Методическое объединение "Аукцион педагогических идей" (Копилка педагогического мастерства).
методическая разработка по физкультуре (младшая группа)

Плахотнюк Жанна Валерьевна

Опыт работы.Семинар практикум.Мастер - класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на МО26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Аукцион педагогических идей

(Копилка педагогического мастерства)

ГБОУ Школа № 2083

Подготовила: инструктор по физической культуре

Плахотнюк Ж.В.

МО – прыжки младший дошкольный  возраст.

Сегодня я расскажу о прыжках младшего возраста, о способах выполнения, особенностях элементов технике, методы и приемы на этапе обучения и правила техники безопасности при организации.

1. В спортивном зале должно быть чисто, пол – сухой. 

На занятии ребенок должен быть в спортивной форме ( желательно).

 Для того, чтобы избежать травм, случайных растяжений и т. п, необходимо занятие начинать с разминки.

Дети 3 лет, прыгая в длину с места, обычно приземляются на пятки с последующим перекатом на всю ступню. Чтобы избежать резких сотрясений и травм, на место приземления (если ребенок выполняет прыжки в помещении) кладут мягкий коврик, а на площадке прыгают в песок.

  Все дети во время занятий должны быть постоянно в поле зрения инструктора физкультуры и воспитателя.       Необходимо постоянно наблюдать за состоянием детей во время занятий, регулировать нагрузку упражнений согласно нормативной программе.

Не следует давать детям упражнений, не соответствующих возрасту.   Обязательно страховать детей в тех видах упражнений, в которых требуется страховка.  Не разрешать детям  без спроса  брать в спортивном зале какой-либо инвентарь . Никогда не оставлять детей в зале без присмотра. Выход из зала после  занятий  должен быть организованным. Нельзя отпускать детей в группу одних.

Вопрос к аудитории: (изображать схематично). Какие этапы вы знаете?

ЭТАПЫ:

 На первом этапе (обучение) ставятся задачи познакомить детей с новым физическим упражнением, создать первоначальное целостное представление обо всем двигательном акте, научить выполнять его в общих чертах, т.е. при правильной последовательности элементов.

2 этап – углубленный

3 этап – закрепление и совершенствование

Сделать карточки: (нужна магнитная доска, магниты, маркеры)

Вопрос: Давайте рассмотрим 1 этап. Какие вы методы используете?

 Для этого используются:          

словесные методы- рассказ, объяснение (Объяснение должно быть кратким, точным, понятным, образным, эмоциональным), 

наглядные: демонстрация (показ прыжка, демонстрация видеофильмов, слайдов, фотографий),

практические: методы разучивания упражнения по частям и в целом, игровой метод.

СПОСОБЫ ВЫПОЛНЕНИЯ Прыжок состоит из четырех фаз:

1) подготовительной - принятие исходного положения,

2) основной- отталкивание;

3)  полет, 

4) заключительной — приземление.

В этом возрасте дети не умеют согласовывать одновременные действия ног и рук, приземляются тяжело на всю ступню, поэтому необходимо учить детей синтезировать приобретённые умения отталкиваться двумя ногами, приземляться, сгибая колени, мягко приземляться на полусогнутые ноги, реагировать на ориентиры.

 

ОСОБЕННОСТИ 1 ф. – стать прямо, ноги параллельно на ширине ступни, полуприсесть, отвести руки назад;

2 ф. – отталкивание двумя ногами вперед – вверх с энергичным движением рук вперед – вверх;

3 ф. – полет. Вынести сравнительно прямые ноги вперед. Руки совершают движение вперед – вниз – назад до отказа, одновременно производится наклон корпуса вперед, голова приближается к коленям;

4 ф. – приземление на пятки почти прямых ног с перекатом на всю ступню с одновременным сгибанием ног, руки при этом опускаются вниз

2 этап углубленный

Наглядные методы: наблюдение, уточнение правильности выполнения разучиваемого движения для создания правильных мышечных ощущений.

Словесные методы:

объяснение (постепенное исправление ошибок и точное выполнение движения в целом), поощрение.

