Индивидуализация, дифференциация образовательного процесса с учетом образовательных потребностей ребёнка детей с ОВЗ.  
методическая разработка (старшая группа)

Володина Лариса Вячеславовна

В данном блоке описана работа с детьми ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры с детьми ОВЗ33.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Индивидуализация, дифференциация образовательного процесса с учетом образовательных потребностей ребёнка детей с ОВЗ.  

Опыт работы педагога

Что бы начать свой доклад, сначала раскроем понятия что такое индивидуализация, и дифференциация образовательного процесса и в чем их взаимосвязь. (слайд № 2)

           Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов. Изменение образовательной деятельности возможно при совершенствовании условий жизнедеятельности детей в ДОУ, предусматривающих открытое предметно-развивающее пространство или пространство детско-взрослого сообщества. Образовательный процесс выстраивается на основе вариативности форм и содержания работы с детьми, на основе опоры на их ведущие виды деятельности, отражающие самоценность дошкольного возраста. 

           Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л.В.).

            Исходя из трактовки этих понятий можно сделать вывод перехода образования на стандарт ФГОС ДО. Потому что исходя из задач ФГОС ДО одна из них - создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

В нашем учреждении функционирует группа компенсирующей направленности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

         Ознакомившись с методическими рекомендациями педагогов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) построена по определенному алгоритму (слайд № 3)

      Данная система работы ведется и в нашем дошкольном учреждении и группе. В своей работе я уделила особое внимание центрам активности, из опыта работы хотелось бы предоставить свой опыт работы с данными детьми, через центры активности нашей группы. В нашей группе центры активности разработаны по рекомендациям Н.В Нищевой и по примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Открытия».

Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.

     Основные положения личностно ориентированной модели предметно-пространственной среды отражаются в принципах ее построения. В нашем групповом пространстве центры активности построены по принципу эмоциогенности среды -  то есть обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия дошкольника, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия участников образовательного процесса заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится, а также по принципу обогащения и развития словарного запаса детей, так как у детей с ОНР ослабленная память, низкий интеллектуально – познавательный уровень, потому что начинают говорить поздно, поэтому они имеют ограниченный речевой опыт.

         Исходя из вышесказанного можно сделать вывод что предметно – пространственная среда группы играет очень важную роль в формировании у детей лексико – грамматического строя речи и на обогащение словарного запаса детей.

         Ознакомившись с разработками и рекомендациями научных руководителей нашу групповую ячейку мы оформили согласно рекомендациям.  

 Развивающая предметно – пространственная среда по рекомендациям Н.В Нищевой строится по следующему принципу:  

  • Центр «Наша библиотека» в групповом помещении

Стеллаж или открытая витрина для книг.

  • Центр конструирования в групповом помещении

Мозаика и схемы выкладывания узоров из нее.

Мелкий конструктор типа «Lego» или «Duplo».

  • Музыкальный центр в групповом помещении

Детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, погремушки, бубен, детский синтезатор, маракасы, румба, трещотка, треугольник, валдайские колокольчики).

  • Центр математического развития в групповом помещении

Разнообразный счетный материал.

  • Центр «Учимся строить» в групповом помещении

Строительные конструкторы (средний, мелкий).

Тематические конструкторы («Город», «Кремль», «Москва», «СанктПетербург»).

Небольшие игрушки для обыгрывания построек.

  • Центр «Мы играем в театр» в групповом помещении
  • Центр «Наша Родина  Россия» в групповом помещении
  • Физкультурный центр в групповом помещении
  1. Мячи малые, средние разных цветов, мячи фитболы.
  2. Мячики массажные разных цветов и размеров.
  3. Обручи (малые и большие).
  4. Канат, толстая веревка, шнур.
  5. Флажки разных цветов.
  • Центр «Здоровье и безопасность» в групповом помещении

Настольно-печатные дидактические игры по направлениям «Здоровье», «Безопасность»[1].

