Педагогическая техника и педагогическое мастерство
статья

Егорова Надежда Михайловна

Важную роль в воспитательно-образовательном процессе играют постоянный поиск нового, творчество и стремление к овладению секретами искусства воспитания, ведь внутренний и социальный мир детей, подростков постоянно меняется, им трудно найти своё место в столь быстро меняющемся современном мире бизнеса, политики, технического прогресса. В этом им могут и должны помогать любящие родители и грамотные педагоги. Именно поэтому решение непосредственных задач в области образования и воспитания подрастающего поколения в основном зависит от педагогического мастерства взрослого поколения, владения педагогической техникой как одной из основных составляющих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_tehnika_i_pedagogicheskoe_masterstvo.docx44.12 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая техника и педагогическое мастерство

Стремительно меняющаяся на современном этапе окружающая жизнь неминуемо влечет за собой повышение требований к профессиональной компетентности  педагогов, которые должны обеспечить всестороннее развитие здорового подрастающего поколения. Безусловно, этот процесс требует не только глубоких знаний, умений и навыков, разнообразных способностей, но и значительного творческого подхода к самому процессу подачи образовательного материала, а также определенных качеств личности самого педагога.

Педагог – это в первую очередь«специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания».

 Показателем высокого уровня профессиональной деятельности во многом является успешное творческое решение различных задач, эффективное достижение образовательных и воспитательных целей посредством использования разнообразных способов. Педагог, любящий детский коллектив, чувствующий его, работающий по призванию, должен обладать как целым комплексом свойств личности, обеспечивающим высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, так и постоянно совершенствовать искусство воспитания и обучения. Он должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога. Фундаментом же развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание, педагогическая техника.

Слово «мастерство» в значении «мастер – лучший в своей профессии» изначально было связано в основном с деятельностью ремесленников, однако с начала XX века понятие «мастерство» всё больше стало связываться и с творческими профессиями. В связи с тем, что педагогическая деятельность также в значительной степени носит творческий характер, общепринятым стало понятие «педагогическое мастерство».

    Педагогическое мастерство включает в себя следующие компоненты:

I. Профессионально-педагогическая направленность личности учителя

Педагог должен позитивно относиться к своей деятельности и к своим воспитанникам. Положительное отношение вызывает больший интерес к своей профессии, ответственность за результативностьпроцесса и побуждает педагога совершенствовать свои личные качества. Основными из которых являются высокая нравственность, общественная активность, уважение к другим нациям, трудолюбие, скромность, любовь и доброта к детям, милосердие, гуманизм и др.

II.Профессионально значимые знания

Современный педагог должен овладеть профессионально необходимыми знаниями и  методиками их преподавания, а также способностью свободно мыслить, иметь научное представление о мире, обладать широким кругозором. Научная грамотность, интеллектуальный поиск, стремление к обновлению и расширению своих педагогических знаний также являются необходимыми качествами современного педагога, как и умение пользоваться достижениями современной науки и техники, способность проводить исследования, что ведет к необходимости овладеть и навыками исследовательской работы.

III. Профессионально необходимые способности, умения и навыки

Чтобы стать мастером своего дела, педагог должен иметь ряд способностей, которые помогут ему более успешно выполнять свои профессиональные функции.

  • организаторские способности - способность организовать и развивать коллектив воспитанников, направлять его на решение важных задач; способность организовать свой труд и совместную деятельность с учащимися;
  • коммуникативные способности - способность управлять процессом своего общения с детьми, их родителями, коллегами, предупреждать и своевременно устранять конфликты;
  • дидактические способности - способность передать свои знания в доступной форме и разъяснить их; способность самостоятельно добывать новые знания, следить за развитием науки и применять научные достижения в своей практике; учить детей самостоятельно мыслить, высказывать своё мнение и обосновывать его;
  • наблюдательские способности - умение изучать и понимать внутренний мир каждого ребенка, раскрыть особенности его поведения и характера, направлять развитие личности каждого воспитанника;
  • речевые способности - умение точно, доступно, выразительно, эмоционально и содержательно выразить посредством устной и письменной речи свои мысли и чувства, изложить образовательный материал, методические указания, оценить знания, умения и поведение воспитанников;
  • гностические способности - способность предвидеть перспективы развития личности каждого воспитанника, то есть, умение определить ход и результаты его познавательной деятельности, развития личностных качеств;
  • способность управлять вниманием - умение педагога заинтересовать детей, сосредоточить их внимание на конкретном вопросе, проблеме, задании. Это помогает педагогу «видеть» всех учеников одновременно, выделять из них более способных, направлять их деятельность (учебную, трудовую, общественную) в нужное русло.