Практический метод: повторение упражнения.

3 этап закрепление и совершенствование.

Применяется весь комплекс методов.

Закрепление навыка происходит на

Физкультурных досугах, физкультурных праздниках, Днях здоровья, каникулах.

Подробно остановлюсь на младшем возрасте.

У детей начала 3 года практически отсутствует умение прыгать и подпрыгивать. Их прыжковые движения сводятся к ритмичным приседаниям, сгибанием и сгибанием, и выпрямлением туловища. Только к середине 3 года ребенок начинает подпрыгивать на месте и прыгать вперед, слегка отталкивая ноги от почвы. Однако и в это подпрыгивание на месте с одновременным отталкиванием обеими ногами удаются не сразу и с трудом.

Выполнение прыжков требует согласованной работы многих групп мышц, сложной координации мышц. На 3 году эти качества развиты слабо. Продолжается формирование костей, мышц, и связок нижних конечностей. Стопа не обладает достаточной эластичностью, поэтому дети приземляются тяжело, на всю ступню, на прямые ноги.

Надо тщательно отбирать содержание прыжковых упражнений, доступных для ребенка, способствующих укреплению его нижних конечностей и тазового пояса.

Лучше всего учить детей подпрыгивать и прыгать в длину с места использовать игровые приемы и упражнения имитационного характера. Я предлагаю детям попрыгать как «мячики», «зайчики». Такие задания детям интересны, подражая мячику или зайчику. Воспитатель, прибегая к игровым приемам, должен обязательно показать, как правильно надо подпрыгивать, как приземляться (мягко, на носочки).

По указанию воспитателя дети подпрыгивают все вместе, но каждый в индивидуальном темпе и ритме (8-10 раз). Спрыгивание в этом возрасте не вводится как специальное упражнение. Не следует разрешать детям спрыгивать с предметов высотой более 10 см.

Показ видео. «Зайчики, мячики, птички, погремушки.

Показ видео физ –ра «Карамельки» зал, улица.

Прыжки на 4-м году жизни ребенка развиваются и приобретают определенные формы. Ребенок умеет подпрыгивать и слегка продвигаясь вперед, прыгать в длину с места и спрыгивать с небольшой высоты. Многие неуверенно прыгают и тяжело, на прямые ноги и всю ступню спрыгивают дети с высоты.

В основном дети 4 лет уже прыгают в длину с места путем одновременного разгибания обеих ног. Но у некоторых еще встречается отталкивание одной ногой или даже просто шаг вперед. Для прыжка в длину в этом возрасте характерно появление подготовительной фазы движения, которая еще носит черты общей двигательной реакции, а не целенаправленной подготовки к прыжку. Ребенок, например, подражая взрослым, покачивает несколько раз руками вперед – назад, а затем прыгает независимо от движений рук или с опущенными вниз руками. Встречаются и случаи движения рук в направлении, противоположном перемещению тела. Голова у детей чаще всего опущена. Туловище согнуто вперед. При приземлении координация движения у детей далеко не совершенна. Дети опускаются на жесткие прямые ноги, неодновременно их ставят на землю, приземляются на всю стопу сразу без эластичного перехода с пятки на носок.

Основная задача при выполнении всех видов прыжков в данном возрасте – приучать детей мягко приземляться, эластичного сгибая ноги. Как бы немного приседая и тотчас снова выпрямляясь. Приземляться на прямые напряженные ноги нельзя. Это неблагоприятно действует на связки и суставы ног. На другие элементы прыжка – исходное положение, толчок и взмах руками в младших группах обращают меньше внимания.

Начинать обучение детей прыжкам следует с подпрыгивания на 2 –х ногах на месте. При этом им показывают, что подпрыгнуть можно повыше, если оттолкнуться от земли посильнее носочками так, чтобы ноги выпрямились. Приземляться при подпрыгиваниях следует, опускаясь сначала на носочки, а потом переходя на всю ступню.Если ребенок подпрыгивает невысоко и беспрерывно (до 10 -15 раз), то опускания на всю ступню фактически не происходит: он подскакивает все время на носочках. Доступны детям и легкие подскоки с небольшим продвижением вперед.

