Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности "Спортивная мозаика" на 2019-2020 учебный год для детей от 4 - 5 лет
рабочая программа (средняя группа)

Гусейнова Замина Рафиковна

В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности. Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности.

Одно из основных направлений работы образовательной деятельности МАДОУ г.Нижневартовска ДС №32 «Брусничка» является физкультурно-оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка.

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности, и повседневной жизни детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Содержание

Наименование

Страницы

1.

Содержание

2.

Паспорт программы

3.

Пояснительная записка

3.1.

Цели и задачи

3.2.

Планируемые результаты

3.3.

Объем образовательной нагрузки

4.

Содержание Программы

5.

Организационно-педагогические условия

5.1.

Учебный план

5.2.

Расписание занятий

5.3.

Программно-методическое обеспечение

5.4.

Материально - техническое обеспечение

6.

Мониторинг

7.

Список используемой литературы

  1. Паспорт программы

Наименование программы

Программа ДОУ физкультурно – оздоровительной и спортивной направленности «Спортивная мозаика»

Основания для разработки

Программы

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Устав МАДОУ г. Нижневартовска ДС №32 «Брусничка»;
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного врача Российской федерации от 15 мая 2013 года;
  • Постановление Главы города от 03.02.2014 г. №157 «Об утверждении Положения о формировании, рассмотрении и установлении тарифов на услуги и работы, предоставляемые и выполняемые муниципальными автономными учреждениями и

муниципальными предприятиями города Нижневартовска»;

Заказчик

Программы

Родители (законные представители) воспитанников

Разработчик

программы

Инструктор по физической культуре Курнашова Н.А,

Цель программы

Повышение двигательной активности дошкольного возраста, через

организацию подвижных игр.

Задачи программы

  • удовлетворение потребности детского организма в движениях;
  • снижение тяжести адаптации детей к дошкольному учреждению;
  • развитие        двигательных,        скоростно-силовых        качеств,        общей выносливости;
  • развивать глазомер и силу рук; укреплять у детей силу мышц рук

и туловища

Ожидаемые результаты

  • развитие        физических        качеств        дошкольников        посредством спортивно-оздоровительной работы;
  • повышение        уровня        физической        подготовленности        (прирост показателей развития физических качеств);
  • разнообразные, увлекательные, совместные занятия вместе с детьми,        обеспечивают        двигательную        активность        детей,

способствуют их эмоциональному

Сроки и этапы реализации

программы

Программа рассчитана на один учебный год

Система организации контроля за исполнением

Программы

Заведующий МАДОУ г. Нижневартовска ДС №32 «Брусничка» Светлана Евгеньевна Касаткина

Зам. зав. по ВМР МАДОУ г. Нижневартовска ДС №32 «Брусничка» Инна Владимировна Дементьева

  1. Пояснительная записка

В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности. Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности.

Одно из основных направлений работы образовательной деятельности МАДОУ г.Нижневартовска ДС №32 «Брусничка» является физкультурно-оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка.

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности, и повседневной жизни детей.

Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, отвечающая их жизненно важным потребностям. Игра занимает важнейшее место в жизни малыша и является главным средством воспитания и оздоровления. Подвижные игры благоприятно влияют на весь организм ребёнка в целом. Радость и удовольствие сопровождают интересную, активную и доступную для ребёнка игру, она захватывает малыша, оказывая положительное влияние на общее физическое и умственное развитие.

Играя, ребёнок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал. Подвижные игры проводятся ежедневно в группе или на прогулке в зависимости от погодных условий. При активной деятельности детей на воздухе усиливается работа сердца и лёгких. Это оказывает благоприятное влияние на общее состояние детей: улучшается нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

С помощью подвижных сюжетных игр малыши легче проходят адаптацию в детском саду, учатся действовать по словесной инструкции взрослого. У них появляется интерес к занятиям, которые вызывают положительные эмоции, радостное настроение.

Одним из наиболее эффективных способов решения данной проблемы в дошкольном учреждении является организация кружковой деятельности по подвижным играм. Подвижные игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности.

  1. Цели и задачи программы Цель. Совершенствование двигательной деятельности детей. Задачи:

Оздоровительные задачи:

  • Всестороннее физическое развитие и совершенствование функций организма.
  • Повышение активности и общей работоспособности. Образовательные задачи:
  • Формирование жизненно необходимых умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями.
  • Получение элементарных знаний о своем организме, способах укрепления собственного здоровья.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание потребностей в здоровом образе жизни.
  • Формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач программы используются технологии:

  • Корригирующая, ритмическая гимнастики
  • Динамические и оздоровительные паузы
  • Релаксационные упражнения
  • Хороводы, различные виды игр
  • Занимательные разминки
  • Различные виды массажа
  • Пальчиковая гимнастика
  • Дыхательная гимнастика

Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:

  • Традиционные
  • Круговые тренировки
  • Игровые
  • Занятия - путешествия
  • Обучающие
  • Познавательные

Ведущей формой организации обучения являются, как групповая, так и индивидуальная. Применяется дифференцированный подход к детям,  так как в  связи с их индивидуальными особенностями, результативность в  усвоении  материала может быть различной.

Допускается ограничение поставленных задач для детей, испытывающих затруднения. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к занятиям и способствует удержанию желания детей заниматься.

  1. Планируемые результаты

  • Развитие физических качеств дошкольников посредством спортивно- оздоровительной работы.
  • Повышение уровня физической подготовленности (прирост показателей развития физических качеств).
  • Разнообразные, увлекательные, совместные занятия вместе с детьми, обеспечивают двигательную активность детей, способствуют их эмоциональному подъему.
  1. Объем образовательной нагрузки

Сроки реализации рабочей программы - 1 год.

Программа рассчитана на одно занятие в неделю в групповой форме обучения, продолжительность 1 занятия для детей 2-3 лет 10 мин, 3-4 лет 15 минут, 4-5 лет 20 мин, для детей 5-6 лет 25 минут, 6-8 лет 30 мин. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.

  1. Содержание программы

При создании программы стремились разработать такую систему, которая бы развивала детей физически и, одновременно решала бы вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими  видами  деятельности и просто нравилась детям.

  1. Профилактика и коррекция нарушения осанки

Теоретический материал:

  • знакомство детей с упражнениями, формирующими осанку и их значение
  • правила безопасности при их выполнении

Практический материал:

  • специальные упражнения в положение сидя, стоя, направленные на воспитание правильной осанки с предметами и без них
  • специальные упражнения в положении лежа на животе, на спине, направленные для укрепления мышц спины брюшного пресса с предметами и без них
  • самовытяжение из разных исходных положениях, направленные на исправление нарушений осанки
  • подвижные игры, направленные на воспитание навыка правильной осанки
  • дыхательные упражнения
  • упражнения на расслабление
  • общеразвивающие упражнения из различных исходных положениях, для всех мышечных групп с предметами и без них
  1. Профилактика и коррекция плоскостопия

Теоретический материал:

  • знакомство детей с упражнениями, направленные на укрепление мышц ног и способствующие нормальному развитию стопы
  • для чего надо заботиться о здоровье своих ног Практический материал:
  • специальные упражнения в исходном положении стоя
  • специальные упражнения с мячом обычным, массажным разного размера
  • специальные упражнения, выполняемые в исходном положении сидя на  полу,  руки в упоре сзади с мелкими предметами (карандаш, мелкие игрушки, платочком)
  • специальные упражнения в исходном положении стоя и в ходьбе
  • игры разной степени подвижности, закрепляющие коррекционное воздействие физических упражнений
  1. Совершенствование двигательных умений

Теоретический материал:

  • техника безопасности во время беги и ходьбы
  • во время бега и ходьбы соблюдать дистанцию, не наталкиваться Практический материал:
  • игры и упражнения на развитие двигательных навыков
  • упражнения в ползание
  • ходьба по ограниченной площади опоры на четвереньках
  • формирование навыка рациональной техники бега
  • совершенствование ходьбы, добиваясь непринужденности и красоты походки Теоретический материал:
  • общие сведение о технике безопасности во время проведения игр. Практический материал:
  • игры,        направленные        на        развитие        физических        качеств        (силы,        выносливости, гибкости, подвижности в суставах, ловкости).

