Создание условий для своевременного нервно-психологического развития детей раннего возраста.
статья

Еремина Лариса Михайловна
Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирования у ребенка представлений о
внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, запахе, вкусе и
т.д.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогике, а также известные представители
отечественной дошкольной педагогике и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец и д.р.) считали, что
сенсорное воспитание является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_usloviy_dlya_svoevremennogo_nervno.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для своевременного нервно-психологического развития

детей раннего возраста.

(Сенсорное воспитание)


Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирования  у ребенка представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.д.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогике, а также известные представители отечественной дошкольной педагогике и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец и д.р.) считали, что сенсорное воспитание является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценное восприятие окружающей действительности, служащей основой познания мира, первой ступенью, которого является чувственный опыт. Развитие умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенного ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном  этапе оказывается наиболее чувствителен к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника.

Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Ранний возраст наиболее благоприятен для накопления представлений об окружающем мире.

Профессор Н.М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Воспитание сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины, цвета- составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности.

Учитывая значения сенсорного воспитания у детей раннего возраста, наблюдая за детьми, я пришла к выводу. Что для успешного умственного, физического, нервно-психического, эстетического, эмоционального развития ребенка необходимо как можно больше времени уделять внимания играм сенсорного направления. Только игровая система позволяет в доступной и интересной форме развивать познавательный процесс.

Игра-основный вид деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности. И обучение ребенка тем или иным навыкам происходит в игре.

Поэтому я использую игровую систему, как основную форму обучения. После периода адаптации детей к новым условиям в детском саду, я составляю карты эпикризных сроков. Это позволяет не только определить уровень развития каждого ребенка, но и своевременно скорректировать воспитальные воздействия, определить индивидуальный подход к каждому ребенку. Исходя из данных наблюдений, перехожу к созданию предметно-пространственной среде в группе так, чтобы она способствовала своевременному нервно-психическому развитию, в том числе сенсорному развитию детей. Дети, пришедшие в группу, испытывают большие трудности в овладении сенсорных эталонов.

Начиная с октября месяца, я провожу принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий, переход от наиболее простых к наиболее сложным видам восприятия.

Ведущей является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания целесообразно включать в этот вид деятельности, где учет цвета, формы, величины является необходимым условием выполнения предметных действий, примером могут служить такие действия, как втыкание втулочек, раскладывание предметов на 2 группы, размещение вкладок в гнезда и т.д.

Задания по сенсорному воспитанию включают не только предметную, но и элементарную продуктивную деятельность- рисование, конструирование, выкладывание мозаики.

Для работы мною были подобраны игры, с помощью которых провожу подгрупповые занятия. При планировании игр-занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитываю возраст и развитие детей.

При знакомстве детей с формой предметов для начала предлагаю ребенку найти предметы в группе, на улице: мяч похож на круг, домик на квадрат, крыша на треугольник. Вначале знакомлю с резко различными формами: круг-квадрат, квадрат-треугольник, затем с более близкими: круг-овал, квадрат – прямоугольник.

В играх на определение величины использую такие предметы как, игрушки разных размеров: мячи, кубики, зверюшки, матрешки и т.д. Моя цель не только научить ребенка различать предметы по величине(большой-маленький, но и группировать и называть предметы(большой, поменьше, маленький), а также выбирать и группировать предметы по двум признакам: форма и величина.

В играх-занятиях на цвет использую предметы наиболее контрастных цветов: цветочки, кружочки, квадратики, стаканчики и другие предметы. С освоением отбора цвета по образцу у детей формируются эталоны основных цветов.

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность; особое внимание уделяю вопросу повторности игр-занятий. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматриваю на новом материале. Это обеспечивает умственную активность на занятиях. Все игры-занятия провожу по следующей структуре:

I-ая часть –Непосредственный показ предметов. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения мои краткие.
II-ая часть –После общего показа и объяснения я предлагаю выполнить под моим непосредственным руководством фрагмент из всего задания каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь.

III-ая часть- Самостоятельное выполнение задания каждым ребенком. Даю единичные указания, оказываю периодическую помощь и в отдельных случаях провожу индивидуальное обучение.

Продолжительность игры-занятия составляет 5-8 минут, при этом материал готовится на каждого ребенка.

Проводя игры-занятия, я стараюсь создать доброжелательную, творческую атмосферу, тем самым вызвать у детей желание поиграть в эту игру еще раз.

Проводимая мною, таким образом, система работы помогает достигать положительных результатов в нервно-психическом развитии и сенсорном воспитании детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Методические рекомендации для воспитателей по созданию предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей раннего возраста"

Буклет для педагогов на тему "Методические рекомендации для воспитателей по созданию предметно-пространственной среды для сенсорного развития детей раннего возраста"...

"Создание условий по оказанию консультативной помощи родителям детей раннего возраста, в том числе с ОВЗ на базе ДОУ"

Создание условий по оказанию консультативной помощи родителям детей раннего возраста, в том числе с ОВЗ на базе детского сада. междисциплинарное взаимодействие логопеда и психолога ДОУ....

Организация здоровьесберегающей среды как условие успешной адаптации и успешного развития детей раннего возраста

Главными союзниками в работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, воспитатель показывает и рассказывает всё, что ждёт их дете...

Создание условий для формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста

Уровни формирования сенсорных процессов при восприятии ребенком окружающего мира....