Организация здоровьесберегающей среды как условие успешной адаптации и успешного развития детей раннего возраста
консультация

Титова Софья Андреева

Главными союзниками в работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, воспитатель показывает и рассказывает всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Но, главное, на что в первую очередь направлена работа – это вовлечение родителей в данный процесс, ведь без их участия я невозможно добиться хороших результатов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchaya_sreda_dlya_uspeshnoy_adaptatsii.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

 учреждение

Детский сад комбинированного вида №43

"Колокольчик"

Консультация

«Организация здоровьесберегающей среды как условие успешной адаптации и успешного развития детей раннего возраста»

                                                                                                               

                                                                                                                Выполнила:

Воспитатель

Титова Софья Андреевна

Электрогорск

2020 г.

В раннем возрасте особенно актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья детей в период адаптации к детскому саду, так как поступление ребенка в детский сад нередко бывает сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождающимися снижением его активности (речевой, игровой, двигательной).

Главными союзниками в работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, воспитатель показывает и рассказывает всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Но, главное, на что в первую очередь направлена работа – это вовлечение родителей в данный процесс, ведь без их участия я невозможно добиться хороших результатов.

В приёмной групп оформлены уголок “Для родителей», где содержатся советы и рекомендации по вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни.

Таким образом, рациональное использование и гармоничное сочетание здоровьесберегающих технологий и организации здоровьесберегающего пространства в работе с детьми раннего возраста способствует уменьшению заболеваемости дошкольников.

С целью снижения заболеваемости в период адаптации предпринимается ряд мер.

Рассмотрим их:

Пальчиковые игры и самомассаж.

Как было отмечено выше, при поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Основной целью игр в этот период становится формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Такие условия создают пальчиковые игры. Для большей эффективности мы часто совмещаем их с применением массажного оборудования и элементов су-джок терапии. Доказано, что самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие: развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще и общеоздоровительный эффект.

Помимо традиционного массажного оборудования, мы часто используем и нетрадиционное: шишки, грецкие орехи, зубные щетки и т.д.

Дыхательная гимнастика.

Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. Дело в том, что у вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизует, усиливает мышечное напряжение; выдох же, наоборот, успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению к времени вдоха и брюшного (диафрагмального) типа дыхания.

Брюшное дыхание зарекомендовало себя в качестве победителя стресса. Оно уменьшает тревожность, возбуждение, гасит вспышки отрицательных эмоций, повышает тонус блуждающего нерва (основного звена парасимпатической нервной системы), что в конечном счете приводит к общему расслаблению организма. В данном случае мы говорим о срабатывании универсального защитного механизма, заложенного в нашей нервной системе самой природой: замедление ритма различных физиологических и психических процессов способствует достижению более спокойного и уравновешенного состояния. Такое дыхание поможет ребенку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня.

Именно поэтому мы часто используем дыхательную гимнастику в качестве эффективного средства поддержания организма малышей в период их адаптации.

Гимнастика для глаз.

В детском саду, как и в школе, увеличивается нагрузка на зрительный аппарат ребенка. Происходит это, потому что он больше времени, чем дома, проводит за рисованием, лепкой и другими занятиями, требующими напряжения зрения.

С целью профилактики снижения зрения актуально использование простейших зрительных упражнений. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности.

Игры с песком.

Песок обладает поистине магическими свойствами – погружая ручки в прохладную песочную ванну, малыш испытывает массу тактильных ощущений, благотворно влияющих на его общее эмоциональное состояние. Быстрота изменений, происходящих во время игр с песком, завораживает малышей и отвлекает от переживаний. В условиях дошкольного учреждения песок достаточно легко заменить манной крупой.

Ароматерапия.

Доподлинно известно с давних времен, что эфирные масла – сильнейшие антисептики.

Именно поэтому целесообразно их использование в ДОУ, особенно в период адаптации малышей, а также во время вспышек сезонных заболеваний. Так, эфирное масло кипариса, сосны, пихты, эвкалипта, кедра прекрасно стимулируют иммунную систему малышей.

Во время дневного сна можно использовать эфирное масло лаванды: его успокаивающее и антисептическое действие поможет уложить малышей спать и не переживать по поводу вирусов.

Однако эта форма работы предполагает согласие родителей и отсутствие аллергических реакций у воспитанников.

Подвижные игры.

Подвижные игры имеют особенное значение для развития малышей. С момента своего рождения каждый ребенок стремится к движению. Он познает мир, ползая, лазая, карабкаясь, бегая. Через подвижные игры он учится владеть своим телом, его движения становятся красивыми и уверенными. А в момент физического и эмоционального напряжения эти игры помогут «выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом.

Релаксация.

Для расслабления мышц и снятия накопившегося эмоционального и нервного напряжения нами эффективно используется метод релаксации. Минутки релаксации помогают снять умственное, нервное необходимо и при чрезмерной активности малышей, и при их явной вялости (апатии).

Подводя итоги, хочется отметить, что важнейшим условием применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ становится постоянный контроль за самочувствием детей. Все упражнения выполняются на фоне позитивных ответных реакций малышей. Здесь действует принцип «Не навреди!». Задача педагога - обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к нему.

Таким образом, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

Исходя из принципа «здоровый ребенок - успешный ребёнок», является невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитания детей. Вырастить здорового ребёнка - вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов.

Спасибо за внимание!

Список используемой литературы:

  1. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи / О.Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007 г. – 79 с.
  2. https://infourok.ru/organizaciya-zdorovesberegayuschego-prostranstva-v-gruppah-dlya-detey-rannego-vozrasta-2716985.html 
  3. https://www.1urok.ru/categories/19/articles/29513 
  4. Н.А. Карпухина Реализация содержания образовательной деятельности. Ранний возраст (1,5-2 года)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Успешная адаптация – как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста»

Адаптационный период – это очень трудное испытание для детей раннего возраста. Актуальность данной работы заключается в необходимости построения такой системы, которая способствовала бы  наиболее...

Успешная адаптация - как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста.

Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят, чтобы их ребенок был гармонично развитым и здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быст...

Методическая разработка на тему «Успешная адаптация — как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста»

laquo;Успешная адаптация — как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста»...

Роль предметно-развивающей среды В. В. Воскобовича "Фиолетовый лес" в развитии детей раннего возраста. Его роль в адаптационный период.

В статье говорится о важной и значимой роли предметно-развивающей среды "Фиолетовый лес" В. В. Воскобовича в развитии детей раннего возраста. О значимости развивающих игр "Сказочные лаб...

«Здоровьесберегающая среда, как условие сохранения физического и психического здоровья детей дошкольного возраста».

Здоровьесберегающая среда – это комплекс социально – гигиенических, психолого- педагогических, морально- этических, экологических, физкультурно – оздоровительных, образовательных системных мер, обе...

Сенсорная среда и игровое оборудование как средство познавательного развития детей раннего возраста

Данная статья посвящена опыту работы в рамках инновационного проекта «Вариативность форм сотрудничества  дошкольной образовательной организации и семьи  как фактор успешной адаптации и...

Создание условий для своевременного нервно-психологического развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирования у ребенка представлений овнешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, запахе, вкусе ит.д.Выд...