Подскоки на месте с заданием коснуться ладони поднятой руки воспитателя, «поймай комара», позвонить в бубенчик т. д. приучать детей подпрыгивать повыше. Взмахивая руками вверх.

Прыжки с места в длину начинают разучивать с очень простых заданий. Дети перепрыгивают сначала через линию, начерченную на земле, через шнур, скакалку, положенную на пол. Затем им дают задание перепрыгнуть через две линии, начерченные параллельно на расстоянии 10 – 15 см одна от другой. Постепенно расстояние между линиями увеличивается, но детям еще не дается задание прыгнуть как можно дальше.

Выполняя упражнение в перепрыгивании, дети подходят к линии или шнуру как можно ближе (почти касаясь носками ног), немного сгибают колени, оттолкнувшись ногами, перепрыгивают через две линии и мягко приземляются. Ноги ставятся на землю одновременно, с передней части стопы, опускаясь далее на всю стопу: колени сгибаются. Следует избегать чрезмерного глубокого приседания: оно может привести к падению на спину. (в том случае, если ребенок прыгнул вперед очень энергично и прыжок получился достаточно далекий, приземление осуществляется с пятки) Стараясь удержать равновесие, многие дети широко расставляют при приземлении ноги. Это допустимо.

Руки дети держат свободно, естественно взмахивают ими во время отталкивания и приземления. При приземлении не следует требовать определенного зафиксированного положения рук: обращая внимания на движение рук (вытягивая вперед или в сторону), дети отвлекаются от правильного выполнения приземления.

Для того чтобы дети прыгали в свойственной им манере, прибегают к игровым приемам.

Например, дети перепрыгивают через «ручеек, стараясь не замочить ног», прыгать с «кочки на кочку» (из обруча в обруч) и т.д. Прыжки может выполнять вся группа детей или половина ее, иногда целесообразны задания индивидуальные или для нескольких детей.

Видео прыжков

Игры  «По ровненькой дорожке»; «Воробышки и кот»; «Птичка и птенчики»; «Птички в гнездышках»; «Лягушки»; «Зайка серый умывается»; «Зайка серенький сидит и ушами шевелит».

Видео прыжков. (через линию, через шнур, обруч, через 2 линии, через лестницу, через 4-6 линий.

Спрыгивание (высота 10 см).

Упражнения. 1 полугодие. Пружинисто приседать, сгибая колени, стоя на всей ступне; подпрыгивать на двух ногах, стоя на месте («Мячики»); перепрыгнуть через линию, начерченную на земле, повернутся кругом, снова прыгнуть через линию; прыгать из круга в круг, в обруч (плоский) и из обруча; перепрыгнуть через 2 линии, начерченные на земле параллельно на расстоянии (10-15 см «Через ручеек); спрыгивать с ящика (высота 10-15 см).

2 полугодие. Подпрыгивать на 2 – х ногах «как зайчики», слегка продвигаясь вперед; подняться на носки, поднять руки вверх, стараясь дотронуться до подвешенного предмета; подпрыгивать на 2-х ногах на месте, взмахивая руками вверх «Поймай бабочку»; прыгать в длину с места через 2 линии (расстояние 20 – 25 см); спрыгивать со скамейки (высота 15 -20 см); перепрыгивать через веревку (высота 2-3 см).

Т.И. ОСОКИНА Физическая культура в детском саду.

Теперь проведу мастер- класс.

Инст: (на руке игрушка зайчик). Здравствуйте, Я –Зайка – побегайка! Ребята, приглашаю вас  в осенний лес. Покажу вам где я занимаюсь физкультурой, чтоб быть быстрым, ловким, смелым. Посмотрите впереди дорожка.

Игра «По ровненькой дорожке, шагают наши ножки».

А вот и полянка, на ней я занимаюсь физкультурой. Ой, грибочки, ребята встаньте возле грибочков. Какие они красивые.

