методическое пособие "Правоведение для маленьких"
методическая разработка (старшая группа)

Надежда Николаевна Беляева

«Ребёнок, который переносит меньше оскорблений,

вырастает человеком, более осознающим своё достоинство».

Николай Чернышевский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Маленьким детям - большие права"253.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Методическое пособие:

«Правоведение для маленьких»

                                                                                                           

Безымянный

составитель: Беляева Надежда Николаевна

воспитатель ГККП «Ясли-сад №16» г. Аксу

Воспитание правовой культуры - обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка. Однако по отношению к детям дошкольного возраста эта задача понимается порой непростительно примитивно: мол, дети посмотрят на картинки, почитают рифмовки - и с правами будет все в порядке. Из картинок и из инсценировок по мотивам Конвенции правовая культура ребенка не возникает. Первая необходимая составляющая, обеспечивающая ее - это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение. Что касается детей, то в них нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников. В дошкольных учреждениях преподавание прав человека имеет своей целью воспитание чувства уверенности в себе и социальной терпимости. Эти качества составляют основу всей культуры прав человека, поэтому личность воспитателя становится решающим фактором.                                                                    В данном методическом пособии предлагается конспекты  интегрированных и комплексных занятий , конституция группы, , сказки. дидактические игры, оформление стенда, консультации,  анкетирование,  доклады, наглядный материал.                                                                                                                        Данное методическое пособие рекомендовано для педагогов дошкольных учреждений по воспитанию правовой культуры дошкольников.

«Ребёнок, который переносит меньше оскорблений,

вырастает человеком, более осознающим своё достоинство».

Николай Чернышевский

В целях юридического воспитания граждан Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым 21 июня 1995 года принято постановление «О мерах по организации правового всеобуча в Республике Казахстан». В данном постановлении сказано, что правовое обучение необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как уже с первых шагов юного гражданина должны формироваться нравственно-правовые качества личности, эмоции и поведение. Все граждане Республики Казахстан должны знакомиться с законами нашего государства, чётко и ясно знать свои права и обязанности и учиться защищать их. Гражданин, обладающий правовой культурой, выражает это в обществе через толерантность, собственное достоинство, активную гражданскую позицию. Он в курсе тех проблем, которыми живут его страна, мир, и в меру своих возможностей содействует их решению. Еще в 1994 году Президент Казахстана подписал Международную Конвенцию о правах ребёнка. Тем самым защита прав детей в Казахстане приобрела международно-правовой характер. Воспитание правовой культуры - обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребёнка. 8 августа 2002 года был принят Закон Республики Казахстан № 345-II «О правах ребёнка в Республике Казахстан». Обеспечение прав ребёнка- это не только глобальная проблема мирового сообщества. Конвенция о правах ребёнка касается всех участников образовательного пространства дошкольной организации - детей, педагогов, родителей.

Важнейшим достижением системы  образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи: социальная - существенное изменение положения ребенка в Казахстане и педагогическая - формирование элементарной правовой культуры юных членов общества. Анализируя современное состояние проблемы - правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности, личности. Сегодня стало очевидным, что обществу

 необходима социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями. Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении норм морали и противоправных действиях, ранней алкоголизации и наркомании, криминализацией сознания и поведения значительной части взрослеющего поколения требуют активизации государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого ребенка.

 Поставленная задача может быть решена посредством изменения подходов к воспитательной деятельности, отказа от авторитаризма в воспитании, что, в свою очередь, предполагает построение всего процесса через многостороннюю деятельность, основанную на взаимодействии, сотрудничестве, уважении, доверии к ребенку, через создание в этом процессе условий для его самореализации в качестве социального субъекта. Такие изменения непосредственно связаны с усилением внимания к реализации прав ребенка.