Принципы построения программы:

  • Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
  • Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
  • Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебновоспитательного процесса и всех видов деятельности.
  • Принцип личностной ориентации и преемственности - организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего и разновозрастного развития и состояния здоровья.
  • Принцип демократизации, гуманизации и индивидуализации - отказ от насилия, подавления личности, подчинения её педагогу, создающему условия,  умело  и осторожно направляющему развитие ребёнка.
  • Принцип гарантированной результативности - реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психологопедагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и  уровня их физического развития.
  • Принцип природосообразности - определение форм и методов воспитания на

основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления  к здоровому образу жизни.

Примерная структура занятий

I. Оздоровительная разминка

Подготавливает организм к физической нагрузке. В игровой  форме используются различные виды ходьбы, бега, прыжков, имитационные движения, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки.

П. Оздоровительно-развивающая тренировка определённого вида физических умений и навыков.

Используются упражнения и игры,  направленные на развитие физических качеств, формирование умений взаимодействовать друг с другом и выполнять правила в подвижной игре.

Число заданий в первой и второй частях зависит от возраста детей, погодных условий, двигательной активности и умений. Для повышения интереса к выполнению заданных  упражнений используются разные подвижные игры и игровые упражнения.

Доминирование игровых форм при проведении оздоровительно-игрового часа основывается на том, что игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

Рекомендуется использовать в работе с дошкольниками народные игры. Правильно организованные и систематически проводимые, они формируют характер, волю, воспитывают патриотические и интернациональные чувства.

В зависимости от времени года, места проведения, погодных условий и поставленных задач используются различные варианты построения оздоровительно-игрового часа:

  • игровые упражнения и подвижные игры;
  • игровые упражнения, подвижные и спортивные игры;
  • спортивные игры и игровые упражнения;
  • игровые упражнения, игры-эстафеты;
  • игровые упражнения, хороводные игры.

Занятие организуется воспитателем на вечерней прогулке в соответствии с расписанием занятий и предложенными конспектами занятий по плану. Можно производить замену одной или нескольких структурных единиц с обязательным сохранением двигательной нагрузки, учетом интересов детей, особенностями природно-климатических условий в день проведения занятия.

Перспективное планирование для детей от 4 до 5 лет

Не-

деля

Содержание занятий

Основные

движения

Пособия

СЕНТЯБРЬ

1

1. Ходьба по площадке в свободном направлении, построение в колонну по одному по сигналу воспитателя (3 мин)

Ходьба, ориенти- ровка в про- странстве

2. Перебежки (пробежать в спокойном темпе как можно дальше и дольше)

(5 мин)

Бег

3. Подвижная игра «Птички и кошка» (9 мин).

Описание. Воспитатель чертит на участке большой круг. Дети встают  по  кругу с  внешней  стороны.  Одного  ребёнка назначают

«кошкой», он становится в центре круга; остальные дети - «птич- ки». «Кошка» засыпает (закрывает глаза), а «птички» впрыгивают и

«летают» в кругу, присаживаются, «клюют» зёрна. «Кошка» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают за круг. Пойманных «птичек» «кошка» отводит в середину круга. Воспи- татель подсчитывает количество  пойманных детей-«птичек».  Игра

повторяется

Бег, прыжки, приседание

Мел

4. Игровое упражнение «Петушок» (3 мин).

Ходьба с высоким подниманием колен: поочерёдно поднимать правую и левую ноги, руки в стороны

Ходьба,

удержание равновесия

Шапочки-

«петушков»

2

1. Игровое упражнение «Мы гуляем» (2 мин).

Дети парами передвигаются

Ходьба па-

рами

2. Подвижная игра «Пилоты» (6 мин).

Описание. Воспитатель делит детей на 2 команды: «Самолёты» и «Тучи». Обозначает большой круг (аэродром). Затем говорит: Самолётики летят

И на землю не хотят. В небе весело несутся,

Но друг с другом не столкнутся. Дети, расставив руки в стороны, начинают передвигаться за пределами круга, имитируя полет самолета. Воспитатель говорит:

Вдруг летит большая туча. Стало всё темно вокруг.

Самолётики, в свой круг!

Те дети, которые изображают тучи, пытаются поймать «самолёти- ки». Кого поймали, становятся «тучей». Игра продолжается до тех пор, пока не останется 1 «самолётик». Он и является победителем

Бег

Шапочки

«туч».

«самолетов»

3. Подвижная игра «Зайка беленький сидит» (6 мин). См. 5 неделю (2-я младшая группа)

Прыжки, бег, приседание

Шапочка

«зайца»

4. Игровое упражнение «Попади в обруч» (6 мин).

На земле кладут обруч. Стоя на расстоянии 1,5-2 м, надо бросить мяч так, чтобы он попал в центр круга

Метание мяча

Обруч, мячи

3

1. Игровое упражнение «В лесу» (3 мин).

Воспитатель даёт детям задание пройти, как лисичка, как мишка, как зайчик

Ходьба

2. Народная игра «Гуси-лебеди» (6 мин).

Описание. Выбираются «волк» и «пастух», все остальные игроки -

«гуси-лебеди». «Пастух» становится на одной стороне площадки,

«гуси-лебеди» - на другой, «волк» стоит в середине.

Пастух (зовёт гусей). Гуси-гуси!

Гуси. Га-га-га! Пастух. Есть хотите? Гуси. Да-да-да.

Пастух. Так летите!

Гуси. Нам нельзя -

Серый волк под горой. Не пускает нас домой.

Пастух, Вы летите как хотите.

Только крылья берегите.

«Гуси» бегут домой, а «волк» их ловит. Пойманные выходят из игры. После нескольких перебежек выбираются новые «волк» и «пастух»

Бег

3. Подвижная игра «Подбрось - поймай» (6 мин). Дети подбрасывают мяч вверх и ловят его двумя руками

Подбрасыв ание,

ловля мяча

Мячи по количеству

детей

4. Подвижная игра «С кочки на кочку» (5 мин). См. 5 неделю (2-

я младшая группа)

Прыжки,

ходьба

Мел

4

1. Ходьба по дорожке с перешагиванием через предметы (3 мин)

Ходьба,

удержание равновесия

Предметы

2. Игра малой подвижности «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» (6 мин).

Описание. Среди детей выбирается водящий, который отходит от детей и отворачивается от них. В это время дети договариваются, какие действия они будут изображать. Ведущий возвращается и спрашивает у детей:

Где вы были? Что вы делали?

Дети ему отвечают:

Где мы были, не скажем, А что делали, покажем.

Дети изображают различные действия (например, пилят дрова, умы- ваются, танцуют, рисуют, играют на пианино и др.), водящий уга- дывает и называет действие, которое изображают дети. Если веду-

щий неправильно употребляет форму глагола, то воспитатель по- правляет его и просит повторить глагол в правильной форме

Различные движения

3. Игры-забавы «В лесу: перебежки» («Кто добежит быстрее?»)

(5 мин).

Дети собираются около воспитателя. По его сигналу бегут до ука- занного дерева (берёзы, клёна, рябины) на расстояние не менее 10 м. После многократного повторения этого задания можно

предложить пробежать до дерева и обратно

Бег

4. Подвижная игра «Кегли» (6 мин).