Я, возле них прыгаю, вот так! Давайте и вас научу. Игровое упражнение «Прыг – скок» (2*10 раз с дыхательным упражнением)

А вот осенние листочки. Подойдем рассмотрим и попрыгаем как я! Игровое упражнение «Прыгай со мной» (2*10 раз с дыхательным упражнением)

На полянке я играю мою любимую игру. «Зайки вышли на лужок».(2 раза)

Давайте покажу, что в лесу еще. Вот веточки, их я перепрыгиваю, вот так (Индивидуально указывать на ошибки).Прыжки с продвижением вперед, через 5-6 линий, через 4-5 косичек -веревочек.

Пойдемте дальше. Вот какая речка! Я через нее прыгаю вот так. Прыжок 2- мя ногами через 2 линии. Прыжок через дорожку.

Посмотрите дерево упало. Давайте пройдем по нему. (Спрыгивание, высота 10 см).

Так здорово вы делали, научу вас играть в игру. «Зайчик и лисичка»

Ребята, я вам покажу дорогу домой, а мне пора, я завтра к вам еще приду. До свидание!

Подвижная игра «Зайка беленький сидит»

Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить детям радость.

Описание. Дети – «зайки» сидят на скамейке. Воспитатель предлагает выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку»). Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:

Зайка беленький сидит                          Дети шевелят кистями

И ушами шевелит.                                 рук, подняв их к голове,

Вот так, вот так                                      имитируя заячьи уши.

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,                           Хлопают в ладоши.

Надо лапочки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,                           Подпрыгивают на обеих

Надо зайке поскакать.                           ногах на месте.

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

(Название игрушки) зайку испугал,      Конкретно указывается,

                                                                 кто испугал зайку

Зайка прыг и ускакал.                           (воспитатель показывает

                                                                 игрушку).          

                                                                 Дети убегают на свои места.        

                                                     

Указания к проведению. Игру можно проводить с любым количеством детей. Обязательно до начала игры надо подготовить места, куда будут убегать дети – «зайчики». Первое время можно не выделять водящего, все дети одновременно выполняют движения в соответствии с текстом. После многократного повторения игры можно выделить ребёнка на роль «зайки» и поставить его в середину круга. Закончив чтение текста, не следует быстро бежать за детьми, надо дать им возможность найти себе место. Не нужно требовать от детей, чтобы они сели обязательно на своё место; каждый занимает свободное место на скамейке. При систематическом проведении игры дети хорошо запоминают свои места и быстро находят их.

Подвижная игра «Зайцы и волк»

Цель: приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять  прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве, находить своё место.

Описание. Дети – «зайцы» прячутся за кустами и деревьями. В стороне, за кустом, находится «волк». «Зайцы» выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» - «зайцы» убегают и прячутся за кусты, деревья. «Волк» пытается их догнать. В игре можно использовать стихотворный текст:

Зайки скачут: скок, скок, скок –

На зелёный на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идёт ли волк?

Дети выполняют движения по тексту. С окончанием текста появляется «волк» и начинает ловить «зайцев». Первое время роль «волка» выполняет воспитатель.

«С кочки на кочку» (игры с прыжками)

 

На площадке инструктор чертит круги диаметром 30-35 см. расстояние между ними примерно 25-30 см. Это кочки, по которым нужно перебраться на другую сторону болота. По кочкам можно перешагивать, перебегать, перепрыгивать.

 

«Через ручеек» (игры с прыжками)

 

На площадке чертятся две линии на расстоянии 15-20 см – это ручеек. В помещении можно положить на пол два шнура на таком же расстоянии один от другого. Нескольким детям предлагают подойти поближе к ручейку и перепрыгнуть через него, оттолкнувшись двумя ногами одновременно.

«Лягушки» (игры с прыжками)

 

Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга – это болотце. Дети-лягушки располагаются по краю болотца, а другие дети садятся на стулья, расставленные вдали от болотца. Инструктор вместе с детьми, сидящими на стульях, говорит следующие слова:

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки,

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Скачут, вытянувши ножки.