Основой для построения учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование нравственно-правового сознания и поведения, являются идеи Н.К. Крупской, А.С. Макаренко. Вместе с тем, анализ научно-педагогической литературы и практики позволил сделать вывод: несмотря на наличиедовольно обширной литературы по проблемам правового воспитания, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени. Среди наиболее актуальных остается проблема правового воспитания детей дошкольного возраста. Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самовосприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.Таким образом, одним из направлений правового воспитания является формирование у детей представлений о себе, своих правах и обязанностях, чтопредполагает: 1) знакомство с основными правами человека, их обязанностями (в доступной форме, с привлечением наглядного материала);

2) создание условий для формирования знаний о нравственно-правовых нормах поведения;

3) развитие представлений о полезности, целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений.

 Когда ребёнок начинает активную жизнь в обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Ведь ребёнку нужно научиться не просто жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться, совершенствоваться. Для этого ребёнку важно понять, как люди взаимодействуют друг с другом, что ценят, что порицают, за что наказывают. При создании комплексных мер возможно эффективное нравственно-правовое воспитание детей дошкольного возраста. Воспитатель - главное действующее лицо. Нами осуществляется профилактическая, диагностическая и коррекционная работа с детьми и родителями.

Из опыта  работы

ОСНОВНЫЕ   НАПРАВЛЕНИЯ   РАБОТЫ

1 . Знакомство детей с основными правами в соответствии с их возрастом.

2 .Создать условия для развития положительного самоощущения, осознание своего «Я».

3 .Удовлетворение индивидуальных потребностей детей во взаимоотношениях друг с другом и с взрослыми.

1 .Правовое просвещение родителей.

2 .Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом.

 

3 .Изучение семей воспитанников.

 

4 .Удовлетворение индивидуальных запросов родителей, связанных с вопросами развития детей.

1 .Повышение правовой культуры педагогов.

2 .Создание условий обеспечивающих эмоциональное благополучие ребёнка в условиях детского сада.  

3. Удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношения с их родителями.

Особое значение в  моей деятельности имеет работа по формированию представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста с широким использованием разнообразных средств и методов. В связи с этим

я  проводила цикл занятии на следующие темы: «Знай свои права», «Право ребёнка жить в семье». «Я имею право на  имя», «изучаем права и обязанности», «Моя семья», «Расти здоровым», «День прав ребёнка». На занятиях дети знакомятся с правами детей, которые отражаются в рисунках. Детям зачитываются различные ситуации из жизни их сверстников, из сказок и рассказов, которые затем разыгрываются детьми. Дети сами находят выход из ситуации, а воспитатель помогает им в этом.

Проводятся с детьми занятия по рисованию на темы «Мой дом», «Моя семья», «Во что я люблю играть дома», «Выходной день в моей семье», «Моя мама».

Разработана и внедрена в нашей группе «Конституция группы- как основной закон жизни группы», в которой чётко поставлены цели как для детей, так и для педагогов группы. Здесь отражены права и обязанности воспитателей и детей через простые, но очень важные правила.

Нами разработаны праздники для детей, посвященные Международному дню защиты детей, Всемирному дню ребенка.  Проводится ежегодно День игры и игрушки.

Для родителей, детей и педагогов оформлен информационный стенд «Права ребёнка»,на котором в наглядной и доступной форме изложены основные права и обязанности детей, а так же рекомендации для родителей по осуществлению и соблюдению прав и свобод детей.

Совместно с родителями разработаны  общегрупповые традиции, организуются  праздники, посвященные началу и окончанию учебного года, календарные праздники, связанные с семьей (8 марта, День защиты детей дни рождения и др.);

Организуются выставки, на которых представлены результаты художественно-эстетической деятельности детей и родителей (фотоматериалы, поделки, музыкальные номера, инсценировки и т. п.).

Систематическая  работа  по правовому воспитанию в старшем возрасте позволяет  формировать у детей  устойчивые знания о своих правах.

Цель: Помочь ребёнку вырасти по - настоящему свободным человеком, стать личностью, через систему знаний о законах, охраняющих детство.

Задачи: Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, чувство ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.

Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребёнка.

Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков.

Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

Результат:

дети

родители

педагоги

  • Улучшение эмоционального благополучия и здоровья ребёнка.
  • Повышение уровня сплочённости детей в группе.
  • Повышение уровня социальной компетентности.