Описание. Кегли устанавливают с интервалом 10-15 см друг от друга. Дети прокатывают по одному шару с расстояния 1-1,5 м. Воспитатель отмечает, кто из детей попадает в кегли; помогает тем,

кому это не удаётся, не фиксируя внимания на проигрыше

Метание в цель

Кегли, мячи

ОКТЯБРЬ

5

1. Ходьба, пролезание, бег (3 мин)

Дети ходят на носочках, обходя лежащие на земле предметы; пролезают через круг; бегут по кругу

Ходьба, бег, пролезание

Кубики, флажки. обручи

2. Подвижная игра «Дорожки» (5 мин).

Длина дорожек произвольная, но не менее 5 м. В зависимости от ширины дорожек дети во время движения или встают на линии, или идут между линиями. Проходить дорожку могут одновременно не сколько человек. Безусловно, нужно учитывать длину дорожки и её рисунок, с тем чтобы играющие могли соблюдать темп движения и не подходить близко друг к другу. Если обозначить несколько одинаковых дорожек или же в сочетании разные, то можно провести игру как соревнование.

 Задание 1. Положить в конец каждой дорожки цветные флажки. Определить,  дети  из  какой  группы  быстрее  перенесут   флажки.

 Задание  2.  Перейти  по   дорожке  на  противоположную   сторону

площадки. Определить, дети из какой группы быстрее перейдут по дорожкам на противоположную сторону игровой площадки

Ходьба, быстрые повороты. неожиданн ые остановки

Мелки

3. Игровое упражнение «Кати мяч» (6 мин).

Стать на скамейку, положить перед собой большой мяч и,

удерживая его обеими руками, прокатить вперёд к противоположному концу. Повторить в среднем темпе 1 раз

Прокатыва ние мяча

Скамейка, большие мячи

4. Подвижная игра «Самолёты» (6 мин).См. 4 неделю (1-я младшая группа)

Бег, движения

рук

Флажки

6

1. Ходьба и бег (3 мин).

Ходьба на внешней стороны стопы; бег змейкой

Бег, удержание рав-

новесия, ходьба

2. Подвижная игра «Змейка» (6 мин).

Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного из крайних в цепи играющих выбирают водящим. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры, и на бегу описывает разнообразные фигуры. Цепочка движется по кругу, змейкой, обегая предметы, делает рез- кие повороты, пробегает по горбатому мостику, узкой дорожке. По сигналу ведущего: «Закручивай» - водящий ведёт змейку вокруг ос- тановившегося последнего играющего, пока змейка не свернётся в клубок, а затем раскручивается, двигаясь в обратном направлении. Играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы змей- ка не разорвалась. Играющие должны точно повторять движения водящего. Водящий может менять скорость движения, длину шага, но нельзя бежать очень быстро. Раскручивает змейку тот, кто стоит последним. Играть в «Змейку» можно в любое время года на про- сторной площадке, лужайке, лесной опушке. Чем больше игроков, тем веселее проходит игра. Чтобы она проходила живо надо учить детей придумывать интересные ситуации. Например, ведущий на- зывает по имени последнего играющего, названный ребёнок и стоя- щий рядом с ним останавливаются, поднимают руки, и водящий проводит змейку в ворота. Или: по сигналу ведущего дети разбега- ются, затем восстанавливают змейку. Ведущим может быть воспи-

татель или кто-то из играющих.

Бег, развитие ритма

3. Игровое упражнение «Ходьба на четвереньках» (5 мин).

Пройти по скамейке на четвереньках. Повторить в среднем темпе

Ползание

Скамейка

4. Подвижная игра «Трамвай» (6 мин). См. 11 неделю (2-я младшая группа)

Бег, ходьба парами

Шнур, флажки разных цветов

7

1. Ходьба и бег (3 мин).

Ходьба по кругу, держа руки за спиной в замочке; бег друг за дру- гом на расстоянии

Ходьба, бег

2. Подвижная игра «Ловишка в кругу» (6 мин).

На земле обозначается круг диаметром 3-4 м. При помощи считалки выбирают ловишку. Он становится в центре круга, остальные - за кругом. После сигнала: «Раз, два, три - лови!» - дети бегут в круг,

а ловишка их ловит. Когда он поймает 3-4 детей, выбирают нового ловишку

Бег

Круг, обозначенны й

на земле

3. Игровое упражнение «Покачай туловище» (5 мин).

Сесть на скамейку верхом; поднять руки в стороны и покачивать

туловищем, наклоняя его вправо и влево. Повторить в среднем темпе 5-8 раз

Покачиван ие туловищем

Скамейка

4. Подвижная игра «Перелёт птиц» (6 мин).

Описание. Дети («птицы») собираются на одной стороне площадки, напротив гимнастической стенки (скамеек). По сигналу:

«Полетели» - дети разбегаются по площадке, разводя руки в стороны и выполняя махи. По сигналу: «Буря» - дети залезают на стенку или скамейку. Когда воспитатель говорит:.«Буря прошла», дети спускаются со стенки (скамейки) и продолжают бегать. Игра

повторяется 3-4 раза

Бег, движения рук (разведение в стороны, махи)

Скамейка (гимнастиче ская стенка)

8

1. Ходьба, прыжки (3 мин).

Дети ходят по двое, взявшись за руки под ритмический счёт или хлопки воспитателя; выполняют прыжки на месте, чередуя темп, по сигналу воспитателя

Ходьба, прыжки

2. Подвижная игра «У медведя во бору» (6 мин). Дети имитируют сбор грибов и ягод. «Медведь» (воспитатель), увидев детей, притворяется спящим. Дети бегают по поляне и, дразня его, поют песенку:

У медведя во бору грибы-ягоды беру! Медведь постыл, на печи застыл!

«Медведь» просыпается, потягивается и лениво идет по поляне.

Бег

3. Игровое упражнение «Скачи, как зайчик» (5 мин).

Стать на четвереньки на скамейку, переставить одновременно руки вперёд, а затем подтянуть ноги прыжком. Повторить 3-5 раз

Подпрыгив ание, удержание

равновесия

Скамейка

4. Подвижная игра «Поймай комара» (6 мин). См. 28 неделю (2-я младшая группа)

Подпрыгив ание

Прут дли- ной 1 м. бумажный комар

НОЯБРЬ

1. Ходьба и бег (3 мин).

Ходьба со сменой движений рук (вниз, вверх, в стороны); бег с высоким подниманием колен

Ходьба, бег,

движения рук

2. Ползанье по бревну (6 мин).

Проползти по бревну, слезть, пролезть в обруч

Лазанье, удержание

равновесия

Обруч, бревно

3. Прыжки на двух ногах с поворотами кругом (5 мин)

Прыжки

4. Подвижная игра «Цветные автомобили» (6 мин).

Дети размещаются по краю площадки, изображая автомобили. Каждому из играющих даётся флажок какого-либо цвета (по желанию) или цветной круг (кольцо). Воспитатель стоит лицом к играющим в центре площадки. Он держит в руке три цветных флажка. Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета. Все дети, имеющие флажок этого цвета, бегут по площадке (в любом направлении); на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и направляются каждый в свой «гараж». Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется. Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка вместе,    и   тогда   все   дети-«автомобили»   выезжают    из   своих

«гаражей». Если дети не видят, что флажок опущен, воспитатель дополняет зрительный сигнал словесным: «Автомобили (называет цвет) остановились». Воспитатель может заменить цветовой сигнал

словесным, например: «Выезжают синие автомобили» или «Синие автомобили возвращаются домой»

Бег, ориентиров ка в пространст ве

Обруч, цветные флажки (круги) по количеству детей

10

1. Ходьба; бег змейкой между предметами (3 мин)

Ходьба,

бег

Флажки,

кубики

2. Игровое упражнение «На одной ножке по дорожке» (5 мин). Дети встают на краю площадки. Воспитатель предлагает им допрыгать до середины площадки на правой ноге (3м), обратно дети

бегут. То же выполняют на другой ноге

Прыжки, удержание равновесия

, бег

3. Лазанье по гимнастической стенке (6 мин)

Лазанье

Гимнастичес

кая стенка

4. Подвижная игра «Птички и кошка» (6 мин). См. 1 неделю (средняя группа)

Бег,

прыжки, приседание

Круг,

очерченный на земле

11

1. Ходьба и бег (3 мин).

