Мотивы, побуждающие ребенка к деятельности
консультация

Седирова Любовь Владимировна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx8.07 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное

 образовательное бюджетное учреждение  

«Детский сад «Медвежонок»

Мотивы, побуждающие ребенка к деятельности

                                                                                        Подготовила: воспитатель Седирова Л.В.

     Любая деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Тем не менее, педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но так, что сами дети об этом не догадываются, а длится этот образовательный процесс в течение всего дня, вовлекаясь в различные режимные моменты. И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей.

     Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

    Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Мотивация позволяет решить сразу несколько задач:

  • Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
  • Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
  • Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

    С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.

    На первом плане стоят эмоции. Это актуально для дошкольного возраста. В практике используются такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у большинства детей.

Выделяют восемь типов мотивации:

    Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», а также оценивают результаты труда малышей.  Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.    Во время работы у каждого ребёнка свой персонаж (вырезанный, игрушечный, нарисованный, которому он оказывает помощь). При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Данную мотивацию можно использовать в НОД аппликации, конструировании, рисовании.

    Например: (для младшей и средней группы).

      Лепка: Матрешка собралась гулять, а на улице прошел дождь, там лужи. Давайте сделаем для матрешки дорожку из камешков.

   Пример для детей старшей, подготовительной групп:

    Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики из кубиков, аппликацию, из палочек Кюизенера, нарисовать красками).

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне».    Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

    Например: Сообщаем детям, что собираемся мастерить и просим детей помочь. Интересуемся, как они могут помочь. Каждому ребёнку даем посильное задание. В конце подчеркиваем, что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе. Эту мотивацию можно использовать в НОД сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности.

   Например:  Ребята, я хочу угостить наших гномиков печеньем. Но я одна, а гномиков много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь?  Можно сделать разноцветное печенье.

    Трудовая деятельность: Ребята к нам сейчас придут гости. Помогите мне, пожалуйста, убрать игрушки.  

    Этот тип мотивации можно использовать со 2 младшей группы.

Третий тип мотивации «Научи меня»  основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

   Например, сообщаем детям, что собираемся заняться какой - либо деятельностью и просим детей научить нас.  По окончании игры каждому ребёнку даем оценку его действий.

   Например: Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

   Рисование:  Ребята хочу сделать необычную выставку, а не могу придумать, как превратить отпечаток ладошки в рисунок. Научите меня.

   Этот вид мотивации можно использовать в игровой деятельности, в НОД в старших группах.

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» основан на внутренней заинтересованности ребёнка.  Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя или близких.  

   Например:  Ребята, посмотрите какая у меня красивая открыткаЭту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И  показываем, как можно это изготовить.

    Используется в художественном конструировании, ориентировке, логике, ручном труде, художественном творчестве.

Пятый тип мотивации «Художественное слово». Использование стихов, песенок, потешек, загадок. Этот тип мотивации можно использовать во всех возрастных группах.

Шестой тип мотивации «Словесный». Она осуществляется только по словесному указанию. Это проблемные ситуации, прием соревнования, просьба.

  Например: Незнайка с друзьями спорят, где есть воздух, для чего он нужен и как это можно узнать.  

  Словесные мотивации используются в НОД, а также в итоговых  мероприятиях (в старшей и подготовительной группах).

Седьмой тип мотивации «Предметно-действенный». Это письма, волшебная корзина, коробочки, волшебная шкатулка, чудесный мешочек, плакаты.

Восьмой тип мотивации «Использование ИКТ». Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

  Например: Игра – викторина «Волшебный сундучок», игра «Узнай сказку», игра – ассоциация «Кому что нужно для труда», а также  презентации по теме. Использовать этот тип мотивации можно в любом возрасте в НОД, а также на итоговых мероприятиях.

     Таким образом, мотивация в организации совместной и самостоятельной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение "Мотивы, побуждающие ребенка к деятельности".

С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке це...

Статья "Мотивы, побуждающие ребенка к деятельности".

Мотивация  и методы стимулирования в организации совместной партнерской деятельности для дошкольников являются непосредственным стимулом....

Мотивы поведения ребенка-дошкольника и развитие нравственных представлений

Мотивы – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности; осознаваемые причины, которые обуславливают выбор действий и поступков; предмет (материальный или идеальный), побуждающий к...

Мотивы, побуждающие ребёнка к активной деятельности

Что же такое мотивация? Это побуждение поведения детей через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т.п., которое направляет детей и организует их, а также придаёт ...

Мотивы, побуждающие ребенка к деятельности

Консультация для воспитателей "Мотивы, побуждающие ребенка к деятельности"...

Консультация для родителей. Как понять мотивы поведения ребенка?

Как выяснить мотивы поведения ребенка? Что он хочет нам доказать, сообщить? Чаще всего дети, особенно маленькие, нам об этом напрямую не говорят. А если даже дети постарше и говорят, то мы их можем не...

Методическая разработка "Мотивы, побуждающие ребенка к деятельности"

С мотивацией начинается любое взаимодействие между ребенком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности....