Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «Фантазия»
рабочая программа (средняя группа)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx50.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Д/С №1 «РЯБИНКА»

Программа дополнительного образования

по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

«Фантазия»

Разработала: Филь О.А.

Нефтеюганск 2019 г.

Содержание

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2 Характеристика возрастных особенностей воспитанников

1.3 Задачи  программы

2. Содержательный раздел

2.1 Формы организации театрализованной деятельности

2.2. Учебный план организации занятий

3. Организационный раздел

3.1 Организация занятий

3.2. Мониторинг развития знаний, умений и навыков

в театрализованной деятельности

3.3. Формы и направления взаимодействия с семьями воспитанников

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

        Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения, что обязывает педагогов определять личностное своеобразие каждого ребенка, развивать его способности, обеспечивать  самостоятельность и инициативность  в совместной деятельности детей и взрослых в  соответствии с  интересами, желаниями и склонностями детей.

        Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" содержание образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» предполагает

— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесногомузыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, театральной и др.)

       Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности. Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность (изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.

        Содержание данной программы определено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

  1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  3. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  4. сотрудничество ДОУ с семьей;
  5. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  6. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности;
  7. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  8. учет этнокультурной ситуации развития детей.

       Программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей среднего  дошкольного возраста.

        Нормативно-правовую основу для разработки программы составляют:

  • Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
  • Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

        Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам оказывать позитивное влияние на детей. Игра в театр позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе. Театрализованная деятельность помогает не только раскрыть творческие способности, но и развить их.

Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.

1.2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников

          К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности. На  пятом  году  жизни  ребенок  осознаннее  воспринимает  произведения 

художественно-изобразительно музыкального  творчества,  легко  устанавливает  простые  причинные  связи  в  сюжете,  композиции  и  т.п.,  эмоционально  откликается  на  отраженные  в произведениискусства  действия,  поступки,  события,  соотносит  увиденное со  своими  представлениями  о  красивом,  радостном,  печальном,  злом.  У ребенка появляется желание  делиться  своими  впечатлениями  от  встреч  с  искусством,  с  взрослыми  и  сверстниками.  Продолжает развиваться воображение. Формируются такие егоособенности,  как  оригинальность  и  произвольность.  Дети могут самостоятельно придумать  небольшую  сказку  на 

заданную  тему.

1.3. Задачи  программы

1.Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.

2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей перед сверстниками, родителями, младшими детьми).

3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

4. Совершенствовать артистические способности детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

5. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

6. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

2. Содержательный раздел

      Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская, становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения). Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется путем освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:

• многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Красная Шапочка») ;

• игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;

• постановка спектакля по произведению.

 На занятиях ребенок осваивает разные виды настольного театра:

• мягкой игрушки,

• конусный театр,

• театр народной игрушки,

• плоскостных фигур,

• театр ложек

• театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и пр.

3.1. Формы организации театрализованной деятельности

      Разнообразные формы театрализованной деятельности позволяют решать многие задачи: от ознакомления с общественными явлениями, коммуникации, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.

       Дети очень любят играть в театрализованные игры, которые наиболее близки к искусству, их часто ещё называют творческими. В этих играх уделяется большое внимание действию, предмету, костюму или кукле, потому что они имеют большое значение и облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Дети проявляют большой интерес к играм- драматизациям, с удовольствием участвуют в театральных постановках.  В этих играх драма, основанная на действии, которое совершает сам ребёнок, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

В играх-драматизациях детям-артистам предоставляется возможность самостоятельно создать образ с помощью интонации, мимики, пантомимы. Предложенный сюжет не является для детей жёстким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.

        Играя в режиссёрские игры, дети сами выступают в роли сценариста и режиссёра, управляют игрушками или их заместителями. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, они используют разные средства вербальной выразительности.Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.

          В работе с детьми используются специальные этюды и упражнения. Темы для таких маленьких спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча). Умения общаться с людьми в различных ситуациях (Знакомство, Просьба, Благодарность, Угощение, Разговор по телефону, Утешение, Поздравления и пожелания) развиваются благодаря этюдам, направленным на развитие культуры поведения. С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды направленные на распознавание основных эмоций (Радость, Гнев, Грусть, Удивление, Отвращение, Страх).

           Если этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и дать ему речевую характеристику. Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.

           Наиболее любимый детьми вид деятельности - ритмопластика. Она включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей дошкольников, обретению ими ощущения гармонии с окружающим миром, формированию свободы и выразительности движений, воображения.