Ходьба со сменой движения рук (вверх, вниз, в стороны); бег на носках

Ходьба, бег,

движения рук

2. Игровое упражнение «Перепрыгни через ручеёк» (5 мин).

На площадке обозначают или выкладывают двумя шнурами «руче- ёк»: с одного конца узкий (30 см), с другого - широкий (до 60-70 см). Дети один за другим перепрыгивают через ручеёк, начиная прыгать с узкого места и постепенно продвигаясь к широкой части ручейка. Воспитатель отмечает тех, кто сумел перепрыгнуть ручеёк в самом

широком месте

Прыжки

2 шнура

3. Катание мяча между предметами, расположенными на расстоянии 40 см (6 мин)

Владение мячом

Мячи

4. Подвижная игра «Найди себе пару» (6 мин).

Дети встают в пары, взявшись за руки, и идут по площадке. По сиг- налу воспитателя дети разбегаются по всей площадке. По другому сигналу они должны быстро найти своего товарища. Воспитатель

отмечает наиболее быстрых. Игра повторяется 3-4 раза

Бег, ориентиров ка в пространст ве

12

1. Ходьба и бег змейкой с чередованием темпа движения (3 мин)

Ходьба,

бег

2. Катание мяча между предметами (6 мин)

Владение

мячом

Мячи,

предметы

3. Ходьба по бревну (5 мин).

Дети идут, высоко поднимая колени, повернувшись боком. В конце бревна они спрыгивают, пытаясь достать ладонь воспитателя. Дети садятся на бревно и, держась за него сзади, выполняют скрестные движения прямых ног (10-12 раз)

Удержание равновесия. скрестные движения ног

Бревно

4. Подвижная игра «Не задень» (6 мин).

Дети произвольно располагают на площадке различные предметы: мячи, кегли, кубики, чурбаки и т. д. По условиям игры они могут бегать по площадке в любом направлении, но не сталкиваться и не задевать предметы. Ребёнок, задевший предмет, ставит его на место и продолжает играть. Через 2 мин дети по сигналу воспитателя останавливаются. Воспитатель называет победителей (кто ни разу

не нарушил правила). Игра повторяется. Её можно усложнить, увеличивая число предметов и уменьшая площадку

Ориентиро вание

в пространст ве, бег

Различные предметы (мячи, кегли, кубики, чурбаки и т. п.)

ДЕКАБРЬ

13

1. Ходьба и бег (3 мин).

Ходьба с высоким поднимаем колен и перешагиванием через пред- меты; медленный бег

Ходьба, бег

Кубики

2. Ходьба по снежному валу в колонне по одному, руки вытянуты в стороны (вверх, за головой) - 3-4 раза. В конце спрыгнуть на обе

ноги (5 мин)

Удержание равновесия,

спрыгивани

Снежный вал

е

3. Метание снежков в вертикальную цель (6 мин). Дети перестраиваются в несколько колонн (по числу мишеней). Лепят по два снежка, метают сначала правой, затем левой рукой. Вос- питатель следит, чтобы дети принимали правильное исходное поло-

Метание

Мишени

4. Подвижная игра «У медведя во бору» (6 мин). См. 8 неделю (средняя группа)

Бег

14

1. Ходьба и бег с изменением направления (3 мин)

Ходьба, бег

2. Скольжение по ледяной дорожке (6 мин).

Один за другим дети разбегаются и скользят по небольшим ледяным дорожкам (8-10 раз)

Удержание равновесия

Ледяная дорожка

3. Прыжки со снежного вала (5 мин)

Прыжки

Снежный вал

4. Подвижная игра «Лиса в курятнике» (6 мин).

См. 16 неделю (2-я младшая группа)

Бег

Снежный

вал

15

1. Ходьба и бег (3 мин).

Ходьба со сменой направления; бег змейкой между ориентирами

Ходьба, бег

Ориентиры

2. Игра «Кто дальше проскользит» (6 мин).

Описание. Дети перестраиваются в две колонны напротив двух длинных ледяных дорожек. Один за другим они разбегаются и скользят по дорожкам, стараясь как можно дальше проскользить, отодвигая во время скольжения пластмассовый кубик, лежащий на дорожке. Побеждает та колонна, детям которой удалось дальше отодвинуть кубик. Если кубик скользит по инерции, от толчка ногой, то его возвращают на место, где ребёнок закончил

скольжение. Игра повторяется

Удержание равновесия

Ледяные дорожки. кубики

3. Метание снежков в вертикальную цель левой и правой рукой (5 мин).

Дети лепят по два снежка и встают в 3-4 колонны. Метание в цель правой и левой рукой. Воспитатель следит, чтобы дети принимали правильное исходное положение. Выполнив по два броска, ребёнок

встаёт в конец своей колонны

Метание

Снежки, мишени

4. Подвижная игра «Снежиночки-пушиночки» (6 мин). См. 18 неделю (2-я младшая группа)

Ходьба, повороты туловища, приседания

16

1. Ходьба и бег (3 мин).

Ходьба ступающим и скользящим шагом (имитация ходьбы на лы- жах); медленный бег

Ходьба, бег

2. Подвижная игра «Пингвины» (5 мин).

В руках у каждого ребёнка по одному мешочку. Воспитатель предлагает зажать мешочек между колен и, подпрыгивая на двух ногах вперёд, преодолеть дистанцию 3 м. Выполняется двумя шеренгами поочерёдно (2-3 раза)

Прыжки

Мешочки с песком по

количеству детей

3. Игровое упражнение «Снеговик» (6 мин).

Лепится из снежных комов снеговик, на голову ему надевается ведро. По команде ведущего с расстояния 3-5 м игроки пытаются сбить снежками ведро с головы снеговика. Участники «стреляют» по очереди, делая по 3 выстрела» правой и по 3 «выстрела» левой

рукой

Метание

Снеговик, ведро. снежки

4. Подвижная игра «Пастух и стадо» (6 мин).

На одной стороне площадки с помощью гимнастической скамейки или реек, положенных на кубы, огораживается «овчарня». Из числа играющих выбирается «пастух». Остальные - «овцы». «Пастуху» завязывают глаза. Он стоит недалеко от «овчарни» и говорит:

Овечки, овечки, вот и я пришёл. «Овцы» поочерёдно перепрыгивают через ограду, подходят к «пастуху» и спрашивают:

Пастух, пастух, сколько мне даёшь шагов?

Каждый раз «пастух» называет какое-либо число (до 10). «Овца» от- считывает соответствующее число шагов и останавливается. Когда все «овцы» разойдутся, «пастух» спрашивает:

Где моё стадо?

Все овцы отзываются:

Бе, бе, бе...

Потом замолкают. «Пастух» начинает искать «овец» - идёт на их голоса, а «овцы» стоят на своих местах. Когда «пастух» дотронется до кого-нибудь, он говорит:

Овечка, овечка, кто ты?

Овечка отвечает:

Бе, бе, бе.

