Инновационный проект "Семья - что может быть дороже."
методическая разработка (старшая группа)

Основная идея проекта Познакомиться с детьми, их семьями, ценностями, на основе которых строится воспитание моих воспитанников в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный проект

«Формирование нравственных ценностей детей 5-6-летнего возраста средствами игровой деятельности»

Основная идея проекта Познакомиться с детьми, их семьями, ценностями, на основе которых строится воспитание моих воспитанников в семье

Сфера проектирования Формирование нравственных качеств в семье

Актуальность Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье он учится любить, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Родители являются первыми педагогами, они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка с раннего возраста.

Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путём, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.

Поэтому мы решили, что нам необходимо использовать разнообразные формы сотрудничества с родителями, которые дают возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности своих детей. Мы предполагаем, что наши партнёрские отношения с родителями дадут большой результат в развитии наших детей. Помогут детям более доступно и наглядно освоить понятие «Моя семья».

Цель проекта Формирование у детей нравственных ценностей средствами игровой деятельности.

Задачи проекта Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей семейных традиций

  • Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в игровой деятельности
  • Вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории
  • Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека

Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению

Новизна проекта Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к нравственным ценностям. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному развитию.

Сроки реализации проекта 1 месяц – среднесрочный

Этапы проекта

Подготовительный: изучение особенностей семейного взаимодействия; донести до участников проекта важность данной темы; создание развивающей среды: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья»; подбор материала для продуктивной деятельности; составление перспективного тематического плана, разработка содержания конспектов НОД, диагностика по выявлению знаний у детей о своей семье.

Основной (реализация проекта): организация бесед с родителями, оформление информационных стендов по проблемам воспитания детей в семье; проведение НОД с детьми, направленной на формирование представлений о семье, родственных связях в разных видах деятельности, сюжетной -ролевых игр, а также обогащение детско-родительского взаимодействия через организацию совместных занятий, развлечений.

Заключительный: оценка результатов реализации проекта, подведение итогов.

Руководители проекта Воспитатели

Команда проекта Заведующий, старший воспитатель, воспитатели группы, дети 

Исполнители проекта Воспитатели, дети, родители

Консультанты проекта Заведующий, старший воспитатель, музыкальный руководитель

Содержание проекта

В процессе работы над проектом у детей формируются эмоционально-нравственный опыт, чувства сопричастности к родному дому, семье

I Подготовительный этап:

1.Разработка проекта;

2. Подбор соответствующей литературы и информации по данной теме.

3.Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;

4.Общение с родителями и обсуждение работы по данной теме.

5.Привлечение родителей к продуктивной и творческой деятельности:

6. Рассматривание фотографий своей семьи; беседы о семье «Моя семья», «Праздники в моей семье», «Моя бабушка самая хорошая», рассказ детей о братьях и сестрах, рассказы о маме и папе.

7. Подборка стихов о маме и папе, о бабушке и дедушке.

8.Подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр на семейную тематику.

9.Подготовка атрибутов для сюжетно – ролевых игр «Семья», «Дочки- матери».

Работа с родителями:

1.Создание семейных альбомов «Наша дружная семья» из рисунков или фотографий;

2. Изготовление листовки «Ладошки нашей семьи»;

3.Совместная деятельность детей с папами «Мы с папой подарок маме смастерили и этим маму удивили»;

4. Консультация "Как создать родословную своей семьи"

5. Семейную встречу «Неразлучные мы всегда мама, папа и конечно - я».

II Основной этап:

«СОЦИАЛЬНО–КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

1.БЕСЕДЫ НА ТЕМЫ: «Моя семья». «Мои бабушка и дедушка». «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Как я помогаю дома?», Ситуационная беседа по вопросам «Что делает ваша семья утром (вечером)», «На кого ты похож? И почему?»; «Где живёт твоя семья», «В какие игры играют с вами ваши родители»;

Беседа по вопросам с использованием семейных альбомов «Расскажи, с кем ты живёшь»; «Я люблю маму (папу) потому, что…»; «Как близкие заботятся о своих детях», «Мы дружная семья», «Ласковые слова для мамы», «Кто такие - родные, друзья, соседи», «Выходной день с мамой и папой».

Цель: Продолжать развивать речь, как средство общения, умение устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками беседы. Формировать у детей представления о семье, о родственных отношениях; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек, их места работы, домашнего адреса.