            Особое внимание  на занятиях в кружке уделяется речевым играм и упражнениям, с помощью которых развивается речевое дыхание, умения владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией.  В занятия включаются игры со словом, которые развивают связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

       Разнообразие форм работы дают возможность использовать их в целях всестороннего развития и воспитания личности ребёнка. Такие формы работы помогают формированию следующих умений и навыков детей:

-дети будут владеть навыками выразительной речи, освоят правила хорошего тона, поведения, этикета, нормы и правила общения со сверстниками и взрослыми;

- у них будут совершенствованы умения передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

-дети будут проявлять интерес к театральному искусству;

-самостоятельно передавая образы сказочных персонажей, дети будут проявлять свою индивидуальность;

- дети научатся взаимодействовать в коллективе,   действовать с товарищами согласованно согласованно.

      Таким образом, театрализованная деятельность помогает ребёнку органично влиться в мир культуры, осознать его целостность и красоту, приобщаться к вечному и прекрасному.

Технологии обучения

  • игровая технология;
  • технология сотрудничества (В.Дьяченко, А.Соколов и др.);
  • проектная технология;
  • здоровьесберегающая технология

Игровая технология

Концептуальные идеи и принципы:

  • игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
  • игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
  • постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
  • игра как социально-культурное явление реализуется в общении, через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
  • использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
  • механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Технология сотрудничества

Концептуальные идеи и принципы:

  • позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
  • уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
  • неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
  • диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
  • сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
  • сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

Здоровьесберегающая технология

Концептуальные идеи и принципы:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования
  • обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
  • учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
  • создание эмоционального тона общения. Хорошее настроение само по себе создает успешную мотивацию.
  • использование гимнастики (пальчиковая, дыхательная, для глаз, динамическая).

3.3.Учебный план занятий по театрализованной деятельности

Тема,

занятия

задачи

Методические рекомендации

1.Кончилось лето

Порадоваться теплой встрече; активизировать слуховое восприятие; учить разыгрывать знакомую сказку в настольном театре; учить входить в роль.

1. Беседа о лете.

2. Игра «Воспоминание о лете».

3. Игра – разминка «Познакомимся».

4. Игра – спектакль «Колобок» (настольный театр фанерных фигур).

5. Игра «Встреча с колобком».

2. Долгий вечерок

Приобщить детей к народной традиции; познакомить со сказкой «Кочеток и курочка»; заинтересовать детей театром картинок; учить запоминать сказку; развивать воображение детей.

1. Дети приходят в гости к Марье.

2. Театр картинок «Кочеток и курочка».

3. На озере

Порадовать детей эмоционально- игровой ситуацией, вызвать желание играть; учить выступать в ролях перед сверстниками; побуждать к двигательной импровизации; учить выразительно произносить стихотворный текст, действовать с воображаемыми предметами.

1. Путешествие на «озеро».

2. Игра «Поймаем рыбку».

3. Сценка «Рыбаки».

4. Игра – хоровод «Ерши – малыши».

4. В нашем саду

Дать представление об урожае плодов в саду; побуждать детей к самовыражению в художественных образах; развивать артистические способности и двигательную активность детей; познакомить со сказкой «Фруктовый спор»; учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.

1. Путешествие в «осенний сад».

2. Игра «В нашем саду».

3. Прослушивание сказки «Фруктовый спор».

4. Беседа по сказке.

 5.Игра- драматизация по сказке.

5. Овощной базар

Вовлечь в игровой сюжет; учить взаимодействовать с партнёром в сюжетно- ролевой игре; учить выражать эмоции в роли; способствовать выразительности интонации речи.

1. Беседа о урожае.

2. Игра «Продавцы - покупатели».

3. Игра хороводная «Веселый огород».

6. За орехами

Побуждать детей включаться в предложенный игровой образ; учить проявлять инициативу в игре, предлагать свои варианты интерпретаций небольших ролей; взаимодействовать в играх-драматизациях; учить использовать мимику, жест, позу, интонацию для создания образа роли.

1. Путешествие на «озеро».

2. Настрой на игру.

3. Хоровод – игра «Во поле орешина».

4. Игра – драматизация по сказке «Кочеток и курочка».

7. Улетели птицы вдаль

Учить детей выразительно играть роли в небольших сценках; учить взаимодействию в ролевой игре; развивать воображение детей в этюдах; вызывать эмоциональный отклик на музыкальные образы; познакомить со сказкой; учить понимать нравственную сторону поступков.

