ходе проекта осуществлялись разные виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная.

           Совместно с детьми изучали и находили ответы на вопросы: где в природе есть вода, какими свойствами она обладает? Рассматривали плакаты на тему «Круговорот воды в природе», во время прогулок наблюдали за тающим снегом, капелью, отгадывали загадки, играли в различные дидактические и подвижные игры. Работая над проектом, большое внимание уделяли экспериментальной деятельности, совместно с детьми проводились опыты и эксперименты: «Вода принимает форму»,

«Прозрачная вода», «Звенящая вода». Дошкольники знакомились со свойствами жидкостей, затем зарисовывали воду в разных состояниях, таким образом, была оформлена выставка «Такая разная вода».

               Для того чтобы воспитанники в дальнейшем интересовались явлениями природы, применяю различные опыты для познания свойств воздуха. Ребята затруднялись ответить, как можно увидеть и почувствовать воздух. Для поиска ответов провели ряд опытов: «Воздух повсюду», «Воздух работает», «Узнай по запаху». Из них дети узнали, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, незаметный, нужен для дыхания всем живым существам – растениям, животным, человеку.

Так же знакомлю детей с песком и глиной, их свойствами. Проводим эксперименты, играя в игры «Цветной песок», «Чьи следы», «Влажный песок»,

«Песочная страна», «Рисуем песком».

Каждый раз даю каждому ребёнку возможность проявить фантазию и высвободить              творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – само выражаться.

Моё отношение с воспитанниками строится на основе партнерства. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

      Очень успешным и творческим получился исследовательски-творческий проект

«Огород на окне». Вместе с детьми мы выбрали сказку «Репка», по которой был оформлен сюжет.

Реализация проекта проходила в три этапа:

-подготовительный,

-исследовательский,

-заключительный.

На первом этапе мы подбирали различные иллюстрации, литературу, дидактические игры по теме. Проводила беседы с родителями о предстоящей работе, подбирали семена для посева и подготавливали луковицы.

На втором этапе внедрялся план реализации проекта с различными видами детской деятельности. Вместе с детьми подготавливали почву для посадки, отбирали хорошие семена от плохих, посеяли цветы, посадили лук (закрепили это в изобразительной деятельности), наблюдали за первыми всходами и дальнейшим развитием. Установили связь: растения – земля, растения – вода, растения – человек.

           Родители принимали активное участие в оформлении, приносили землю и семена, украшали огород различными декоративными элементами, сделанными своими руками (домик, колодец,  и т.п.). Изучали и приносили различную информацию по данной теме, оформленную в красочном виде.

На третьем этапе было дано домашнее задание для детей и родителей: изготовить книжки-малышки, папки-передвижки на тему «Семянка» для выставки.

Благодаря такому проекту, дети получили первые навыки выращивания растений своими руками, научились ухаживать за ними, у них возникло желание и стремление действовать самостоятельно, сделать что-то хорошее для растений и животных, ребята стали более внимательными, доброжелательными.

          Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источникам

информации, но и оказывают помощь и поддержку ребенку, педагогу, оказываясь, таким образом, непосредственными участниками образовательного процесса. Таким образом, родители активно вовлечены в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

          Считаю, что, шагая в ногу со временем, предлагая детям современные нетрадиционные формы и методы работы, можно смело говорить об актуальности эффективности проектной и экспериментальной деятельности в экологическом развитии дошкольников.

                             Используемая литература:

  1. Веракса Н.Е, А.Н.Веракса «Проектная деятельность        дошкольников». Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ М., 2016.
  2. Киреева        Л.Г,        Бережнова        С.В        «Формирование        экологической        

  культуры     дошкольников». Волгоград, 2012.

  1. Сидорова А.А. «Как организовать проект с дошкольниками». ТЦ Сфера,2016.
  2. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду». Программа  метод.рекомендаций. М., 2005.
  3. Журнал «Воспитатель ДОУ». № 6, 2015.

G:\МЛАДШАЯ ГРУППА фото\фотки Наташи\DSCN2193.JPG

G:\МЛАДШАЯ ГРУППА фото\фотки Наташи\DSCN2195.JPG

G:\МЛАДШАЯ ГРУППА фото\фотки Наташи\DSCN2238.JPGG:\МЛАДШАЯ ГРУППА фото\фотки Наташи\DSCN2188.JPG

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной активности дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребенк...

Формирование познавательной активности дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребенк...

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектно- экспериментальной деятельности.

Цель: Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.Повестка дня:I. Вступительное слово.1. Дискуссия “Что мы знаем об экологии&rdq...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

«Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной - экспериментальной деятельности», доклад

Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 12.02.2019г....

Картотека дидактических игр направленных на формирование познавательной активности дошкольников в процессе поисково-исследовательской деятельности с применением методов ТРИЗ.

Картотека дидактических игр направленных на формирование познавательной активности дошкольников в процессе поисково-исследовательской деятельности с применением методов ТРИЗ....