План по самообразованию на тему :«Формирование патриотических чувств у старших дошкольников»
материал (старшая группа)

Данилицкая Алена Ивановна

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.  Постепенно расширяясь, эта любовь переходит   в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

                                                                                                         Д.С. Лихачёв

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2020.docx35.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников»

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.  Постепенно расширяясь, эта любовь переходит   в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

                                                                                                         Д.С. Лихачёв

Цель: Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников через игру.

Задачи для педагога:

— повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;

— разработать консультации и папки- передвижки для родителей;

— разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;

— пополнить предметно-развивающую среду;

— создать картотеку игр по данной теме;

— провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.

Задачи для детей:

  1. Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
  2. Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
  3. Формировать представления о России как о родной стране.
  4. Воспитывать патриотизм, уважение к культурной прошлой России
  5. Воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики

Задачи для родителей:

Создать в семье благоприятные условия для нравственно- патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.

Пояснительная записка.

Гармоничное развитие ребенка — основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания.

В свою очередь нравственно-патриотическое воспитание можно разделить на отдельные две части объединенных принципами и задачами: — нравственное воспитание — подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между самими детьми, привычку играть и трудиться, заниматься сообща; умение договариваться и помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающему миру и людям; заботливое отношение к малышам и пожилым людям, умения помогать им; а так же развитие самостоятельности и волевых качеств, таких как, умение ограничивать свои желания и расширять возможности самостоятельности, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные правила и нормы поведения в обществе, в своих поступках следовать положительному примеру. 

Патриотическое воспитание подразумевает формирование самооценки своих действий и поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и страны, а так же бережное отношение к традициям и жизни своей малой и большой Родины. У России тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал. Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.

Воспитание уважительного отношения к культуре других народов (толерантность), приобщение детей к традициям своей страны и малой Родины.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные подвижные игры формируют начало любви к своему народу, к своей Родине. Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. 

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни.  Детские игры многообразны. Одни развивают сообразительность, другие — смекалку, третьи — воображение и творчество, но объединяет их общая задача — воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. 

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей. Их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости и мужестве. 

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего. 

Народные подвижные игры оказывают благотворное влияние развитие речи, которая становится красивой, образной и мелодичной. Формирует у детей умения действовать в коллективе, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами способствуют развитию активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. 

У каждого народа сложилась своя кладовая подвижных и словесных игр. Патриотическое воспитание происходит и в ходе развлечений и праздников. Народный праздник для ребёнка является, по сути, большой яркой и содержательной игрой. Такие праздники создают атмосферу теплоты, способствуют развитию интереса, дружеских отношений.

Несправедливо будет, если не отметить значение дидактических игр в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.

 

Актуальность

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании патриотизма у дошкольников. Приоритет материальных интересов над духовными и нравственными резко снижает воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания.

Выход из противоречия – приоритет комплексного подхода в воспитании и развитии дошкольника на основе обращения к истокам, к традициям малой родины.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение и стала задачей государственной важности. В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, указано, что стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России, как ведущей мировой державы 21 века.

На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Что предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса и направлено на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития.

Поэтому так важно формирование личности дошкольника. И это невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины. Малыш быстрее включится в добрые дела для своей семьи, детского сада, друзей, города. Он поймет, что является тем маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка, процветания Отечества, без которого просто нельзя обойтись.

Учите своих детей добру, толерантности, здоровому ритму жизни, и они не замедлят порадовать вас своими достижениями.

Ожидаемый результат.

Дети должны знать.

  • домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  • место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  • место проживания: город; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия;
  • свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);
  • представителей других национальностей, населяющих нашу страну (уважать их культуру и традиции);
  • природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  • название планеты, на которое мы живем;

Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

  • Создание проблемной ситуации.
  • Гостиная.
  • Совместная проектная деятельность.
  • Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
  • Конкурсы рисунков и поделок.
  • Конкурсы стихов.
  • Анализ нравственных качеств.
  • Ручной труд.
  • Беседа
  • Инсценировки, театрализация.
  • Изготовление подарков.
  • «Уроки доброты».
  • Выставки и экспозиции.
  • Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
  • Сказки.

Выставки детских рисунков 

обустройство патриотического уголка в группе; 

Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок;

организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги, концерты);

чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач. 

Народные игры

 По содержанию все народные игры легки и доступны ребенку. Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа. Необходимо систематически и последовательно использовать народные игры, чередуя их.