1. Этюд «Журавли улетели».

2. Сценка «Птицы прощаются».

3. Сказка в театре перчаток «Как гуси на юг собирались».

4. Беседа.

8. Игра в спектакль

Приобщить детей к драматизации; способствовать свободному пересказу знакомой сказки; учить готовить самостоятельно все необходимое для своего спектакля; учить партнерскому взаимодействию; воспитывать чувство коллективизма.

1. Беседа.

2. Подготовка к спектаклю – импровизации.

3. Проведение спектакля.

4. Игра «Гуси лебеди».

5. Пляска под музыку.

9. Утки- беленькие грудки

Учить детей выразительно двигаться в соответствии с художественным образом; побуждать при помощи интонации выражать свои настроения; будить воображение детей; вызывать эмоциональный отклик на игровые ситуации.

1. В гости в деревню.

2. Игра – разминка «Веселые утята».

3. Игра – этюд «Утята сушатся на солнышке».

4. Этюд «Хозяйка и утки».

5. Викторина по сказкам.

10. Сказки лесного пня

Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию; учить выражать свои фантазии в словах; настраивать на игровой сюжет; учить внимательно смотреть и слушать сказку; учить прослеживать сюжетные линии; учить четкости произношения в скороговорках.

1. Прогулка по «осеннему лесу».

2. Настрой на двигательную импровизацию.

3. Кукольный спектакль (театр бибабо) «Девочка и леса».

11. Девочка в лесу

Развивать воображение детей; учить отвечать на вопросы по содержанию знакомой сказки; вовлекать в игровой сюжет; учить вступать в ролевой диалог с партнёром; учить

1. Сюрпризный момент.

2. Беседа по сказке «Девочка и лиса».

3. Игра – разминка «Аленушка и звери».

4. Рисование по сказке «Девочка и лиса».

12. Ставим

спектакль

Научить детей оборудовать место для театрализованной игры; приобщать к творческой работе (осуждать замысел, атрибуты и др.); учить действовать фанерными фигурками, показывать при помощи интонации настроение героя; развивать речевые способности; учить выразительности исполнения роли.

1. Сюрпризный момент с медведем.

2. Этюд «Как медведя рассмешить».

3. Игра в театр «Девочка и лиса».

4. Беседа по сказке.

13. Зимние забавы

Создать атмосферу волшебства, сказочности; учить детей придумывать игровые ситуации; развивать творческое воображение детей; порадовать и увлечь детей игровой ситуацией.

1. Приглашение в зимний лес.

2. Двигательная импровизация «Конькобежцы».

3. Гимнастика «Чистим дорожки».

4. Пальчиковая театрализованная игра «Зайчик и лиса».

14. Прогулка с

куклами

Развивать воображение детей, учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями; побуждать эмоционально, отзываться на игру, входить в предлагаемые обстоятельства.

1. Прогулка в «зимний парк».

2. Сценка «Мастерица».

3. Разминка.

4. Игра с куклами.

5. Этюд «Получился снеговик».

15. Сказка из

сундучка

Познакомить детей с новой сказкой; учить внимательно слушать ее; пробудить желание обыгрывать понравившуюся сказку в пластических этюдах; прививать умения выразительно двигаться.

1. Сказочница приглашает детей в комнату сказок.

2. Рассказывание сказки о том, как лисенок ждал зиму.

3. Этюды на выразительность пластики и эмоции.

16. В гости елочка пришла

Вовлечь детей в эмоциональную игровую ситуацию; учить ролевому воплощению; создавать условия для эмоционального проживания в роли; развивать эстетический вкус; включать в разыгрывание сюжетов.

1. Приглашение в гости к елочки.

2. Игра – презентация «Игрушки для елочки».

3. Игра возле елки «Елочный хоровод».

17. Ярмарочная площадь

Приобщить детей к русской народной культуре; вовлечь в фольклорное действие; побуждать к импровизации; учить разыгрывать сценки; вызывать эмоциональный отклик детей.

 1. Путешествие на ярмарку.

2. Игра «Покупай товар».

3. Игра – импровизация «Реклама товара».

4. Инсценировка рус. нар. песни «Где был, Иванушка?».

5. Угощение детей.

18. Приключение в лесу

Пробудить интерес детей к разыгрыванию знакомой сказки; научить выражать свои эмоции в настольном театре мягкой игрушки; учить играть спектакль, не заучивая специально текс; развивать музыкальность детей, учить эмоционально

1. Сюрпризный момент.

