"Игра" КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ"
консультация

Пименова Ольга Борисовна

Большое значение для усвоения этических норм имеет игра.В игре дети берут на себя роль взрослых, подчиняясь правилам, постепенно у сваивают типичные формы поведения и нормы взаимоотношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игра.76.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Ввести ребенка в сложный мир

человеческих отношений –

одна из важных задач воспитания

 личности ребенка дошкольного возраста»

 В.А. Сухомлинский

 

Социализация ребенка в игре.

 

Развитие социального  опыта ребенка – важнейший и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни. Большое значение для усвоения этических норм имеет игра. В игре дети берут на себя роли взрослых, подчиняясь правилам, постепенно усваивают типичные формы поведения и нормы взаимоотношений.

·        Что хорошо, что плохо;

·        Что можно делать, чего нельзя;

·        Как следует вести себя.

Игра как средство познания соц. мира одновременно является средством его моделирования. В игре ребенок конструирует самого себя, учится быть лучше.

 

Компоненты социально-компетентного поведения.

 

- умение сказать «нет»;

- умение выражать желания и требования;

- владение навыками эффективного общения: умение налаживать контакты, вести и заканчивать разговор;

- выражать как позитивные, так и негативные чувства.

 

 

Основы социального взаимодействия.

 

1) Соц способности

а) положительный образ «Я»: доверие, уверенность(доверие к себе - верит, что будет действовать успешно и правильно; добьется положительного рез-та при решении задач) 

б) способность к восприятию другого человека (интерес, умение видеть, слышать, чувствовать другого). 

                                                                                 

2) Соц. навыки

а) умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях (устанавливать связь, вступать в контакт с другими, объединяться, договариваться, обращаться с просьбой, объяснять, излагать собственное мнение).

б) умение реализовывать самоутверждающие способы поведения (осознание и выражение своих желаний, чувств, эмоций; предъявлять требования, разрешать конфликты и проблемы).

 

Игры, влияющие на ролевое общение в игре.

 

Игровое творчество проявляется в поисках средств, для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики. Входя в роль, ребенок старается подражать поступкам, манерам речи своего героя. Игровые действия в игре всегда реальны: «мама» из ложечки кормит куклу кашей. И ложка, и молоко – воображаемые, но действия ребенка настолько выразительны, что зритель как будто видит эту ложку, которую ребенок осторожно подносит к губам куклы.

  В создании игрового образа особенно важна роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. В игре, удовлетворяя свою потребность в общении, ребенок вступает в отношения, которые стимулируют его положительные эмоции. Повторяясь, каждый раз, когда дети играют, эти эмоции закрепляются как стойкие избирательные отношения к сверстникам и становятся симпатиями. В игре естественные потребности ребенка к общению со сверстниками часто наталкивается на неумение контактировать, согласовывать свои действия с действиями других детей. Цель игры в социализации ребенка это установление контактов друг с другом:

- создание атмосферы доброжелательности, взаимопомощи и любви;

- дает элементарные сведения о культуре общения через коммуникативно-речевые ситуации, игры;

- развитие диалогической и монологической речи;

- развитие умения выражать свои суждения и мнения.

 

«Я и мое имя»

«Словесные формы общения» (диалог и монолог) «Телефон», пересказ сказки в лицах, составление рассказа-сочинения «Если бы я был волшебником», игра «Слушатель – рассказчик» - работа в парах по составлению рассказов по серии сюжетных картин.

«Движения и жесты в общении» «Где мы были, вам не скажем, а что делаем – покажем», «Отгадай, кого изображаю», «В мире животных и птиц» (звукоподражание и пластическая имитация повадок животных и птиц) «Кенгуру».

«Мимика и ее роль в общении». Символическое изображение различных настроений человека и соотнесение его с фразеологическими оборотами «Слезы градом», «Надулся как пузырь».

«Роль интонации в общении» игровое упражнение «Узнай сказку по репликам героев», произнеси фразу с определенной интонацией и т.д.