  • Повышение уровня родительской компетентности.
  • Гармонизация семейных и детско-родительских отношений.
  • Повышение родительской ответственности за судьбу ребёнка и его активности в отношениях с окружающими.

  • Умение выстраивать собственную тактику взаимоотношений с детьми с максимальной пользой для них.
  • Овладение навыками общения с ребёнком.
  • Повышение уровня профессионализма педагогов

Данные этапы работы дают свои положительные результаты, что прослеживается в мониторингах группы. Итоги сравнительного мониторинга в разделах :

Правила поведения в общественных местах

Умение попросить о помощи, уважение желаний других людей

Освоение взаимосвязи в социальном мире, уровень коммуникативных умений

Этические нормы и ценности,

эмпатия и толерантность

Показали следующие результаты

Сравнительный мониторинг исследований уровня  социальной компетентности  в предшкольной группе «Б» 2010-2011г.

уровни

сентябрь

январь

1

высокий

12%

52%

2

средний

48%

             44%

3

низкий

40%

4%

Библиография:

 Закон Республики Казахстан № 345-II «О правах ребёнка в Республике Казахстан».

постановление «О мерах по организации правового всеобуча в Республике Казахстан». Н.А. Назарбаев.

«Правоведение для маленьких». Б.К. Жумабекова, И.В. Каравайко

«Правовое воспитание в семье и доу».СоболеваМ.Н. Савина. Н В.                   журнал «Управление доу»

Цель: (для детей)

  1. Помочь детям в осознании своего «Я».
  2. Воздействовать на сознание ребёнка (от прав к ответственности).
  3. Знакомство с декларацией прав ребёнка через конституцию группы.
  4. Формировать у детей культуру деятельности, культуру общения со взрослыми и сверстниками.

Цель: (для педагогов)

  1. Через педагогику сотрудничества помочь воспитателю научиться принимать ребёнка без условий.
  2. Научить воспитателя помочь детям в сознании своего «Я» («Я» - это кто? – человек).
  3. Строго следовать конституции группы.

Права

Воспитателя и помощника воспитателя.

  1. Взрослые в группе имеют право: руководить деятельностью детей (труд, игры, сон, прогулка).
  2. Разбирать ссоры, конфликты (справедливо).
  3. Воспитатель имеет право быть требовательным к детям.

Обязанности

Воспитателя и помощника воспитателя.

  1. Взрослые в группе обязаны доброжелательно, уважительно, справедливо относится к детям.
  2. Взрослые обязаны разговаривать вежливо и с детьми и между собой.
  3. Взрослые обязаны защищать детей (нельзя допускать, чтобы
  4. кто-то смог ударить ребёнка).
  5. Взрослые обязаны быть честными как друг с другом, так и с детьми.
  6. Воспитатели обязаны работать с родителями своих воспитанников (знакомить с жизнью детей в детском саду, с успехами и неудачами ребёнка).
  7. Воспитатели должны внимательно относиться к детским вопросам. Все вопросы выслушивать и обязательно давать ответ.
  8. Создавать условия для игр и занятий, заботиться о чистоте группы, проводить интересные занятия.

Права детей.

  1. Каждый ребёнок в группе не гость, а хозяин (всё, что есть в группе – игрушки, мебель и.т.д., принадлежат детям).
  2. Мальчики и девочки в группе имеют равные права.
  3. Все дети в группе имеют право трудиться, заниматься, играть, отдыхать, выходить на прогулку, экскурсию, спать днём.
  4. Каждый ребёнок имеет право сказать другому о его недостатках или плохом поступке.

  1. Имеет право просить о помощи старших или товарищей, если что-то не получается или не понял.

  1. Рассказывать дома обо всём, что было в детском саду (если конечно хочет сам).

  1. Задавать любые вопросы и получать на них ответы.

  1. Имеет право смотреть телевизор, видео, играть на компьютере, слушать музыку (пункт, который дети сами внесли в конституцию).
  2. Право получать оценки на занятиях (пункт, который дети сами внесли в конституцию).

Обязанности детей.