2. Беседа и спектакль в настольном театре «Сказка о том, как лисенок ждал зиму».

3. Игра «Кто в домике живет?».

4. Хоровод «С нами пляшут звери».

19. Растем здоровыми и

крепкими

Призывать к здоровому образу жизни; научить детей импровизировать в сюжетно-ролевой игре; учить обустраивать место игры; дать представление о работе врача; учить вступать в ролевой диалог; стимулировать двигательную активность детей.

1. Беседа о здоровье куклы.

2. Сюжетно – ролевая игра «В медицинском кабинете».

3. Сценка «В медицинском кабинете.

4. Игра – разминка «На зарядку».

20. Спешим на представление

Вовлечь детей в сюжетно- игровую ситуацию; познакомить со сказкой; учить внимательно смотреть и слушать сказку; приобщать детей к русской народной традиции; порадовать детей.

1. Беседа о театре.

2. Инсценировка «Смех да веселье».

3. Игра «Это все мои друзья».

4. Частушки.

5. Рус.нар. сказка «Заюшкина избушка».

6. Беседа по сказке.

21. Сундук,

откройся

Пробуждать ассоциации детей; учить вживаться в художественный образ; увлечь игровой ситуацией; учить вступать во взаимодействие с партнером.

1. Викторина по сказкам.

2. Инсценировка «Аленушка помогает по дому».

3. Этюда на выразительные эмоции и движения.

22. Тайны

лесовичка

Вовлечь детей в театрализованную игру; пробудить положительное эмоциональное отношение к театру банок; побуждать к выразительности в этюдах; активизировать двигательную активность в игре.

1. Путешествие в «зимний лес».

2. Этюды «Распеваемся вместе с птицами».

3. Сценка «Волк и заяц» (баночный театр).

4. Танец – игра «Шишковяк».

23. Зимовье зверей

Познакомить детей с новой русской народной сказкой; приобщить к словесному народному творчеству; вовлечь в игровую, нравственную ситуацию; будить воображение при помощи театра картинок; пробудить эмоциональный отклик у детей.

1. Приглашение в театр.

2. Спектакль в театре картинок «Зимовье».

3. Игра – импровизация «Кто как кричит».

24. У меня полно хлопот

Привлечь внимание детей к праздничной дате (8 марта); вызвать эмоциональный отклик к теме материнской заботы и любви; побуждать к импровизации; учить ролевому поведению.

1. Игра в дочки - матери.

2. Инсценировка «У меня полно хлопот».

3. Игры – инсценировки «Домашние дела».

25.Кошки - мышки

Вовлечь детей в игровой сюжет; дать представление о повадках кошек; научить пластичным и выразительным движениям; учить проявлять эмоции через мимику и жесты; развивать артистические способности детей.

1. Беседа о котятах.

2. Этюды на выразительные движения.

3. Этюды на выражение эмоций.

4. Игра «Жили - были сто котят».

5. Песенка про котят.

26. «Три медведя»

Вовлечь детей в игровой сюжет; учить вступать в диалог, вести сюжетную канву; приобщать к фольклорным жанром; учить разыгрывать сюжет сказки.

1. приглашение в «живой уголок».

2. Загадка по сказке «Три медведя».

3. Сказка на фланелеграфе «Три медведя».

4. Инсценировка сказки «Три медведя»

5. Диалог с лисой.

6. Скороговорки.

7. Русские народные потешки.

27. Кто стучится в дверь ко мне?

Познакомить детей с работой почты; дать представление о профессиях работников почты; побудить к сюжетно- ролевой игре; включать в ролевой диалог; развивать образную речь

1. Сюрпризный момент с почтальоном.

2. Ролевые диалоги с почтальоном.

3. Сказка «Почта».

4. Игра «Письма из разных стран».

28. Морская игра

Создать игровую ситуацию, развивать самостоятельность в игре; создавать эмоционально-положительный фон игры; разбудить творческую активность детей.

1. Беседа о том, что видели на улице.

2. Потешка «Солнышко».

3. Рус. нар. прибаутка «Ходит Ваня».

4. Игра «Кораблик».

5. Игра «Смелей, капитан!»

6. Подарки детям.

29. Потешный

ларчик

Приобщить детей к русской национальной традиции; учить чувствовать выразительность произведений малых фольклорных форм; учить эмоционально - двигательно проживать роль; дать эмоциональный заряд при помощи театра Петрушек; вовлечь детей в игровую ситуацию.

1. Сюрпризный момент с ларцом.