В совокупности эти способности предопределяют более успешную деятельность педагога, способствуют созданию его собственного опыта, собственного стиля работы и авторитета. Кроме того,важным компонентом является наличие у него таких личностных качеств, как трудолюбие, терпеливость, требовательность, настойчивость, творческий подход к работе, ответственность за её результаты и др.

IV. Профессиональное творчество

Деятельность педагога в значительной степени требует творческого подхода, поскольку она включает в себя множество различных, часто нестандартных, ситуаций, требующих поиска различных вариантов быстрого решения проблем.

Особенность педагогического творчества педагога обусловливается именно сложностью воспитательно-образовательного процесса, включающего в себя бесчисленное количество педагогических ситуаций, связанных с формированием личности, нравственности, мировоззрения, убеждений, сознания, поведения воспитанников. В поиске методов и средств решения этих проблем, в технологии их применения и проявляется творчество педагога.

    Мастерство каждого педагога индивидуально, как и его личность: одни быстро завоевывают авторитет своей активностью во всех делах, другие – интересными занятиями и уроками или досуговыми мероприятиями, третьи – внедряя передовые технологии и методы работы.

В педагогической практике предлагаются следующие критерии оценки уровня сформированности педагогического мастерства:

  • разнообразие методов, средств, форм и видов работы, их новизна;
  • соответствие опыта работы новым достижениям передовой практики;
  • эффективность, актуальность и оптимальность достигнутых результатов, их стабильность на протяжении длительного времени в изменяющихся условиях;
  • умение педагога обобщать свой опыт, обмениваться им с другими педагогами.

Кроме того, постоянно обновляющийся педагогический процесс требует от педагога постоянного развития своего мастерства, совершенствование которого может осуществляться следующими путями:

  • постоянное самообразование (чтение специальной литературы, посещение образовательных и воспитательных мероприятий опытных педагогов и т.д.);
  • использование средств массовой информации, изучение научно-педагогической и методической литературы;
  • использование средств и условий, созданных по месту работы (методические дни, взаимопосещение, методобъединение, педагогические чтения, наставничество, семинары и др.);
  • повышение квалификации, а также участие в различных конкурсах, семинарах, конференциях.

В профессиональной деятельности педагога большое значение имеют также его личностные качества, которыми педагог должен обладать помимо профессионально необходимых знаний, умений, навыков и способностей. Педагог должен быть:

  • всесторонне развитым, творческим, деловым;
  • владеющим национальными и общечеловеческими ценностями;
  • духовно развитым, имеющим представление о религиях, уважающий чувства верующих;
  • быть настоящим гражданином;
  • в совершенстве владеющим научными знаниями в области своей специальности, а также педагогики, психологии, частных методик и др.;
  • любящим детей и свою профессию, доверяющим своим воспитанникам, стремящимся сформировать в каждом из них всесторонне развитую личность;
  • свободно и творчески мыслящим, требовательным и справедливым;
  • здоровым, уравновешенным, спокойным, его речь должна быть правильной и понятной всем;
  • должен находить общий язык с каждым учеником, понимать каждого;
  • должен воспринимать детей такими, какие они есть, со всеми их недостатками, а не выбирать лучших;
  • справедливым и требовательным ко всем одинаково, в том числе и к себе;
  • уметь сотрудничать с коллегами по работе, психологами, медиками, а также с родителями воспитанников;
  • должен находиться в поиске новых технологий, методов и средств, отвечающих современным требованиям;
  • должен постоянно общаться с боле опытными коллегами, изучать и творчески применять их опыт.