 

Формирование ценностных представлений

 

  Вопрос: Какие виды общения существуют в игре? (игровое, реальное)

 

  Когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки, чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Когда чувства становятся устойчивыми, формируются высшие чувства, а затем моральные, нравственные и эстетические. Появляется сострадание, сочувствие, забота о близких и т.д. Ребенок понимает не только свои чувства, но и переживания других.

Большое значение в дошкольном возрасте для усвоения этических норм имеет игра:

берут на себя роли взрослых, подчиняясь правилам (усваивают типичные формы поведения и нормы; получают представления «хорошо», «плохо»);

каждый ребенок индивидуальность (нормы усваиваются по-разному).

 

Моральные представления детей в игре

 

Мл.ср. гр. – связаны с эмоциональными отношениями к людям

Ст. подг. гр. – ребенок оценивает себя, свое поведение с точки зрения правил, норм, которые усвоил.

 

Воспитание гуманных чувств

 

  Богатые возможности для воспитания великодушия, отзывчивости, заботливости, уважения к окружающим дают творческие игры. В них дети отражают соц. отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка.

 

 

 

Вопрос: Какие ценности можно сформировать в игре?

 

Ценностные представления:

 

- нравственные (добро, свобода, честность, милосердие, справедливость)

- интеллектуальные (истина, знание, творчество)

- эстетические (красота, гармония)

- социальные (семья, отечество)

- валеологические (жизнь, здоровье)

  В игре «Семья» - отражают опыт общения с родителями, близкими людьми, зарождаются первые нравственные чувства.

  Игра с куклой – предмет нравственных переживаний.

 

 

Игровые и практические ситуации в усвоении ребенком соц. опыта

 

Ситуации –заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу в разрешении которой он принимает непосредственное участие

 

Что необходимо учитывать при организации ситуаций

1. Заинтересовать проблемой. Что произошло? Что случилось? Почему возникло затруднение?

2. Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций. Какие чувства испытывают? Кому хорошо, кому плохо?

3. Побудить к поиску возможных вариантов разрешения Что может произойти? Как помочь?

4. Включить детей в конкретное практическое действие (проявить заботу, утешить, помочь разрешить конфликт)

5. Помочь пережить чувство удовлетворения от успешного разрешения проблемы (все ли удовлетворены)

 

Примеры игровых ситуаций:

«Инсценировка с игрушками – готовое решение» (настольный, кукольный театр)

«Как Машенька бабушке помогала»

«Как Саша и Маша игрушками делились»

«Инсценировка с игрушками» – подскажи решение (персонажи обращаются к детям с вопросами)

«Поможем нашим игрушкам» - воспитатель организует ситуации, требующие активного сочувствия, помощи, заботы. Построить домик для ежика. Подобрать теплую одежду для обезьянок и т.д.

Практические ситуации

Направлены на освоение культурных форм поведения и общения (этикет)

1.     «Научим наших кукол здороваться и прощаться»

« Поможем найти потерянную вещь»

«Мы встречаем друга после болезни»

2.     Создание затруднений «Игрушки рассыпались» дети получают новые впечатления, видят как интересно действовать вместе с воспитателем

3.     «Наша забота нужна всем» («Украшаем д/с к празднику», «Мы ремонтируем книги») Ц: увлечь детей содержанием предстоящего дела, что рез-ты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим

4.     Практич. ситуации гуманистич. выбора ставят перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие (Н-р:  оставить рис. себе или включить его в общую посылку больному сверстнику).

5.     «Как быть, что делать» (ситуации, в которых дети проявляют инициативу, самост-ть, сообразительность, готовность искать правильное решение Н-р: отсутствуют краски (коричневая, зеленая), перепутаны детские варежки. Воспитатель не спешит давать ответы, дети сами ищут решение.

6.     «Мы самые старшие в детском саду» (забота о малышах)

«Покажем кукольный театр»

«Перенести песок в песочницу»

    7. «Научи своего друга, что умеешь сам» (внимание друг к другу, вз/помощь, сотрудничество)

 

 

Игры на социально - личностное развитие детей

 

Игра на знакомство и приветствие -“Колпачки”. Детям предлагают поздороваться и познакомиться друг с другом необычным способом. Для этого ведущий раздает участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Участники должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить: «Здравствуйте! Меня зовут… .», отвечать при приеме колпачка «Мне очень приятно! », руками колпачки трогать запрещается.

