Знакомство с культурой и бытом русского народа « Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Якутина Галина Ивановна

1.Прививать интерес  к духовной культуре.

2. Познакомить детей с русской избой, ее убранством, устройством , с предметами русского быта.

3. Знакомить детей  с народным творчеством .

4. Воспитывать у детей нравственные качества.

5. Приобщать детей к традиционной культуре на основе использования фольклора (потешек, закличек, загадок, пословиц.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkaya_izba_gorod_zayatiepokaz.docx217.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 37

комбинированного вида  Василеостровского района  Санкт-Петербурга

Конспект занятия

с детьми старшего возраста

Знакомство с культурой и бытом русского народа « Русская изба»

Воспитатель Якутина Галина Ивановна

C:\Users\Галина\Documents\русская изба\Якутина Г.И\DSCN1075.jpg

Задачи.

1. Прививать интерес  к духовной культуре.

2. Познакомить детей с русской избой, ее убранством, устройством , с предметами русского быта.

3. Знакомить детей  с народным творчеством .

4. Воспитывать у детей нравственные качества.

5. Приобщать детей к традиционной культуре на основе использования фольклора (потешек, закличек, загадок, пословиц.)

Предварительная работа.

1. Чтение и разучивание произведений  У.Н.Т.

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Беседы , экскурсии в музей, посещение экспозиции «Русская изба.»

4. Прослушивание музыкальных композиций.

5. Заучивание песен,  потешек и т.д.

6. Знакомство с народными играми, песнями.

7. Создание особой среды позволяющей  соприкоснуться с  культурными ценностями.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Добро пожаловать уважаемые гости в нашу «Русскую избу».

Все расселись, в добрый час начинаем наш показ. Вот только один гость задержался. Слышите, кто-то в углу скребется? Давайте вежливо пригласим гостя на наши посиделки. Да это-же домовенок Кузя, наш помощник. Он  в избе за печкой живет, веселые песни поет.

Я домовой, за печкой живу.

С ребятишками дружу.

Хозяйке «Пряхе» помогаю

Всех гостей развлекаю.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ты Кузя покажи, да расскажи, что за чудо печь стоит, вся украшена, большая.

Как вы думаете, ребята  для чего в доме нужна вот такая  красивая печь?

Ответы детей.

Кузя, а я знаю загадку.

Что за зверь?

Зимой ест, а летом спит.

Тело теплое, а крови нет.

Сесть на него  сядешь,

А с места не сдвинешь.

Кузя, а еще печь это тепло, это я точно знаю, в ней пекут хлеб, пироги  готовят вкусную еду. Я люблю  русскую печку,  ведь на ней   спят малыши и пожилые люди,  а с ними  я   лежу, пятки им  щекочу. Весело!!!

Воспитатель. Ну и проказник ты, Кузя.

А вот  рядом с печкой стоит лавка, на ней разместилась деревенская домашняя УТВАРЬ – горшки, кринки, ложки, ухват, кочерга, да еще веник голыш. А над печкой висит « Светец»  (лучина) которая по ночам дом освещает. В народе это место называют «Печной угол».

Домовенок Кузя.  Ребята, а вот моя хозяйка, я вас сейчас познакомлю, ее зовут  «Пряха.» Она всегда здесь по вечерам сидит, за огнем, чтобы не погас в печи следит.  «Пряха» -  рукодельница, она дом ведет, в чугунке кашу варит, пироги печет. Вкусно!

Кузя. А как вы думаете,  ребята, какие предметы ей  хозяйничать помогают?

Рогат да не бык

Хватает да не ест

Людям отдает

А сам на отдых идет.

Ответы детей.

Кузя. Конечно это ухват, ведь кашу из печи достают ухватом. Я много знаю загадок. Слушайте.

Черный конь прыгает в огонь. Да ребята это кочерга, хозяйка «Пряха» использует кочергу для поддержки  огня в печи.

Кузя. А вот послушайте еще одну загадку.

Стоит барин в уголку

Подняв ноги к потолку.

Да, конечно это веник, моя хозяйка «Пряха» чистоту в доме любит.

Воспитатель. Кузя, как  можно все это хозяйство одним словом  назвать?

Кузя.  Я хорошо знаком  с предметами  ОБИХОДА.

А еще здесь стоят предметы русского БЫТА: горшки, миски, ложки. Отгадайте еще одну загадку:

Сколько не мучь, не кипяти

А белее не станет.

Ответы детей  (чугун)

Воспитатель. А дальше ребята я вам покажу самое почетное место  в русской избе. Это «КРАСНЫЙ УГОЛ» - место, где висит икона  «Божница».  Она украшена  вышитым рушником с ярким орнаментом,  т. е. красивый и название угла «Красный угол».

А посередине рядом висит, люлька  в ней   качают, малышей.

Кузя, я детей люблю,  они всегда главные, долгожданные.

Воспитатель. Детей баловали, младенцам дарили обереги, качая люльку пели колыбельные песни, пестушки. «Кузя», может ты нам тоже, споешь колыбельную?

Кузя, я люблю петь, послушайте.

Баю, баю, бай

Баю девочку мою

Уж ты маленькая усни

Угомон тебя возьми

Спасибо тебе Кузя, за исполнение колыбельной песни.

Воспитатель.  Дети, посмотрите,  как  красиво все украшено.

Кузя. Да это же наша «Пряха» - рукодельница, она не только хозяйка «Печного угла», но еще и мастерица. Посмотрите, вся эта красота от вышивок до вязанья – труд  «Пряхи» и людей, которые живут в «русских избах».   «Пряха» очень трудолюбива,  она мастерица - рукодельница. А что у нее в руках  попробуйте отгадать?

«Чем больше я верчусь, тем больше, я толстею».

Конечно это (веретено)

Кузя. А я знаю, что с помощью веретена изо льна прядут пряжу-нитки, а из ниток ткут полотно, а еще вот такие  домотканые, узорные  половики, которые тоже дом украшают.

А еще,  я люблю  этот  расписной сундук, в нем хранятся полезные вещи:  одежда, украшения, и приданое для девочек.   Посмотрите, как «Пряха» ловко управляется с веретеном. Вечерами в работе ей помогали девочки, все вместе прядут, да песни поют. И вас приглашаем,  давайте, вместе исполним песню  «Прялица».

Воспитатель. Кузя, давай попрощаемся  с ребятами  и пригласим их в гости на следующие посиделки. У нас много интересного припасено в нашем волшебном сундучке.

До свидания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"РУССКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий развлечения составлен совместно с учителем-логопедом. Советую провести его в конце учебного года. Можно использовать материалы сценария для проведения выпускного вечера в подготовительной к ш...

Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»

«Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась у...

Паспорт проекта: «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста

                                    Формирование  представлений детей о русской культуре и воспита...

"Поверья русского народа". Фольклорное развлечение для детей старшего дошкольного возраста.

...Давным - давно русские люди были очень суеверными. Всем знакомы герои русских народных сказок - "Домовой", "Водяной", "Леший" "Кикимора", "Баба  Яг...

«Экскурсия в мини – музей «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста

Закреплять навыки вырозительного чтения малых фольклорных форм передавая интонацией настроения....

Конспект занятия-экскурсии по ознакомлению с окружающим в мини-музее «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Керамическая посуда Древней Руси»

Данное содержание конспекта позволит воспитателям использовать его в работе по формированию у детей представлений о превой глиняной посуде....

Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию «Культура, быт и традиции русского народа. Малая Родина » для детей старшего дошкольного возраста

Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится «на» и «через» приобщения его к культурному наследию своего народа. Важным средством духовно-нравственного воспитания ...