Деятельность педагога требует от него большой социальной ответственности, духовной культуры и высокой нравственности, т.к. педагог должен заботиться о формировании у воспитанников уважения к национальным и общечеловеческим ценностям. Эти и многие другие качества педагога должны быть ориентиром для детей.

Важное значение имеет также способность педагога быстро сближаться с людьми, общаться с ними, не допуская конфликтов, поскольку общение – основа педагогической деятельности.Свою деятельность он должен строить на основе норм и правил педагогического такта и этики, подчиняя им свое поведение и мировоззрение. Профессиональная этика помогает педагогу в сложнейших ситуациях сохранять спокойствие, выдержку, что обеспечивает успешную деятельность и повышает его авторитет в коллективе.

    Неотъемлемой частью педагогического мастерства является педагогическая техника. В связи с этим, педагогу недостаточно владеть лишь теоретическими знаниями, он обязан учитывать индивидуальные и возрастные особенности своих учеников, подбирать такие методы, средства и технологии, которые бы позволили ему эффективно работать как со всем коллективом, так и с отдельными группами воспитанников, и индивидуально с каждым ребенком.

Педагогический процесс разнообразен, в нем встречаются не только стандартные ситуации, но и те, которые не предусмотрены педагогической теорией, что требует от педагога, с одной стороны, владения стандартизированными умениями и навыками, т.е.непосредственно педагогической техникой, с другой – творчества, актёрского мастерства и саморегуляции, т.е. способности управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, адекватностью и  стрессоустойчивостью.

Необходимость творческого подхода обусловлена также требованием внедрять передовые педагогические и информационные технологии в учебно-воспитательный процесс. Поэтому в последнее время в научно-педагогической терминологии часто встречаются такие слова, как техника и технология.

«Техника» (с греч. – искусство ремесла) –  совокупность элементов методов и средств, обеспечивающих эффективность любого труда, в том числе педагогического.

Педагогическая техника включает в себя такие элементы, как умение саморегуляции, в том числе мимика (владение мышцами лица), жесты (владение руками), пантомимика (действия без речи), которые позволяют педагогу управлять своими эмоциями в процессе общения с воспитанниками, их родителями и коллегами.

Как подчёркивал А.С.Макаренко, «...не владеющий мимикой, не умеющий придавать своему лицу нужное выражение, не владеющий своим настроением человек не может быть хорошим воспитателем. Педагог должен уметь ходить, шутить, радоваться и огорчаться. Воспитатель должен так уметь вести себя, чтобы каждое его действие было воспитывающим. Он должен знать, чего он хочет или не хочет в определённый момент. Если педагог этого не знает, кого он может воспитать?»

«Технология» (с греч.технос– искусство, ремесло, логос – наука) – это наука о профессиональном искусстве. В этом значении слово технология включает в себя совокупность методов, приёмов, средств, в том числе и педагогическую технику, с помощью которых педагог осуществляет целенаправленную деятельность, формируя определённые знания, умения, навыки и личностные качества.

Техника и технология – взаимосвязанные понятия, при этом технология это определённый порядок действий в процессе, а техника – одно из средств достижения поставленной цели в этом процессе.

Понятие «технология» очень близко связано с понятием «методика». При этом технология связана с более конкретными вопросами, например: технология проведения определённого этапа занятия или урока, технология объяснения нового материала и т.п., то есть она требует детализации. Методика же связана с более широкими вопросами, например: методика подготовки беседы, экскурсии и т.д.

Педагогическая техника является важнейшим компонентом педагогического мастерства, и, в свою очередь, включает в себя множество взаимосвязанных элементов: актёрское мастерство, культура и техника речи, ораторское искусство, мастерство управления процессом общения.

Педагогическая деятельность, в силу своего творческого характера, очень близка к театральной актерской деятельности. Педагогу, как и актёру, должны быть присущи многие творческие особенности: вдохновение, эмоциональность, способность перевоплощаться и др.

Любое образовательное или воспитательное мероприятие будут эффективны лишь в том случае, если педагог сумеет правильно, на основе соответствующих принципов, спланировать их, постоянно обновляя «сценарий», средства и формы работы. Только при этом условии результатом будет развитие личности ребенка.

