аналитический годовой отчет 2019-2020 гг.
учебно-методический материал (младшая группа)

Пучкова Светлана Александровна

аналитический годовой отчет  2019-2020 гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл годовой отчет29.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Аналитический отчет воспитателя о проделанной работе

2019-2020 учебного года 2-ой младшей группы №2

Воспитатель: Пучкова С.А.

1-я квалификационная категория

Нижегородская область

Р.п. Дальнее Константиново

2019 год

Общее количество детей: 21

Из них:

Мальчиков:11

Девочек:10

Возраст детей от 3 до 4 лет.

У детей 3-4 лет при посещении  детского сада возникает несколько проблем, т.к. происходят изменения в режиме дня дома и саду, растет требование к поведению (нужно прислушиваться к другим детям и взрослым, уметь общаться между собой, соблюдать правила безопасного поведения). Все это мне в моей работе дает возможность использовать схемы-модели для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Мой девиз в этом учебном году:  

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». 

К. Д. Ушинский

Актуальность проблемы речевой недостаточности дошкольников заключается в том, что в настоящее время ребенок  мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой. В детском саду каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли

  Главное значение имеет живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, среди которых главенствует игра.

 Поэтому, особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме схем-моделей и мнемотаблиц, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает потешки, загадки, стихи и сказки, чёткими, связными и последовательными.

Работа проводилась исходя их годовых задач и в соответствии с годовым планом работы МАДОУ детский сад «Солнышко» на 2019-2020 учебный год.

Дети развивались согласно возрасту,  изучали программный материал и показывали позитивную динамику по всем направлениям развития. Дети активно познают окружающий мир, исследуют его и манипулируют с его предметным содержанием. Познают по принципу – чувствовать, познавать, творить.

Атмосфера в группе доброжелательная, позитивная. Между мной и детьми партнерские отношения. Совместная деятельность проводится в ходе режимных моментов и направлена на решение образовательных задач. Дисциплину стараюсь достичь через создание интересов детей и выбор тематики значимой для ребенка и образовательного процесса. Так же соблюдая элементарные общепринятые нормы и правила поведения, и безопасное обращение с предметами. Умение замечать нарушение правил поведения  у сказочных героев, через использование художественной литературы. Продолжаю  развивать детей в умении действовать совместно, что позволяет обеспечить хорошую адаптацию вновь пришедших детей (Артемова Аня, Костюк Саша, Елаева Ксюша, Налетов Семен, Феклина Варя, Морева Оля, Музафаров Артем, Колесников Киилл Костерина Настя), разностороннее развитие и педагогическое сопровождение родителей детей по вопросам развития 2 младшей группы.

В группе была пополнена и обогащена развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с возрастом, ФГОС и СанПиНом, которая обеспечивала коммуникативную, игровую, познавательную, речевую, физическую, художественно-эстетическую (творческую) деятельность детей. Конечно же большой акцент в своей работе я делала на сенсорное, речевое и физическое развитие детей, но не в ущерб познавательному, социальному, художественному. Развитие и обучение детей проходило в игровых ситуациях, проблемных ситуациях, наблюдениях и опытах, с учетом эмоционального состояния детей, по подгруппам по 6-9 человек и все вместе. Длительностью 15 минут с двигательными заданиями (пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, динамичная пауза). Темы занятий повторялись, но менялся материал, средства и задания, игры. В начале года большое внимание уделялось экологическому воспитанию и социализации детей – дети не могли называть домашних животных, для этого мы использовали дидактические игры и картинки художественных книг «Кто у кого?», «Большие и маленькие», «Кто что ест?», «Домашние животные», «Дикие животные», «На птичьем дворе», «Птицы» и под.  Дети знакомились с особенностями животных и их жильем (средой обитания). Так же научились узнавать, различать и называть по внешнему виду, загадкам, схемам-моделям не только животных, но и овощи и фрукты, классифицировать и обобщать одежду, мебель, посуду, некоторые профессии, машины (грузовые, легковые, служебные). Формировали бережное и безопасное отношение к окружающему.

Большая работа проводилась по речевому развитию детей. Я и музыкальный руководитель способствовали развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания и слухового внимания. Дети умеют: называть существительное с прилагательным и определением (лиса рыжая и хитрая, заяц зимой белый, чтоб волк не съел, и т.п.) стараются называть  из какого материала сделаны игрушки, предметы. Называют не только один-много (медведь-медведи, ципленок-циплята и т.д.), но и стараются считать 1, 2, 3, 4, 5 и соотносить счет с цыфрой.  Называют существительное с глаголом (дети играют, птицы прилетели и чирикают, строют гнезда и т.п.). В начале года не все дети могли звукоподражать, говорить слова, сейчас в конце учебного года 60 % детей правильно воспроизводят звукоподражание, говорят слова и отвечают предложениями в 3-6 слов. Хорошо помогла работа с картинками, описание игрушки, художественное слово (потешки, загадки, колыбельные, стихи и сказки), так же дидактические игры «Повторяй за мной», «Скажи как герой сказки», «Кто как кричит», «Чудесный мешочек», «Блоки Дьенеша», «Что сначала, что потом», «Кто и в какой сказке так сказал» и под. Так же использование схем-моделей по моей теме самообразования.