«Пастух» должен отгадать, кто это. Если он ошибся, все «овцы» начинают «блеять» и кто-нибудь из них отводит «пастуха» к

«овчарне», а сам возвращается на своё место. «Пастух» снова спрашивает:

Где моё стадо?

И игра продолжается до тех пор, пока он узнает пойманную «овеч- ку». Тогда «пастух» снимает повязку и становится «овечкой», а

«овечка» - «пастухом»

Бег, прыжки

Косынка, кубы, гимнастичес кая скамейка (рейки)

ЯНВАРЬ

17

1. Ходьба и бег (3 мин).

Ходьба с движением для рук; медленный бег

Ходьба,

бег

2. Игровое упражнение «Снежная баба» (6 мин).

Из снега лепится снежная баба, в ней палкой протыкают дырку и пропускают через неё верёвку. Команды с одинаковым числом уча- стников по сигналу ведущего начинают тянуть верёвку, каждая в

свою сторону. Побеждает команда, на чью сторону упадёт большая часть снежной бабы

Сила

Снежная баба, верёвка

3. Игровое упражнение «Весёлые снежинки» (5 мин).

Играющие разбегаются по всей площадке. На сигнал: «Ветер подул. закружил снежинки» - дети поворачиваются в разные стороны на месте (вправо и влево). На сигнал: «Ветер утих» - останавливаются.

Упражнение повторяется 3-4 раза

Бег, вращение туловища

4. Подвижная игра «Зайка беленький сидит» (6 мин). См.5 неделю (1-я младшая группа)

Бег,

прыжки, приседание

Шапочка

«зайца»

18

1. Ходьба и бег (3 мин).

Ходьба и медленный бег с чёткими поворотами на углах

Ходьба,

бег

2. Игровое упражнение «Кто дальп1е бросит?» (6 мин). Воспитатель предлагает детям подойти к снеговику и взять каждому по два снежка, затем выстроиться в две шеренги и бросать снежки

как можно дальше (желательно поставить ориентир). Воспитатель отмечает наиболее метких детей

Метание

Снежки, снеговик

3. Игровое упражнение «Кто быстрее до снеговика» (5 мин). Дети встают вокруг снеговика на расстоянии 2-3 м. У каждого в ру- ках по два снежка. По команде воспитателя (указываются конкретно имена детей) дети бегут к снеговику, кладут по одному снежку и возвращаются на место. Отмечают того, кто быстро справился с

заданием. Затем бегут другие дети. Упражнение повторяется

Бег

Снеговик, снежки

4. Подвижная игра «Снежки» (6 мин).

Выбирается водящий, он заготавливает снежки. Определяется игро- вая площадка, за пределы которой нельзя выходить. Водящий стара- ется «запятнать» участников, то есть попасть снежками в играющих, которые бегают по площадке в разных направлениях. Тот, в кого попали, становится помощником водящего и помогает

ему стрелять снежками. Игра заканчивается, когда «запятнаны» все участники, находящиеся на площадке

Бег, метание

Снежки

19

1. Ходьба и бег (3 мин).

Ходьба и медленный бег змейкой между снежками

Ходьба, бег

Снежки

2. Игровое упражнение «Кто дальше?» (6 мин).

Играющие лепят снежки и выстраиваются в одну шеренгу. По сиг- налу воспитателя: «Бросили!» - дети бросают снежки как можно дальше. Отмечают тех, чей снежок упал к обозначенному месту

Метание

Снежки

3. Игровое упражнение «Перепрыгни и не задень» (5 мин). Играющие перепрыгивают на двух ногах через снежные кирпичики (высота 6-10 см), расстояние между которыми 40-50 см

Прыжки

Снежные кирпичики

4. Подвижная игра «Зайцы и волк» (6 мин). См. 19 неделю (2-я младшая группа)

Бег

Маски волка и зайца

20

1. Ходьба и бег (4 мин). Ходьба с перестроением в пары и обратно; медленный бег

Ходьба, бег, пере- строения

2. Прыжки на двух и на одной ноге к дереву и обратно шагом (5

мин)

Прыжки

3. Игровое упражнение «Снайперы» (б мин). См. 16 неделю (2-я младшая группа)

Метание

Снежки снежная стенка (вал), кубик

(кегли)

4. Подвижная игра «Гонки снежных комов» (б мин).

На старте - игроки, перед каждым большой снежный ком. По сигна- лу ведущего участники начинают катить снежный ком к финишу (дистанция 3-5 м). Побеждает тот, кто придёт первым

Бег, сила

Смежные комы

ФЕВРАЛЬ

21

1. Ходьба и бег змейкой между санками (3 мин)

Ходьба,

Санки

2. Игровое упражнение «Прыжки к ёлке» (5 мин).

Дети встают вокруг ёлки, и воспитатель предлагает попрыгать на двух ногах, затем повернуться кругом и шагом вернуться на своё

место (2-3 раза)

Прыжки, ходьба

3. Игровое упражнение «Метелица» (б мин).

Дети выстраиваются в колонну по одному. Воспитатель - «Метели- ца», становится впереди колонны. Все берутся за руки, они должны, не разрывая цепочки, в умеренном темпе двигаться за воспитателем друг за другом. Метелица ведёт детей между игровыми постройками на участке, различными предметами, по снежному валу, вокруг снежной бабы и т. д. Через некоторое время все

останавливаются, отдыхают и упражнение повторяется

Бег, ходьба

4. Подвижная игра «Утята» (6 мин).

По середине площадки шнуром выкладывается круг, это «озеро». По краям его стоят дети, это «утята». В «озере» - «щука» (водящий).

«Утята» прыжками на двух ногах с берега прыгают в «озеро», также прыжками  «плавают» в «озере», но, как только к ним  приближается

«щука»,  выплывают  на  берег.  Кто  не  успел   -  попадает  в  зубы

«щуки» (отправляется в центр «озера»). Когда «щука» поймает 5-6 детей, выбирается новый водящий. Игра повторяется 4—5 раз

Прыжки, бег

Шнур

22

1. Ходьба и бег (3 мин).

Ходьба и медленный бег со сменой направления

Ходьба, бег

2. Игровое упражнение «Покружись» (5 мин).

Воспитатель предлагает детям построиться в пары (по желанию) и расположиться по всей площадке. По сигналу воспитателя: Покружись» - пары кружатся сначала в одну, затем в другую

сторону (2-3 раза)

Удержание равновесия

, вращение туловища

3. Игровое упражнение «Точно в цель» (6 мин).

На снежный вал ставятся предметы (кубики, кегли). Дети, построившись в шеренгу, располагаются на расстоянии 2,5 м от цели и по сигналу воспитателя бросают 2-3 снежка. Отмечают тех,

кто точно попал в цель

Метание

Снежки, кубики (кегли).

Снежный вал

4. Подвижная игра «Гонки снежных комов» (6 мин).

См. 20 неделю (средняя группа)

Бег, сила

Снежные

комы

23

1. Ходьба и бег (3 мин).

Ходьба и медленный бег по извилистой дорожке

Ходьба, бег

2. Игровое упражнение «По снежному мостику» (5 мин). См. 13 неделю (2-я младшая группа)

Удержание равновесия

Снежный вал

3. Игровое упражнение «Ловкие белочки» (6 мин).

Воспитатель кладёт толстый канат (или шнур) вдоль площадки. Иг- рающие изображают «бельчат», им предлагается прыгать, продвига- ясь вперёд и перепрыгивая через канат справа и слева, затем шагом вернуться в свою колонну. Игровое упражнение можно выполнять и

двумя колоннами

Прыжки, ходьба

Канат (шнур)

4. Подвижная игра «Воробушки» (6 мин).