Важную роль в развитии актёрского мастерства педагога играют психологические процессы: память, внимание, воображение и другиепсихические процессы, которые являются средством выражения отношения педагога к различным педагогическим ситуациям.

А.С.Макаренко писал: «Большинство организаторских ошибок в работе с детьми происходит из-за грубостей в общении. С ними нужно разговаривать так, чтобы из общения с вами они почувствовали вашу культуру, ваше терпение, вашу личность. Мы должны именно так научиться разговаривать с ними».

    В процессе обучения и воспитания необходимо особое внимание уделять средствам общения, прежде всего речи. Культуре речи детей нужно учить с раннего возраста, постоянно развивая её. Педагог же сам должен в совершенстве владеть культурой речи, чтобы в процессе своей деятельности быть образцом для детей.

В этой связи речь педагога должна отвечать определённым требованиям:

  • речь должна быть содержательной, эмоциональной, живой, логичной, грамотной...
  • по звучанию ровной, равномерной, приятной на слух и отвечающей требованиям акустики;
  • речь должна выполнять коммуникативную, интерактивную и перцептивную функции одновременно;
  • она должна служить средством прямой и обратной связи;
  • в речи должны быть пословицы, поговорки, обобщения и фразеологические выражения;
  • речь должна помогать педагогу в проблемных ситуациях, активизировать учащихся, а не подавлять их;

Среди множества особенностей речи педагога важное место занимает красноречие, помогающее легче найти общий язык с учениками, их родителями и коллегами, легче воздействовать на их сознание и чувства.В процессе работы педагог должен пользоваться литературным языком, его произношение должно отвечать нормам фонетики и дикции, а также требованиям слушания, чтения и говорения.

В процессе занятий речь педагога должна быть направлена непосредственно на воспитанников, должна способствовать развитию их интереса к предлагаемой теме, обсуждаемым вопросам и используемым средствам наглядности, в таком случае смысл материала будет доступней.

Речь взрослого должна активизировать мыслительную деятельность детей, их внимание. Для этого педагог должен уметь правильно задавать вопрос, умело подводить учащихся к нужному ответу.

Речь педагога должна быть точной, образной, яркой, эмоциональной, без стилистических и фонетических ошибок, лучше всего говорить в среднем темпе, чтобы дети успевали воспринимать информацию.

Помимо вышесказанного для успешной работы педагога большое значение имеет ораторское искусство, т.е. он должен уметь выступать перед большой аудиторией. Для этого ему необходимо владеть хорошо поставленной дикцией, жестами и мимикой, способностью управлять аудиторией, убеждать её, использовать самые разные средства (технические, наглядные) для эффективного воздействия на слушателей.

Человек, живя в обществе, обязательно ощущает потребность общения с кем-либо. Общение –это прежде всего обмен мыслями, мнениями.Кроме того, общение позволяет человеку заниматься вместе с другими людьми различными видами деятельности: игрой, трудом, учебой, творчеством и др. В ходе деятельности люди обмениваются информацией, мнениями, адаптируются друг к другу, поэтому роль каждой личности в обществе, его авторитет, успешность зависят от его способности находить общий язык с другими людьми.

Психолог А.Н.Леонтьев в известной книге «Очерки по психическому развитию» так писал об общении поколений: «Если допустить, что старшее поколение вдруг исчезнет, то очевидно, что прогресс общества не только замедлится, но и вовсе остановится». Действительно, взаимодействие и преемственность поколений, в том числе педагогов с воспитанниками, может быть достигнута лишь путём общения их друг с другом, посредством которого создаются, развиваются и возрождаются культура и другие ценности общества. Понимающие это передовые представители общества стараются сохранить их для новых поколений и передать им эти ценности в процессе обучения и воспитания.

Педагогическое общение – это взаимодействие непосредственных участников педагогического процесса. Его успешность зависит от их умения совместно трудиться, помогать друг другу, координировать свои действия. То есть, успешность общения опять же зависит в большей степени от мастерства педагога.