1) По характеру использования речевого сопровождения: с использованием (хороводные) или без;

2) По способу ведения: с выбором ведущего при помощи считалок или делением на подгруппы;

3) По характеру использования двигательных реакций: на развитие ловкости движений; на развитие быстроты реакции; на развитие глазомера; на развитие ритмичности;

4) По характеру проявления психических качеств: на развитие внимания; на развитие различных видов памяти (слуховая, зрительная, моторная); на развитие мыслительных реакций и творческого воображения; на развитие речи.

В младшем дошкольном возрасте, в соответствии с возрастными особенностями и возможностями, из народных игр могут использоваться игры-забавы, игры с народными игрушками, подвижные игры, изредка хороводные. 

В старшем дошкольном возрасте могут использоваться все виды народных игр. Старшие дошкольники должны уметь играть в народные игры самостоятельно. К этому возрасту у них уже складываются предпочтения. Самым ярким выражением культуры любого народа для дошкольников являются праздники проявление духовной жизни народа: они давали заслуженный отдых, ими удовлетворяли потребность в общении, они были своего рода собранием, театром, где присутствующие выполняли одновременно две роли – и зрителя, и актера. К ним относятся такие праздники как встреча Нового года, Рождество, Масленица. Тесная связь народных праздников с природой, народно-хозяйственным календарем, повлияла на жизнестойкость этих праздников, придала им своеобразие и национальную окраску.

 

 

 

 

 

Перспективный план работы

Работа с педагогами

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Работа с педагогами

Ноябрь

Консультация «Нравственно-патриотическое  воспитание дошкольников»    

Январь

«Использование дидактических и народных игр в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. »

Выставка дидактических игр и наглядного материала по теме.

Март

«Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре и традициям народов России».

«Сказка как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста »

Выставка художественной литературы по теме консультации.

Май

Семинар-практикум по нравственному воспитанию: «Как воспитать патриотов?»

Работа с семьей

Работа с семьёй

Сентябрь

Анкетирование «Патриотическое воспитание детей»

С помощью анкеты выяснить отношение родителей к данной теме.

Октябрь

Консультация «Нравственно-патриотическое  воспитание дошкольников»    

Ноябрь

Роль семьи и традиций

Декабрь

Практическое занятие с родителями "Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников"

Январь

Рекомендация для родителей «Как воспитать маленького патриота»

Наглядная агитация.

Февраль

Родительское собрание Роль семьи в воспитании маленького гражданина»

Апрель

Работа по благоустройству территории детского сада.

Акция «Посади дерево».

Май

Оформление сборника консультаций для родителей. «Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину»

Работа с детьми

Сентябрь

Оформление уголка в группе детского сада «Национального уголка».  Просмотр презентаций о родном городе. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Октябрь

Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать».

Ноябрь

Ознакомление с символикой России, родного города, области.

Разучивание стихов «Стихи о маме».  Цель: воспитывать чувства любви, уважения и заботы о маме.

Декабрь

«Мой любимый г.Саранск»

Праздник «Новогодний карнавал». Цель: создать у детей радостное настроение

Январь

Беседа «Конвенция о правах ребёнка»

Февраль

НООД «Защитники Отечества»

Рассматривание картины В.М. Васнецова "Богатыри"

Март

Занятие «О мамах родных и очень важных».

Праздник «Мы поздравляем мам с 8 марта».

Апрель

Занятие «Покорение космоса».

Беседа "Березка-символ России".

Май

Экскурсия по улице Есенина. Цель : познакомить детей  с героем ВОВ его подвигом, воспитывать чувство гордости и любовь к родному городу. Занятие «Этот день Победы».  Экскурсия к вечному огню с возложением цветов к обелиску павших солдат

Сентябрь - май

Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

Работа с детьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников на основе приобщения к народной культуре Поморья.

В нынешних условиях поиска путей духовного возрождения России важно обращение к народной культуре, концентрация в себе национального характера, воспитание в детях личности, которая сможет в будущем ра...

Самообразование по теме: " Формирование патриотических чувств у дошкольников "

Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей; создание предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию; повышение уровня самообразования....

План по самообразованию по теме: «Формирование патриотических чувств дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии» на 2017 -2018 учебный год Хантимеровой Ирины Александровны

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...

План по самообразованию по теме "Формирование патриотических чувств детей через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности"

Материал для использования воспитателями по формированию у детей патриотических чувств через нетрадиционные техники изобразительной деятельности....

ПЛАН самообразования по теме:«Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Материал для воспитателей дошкольных образовательных учреждений работающих по данной теме....

План самообразования по теме "Формирование патриотических чувств дошкольников"

     Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время  происходит формирование культурно-ценно...