На площадке обозначается (выкладывается шнуром) круг диаметром 3 м. Дети-«воробушки» располагаются за кругом. В кругу водящий - «кошка». «Воробушки», то впрыгивая в круг, то выпрыгивая из него на двух ногах, «клюют» зёрнышки. «Кошка», бегая, в кругу, не даёт собирать зёрна, ловит «воробушков» (дотрагивается до них рукой). «Воробушки» стараются как можно дольше попрыгать в  кругу,  увёртываясь  от «кошки».   Пойманные

«воробушки» выходят на один раз из игры. Выигрывает тот, кто ни

разу не попался «кошке». Игра повторяется 3-4 раза

Прыжки

Шнур (канат, круг)

24

1. Игровое упражнение «Лёгкие снежинки» (3 мин).

Ходьба в колонне по одному, с остановкой. На слова воспитателя:

«Снежинки закружились» - дети кружатся на месте (руки в сторо- ны) в одну сторону, затем в другую. На слова: «Снежинки полете- ли!» - дети бегут. Игра повторяется

Ходьба, бег

2. Игровое упражнение «Зайчата» (5 мин). Дети шеренгой становятся на исходную линию (шнур), они - «зайчата». Им предлагается прыжками достичь «опушки леса». По команде воспитателя: «До опушки!» - «зайчата» прыжками - ноги врозь, ноги вместе - двигаются вперёд до обозначенного места (дистанция

Прыжки

Верёвка

3. Игровое упражнение «Мышки-норушки» (6 мин).

Воспитатель ставит вдоль площадки две стойки и натягивает шнур на высоту 50  см  от  уровня  земли  (можно  привязать  к деревьям).

«Мышкам»-детям предлагается пролезть в свои «норки» - подойти к шнуру, встать боком, присесть и подлезть под шнур так, чтобы не задеть его и не коснуться руками земли. Если группа малочисленна, то желательно, чтобы все дети выполняли игровое упражнение одновременно. Дети выполняют лазанье под шнур поочерёдно правым и левым боком (4-5 раз подряд), затем следует пауза, педагог  уточняет отдельные моменты  выполнения  задания. Далее

упражнение повторяется

Подлезани е

2 стойки. шнур на- тянутый на высоте 50 см от земли

4. Подвижная игра «Ловишки - перебежки» (6 мин).

Дети делятся на две группы, одни становятся на одной стороне пло- щадки, другие - на другой. На середине водящий. По сигналу веду- щего дети перебегают на другую сторону площадки, то есть коман- ды меняются местами, а водящий их ловит. Тот, до кого водящий сумеет дотронуться, считается пойманным и отходит в сторону. По- сле 2-3 перебежек проводится подсчёт пойманных и выбирается но-

вый водящий. Побеждает тот из водящих, кто сумеет запятнать большее число перебегающих

Бег

МАРТ

25

1. Ходьба и бег (3 мин).

Ходьба с выполнением движений для рук; медленный бег

Ходьба, бег,движен ия рук

2. Игровое упражнение «Не наступи» (6 мин).

Вдоль площадки кладут шнуры (6-8 шт.) на расстоянии одного шага ребёнка. Надо пройти, перешагивая через шнуры попеременно правой и левой ногой, руки движутся свободно.

Главное в данном упражнении - сохранять устойчивое равновесие и не задевать шнуры. Повторить 2-3 раза

Удержание равновесия

Шнуры (6-8 шт.)

3. Прыжки с разбега через натянутую резинку высотой 15 см (5

мин)

Прыжки

Резинка

4. Подвижная игра «Перелёт птиц» (6 мин). См. 7 неделю (средняя группа)

Бег, движения рук

Скамейка (гимнастич еская

стенка)

26

1. Ходьба и бег (3 мин).

Ходьба в чередовании с прыжками на двух ногах с продвижением вперёд; медленный бег

Ходьба, прыжки,

бег

2. Игровое упражнение «Через ручеёк» (5 мин). См. 1 неделю (2-я младшая группа)

Удержание равновесия

Верёвка, доска

3. Ходьба по бревну приставным шагом (6 мин)

Удержание

равновесия

бревно

4. Подвижная игра «Бездомный заяц» (6 мин).

Из числа играющих выбираются «охотник» и бездомный «заяц». Остальные играющие - «зайцы» - чертят себе круги, и каждый вста- ёт  в  свой.  Бездомный  «заяц»   убегает,   а  «охотник»  его   догоняет.

«Заяц» может спастись от «охотника», забежав в любой круг;  тогда

«заяц», стоящий в круге, должен сразу же убежать, потому что теперь он становится бездомным и «охотник» будет ловить его. Как только   «охотник»  поймал  (осалил)  «зайца»,   он   сам становится

«зайцем», а бывший «заяц» - «охотником». Эту игру можно проводить и со всей группой детей. В этом случае круг образуют взявшиеся за руки 4-5 детей. В каждом таком круге встает «заяц». Игра проводится по тем же правилам. Через 2-3 минуты по сигналу воспитателя игра прерывается. Один из детей, образующих круг, меняется местом с «зайцем», стоящим внутри круга. Игра возобновляется   и   повторяется   4—5  раз,  с  тем  чтобы  все  дети

побывали в роли зайца

Бег, прыжки

Обручи

27

1. Ходьба и бег с соблюдением команд воспитателя: через середину площадки к песочнице, от неё по прямой - к кегле, по диагонали и т.

д. (4мин)

Ходьба, бег

Кегля

2. Прыжки попеременно на правой и левой ноге (5 мин). Воспитатель из шнуров выкладывает дорожку (ширина 30 см) и предлагает детям попрыгать сначала на одной ноге до конца до- рожки (по двум, трём дорожкам) и шагом вернуться в конец своей колонны, при повторении - прыгать на другой ноге

Прыжки, ходьба

Шнуры

3. Перебрасывание мяча через натянутую верёвку и ловля его (6 мин).

На середине площадки между деревьями или стойками натягивается верёвка (чуть выше поднятой руки ребёнка). Одна подгруппа детей с мячом в руках выстраивается на исходную линию, на расстоянии 2 м от верёвки. По сигналу воспитателя они перебрасывают мяч, бегут за ним. В это время на исходную линию выходит другая под- группа, дети первой подгруппы передают им мячи. Упражнение по-

вторяется 2-3 раза

Владение мячом (перебрасы вание ловля), бег

Мячи, верёвка

4. Подвижная игра «Охотник и зайцы» (6 мин).

Выбирают «охотника», остальные дети - «зайцы». «Зайцы» сидят в кустах (на гимнастических скамейках, брёвнах). В 3—4 м от кустов чертят  круг   -   «дом»  «охотника».   У  него   2-3  маленьких мяча.

«Зайцы»   выбегают   из   кустов   и   прыгают   по   площадке перед

«домом» «охотника». По сигналу: «Охотник!» - «зайцы» убегают, а

«охотник» стреляет в них - бросает мячи (разрешается только в ноги).

Те, в кого «охотник» попал мячом, отходят к «домику охотника». По- сле 1-2 повторений выбирают нового «охотника»

Прыжки, бег

Гимнастичес кая скамейка (бревно),

Мячи (2-3 шт.)

28

1. Ходьба и бег мелким и широким шагом (3 мин)

Ходьба, бег

2. Ходьба по бревну, на середине присесть, встать, хлопнуть в ладоши и пройти до конца бревна (5 мин)

Удержание равновесия, ходьба, приседание

Бревно

3. Отбивание мяча от земли несколько раз подряд, стоя на месте (6 мин)

Владение мячом (отбивание

)

Мячи

4. Подвижная игра «Самолёты» (6 мин). См. 4 неделю (2-я младшая группа)

Бег, движения рук (вращение,

разведение в стороны)

АПРЕЛЬ

29

1. Ходьба и бег (3 мин).