Мастерство педагога по управлению общением включает в себя следующие компоненты:

  • правильное выполнение функций общения;
  • правильный выбор стиля и позиции общения;
  • предупреждение или своевременное устранение конфликта;
  • обучение своих учеников, воспитанников правильному общению.

Существует несколько стилей общения взрослого с ребенком (педагога с воспитанниками):

  • Демократический стиль – основан на взаимопонимании и взаимодействии в ходе воспитания, когда воспитатель совместно с детьми обсуждает все проблемы коллектива, деятельность которого строится на свободе мышления, инициативе, творческом отношении к работе, стремлении проявить свои возможности и способности.
  • Дружеские отношения – это стиль взаимоотношений педагога с воспитанниками на основе взаимоуважения и требовательности. Этот стиль позволяет педагогу видеть переспективы развития личности каждого воспитанника, учитывая его индивидуальные особенности применять меры поощрения и наказания. Этот стиль очень близок к предыдущему, он создаёт условия для перехода от официальных отношений к дружеским, сохраняя при этом в нужные моменты определённую дистанцию между педагогом и воспитанниками. Если педагог игнорирует эти стили, стараясь создать себе авторитет за счёт своего служебного положения ( «я - педагог, а ты всего лишь ученик»), он рискует потерять уважение к себе со стороны воспитанников.
  • Общение-дистанция – этот стиль достаточно распространён, использование его оправдано в тех случаях, когда необходимо предъявить официальные требования к учащимся, или потребовать от них выполнения определённых условий. Но нельзя злоупотреблять этим стилем это может привести к отчуждению воспитанников, к излишней официальности взаимоотношений. Этот стиль больше подходит к учебному процессу, чем к воспитательному.
  • Стиль запугивания– основан, как правило, на стремлении самоутвердиться таким путём, ограничивая тем самым активность воспитанников, их инициативность. Этот стиль категорически противоречит законам развития демократического общества и не рекомендуется для использования.
  • Стиль высокомерия– как правило, этим стилем пользуются неопытные педагоги или люди, неверно понимающие свой статус, не верящие в свои силы, поэтому они пытаются поставить воспитанников в позицию «подчинённого». Если педагог вовремя не откажется от этого стиля, между ним и воспитанниками возникнут трения, конфликты.

Таким образом, первый и второй стили общения могут обеспечить педагогу эффективные результаты в воспитании, третий стиль рекомендуется использовать лишь при необходимости, четвёртый и пятый стили в его работе не должны использоваться вообще.

Педагогическое общение носит творческий и индивидуальный характер, поэтому овладение мастерством педагогического общения во многом зависит от собственной личности педагога. В частности, многие практикующие психологи рекомендовать следующие пути и методы овладения секретами педагогически и психологически обоснованного общения:

  • глубоко изучить свои индивидуальные психологические и нервно-типологические качества;
  • изучить основные причины конфликтных ситуаций, возникающих в ходе общения с учениками, их родителями и коллегами;
  • ознакомиться с основными требованиями к себе со стороны педколлектива, родителей учащихся;
  • с учётом результатов самоанализа корректировать свою деятельность, постоянно совершенствуя свои профессиональные качества и навыки.

Таким образом, педагогическое общение, построенное на законах психологии и педагогики, и основанное на общественной активности, инициативе, самовоспитании и самообразовании, стремлении к сотрудничеству с воспитанниками, а также на желании их понять и создать реальные условия для их творческого развития будет способствовать педагогическому мастерству.

Еще одним важнейшим компонентом педагогического мастерства являетсяпедагогический такт.«Такт»– это форма взаимоотношений людей, обеспечивающая успешное взаимодействие друг с другом. Тактичному человеку легче сохранить хорошие отношения с большинством людей, принести им радость. Нетактичным людям это сделать сложнее, так как при общении у них возникают конфликты. Нетактичные педагоги сами осложняют свои отношения с воспитанниками, их родителями и своими коллегами.

Понятия такт и педагогический такт очень близки, но не идентичны: каждый воспитанный, интеллигентный человек может быть тактичным, а педагогический такт – это особенное качество, необходимое педагогу для успешного взаимодействия с учащимися в ходе их обучения и воспитания. В широком смысле педагогический такт – это средство оптимального и эффективного решения проблем в конкретных педагогических ситуациях.