2.ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Сказки «Волк и семеро козлят», "Три медведя», «Сказка о глупом мышонке» А.Маршак, . стихотворений «Вот какая мама» «Посидим в тишине»,, Е. Благинина, «Моя семья» Д. Габе, С.Капутикян «Моя бабушка», С.Баруздин «Мамина работа», И. Косякова «Всё она»; Заучивание стихотворений Е. Благининой «Вот так мама», Я.Аким «Моя родня».

Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».

Заучивание пословиц и поговорок о семье.

Когда семья вместе, так и душа на месте.

Не нужен клад, когда в семье лад.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Цель: формировать умение внимательно слушать сказки, стихотворения; развивать интерес к чтению, умению рассказывать выученные стихи, пересказывать содержание сказок и рассказов.

3. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

* Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рожденья», «Дочки- матери», «Готовим обед, как мама», «В гости к бабушке», «Наш Дом».

*Дидактические игры «Чья мама?», «Кого как зовут», «Кто у нас хороший?», «Позвони по телефону», «Знакомство», «Моя семья», • «Мамы и детки», «Найди ладошки своей семьи»), «Узнай про кого я расскажу», «Свой – чужой», «Мое имя», «Моя комната», «Найди предметы», «Кем быть», «Кому что нужно для работы».

*Пальчиковые игры «Этот пальчик дедушка…», «Пальчик, пальчик, где ты был», «Строим дом»; «Кто живёт у нас в квартире», «Семья».

*Настольно-печатные игры «Фоторобот» (складывание из нескольких частей портрета), «Бусы для мамы».

Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка» (папочка или другие родственники).

Цель: формировать интерес к игровым действиям сверстников; умение передавать в игре события окружающей действительности, развивать игровой замысел, мелкую моторику рук, фантазию, память. Развивать у детей умение играть дружно, согласовывать свои действия с действиями других.

4.Труд

«Помоги кукле Маше навести порядок», «Оденем куклу Катю на прогулку».

Цель: Обучать детей правильной последовательности одевания, раздевания, складывания снятой одежды после прогулки, умению соблюдать порядок. Приучать к опрятности не только себя, но и кукол, аккуратно расставлять посуду. Воспитывать эстетичность и красоту.

5.Наблюдения за трудом няни, повара, дворника, мамы дома, папы. Посещение вместе с родителями их работы.

Цель: Формировать представления о трудовых действиях, используемых инструментах, значимости результатов труда.

6.СХД

Рассматривание семейных альбомов, которые сделали родители и принесли в детский сад.

Сюжетных картин: «Моя семья» «У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Поездка на дачу».

Раскрашивание «Папа, мама, я - дружная семья», лепка «Портрет мамы», изготовление из цветных макарон «Бусы для мамы», аппликация из ладошек «Моя семья»

Цель: Формировать представление о семье, семейной принадлежности, развивать атмосферу тепла, любви и дружбы. умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды.

7.Формирование основ безопасности

Беседы: «Правила безопасного поведения», «Это вредная еда», «Микробы и мыло», «Если ты остался дома один».

Ситуация: «Что делать, если ты потерялся».

Дидактические игры: «Опасно – неопасно», «Полезна и вредная еда».

Цель: закрепление навыков безопасного поведения дома, на улице, умения применять полученные знания в жизни. Воспитывать осторожность при выполнении упражнений, безопасность в подвижных играх.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

1.Занятие по развитию речи «Моя семья».

Цель: Учить рассказывать по картинке "Моя семья", отвечать на вопросы воспитателя простым предложением из 3- 4 слов, упражнять в согласовании личных местоимений с существительными. Развивать умение произносить звук (м) в словах, фразовой речи; произносить звукоподражания с разной силой голоса. Воспитывать интонационной выразительность речи, любовь и уважение к своей семье.

2.Составление рассказов на тему: «Моя комната», «Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома».

3. ФЦКМ (ознакомление с предметным миром) «Поможем бабушке Федоре»

Цель: Учить различать виды посуды (столовая, чайная, кухонная) и способы её использования; закрепить знание геометрических фигур. Развивать умение отвечать на вопросы, использовать в речи обобщающие слова " Посуда", "Столовая", "Чайная", "Кухонная». Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, бережное отношение к посуде; способствовать формированию привычки к чистоте.

ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

1.Занятие по аппликации «Мой портрет»

Цель: Учить на готовой форме (голове) размещать готовые детали (нос, глаза рот). Развивать умение передавать в аппликации своё лицо.                                                                                                  Занятие по рисованию «Портрет мамы на воздушных шариках».

 Цель: Передовать приблизительное сходство с портретом своей мамы. Воспитывать любовь к близким, желание делать им подарки.

2.Конструирование «Дом»

Цель: Учить детей строить дом; видеть постройку в целом и выделять ее части (стены, крыша, дверь, окно), отвечать на вопросы педагога, рассказывать о том, как построена каждая часть. Развивать умение делать анализ образца-постройки (два кирпичика стоят слева плотно друг к другу на узких гранях, два таких же кирпичика стоят справа, сверху две призмы, спереди и сзади построек, кирпичики, приставленные широкими гранями). Воспитывать конструктивные навыки.

3. Пение и слушание песен:

«Моя семья» Музыка и слова: Александр Ермолов, «Папа, мама, сестра и брат» слова и музыка: Яков Василевский, «Мама, папа, я" (исп. группа "Волшебный микрофон"), «Моя дружная семья» Сл. Татьяна Рядчикова, муз. Александр Комаров, "Бабуля, дедуля "муз. и сл. В. Бобкова, "Папа, мама, я" муз. В. Ковалива, сл. М. Марина

Цель: уметь внимательно слушать музыкальные произведения до конца, понимать характер музыки рассказывать, о чем поется в песне. Способствовать музыкальной восприимчивость детей, воспитанию зачатков музыкального вкуса.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Подвижная игры: «По ровненькой дорожке», «Парами на прогулку», «Найди свой домик», «Поезд», «Наседка и цыплята», «Такси», «Тишина», «Пройди – не задень», «Пройди – не упади», «Птички в гнездышках», «Найди свое место».

Физкультминутки: «Я иду, и ты идешь «, «Ладушки у бабушки», «Посуду моет наш Антошка», «Я человек, и ты человек."

Цель: развивать у детей согласованность движения рук и ног со словами игры; приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать чувство равновесия, ориентировке в пространстве; развитие умения бегать по площадке, не наталкиваясь на других участников игры, начинать движение по сигналу.

III Завершающий этап:

Результат: Дети могут рассказать о своих родственниках, о своей семье и своих семейных традициях. Отношения у детей к своим родителям стали более тёплыми, родители и дети стали к друг другу внимательнее и трепливее. Многие родители чаще стали интересоваться делами группы. Многие предлагают свою помощь, а некоторые иногда проявляют свою инициативу в организации групповых дел.

1. Мы оформили выставку семейных фотографий в рамках, сделанных с детьми: «Я и моя семья» (фотовыставка),

2. Оформили семейный альбом : «Моя дружная семья»

Результаты проекта

Дети смогут рассказать о своих родственниках, о своей семье и своих семейных традициях и ценностях

Расширение представления детей о значимости семьи и ее ценности

Установление доверительных детско-родительских отношений

Методические продукты

Образовательный маршрут на тему проекта

Методические рекомендации для родителей

Фотовыставка «Я и моя семья»

Картотеки дидактических и подвижных игр

Сценарий праздника ко дню матери

Литература

1. Горшенина В. В., Самошкина И. В., Черкасова Н. П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. – М. : Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.

2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2007.

4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для Руководителей и практических работников ДОУ/Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М. : АРКТИ, 2010.

5. Ривина Е. Родословная в детском саду: история и образ семьи. Журнал «Дошкольное воспитание» №12 – 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе «Моя семья – что может быть дороже!»

Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;Повысить уровень педагогической культуры родителей;Вовлечь родителей в разрешение жизненных...

Отчет проекта: «Моя семья – что может быть дороже»

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Мало кто из детей з...

Проект: творческий – групповой - семейный в средней группе №1 «Моя семья – что может быть дороже»

Актуальность проекта Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям...

Проект "Моя семья - что может быть дороже"

Проект разработан для детей, педагогов и родителей дошкольного возраста...

Проект «Моя семья – что может быть дороже» средняя общеобразовательная группа

Цель проекта:         Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка....

Проект "Моя семья,что может быть дороже" в старшей группе (краткосрочный)

Актуальность темы. В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обе...