  1. Обязаны вежливо разговаривать друг с другом и старшими

(приветливо, доброжелательно, уважительно относиться к старшим и малышам).

  1. Соблюдать дисциплину:
  1. На занятиях не отвлекаться, отвечать на вопросы, если знаешь, выполнять задания.
  2. Не уклоняться от труда, хорошо выполнять обязанности дежурного.
  1. Не обижать товарищей, не драться.

ПРАВИЛО: «Никого не обижай ни словом, ни поступком, все споры    решай мирно».

  1. Бережно относись не только к личным вещам и игрушкам. Но и ко всему окружающему.

ПРАВИЛО: «Всегда и везде бережно относись к вещам и игрушкам».

ПОМНИ: « Любая вещь – результат труда».

  1. Заботься о порядке в группе.

ПРАВИЛО: «Всё, чем пользовался, разложи туда, где взял и в таком   виде, чтобы в следующий раз не приходилось приводить вещи в порядок или искать».

ПОМНИ: «Каждой вещи своё место».

  1. Заботься о чистоте своей одежды, обуви, об аккуратном внешнем виде. Сам себя обслужи (еда, сон, одевание).

ПРАВИЛО: «Обязан делать всё; умеешь сам - не требуй помощи взрослых».

  1. Смело браться за дело, с которым сталкиваешься впервые и прилагать все силы, чтобы научиться этому делу.

ПРАВИЛО: «Всегда доводи начатое дело до конца»

  1. Обязан беречь и любить природу, охранять её, бережно относиться ко всему живому.
  2. Обязан находиться в детском саду, не уходить из детского сада без разрешения взрослых ( пока за тобой не придут)
  3. Делиться с товарищами игрушками, материалами для занятий, труда, игр.
  4. В хорошую погоду играть, гулять на улице, чтобы закаляться.

«Никого не обижай ни словом, ни поступком, все споры решай мирно»

D:\ФОТО\Фото садика\моё фото для презен 004.jpg

«Каждой вещи своё место»

D:\ФОТО\Фото садика\моё фото для презен 011.jpg

«Всегда доводи начатое дело до конца».

D:\Документы Надежды\презентация\Новая папка\DSCN3258.jpg

«Все дети в группе могут играть, отдыхать…».

D:\ФОТО\Фото садика\Изображениеlдетсад 002.jpg

Наш информационный стенд.

D:\Документы Надежды\Новая папка\Изображениеlдетсад 059.jpg                    D:\Документы Надежды\презентация\Новая папка\DSCN3204.jpg

«Герб нашей группы»

D:\ФОТО\Фото садика\моё фото для презен 002.jpg      D:\ФОТО\Фото садика\моё фото для презен 007.jpg

«Мы знаем свои права»

D:\Документы Надежды\Новая папка\Изображениеlдетсад 030.jpg        D:\ФОТО\Фото садика\моё фото для презен 008.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Секреты маленьких человечков"

ВведениеИспользование методики ТРИЗ является развитие таких качеств мышления как гибкость, вариативность, системность, диалектичность: развитие поисковой активности, речи и творческого воображения...

Методическая разработка "Мы- маленькие волшебники"

Не ждите чуда, а делайте чудеса сами! Именно эти слова легли в основу нашей разработки. Атмосфера новогоднего праздника подталкивает нас, педагогов, на создание чего-то необычного и волшебного. Но как...

Выступление на районном методическом объединении "Воспитание маленького гражданина".

                    Воспитание любви к родному краю,                    к родной культуре, к ...

методическая разработка "Гимнастика маленьких волшебников"

В разработке предлагаю комплексы упражнения  хатха йоги адаптированные для детей дошкольного возраста....

Методическая разработка "Секреты маленьких человечков"

Метод маленьких человечков (ММЧ) – прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутренние строения объектов и взаимодействия между ними....

Методическая разработка мероприятия «Маленькие писатели за безопасность железнодорожного переезда!»

В мероприятии сочетается изучение теоретических основ безопасного поведения на улицах и дорогах  с технологией развития связной речи дошкольников Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. В результате сочинени...