Выступление на районном методическом объединении "Воспитание маленького гражданина".
статья

Бреева Елена Владимировна

                      Воспитание любви к родному краю,

                    к родной культуре, к родному городу, 

 к родной речи – задачи первостепенной важности,

                         и нет необходимости  это доказывать.

            Но как воспитать эту любовь?

                     Она начинается с малого – с любви

            к своей семье, к своему дому.

                      Постоянно расширяясь, эта любовь

                                к родному переходит в любовь к своему

                                   государству, к его истории, его прошлому

                                         и настоящему, а затем ко всему человечеству

 

 

 

Д.С. Лихачев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_malenkogo_grazhdanina.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

         «Воспитание маленького

                   гражданина».

                                                         Составитель: воспитатель

                                                                          МАДОУ «Звёздочка»

                                                                           Е.В. Бреева

                      Воспитание любви к родному краю,

                         к родной культуре, к родному городу,

   к родной речи – задачи первостепенной важности,

                         и нет необходимости  это доказывать.

            Но как воспитать эту любовь?

                     Она начинается с малого – с любви

            к своей семье, к своему дому.

                      Постоянно расширяясь, эта любовь

                                к родному переходит в любовь к своему

                                   государству, к его истории, его прошлому

                                         и настоящему, а затем ко всему человечеству

Д.С. Лихачев

     Духовно -  нравственное и патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев в системе воспитательной работы. В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы.

Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
   Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей планируется в соответствии с «Основной образовательной программой дошкольного образования».
   Мы выбрали нужные ориентиры для духовно-нравственного и патриотического воспитания детей, поставили перед собой задачи: научить детей гордится своими корнями, своей родословной, историей своего народа, любить Родину такой, какая она есть! 
Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.
   Целью нашей работы является:
1. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия родного края, России.
2. Формирование гражданского самосознания, любви к Родине, к семье, матери.
     В нашем детском саду созданы необходимые условия для организации работы по духовно-нравственному воспитанию.
  Это, например, наша гордость мини-музей «Русская изба», где дети получают возможность не только рассматривать, но брать в руки предметы быта, изделия старины, рассказывать друг другу о них. Здесь мы знакомим детей с народным фольклором, предметами быта. В оформлении мини-музея активное участие принимали работники детского сада и родители…

В наших группах оформлены  патриотические уголки, где педагоги проводят образовательную деятельность… 
Для достижения цели по духовно-нравственному воспитанию у нас в ДОУ используются следующие формы работы: 
- непосредственно организованная деятельность;
- совместная деятельность педагогов с детьми в режимных моментах;
- самостоятельная деятельность детей;

беседы на нравственные,  духовные, патриотические темы («Начала мудрости», «50 уроков о добрых качествах», «Помоги ближнему», «Мой дом – Россия» и др.);
рассматривание книжных иллюстраций и фотографий;
использование в работе презентации;
продуктивная деятельность;

выставки поделок «Закружила осень золотая», « Мастерская Деда Мороза», « Волшебница зима».
  Оптимальным для нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Осенины на Руси», «Ярмарка», «День Матери»; зимой — «Новый год», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной — «Мама - солнышко моё», «Никто не забыт и ничто не забыто», «В гости к берёзке».

Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Народные праздники – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. Праздники в нашем детском саду проводятся в форме увлекательного просмотра детьми театра, кукольного спектакля, игр, бесед, в котором и они принимают непосредственное участие.

Большое значение мы придаём экскурсиям. 
Экскурсии к мемориалу воинской славы, знакомят детей с героическим прошлым нашего народа, дают благодатную почву для воспитания достойного гражданина страны, патриота своей Родины.
Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. В День матери в группах ежегодно проходят посиделки с мамами и бабушками. Малыши радуют своих мам трогательными стихами и песнями и, конечно, дарят поделки, изготовленные с любовью своими руками. Ребёнок, который бережно и с любовью относится к матери, несомненно, такие же чувства проявит и к своей Родине.
    Празднование Дня матери никогда не оставляет равнодушным ни детей, ни мам.

В своей работе с детьми мы используем всю широкую палитру жанров русского фольклора: прибаутки, небылицы, скороговорки, колыбельные, игровые и потешки -  вводят ребенка в мир, учат его жить, понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Маму дочка слушайся».  Их  можно использовать во всех режимных процессах и во всех возрастных группах, плясовые песни, загадки, игры, хороводы с напевами

Сказки  - помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Они воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.

Русская народная песня - обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь народными выражениями. Русское поэтическое слово становятся близкими детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту. Это форма подходит  для детей старшего дошкольного возраста

Воспитательная система по духовно нравственному и патриотическому воспитанию обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все формы работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении педагогов ДОУ «Интеграция образовательных областей в ходе проведения непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в младших группах»

Выступление на районном методическом объединении педагогов ДОУ «Интеграция образовательных областей в ходе проведения непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в ...

Мониторинг интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста (выступление на районном методическом объединении)

Мониторинг интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста (выступление на районном методическом объединении)...

Доклад – выступление на районном методическом объединении музыкальных руководителей по теме: «Приемы активизации развития и восстановления здоровья ребенка посредством музыкотерапии»

Дошкольник, попав в детский сад, испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. В течение последующих 4-5 лет пребывания в ДО...

Выступление на районном методическом объединении: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами».

Гармоническое развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы художественно – эстетическ...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Выступление на районном методическом объединении педагогов Калининского района города Новосибирска

В выступлении представлен опыт работы по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем"...

Выступление на районной методической конференции из опыта работы по теме: методической конференции по теме: «Современные подходы к формированию художественно - творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим современные подходы к формированию художественно-творческих способностей  дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности.Сегодня много ...