Дети, стоящие по кругу, прыгают, продвигаясь вперед, изображают лягушек. По окончании текста дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши – пугают лягушек; дети-лягушки прыгают через черту – в болотце и садятся на корточки. Затем игра повторяется.

 

 

 

«Кот и воробышки» (игры с прыжками)

 

Дети встают на скамеечки или кубики (высота 10-12 см, лежащие на полу в одной стороне площадки, - это воробышки на крыше. В другой стороне, подальше от детей, сидит кот, он спит. «Воробышки вылетают на дорогу», - говорит инструктор, и дети спрыгивают со скамеек, кубиков, разлетаются в разные стороны. Просыпается кот, он потягивается, произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробышков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробышков кот отводит к себе в дом.

 

«Зайчата» (игры с прыжками)

 

Все дети – зайчики. Они располагаются на пригорке. Им может служить горка на площадке или в комнате. Инструктор говорит:

В поле на пригорке

Зайчики сидят,

Свои лапки греют,

Ими шевелят.

Дети делают соответствующие движения (хлопают в ладоши, шевелят руками). Через некоторое время инструктор и дети говорят:

Крепче стал мороз никак,

Мы замерзнем, сидя так.

Чтоб согреться поскорей,

Будем прыгать веселей.

Дети сбегают с горки, начинают бегать, подпрыгивать, постукивать лапкой о лапку. По сигналу инструктора возвращаются на горку.

 

«Кролики» (игры с прыжками)

 

В одной стороне комнаты полукругом расставлены стулья, сиденьями внутрь полукруга, - это клетки кроликов. На противоположной стороне – дом сторожа. Посередине – лужайка, на которую кроликов выпускают гулять. Два – три ребенка встают сзади стульев, по указанию инструктора присаживаются на корточки – кролики сидят в клетках. Инструктор-сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов на лужок: дети один за другим проползают под стулом, а затем прыгают, продвигаясь вперед по всей лужайке. По сигналу инструктора «Бегите в клетки! » возвращаются на свои места, снова проползая под стульями.

Рекомендации. Инструктор должен следить за тем, чтобы дети, проползая под стулом, не задевали его спиной. Вместо стульев можно использовать дуги для подлезания или палки, рейки, положенные на сиденья стульев.

 

«Зайцы и волк» (игры с прыжками)

 

Дети-зайцы прячутся за кустами и деревьями. В стороне за кустом находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу инструктора: «Волк идет! » — зайцы убегают и прячутся за кусты, под деревьями. Волк пытается догнать их.

В игре можно использовать небольшой текст:

Зайки скачут: скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идет ли волк?

Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении. С окончанием текста появляется волк и начинает ловить зайцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий проведения окружного педагогического фестиваля «Калейдоскоп профессионального мастерства»

Сценарий в стихотворной форме представляет отчёт методических кафедр о своей работе. Ведущая "делится" опытом работы с гуманоидом с другой планеты, который поражён досижениями землян в области дошколь...

Педагогический совет Тема: «Педагогическое мастерство педагога»

Главные качества педагога-мастера - человеколюбие и умение общаться с людьми. Педагогическое мастерство с технологической точки зрения - это система, основными компонентами которой являются высокая об...

Методическое пособие: "Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство инструктора по физической культуре в ДОО"

Данное методическое пособие раскрывает мастерство инструктора в ДОУ, что должен знать и уметь педагог...

Эссе на тему "Педагогическая техника и педагогическое мастерство".

laquo;Умение воспитывать — это все – таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины. Беда искусства воспитания в том, что научить воспит...

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."

Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...

«Методическое объединение как средство роста педагогического мастерства и раскрытия инновационного потенциала воспитателей ДОУ»

laquo;Методическое  объединение  как средство роста педагогического  мастерства и раскрытия инновационного потенциала воспитателей ДОУ»...

Педагогическая техника и педагогическое мастерство

Важную роль в воспитательно-образовательном процессе играют постоянный поиск нового, творчество и стремление к овладению секретами искусства воспитания, ведь внутренний и социальный мир детей, подрост...