Ходьба в колонне; бег врассыпную, по сигналу дети находят своё место в колонне

Ходьба, бег

2. Игровое упражнение «Прокати и поймай» (5 мин). Дети

выстраиваются в пары и прокатывают обруч друг другу (расстояние

Владение

обручем

Обручи

3. Игровое упражнение «Сбей кеглю» (6 мин). См.33 неделю (2-я

младшая группа)

Катание

мяча, бег

Кегли

4. Подвижная игра «У медведя во бору» (6 мин). См. 8 неделю

(средняя группа)

Ходьба,

бег

30

1. Ходьба и бег (3 мин). Ходьба

змейкой; бег врассыпную

Ходьба,

бег

2. Подлезание под верёвку, расположенную на высоте 50 см (5 мин)

Подлезание

Верёвка

3. Игровое упражнение «Перепрыгни и не задень» (6 мин).

Прыжки на двух ногах через кубики

Прыжки

Кубики

4. Подвижная игра «Лиса в курятнике» (6 мин). См. 14 неделю

(2-я младшая группа)

Бег

31

1. Ходьба и бег (4 мин).

Ходьба с остановкой. По сигналу «Лягушки» дети приседают и

прыгают со словами «Ква-ква-ква». На сигнал «Аист» дети останавливаются, стоят на одной ноге, руки в стороны; затем

Ходьба, приседание, прыжки

2. Подбрасывание и ловля мяча двумя руками (5 мин)

Владение

мячом

Мячи

3. Игровое упражнение «Точно в цель» (6 мин). Воспитатель раскладывает несколько обручей и предлагает" детям встать на расстояние 1,5 м от цели и выполнить метание мешочков способом от плеча несколько раз подряд (один мешочек в руках, два других у

ног). После того как дети выполнят метание, воспитатель предлагает взять мешочки и вернуться на исходную линию. Игровое

Метание

Обручи, мешочки

4. Подвижная игра «Догони свою пару» (6 мин). Дети становятся

парами один за другим на расстоянии 2-3 шагов на одной стороне площадки. По сигналу воспитателя первые в парах бегут на другую сторону площадки, вторые догоняют (каждый свою пару). В

обратную сторону дети меняются местами (первые догоняют

Бег

32

1. Ходьба, бег с высоким подниманием колен, бег врассыпную

Ходьба, бег

2. Игровое упражнение «Накинь кольцо» (5 мин). Дети в

колонне по одному поочерёдно набрасывают кольца на колышки

Метание

Кольца,

колышки

3. Игровое упражнение «Мяч через верёвку» (6 мин). Между деревьями или стойками натягивается верёвка (шнур). По обе стороны от неё на расстоянии 2 м встают дети. Они перебрасывают

мячи друг другу через верёвку (парами)

Владение мячом (пе- ребрасы-

вание)

Верёвка, мячи

4. Подвижная игра «Совушка» (6 мин).

Выбирается  «совушка»,  остальные  дети  изображают «бабочек»,

«птичек» и т. д. По сигналу: «День» - дети бегают по площадке; по сигналу: «Ночь» - все замирают, останавливаясь на том месте, где их застал сигнал. «Совушка» выходит из своего «гнезда» и тех, кто

пошевелится, забирает к себе. Игра повторяется

Бег

МАЙ

33

1. Ходьба и бег (3 мин).

Ходьба в колонне по одному; бег с высоким подниманием колен («Лошадки»)

Ходьба, бег

2. Метание в вертикальную цель с расстояний 1,5-2 м (5 мин)

Метание

Мешочки

с песком

3. Ползание по бревну (6 мин)

Лазание

Бревно

4. Подвижная игра «Зайцы и волк» (6 мни). См. 19 неделю (2-я

младшая группа)

Бег

34

1. Ходьба и бег (3 мин).

Ходьба в, колонне по одному с высоким подниманием колен («Пе-

тушки»); бег с захлёстыванием голени

Ходьба, бег

2. Игровое упражнение «Попади в корзину» (5 мин).

Метание мяча в корзину с расстояния 2 м

Метание

Мячи,

корзина

3. Игровое упражнение «Перепрыгни через ручеёк» (6 мин).

См.11неделю (средняя группа)

Прыжки

2 шнура

4. Подвижная игра «Удочка» (6 мин).

Дети становятся по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. В центре крута- воспитатель. Он вращает по кругу шнур (на высоте 10-15 см), к концу которого привязан мешочек с песком. Играющие внимательно следят за мешочком, при его приближении подпрыгивают на месте вверх, чтобы мешочек не коснулся ног. Тот, кого мешочек заденет, делает шаг назад и выбывает временно из игры. Через некоторое время делается небольшой перерыв. Затем игра возобновляется, в ней снова участвуют все дети. Сначала шнур вращают так, чтобы мешочек поднимался невысоко. Если дети легко справляются с заданием, мешочек можно поднять немного выше. Вращать шнур можно не только по часовой стрелке,

но и против

Прыжки

Шнур, мешочек с песком

35

1. Ходьба и бег змейкой, врассыпную, перестроение в пары (3 мин)

Ходьба, бег, пере-

строение

2. Игровое упражнение «Кто не уронит» (6 мин).

Отбивание мяча об землю одной рукой и ловля его двумя руками

Отбивание

мяча, ловля

Мячи

3. Игровое упражнение «Не задень» (5 мин).

Прыжки на двух ногах между предметами змейкой

Прыжки

Ориентиры

4. Подвижная игра «Пробеги тихо» (6 мин). Дети распределяются на три подгруппы и выстраиваются за чертой. Выбирают водящего, он садится посредине площадки и закрывает глаза. По сигналу воспитателя одна подгруппа бесшумно бежит мимо водящего на противоположный конец площадки до условного места (черты). Если водящий услышит, он говорит: «Стой!» - и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, ведущий показывает, какая подгруппа бежала. Если он указал правильно, дети отходят в сторону, если ошибся, они возвращаются на свои места. Так по-

очерёдно пробегают все три подгруппы. Выигрывает та подгруппа, которая пробежала тихо и которую водящий не смог обнаружить.

Бег

При повторении игры выбирают нового водящего

36

1. Ходьба и бег с изменением направления движения, со сменой ве-

дущего (3 мин)

Ходьба,

бег

2. Игровые упражнения «Подбрось-поймай», «Сбей кеглю» (6 мин). Дети распределяются на две группы: одна выполняет первое упражнение, другая - второе. На земле чертят линию или кладут верёвочку. На расстоянии 1-1,5 м от неё ставят 2-3 большие кегли (расстояние между ними 15-20 см). Дети по очереди подходят к обозначенному месту, берут в руки лежащие рядом мячи и катят их, стараясь сбить кеглю. Прокатив 3 мяча, ребёнок бежит, собирает их и передаёт следующему играющему. Для выполнения упражнения сначала надо дать мячи диаметром 15-20 см. Затем, когда дети научатся прокатывать мяч энергично, попадать в кегли, им можно дать мячи меньшего размера и увеличить расстояние для

их прокатывания

Метание, бросание

Мячи, кегли

3. Игровое упражнение «Кто быстрее по дорожке» (5 мин). Воспитатель выкладывает из шнуров 2 дорожки, дети выстраивают- ся в 2 колонны и поточно друг за другом прыгают на двух ногах

Прыжки

Шнуры

4. Подвижная игра «Прятки» (6 мин).