Так же мы приучались  слышать и слушать рассказы, сказки, стихи воспитателя, родителей дома перед сном и уметь отвечать на заданный вопрос. Дети могут рассказать, что понравилось и почему, а что было бы …если б …(дети делятся своими впечатлениями и рассуждениями). Читают стихи наизусть А.Л.Барто, К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, А.С.Пушкина и песенки-потешки, считалочки, попевки, колыбельные и т.п.  Детки стараются рассказать о проведенных выходных дома, поездках, стараются общаться среди сверстников в группе. Дети знают свое имя и фамилию, имена и отчество родителей, воспитателей; имена и фамилии детей в группе. Знают свою малую родину – поселок Дальнее Константиново, умеют ориентироваться по маршруту от дома до садика, знают свой домашний адрес. Имеют представление о служебных машинах и дорожных знаках, используют в играх номера служебных телефонов – 01, 02, 03.

В группе я старалась воспитывать заботливое и доброе отношение к друзьям, родителям, сотрудникам сада. Дети знают и говорят без напоминания вежливые слова, стараемся не перебивать говорящего и не доверять чужим не знакомым людям.

По математическим представлениям дети различают по величине (большие, маленькие, средние; высокий-низкий; толстый-тонкий; широкий-узкий; длинный-короткий;), форме (круг, квадрат, треугольник и кирпичик),  понятия «много-мало-один-два», игры «Один-много», «Найди такой же», «Найди пару», «Веселые утята», «Паровоз», «Подбери кармашек», «Составь дома»,  «Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюизенера», «Игры Воскобовича», «Собери бусы» (шнуровки, пирамидки, ленточки), лабиринты, мозаика, вкладыши и пазлы, лото. Для закрепления цветов «Подбери по цвету», «Покажи такой же», «Подбери грибочки в корзинку» и др. учились сравнивать две равные группы и неравные. Ориентироваться в расположении частей своего тела (руки, голова, ноги, уши и др.) , различать пространственные направления от себя (впереди, сзади, вверху-внизу, справа-слева). А так же ориентировться в частях суток (утро-вечер, день-ночь).

По трудовому воспитанию дети не могли себя самостоятельно обслуживать, поэтому мы старались научиться помогать своим пальчикам и мы умеем следить за собой (во время переодевания, умывания, еды), ухаживаем за детьми, которые вновь к  нам приходят, и куклами во время игры «Покорми, переодень, посади, покачай, полечить и т.д» , стараемся «Варить суп, компот», «Поехать к бабе, к деду в деревню, в город», «Починить машину, построить мост, гараж» и т.д. дети стараются поддерживать порядок в игровых зонах «Гараж», «Улица», «Семья», «Парикмахерская», «Больница», используем предметы-заместители, так же «Уголок книги», «Сенсорная зона», «Театральный уголок». Активно помогают вытирать пыль и мыть игрушки.

В физическом развитии любим играть в подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Кот и мыши», «Мыши водят хоровод», «Ручеек», «Поймай за хвост», «Паровозик», «С кочки на кочку», «Кто быстрее, дальше кинет мяч», «Подбрось и поймай», «Докати до ворот», «Попади в ворота», «Передай другу» и др. развиваем желание играть вместе с воспитателем и выполнять не сложные движения, знакомимся и стараемся выполнять правила игр. Очень нравиться передавать простейшие действия сказочных персонажей, передавать диалоги героев, менять интонацию, придумывать свой сюжет.

В художественном – пользуются кистью, краской и карандашами. Закрашивают и проводят линии, стараются рисовать круг, линии разные по толщине и форме (прерывистые, длинные, короткие, ломанные, волнистые, по форме).  Имеют представление о нетрадиционных способах – пальчиковая, по сырому, отпечаток, набрызг. Стараются раскатать шар, батончик, «колбаску» между ладошками, сплющивают его,  прищипывают отдельные части, вытягивают из целого куска.

Проявляют интерес к искусству, игрушкам народного творчества (матрешки, неваляшки, свистульки,  Дымковские животные, Крупеничка, Веснушка – тряпичные куклы, вышиванки). Умеют слушать музыкальные произведения до конца, подпевают. Научились выполнять танцевальные движения (кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, вращать кистью рук, пальчиками. Двигаться под музыку с предметами. Различают и называют музыкальные инструменты: аккордион, бубен, барабан, колокольчик, дудочка, погремушка. Замечают изменения в звучании тихо-громко.