Педагог должен быть прост в общении, но по словам А.С.Макаренко, простота не означает грубость, излишнюю откровенность. Педагогический такт требует от учителя творчества, умственной активности, особенного мастерства. Тактичный педагог с особой осторожностью использует различные методы и средства общения, в этом ему помогают такие личностные качества, как наблюдательность, доверие, осторожность, справедливость, терпение, самообладание и другие.

Педагогический такт требует от педагога заранее предвидеть, как воспримут ученики ту или иную оценку, наказание, требование, при этом он должен учитывать их настроение, эмоциональное состояние и отношение к учёбе, труду, общественной работе.

Педагогический такт –не врожденное качество, оно формируется в процессе деятельности, путем проб и ошибок, поэтому требует глубоких педагогических и психологических знаний, что также имеет непосредственное отношение к педагогической технике, а соответственно к педагогическому мастерству в целом.

Таким образом, педагогическая техника, будучи сложным по структуре образованием, играет очень важную роль в педагогической деятельности. Для повышения своего педагогического мастерства педагог должен постоянно работать над собой, развивая свою технику, свой стиль общения и др. В этом, кроме того, ему должен помогать каждый специалист в педагогическом коллективе, в том числе психолог. Однако он и сам самостоятельно должен осваивать психотренинги, а также различные деловые игры, ролевые ситуации, изучать опыт передовых педагогов.

Как верно отмечал великий педагог К.Д.Ушинский, «... Особенность искусства воспитания заключается в том, что всем оно кажется понятным и знакомым, а некоторым даже очень легким. И чем меньше человек теоретически и практически знаком с искусством воспитания, тем больше это дело ему кажется легким. Очевидно, что воспитание от всех требует терпения, как думают некоторые –врожденных способностей и опыта, однако кроме терпеливости, способностей и опыта необходимы специальные знания».

Важную роль в воспитательно-образовательном процессе играют постоянный поиск нового, творчество и стремление к овладению секретами искусства воспитания, ведь внутренний и социальный мир детей, подростков постоянно меняется, им трудно найти своё место в столь быстро меняющемся современном мире бизнеса, политики, технического прогресса. В этом им могут и должны помогать любящие родители и грамотные педагоги. Именно поэтому решение непосредственных задач в области образования и воспитания подрастающего поколения в основном зависит от педагогического мастерства взрослого поколения, владения педагогической техникой как одной из основных составляющих.

Литература:

  1. Беспалько В.П., Слагаемые педагогической технологии – М,
  2. Макаренко А.С., Педагогические сочинения – М, 1986
  3. Немов Р.С., Психология: учебник для студентов высших пед.учеб. заведений – М., Просвещение: Владос,1995
  4. Синица И.А., Педагогический такт и мастерство учителя – К, 2001
  5. ПодласыйИ.П.,  Педагогика: учебник для студентов высших пед.учеб. заведений – М., Просвещение: Владос,1996
  6. Филонов Г.Н., Формирование личности: проблема комплексного подхода в процессе воспитания школьников – М, Просвещение, 2003
  7. Интернет-источники
  8. и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий проведения окружного педагогического фестиваля «Калейдоскоп профессионального мастерства»

Сценарий в стихотворной форме представляет отчёт методических кафедр о своей работе. Ведущая "делится" опытом работы с гуманоидом с другой планеты, который поражён досижениями землян в области дошколь...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Педагогический совет Тема: «Педагогическое мастерство педагога»

Главные качества педагога-мастера - человеколюбие и умение общаться с людьми. Педагогическое мастерство с технологической точки зрения - это система, основными компонентами которой являются высокая об...

Выступление на фестивале педагогических идей «Грани профессионального мастерства», в номинации «Мое авторское пособие»

                      Лэпбук - сравнительно новое средство обучения, которое соответствует новым требованиям и целям обучения и воспи...

Эссе на тему "Педагогическая техника и педагогическое мастерство".

laquo;Умение воспитывать — это все – таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины. Беда искусства воспитания в том, что научить воспит...

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."

Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...