Развивающая предметно – пространственная среда по рекомендациям по примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Открытия». строится по следующему принципу:  

  • Центр искусств
  • Центр строительства
  • Литературный центр
  • Центр сюжетно – ролевых игр
  • Центр песка и воды
  • Центр математики
  • Центр науки и естествознания
  • Центр кулинарии

Правильно организованная предметно пространственная развивающая среда в групповом помещении с оздает возможности для успешнго устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволят ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостольности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его не директивным руководством.

       В нашей группе функционируют следующие центры активности, с помощью которых мы развиваем у обучающихся лексико – грамматического строй речи и на формирование и обогащение словарного запаса детей. Каждый центр пополняется в соответствии с лексической тематикой согласно перспективному и тематическому планированию учреждения и группы.

Демонстрация центров активности представлены на слайдах. (слайды 4 – 22)

Центр науки и естествознания -  в данном центре дети изучают профессии которые встречаются детям в повседневной жизни (стоматолог, офтальмолог и т.д) данный центр разделен на лексические темы согласно целевым ориентирам старшего дошкольного возраста, так же в данном центре дети могут экспериментировать с разными объектами.

Физкультурный центр, литературный центр, учимся строить, наша библиотека, мы играем в театр, музыкальный центр оснащены профессиями, орудиями труда, обязанности этих профессий, при помощи иллюстрационного материала в центрах, дети наглядно рассматривают и знакомятся с профессиями, при помощи данных сюжетных картинок (представлено на слайдах)  

Центр сюжетно ролевых игр – соответствует возрасту детей, дети могут окунуться в мир профессий (продавец, почтальон, спасатель, доктор), так же данный центр оснащен наглядным материалом.  

Центр математического развития - в центре математического развития с помощью модуля «Увлекательная математика» дети через тактильные ощущения и мелкую моторику рук формируем математические знания.

Центр кулинарии оснащен профессиями (кондитер, пекарь, повар) продукты питания (молочные, колбасные, хлебобулочные ит.д) инвентарь который нам необходим для приготовления пищи.  

Центр конструирования - в центре конструирования дети не только играют с разными видами конструктора, но прежде чем приступить к работе дети рассматривают тематические картинки (профессии строитель, плотник, знаки безопасности и т.д)

Центр «Наша Родина  Россия» в данном центре подобраны национальности нашей группы (так как наша группа многонациональная) и дети могут рассмотреть и ознакомиться с национальными костюмами своего народа.

Центр искусств оснащен демонстрационного материалом профессия художник и орудие труда художника. Данный центр так же пополняется другими тематическими картинками исходя из тематики недели.

 Также в нашей группе работают стенды: «Мои достижения»;

«Звездочка дня» - каждую неделю или день один из детей группы становится «звездой», такой методический прием помогает повысить самооценку детей. Звезды получают множество комплементов, дети говорят о хороших поступках, оказывают всяческие знаки внимания.

«Наши дни рождения» -  какую цель несет данный стенд. Работа со стендом помогает повышению самооценки в группе детей. Стенд дает возможность детям осознать, что каждый член коллектива достоин внимания и уважения.  Когда в коллективе поздравляют именинников, он становится более сплоченным и дружным.  

Здравствуйте я пришел -

Письмо родителям -

Наше творчество

Наше меню

Портфолио

Наши достижения

Комната уединения – у ребёнка ОВЗ высокая утомляемость, для этого у нас в группе есть комната уединения, где ребенок может отправится в космическое пространство под спокойную музыку, так же данный центр несет и познавательную тематику где дети могут рассмотреть все то что относится к тематики космического пространства на наглядной основе. Почему данный уголок находится рядом с физкультурным уголком, так же можно провести тематическую беседу что бы отправится в космос нужна хорошая физическая подготовка, рассмотреть картинки спортивного инвентаря, так же дополнить центр демонстрационным материалом «Как готовят в космонавты» работа над обогащением словарного запаса на тему «Космос».  