В течение года еженедельно проводилась поисково-исследовательская деятельность детей. Это и экспериментирование с песком, водой, камешками, воздухом, бумагой, тканью, предметами: «Что тяжелее? , Чем мы дышим?, Тонет-не тонет, Какую воду можно пить?, Что такое магнит?, Какая бывает бумага?, Что и как растет?». Так же ежедневные утренние и вечерние наблюдения за погодой, объектами живой и не живой природы.

По результатам диагностики в среднем по группе средний уровень развития -3.6 баллов . По всем направлениям прослеживается динамика развития детей:

  1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» на начало учебного года -2.6, а на конец учебного года – 3.6 балла.
  2. Образовательная область «Познавательное развитие» на начало учебного года -2.6, а на конец учебного года – 3.6 балла.
  3. Образовательная область «Речевое развитие» на начало учебного года – 2.4. а на конец учебного года – 3.6 балла.
  4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - 2.7, а на конец года – 3.6 балла.
  5. Образовательная область «Физическое развитие» на начало учебного года – 2.8, а на конец учебного года -3,4 балла.

          С родителями так же весь год велась работа. Использовались разные формы-беседы, консультации (коллективные и индивидуальные), собрания, выставляли папки-передвижки, («Успешная адаптация в детском саду», «Знакомим детей с окружающим миром при помощи схем-моделей», «Знать и понимать ребенка», «Игра в жизни ребенка дома и в саду», «Если ребенок плохо ест», «Пусть ребенок растет здоровым», «Игры и упражнения способствующие сенсорному развитию дошкольников»,  «Использование схем-моделей в речевом развитии детей», «Что должен уметь ребенок 3-4 лет», «Учим детей убирать игрушки», «Дидактические и настольные игры дома», Родительское собрание «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста», Папка-передвижка «Артикуляционная гимнастика», Приглашение родителей для просмотра НОД  (в интернете в контакте и на сайте ДОУ ),  

выставки и плакаты к праздникам, участие и призовые места в конкурсах по ДОУ, районных и областных. Наглядно-стендовая информация, анкетирование.

Были проведены мероприятия:

1.Осенний утренник «В гостях у бабушки».

2.Открытое занятие «К трем медведям».

Презентация «Дикие животные».

3.Новогодний утренник «В гости к елочке».

4. Театральный марафон по сказкам «Теремок», (Костюмированный), «Курочка Ряба» (Тантамаретки) на 8 марта на утреннике.

5.На 8 Марта «Настин пирог».

6.Открытое занятие «Мой любимый сказочный герой».

7.Весеннее развлечение «У Солнышка в гостях».

8.Игра-ситуация «Переведем Красную шапочку через дорогу».

Выступление на педсовете ДОУ «Речевые игры и предметно-развивающая среда по ФГОС».

               Вывод- результаты деятельности за 2019-2020 учебный год тщательно проанализированы и работа проводилась в целом целенаправленно и эффективно. Знания и навыки, приобретенные в детском саду надо систематически закреплять и продолжать применять в разнообразных видах детской деятельности, особенно в домашних условиях.

 Особое внимание нужно уделять использованию многообразных традиционных и нетрадиционных методов работы. Положительное влияние оказывает тесное сотрудничество в работе воспитателей, руководителей и родителей.

В связи с Указом Президента РФ №239 от 02.04.2020 г. о «Мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением короновирусной инфекцией на основании приказа отдела администрации Дальнеконстантиновкого муниципального района от 06.04.2020г. №133 детский сад закрыт на карантин с работой дежурной группы, до особого распоряжения.

Обследование детей (Диагностика педагогического процесса во 2-й младшей группе, детей с 3-4 лет) проводилась по результатам наблюдения за детьми в течение учебного года и бесед с родителями.

В=0%,       С=59 %,     Н= 41%

Недостатки: не все родители прислушиваются  к советам воспитателей и медсестры.

- Необходимо продолжать принимать активное участие в методических мероприятиях  детского сада, района, области и всероссийских дистанционно.

- Пополнять и обогащать методическими, дидактическими  и наглядными материалами  для речевого развития, логического мышления,  сюжетно-ролевыми играми, театральными играми, чтение художественной литературы по возрасту, подвижными и народными играми. Совершенствовать предметно-развивающую среду, как в группе, так и в домашних условиях  по ФГОС.

- Повышение уровня педагогического мастерства путем участия в вебинарах, семинарах, мастер-классах, обучение на курсах повышения квалификации.