Игра «Дотронься до... » Воспитатель предлагает: «Дотронься до синего! ». Все дети должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел — ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Игра «Комплименты». Правило - не повторяться. Дети, глядя в глаза, друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают при этом фонарик из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».

 

Игра «Доброе животное». Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Игра "Волшебные конфеты". Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…

 

Примеры высказывания детей:

• пусть они избавятся от болезней

• пусть все долго живут

• пусть у всех будет дом

• пусть все дружно живут

• пусть все будут счастливы

 

«Головомяч».Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их  головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола. Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до трех, четырех, пяти человек.

Игра «Встаньте все те кто…» Ведущий дает задание:"Встаньте все те, кто ...

- любит бегать,

- радуется хорошей погоде,

 

- имеет младшую сестру,

- любит дарить цветы и т.д

При желании роль ведущего могут выполнять дети.

После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

-  Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.

«Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся». Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): - Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

-  Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

 «Художник слова».Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет - его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени этого человека. Остальные дети пытаются угадать, о ком идет речь.

 «Я  хороший - я  плохой».Детям предлагается нарисовать рисунок, автопортрет, на котором должны быть нарисованы как их хорошие, так и плохие качества. Если дети затрудняются, то можно поговорить с ними о том, какие качества они считают плохими, а какие хорошими и почему. Как можно нарисовать плохое качество, а как хорошее? Какого они могут быть цвета и какой формы?

 

 «Найди друга».Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг   найден,   игроки   меняются   ролями.

 «Рукавички».Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников    игры.    Ведущий    раскидывает    рукавички   с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.

«Рычи  лев,  рычи;  стучи,  поезд,  стучи».Ведущий говорит: «Все мы — львы; большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!»,  пусть раздается самое громкое рычание.» «А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче,   изображая  при  этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это — паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение»,   и  все  валятся  на  пол.

 «Прогулка  по  ручью».На полу  мелом  рисуется  ручеек,   извилистый,   то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Туристы страиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему,  расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся  - попадает ногой в ручей и встает в конец цепи.

 

 

 «Поводырь».В комнате разложены и расставлены предметы - «препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.

«Мы хорошие».Дети сидят на ковре. Воспитатель говорит им, какие они хорошие и предлагает погладить себя. Дети гладят себе ручки, ножки, носик, щечки, произнося при этом: «мы хорошие, мы хорошие…». Это упражнение можно использовать как релаксацию во время любых видов деятельности.

 

Итог: Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

 

Познакомиться с историей ДОУ

 

Акция «В детский сад вместе с папой»

Современный папа для своего ребенка часто становится чем-то мифическим, непонятным и недоступным. Он уходит рано утром, целый день «на работе» занимается чем-то важным, а возвращается поздно вечером усталым. Его хватает только на газету и телевизор, иногда и компьютер. По существу, работа, увлечения, жизнь отца проходят мимо внимания ребенка.

Стать отцом очень легко. Быть отцом напротив, очень трудно.

         С целью повышения роли и статуса отца в обществе и семье, привлечения внимания общественности к проблеме ответственного отцовства, популяризации отцовства, 15 октября 2019 г. прошла акция «В детский сад вместе с папой». Приятно было увидеть наших пап, утром и вечером ведущих за руку своих дочек и сыночков, их счастливые глаза и улыбки на лицах!

          Им вручали памятку «Советы любящему папе», открытку с добрыми пожеланиями и раскраску, для совместной работы ребенка и папы.

          В акции приняли участие 64 родителя (отцов, дедушек).

         Мужчины, отцы, помните – от вас зависит успешность будущего вашего ребёнка.

         Любви, терпения и мудрости в воспитании вашего ребёнка!

 

 

 

Погода

GISMETEO: Погода по г.Тулун


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...