В группе компенсирующей направленности, которую посещают моторно неловкие, плохо координированные дети следует уделить особое внимание соблюдению правил охраны жизни и здоровья детей. Групповое помещение и кабинет не должны быть загромождены мебелью, в них должно быть достаточно места для передвижений детей. Что и сделано в нашей группе. В центре здоровья и безопасности с обучающимися в свободной деятельности, так же индивидуально проходят игры на развитие двигательной активности, но чтобы эффективнее и быстрее у детей восстанавливалась координация движений, в своей работе спортивное оборудование можно применять,  в каждом режимном моменте (чтобы попасть в спальную, раздевалку, туалетную комнату нужно например перепрыгнуть через кочки, пролезть под дугу, попасть в кольцеброс и т.д)  как можно чаще использовать данное оборудование в режимных и в свободной деятельности с детьми.

             В индивидуальной, организованной, в свободной деятельности с детьми ОВЗ эффективно применение нейрогимнастики для развития мозга – это простые упражнения которые направлены на повышение навыка целостного развития мозга. Комплекс упражнений эффективно оптимизирует интеллектуальный процесс, а также повышает умственную работоспособность. Тренировка мозга способствует улучшению мыслительной деятельности, восстановлению речевых функций.   Нейрогимнастика – это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. В своей работе я применяю простые игры. В последующем данную методику буду изучать более углубленно.

«Ленивые восьмёрки для глаз». Ход игры: Нужно вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец на уровне переносицы, описать восьмерки в горизонтальном поле виденья. При этом рекомендовано следить за движением большого пальца только глазами, а также рисовать восьмерки справа налево и наоборот.

«Думающая шляпа» - это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слышать и говорить. Ход игры: одной рукой растянуть края ушей. Далее помассировать сосцевидный отросток.

Упражнение «Кулак – ребро – ладонь». Ход игры: ребенку показываем последовательность

  • Сначала ладонь выпрямлена;
  • Потом сжимается – кулак;
  • Далее ладонь ставится ребром;
  • После этого последовательность повторяется;

Упражнение «Энергетическая зевота» ребенок закрывает глаза, и имитирует зевоту, делать массажные движения в области соединения челюстей. Фото

       Нейрогимнастика - проста и доступна упражнения можно выполнять перед любым режимным моментом, так же индивидуально с каждым ребенком, выделяя несколько минут.

           Рисование двумя руками – путь к успеху. Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария. Создаются новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность. Ребенок лучше усваивает знания, проще осваивает навыки, успевает выполнять больше задач. О таком эффекте мечтает каждый педагог и родитель! Рисование двумя руками помогает развить чувство симметрии, снизить тревожность, ускорить процесс коррекции дисграфии, дислексии, развития речи. Начинать такие упражнения лучше с самых простых элементов – полос, кругов, мы с обучающимися используем интерактивную доску для рисования простых объектов. Так же можно использовать рисование на песке.  Начинать такие упражнения лучше с самых простых элементов – полос, кругов. Когда обе руки будут уверено держать карандаш, можно переходить к созданию каких-либо образов – например, домиков, облаков.

          Какой можно сделать вывод, что каждый педагог опираясь на разработки кандидатов наук ищет свою педагогическую находку. Наша главная цель в процессе образовательной деятельности гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, это способствует тому, чтобы все обучающиеся принимали участие в жизни коллектива и правильно организовать образовательный процесс таким образом, чтобы каждый воспитанник мог ощущать свою принадлежность в обществе…

Центры активности в нашей группе, соответствую стандартам ФГОС ДО

  • содержательно-насыщенная;
  • трансформируемая;
  • вариативная;
  • полифункциональная;
  • доступная;
  • безопасная.

PS: Я бы свою тему перефразировала «Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС ДО», именно  через эти центры активности во время игры, свободной деятельности, организованной образовательной деятельности мы находим индивидуальный и дифференцированный подход к каждому участнику образовательного процесса.

Хотелось бы свое выступление закончить высказыванием педагога Елизаветы Ивановны Тихеевой 

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости

от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…

Е. И. Тихеева

Спасибо за внимание