2. Театр Петрушки «Петрушки – пересмешники».

3. Потешка «Тили – бом!».

4. Потешка «Мышку по воду послали».

5. Потешка «Косари».

6. Призы от Петрушек.

30.Веселые

карусели

Побуждать детей к двигательной импровизации; добиваться мышечной, двигательной свободы при исполнении роли; образа; давать примерные образцы воплощения роли.

1. Игра «Карусели».

2. Игра – импровизация «Карусельные игрушки».

3. Рисование карусели.

31. За город

Вовлечь детей в игры- импровизации; развивать воображение детей, учить воплощать роль; учить отражать в ролевом поведении характер героя; учить отражать образ в музыкальной импровизации.

1. Дети «поехали» на автобусе в загород.

2. Игра «Журавлики».

3. Инсценировка «Жучок».

4. Этюд – импровизация «Обитатели полянки».

32. «Вспомни сказку»

Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма.

1. Путешествие в магазин игрушек.

2. Сценка по сказке «Кошки и котята».

3. Сценка по сказке «Лис и мышонок».

4. Сценка по сказке «Лошадка-златогривка и баран - круторог».

33. «Дедушка Ежок»

Развивать воображение,  память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами

1. В гости к детям приходит дедушка Ежок.

2. Рус. нар. песенка – игра «Дедушка Ежок».

3. Кукольный театр «Как ежик друга нашел».

4. Вопросы по сказке.

3. Организационный раздел

3.1. Организация занятий

      Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия: 20 мин.

Общее количество учебных занятий в год -33.

При организации театральной деятельности детей используется индивидуальная и подгрупповая формы работы.

Обследование детей проводится с 25 по 30 апреля.

Структура занятия по театрализованной деятельности:

-введение в тему, создание эмоционального настроения;

-реализация творческого потенциала воспитателем и ребенком;

-эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

3.2. Мониторинг развития в театрализованной деятельности

Высокий уровень – творческая активность ребёнка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной и театральной деятельности).

Средний уровень     – эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной и театральной деятельности, желание включиться в неё, несмотря на некоторые затруднения в выполнении задания. Ребёнок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах.

Низкий уровень    – ребёнок малоэмоционален; ровно, спокойно относится к музыкальной и театральной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности.

3.3. Формы и направления взаимодействия с семьями воспитанников

В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Реализация данной программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников и совершенствования педагогического мастерства педагогов.

Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители.

Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. ДОУ должно быть открытой системой – родители должны иметь возможность прийти на занятие, чтобы понаблюдать за своим ребенком. А педагоги должны быть готовы к позитивному взаимодействию, оказывая им необходимую консультативную помощь.

В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения, А воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.

Основными формы работы с родителями:

  • Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)
  • Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)
  • Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Расскажем стихотворение вместе»)
  • Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)
  • Анкетирование
  • Совместные спектакли

Формы театрализованной деятельности:

  • Спектакли с участием родителей.
  • Семейные конкурсы, викторины.
  • Мастер-классы и семинары-практикумы «Театральная мастерская».
  • Консультации для родителей

План взаимодействия с родителями

Форма работы

Темы

Выставка совместного творчества родителей и детей

Консультация

Информационный лист – ширма - передвижка

 Подготовка декораций, костюмов, атрибутов

Оформление фотовыставки

Мини – проект «Создадим сказку руками» - совместное творчество родителей и детей (поделки).

 «Сочиняем сказку. Уроки творчества»

 «Театр, театр!»

«Организация домашнего театра ».

Показ сказки о глупом мышонке  для детей детского сада, родителей

Фотовыставка «Мы – артисты»

Подведение итогов работы за год

Список литературы

  1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2009. – 128с.
  2. Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост. О.Л.Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
  3. Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до спектакля:» - СПб., 2002.
  4. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.
  5. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры – занятия. - СПб, 2002
  6. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
  7. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
  8. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  9. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.Мозаика-синтез 2007г
  10. Н. Ф. Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников». Москва, «Вако», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Презентация Ковалевой Н. И, воспитателем МКДОУ д/с№31....

Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в процессе ознакомления с художественной литературой. Перспективное планирование на год.

В  статье кратко описаны актуальность темы, задачи, методы работы по развитию творческих способностей детей среднего возраста средствами театрализованной деятельности в процессе ознакомлени...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ

Педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ c презентацией...

Реферат: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Современный подход к образованию связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания ребенка не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума...

Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности с использованием ИКТ

СОДЕРЖАНИЕ  ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….4ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………...  81....