Воспитатель предлагает детям спрятаться (за кусты, беседку и т. д.), а сам закрывает глаза. Через некоторое время он спрашивает: «Все спрятались?» Дети отвечают: «Да!» Педагог ищет детей, делая вид, что не может найти ребят. Найдя нескольких детей, он говорит:

«Вот они, наши дети». В это время другие выбегают, остальных ребят ищут все вместе. Водящим может быть и ребёнок

Бег

  1. Организационно-педагогические условия

  1. Учебный план

Наименован ие программы

Количество часов в неделю, возрастная группа

1.

«Спортивная мозаика»

Дети 2 - 3

лет

Дети 3 - 4

лет

Дети 4 - 5

лет

Дети 5 - 6

лет

Дети 6- 8

лет

1

1

1

1

1

  1. Расписание занятий

Возраст

День недели

Время

2-3 года

Вторник

16.30-16.40

3-4 года

Понедельник

16.30-16.45

4-5 лет

Пятница

16.30-16.50

5-6 лет

Среда

16.30-16.55

5-8 лет

Четверг

16.30-17.00

  1. Программно - методическое обеспечение

Наименование услуги

Наименование программы

На основании какой программы разработана и кем утверждена,

рекомендована

«Спортивная мозаика»

Дополнительная программа физкультурно- оздоровительной направленности

«Спортивная мозаика»

  1. Материально-техническое обеспечение

Спортивное и физкультурное оборудование в спортивной зале, на спортивной площадке, прогулочных участках.

  1. Мониторинг результатов освоения программы

Для обследования динамики развития двигательных навыков тестирование следует проводить два раза в год: в начале учебного года - в сентябре, когда группа уже укомплектована полностью, и в конце года - в мае.

Тестирование можно осуществлять как в рамках  занятий  по  физической  культуре, так и в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий. Всем выполняемым упражнениям должна предшествовать разминка, которая включает ходьбу, бегу, дыхательные подготавливающие упражнения. Ребенку следует  давать  одну-две пробные попытки с настройкой на максимальный результат во время последней. В протоколы вносится лучший результат.

3-5 лет

В результате освоения программы дошкольник:

Будет знать: правила поведения на занятиях лечебной физической культуры, что такое лечебная гимнастика, ее роль и влияние на организм ребенка. Что такое правильная осанка.

Будет уметь: выполнять упражнения с элементами лечебной физической культуры .

Обучающиеся будут уметь демонстрировать: общеразвивающие упражнения:

в положении стоя, сидя, лежа, стоя на четвереньках, с гимнастическими палками, дыхательные упражнения.

5-8 лет

В результате освоения программы дошкольник:

Будет знать: правила поведения на занятиях лечебной физической  культуры, что такое лечебная гимнастика, ее роль и влияние на организм ребенка. Что такое правильная осанка. Гигиенические требования к занятиям лечебной физической культуры и самостоятельным занятиям в домашних условиях.

Будет уметь: выполнять упражнения с элементами лечебной физической культуры не только в детском саду, но и самостоятельно в домашних условиях.

Обучающиеся будут уметь демонстрировать: общеразвивающие упражнения:

в положении стоя, сидя, лежа, стоя на четвереньках, с гимнастическими палками, дыхательные упражнения.

КРИТЕРИИ        ОЦЕНКИ        УРОВНЯ        ОСВОЕНИЯ        ПРОГРАММЫ.        ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Комплексная оценки здоровья дошкольников строится на следующих показателях.

  1. Соматическое здоровье и уровень развития ребенка.
  2. Физическое развитие:
  • Оценка  физического развития;
  • Физическая подготовленность.
  1. Показатели состояния осанки и свода стопы.

  1. Нервно-психическое здоровье и развитие ребенка
  • Эмоциональность;
  • Моторика;
  • Внимание;
  • Память;
  • Психологическая адаптация.

Оценка осуществляется по 5-бальной системе:

  1. балл - ребенок не может выполнить предложенные задания оценки, помощь взрослого не принимает;
  2. балла - ребенок с помощью взрослого выполняет предложенные задания;
  3. балла - ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;
  4. балла - ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;
  5. балла - ребенок выполняет самостоятельно все предложенные задания.

Полученная сумма баллов переводится в уровневые показатели, которые позволяют выявить к какому уровню (низкий, средний, высокий) соответствует развитие конкретного ребенка на данном этапе:

Высокий уровень - более 4,5 балла (более 90%) Средний уровень - 3 балла - 4,4 балла (от 60% до 88%) Низкий уровень - менее 2,9 балла (менее 58%)

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

  • Диагностика физического развития детей.
  • Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в

ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Открытое итоговое занятие для родителей с показом детьми различных методов оздоровления.

Диагностика проводится 2 раза в год. Цели диагностики:

На начало года: определение зоны образовательных потребностей детей для коррекции планирования содержания программы с учетом его индивидуализации.

На        конец        года:        Определение        степени        освоения        детьми        программы        и        влияние образовательного процесса на развитие ребенка.

Формы мониторинга: специальные педагогические пробы.

Оформление результатов промежуточной и итоговой диагностики для детей 3-5 лет

№ п/п

Ф И О

ребенка

Пробы для определения функциональн ой      подвижности

озвоночника, силы мышц спины и сила

мышц брюшного

пресса

Оценка физической подготовлен- ности по динамическим и статическим телам

Знает и выполняет упражнения дыхательной гимнастики

Соблюдает правильную осанку, выполняя физические упражнения

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

1

2

3

Итоговый показатель по группе (среднее

значение)

Оформление результатов промежуточной и итоговой диагностики для детей 5-8 лет

№ п/п

Ф И О

ребенка

Пробы для определения функциональн ой       подвижности позвоночника , силы мышц спины и сила мышц брюшного

пресса

Оценка физической подготовленно сти по динамическим и статическим телам

Знает и выполняет упражнения дыхательной гимнастики

Соблюдает правильную осанку, выполняя физические упражнения

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

1

2

3

Итоговый показатель по группе (среднее

значение)

7.Список литературы

  1. Потапчук А.А. Как сформировать правильную осанку у ребенка. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 88 с.
  2. Рунова М.А., “Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей”.- М.: Мозаика - Синтез, 2000-256с.
  3. Тарасова Т.А., “Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ” – М.: ТЦ Сфера, 2005- 175с.
  4. Утробина К.К. занимательная физкультура в детском саду для детей 5 – 7 лет. Конспекты занятий и развлечений. Игры и тренинги: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 128 с.:ил.
  5. Утробина К.К. занимательная физкультура в детском саду для детей 3 – 5 лет. Конспекты занятий и развлечений. Игры и тренинги: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 128 с.:ил.
  6. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кардаильская, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 159 с.
  7. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт - привет минуткам и паузам! Методическое пособие, СПб, «Детство-пресс», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа физкультурно – оздоровительной направленности «Школа мяча»

Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, р...

Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительного кружка «Юные дзюдоисты» для детей 5–7 лет

Пояснительная записка Дзюдо́ (яп. 柔道 дзю: до:?, дословно — «Мягкий путь»; в России также часто используется название «Гибкий путь») —японское боевое искусство, философия и спортивное единоб...

Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности "Спортивная мозаика" на 2018-2019 учебный год для детей от 3 - 4 лет

В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности...

Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности "Прыг-скок команда" для детей от 4 - 5 лет

Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности "Прыг-скок команда" для детей от 4 - 5 лет...

Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности "Прыг-скок команда" для детей от 6 лет до прекращения образовательных отношении

Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности "Прыг-скок команда" для детей от 6 лет до прекращения образовательных отношении...

Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности "Прыг-скок команда" для детей от 5 до 6 лет

Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности "Прыг-скок команда"  для детей от 5 до 6 лет...

Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности "Спортивная мозаика"

Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности "Спортивная мозаика" на  2019-2020 уч год...