«Проект "Твори добро на всей земле..."»
проект (старшая группа)

Кошкина Светлана Вячеславовна

Актуальность проекта обусловлена необходимостью формирования и развития нравственных качеств и дружеских взаимоотношений между детьми.

Метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно - образовательном процессе детских садов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tvori_dobro_na_vsey_zemle.docx83.06 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в старшей группе «Твори добро на всей земле…».

Воспитатель Кошкина С.В.

Характеристика проекта

Вид проекта: 

1. по составу участников  – групповой. Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

2. по целевой установке  -  общественно-полезный, практико-ориентированный информационно – познавательный, творческий проект.

3. по срокам реализации – среднесрочный (3 месяца).                                                  Продолжительность проекта: 10 декабря 2018 г.  -  10 марта 2019 г.

Пояснительная записка.

Метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно - образовательном процессе детских садов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок - это всесторонне развитый ребёнок,  который умеет вести себя в коллективе сверстников, в общественных местах.

Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием детей о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Эпиграф проекта: 

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста. 

Не зависит доброта от цвета, 

Доброта не пряник, не конфета. 

Если доброта, как солнце, светит, 

Радуются взрослые и дети.

(Н. Тулупова.)

Актуальность:

Актуальность проекта обусловлена необходимостью формирования и развития нравственных качеств и дружеских взаимоотношений между детьми. 

В настоящее время наша страна переживает непростой период. И дело здесь не в смене политической системы, и развале экономики. Нас подстерегает другая опасность – и заключается она в разрушении личности, когда материальные ценности доминируют над духовными и из нашей жизни исчезают такие понятия, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, взаимопо-мощь, дружба.

Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Всё это говорит о кризисе в отечественном образовании и воспитании. Что предпринять в данной ситуации? Как сберечь человека? Что в воспитании поставить на первое место? В недавнее время, как утверждает статистика, всё внимание педагогов было сосредоточено на обучении, второе место занимало введение в отечественную педагогику зарубежного опыта, и уж затем предполагало обращение к духовно – нравственным традициям. Вот только в последнее время отношение к нравственному воспитанию изменилось, идёт поиск духовного возрождения России.

На сегодняшний день проблема жестокости и равнодушия в молодежной среде становится все более очевидной. Она проявляется как в напряженных межэтнических отношениях, так и в рамках одной национальной группы. Агрессия, нетерпимость, а порой и вовсе жестокость – это реалии настоящего, игнорировать которые невозможно. Едва ли существует однозначный ответ на вопрос как решать эту проблему. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.

В настоящее время на фоне радикальный изменений в жизни людей, изменений происходящих в образовании, признание современной педагогической наукой духовного начала в человеке позволяет по-новому взглянуть и на самого человека, и на задачи его воспитания и образования, в частности  на проблему духовно-нравственного становления маленьких граждан нашей страны. Если нравственность мерило принятия общественных норм и ценностей, а потому может быть воспитана, то духовность – «зерно», которое имеется, в принципе у каждого, но оно может так  и не пойти в рост, если его не пробудить. Духовность нельзя воспитать извне, она может быть развита только изнутри. Нравственность является условием для развития духовности. Поэтому именно в детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

 « Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь,» - писал В.А.Сухомлинский.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Раздел «Нравственное воспитание». включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.

Цель проекта: 

  1. Воспитание дружеского взаимоотношения между детьми, формирование умения помогать друг другу, общаться друг с другом, стремление радовать старших хорошими поступками;
  2.  Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.
  3. Формировать такие качества, как отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе, животным, птицам, желание помогать им, заботиться о них.
  4. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.
  5. вовлечение и объединение коллектива детей, родителей и педагогов в совместную творческую деятельность.
  6. Формирование системы нравственных качеств, у детей старшей группы. Углублять представления детей о доброте,  как о ценном, неотъемлемом качестве человека. 
  7. Создание условий, стимулирующих развитие познавательного интереса, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала детей.

Образовательные области:

  • Социально коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Формы работы: игровая, познавательно - исследовательская, продуктивная, взаимодействие с родителями.

Задачи проекта:

Для детей:

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение к культурному наследию нашей страны, доброго отношения к своим близким и родным, окружающим детям, взрослым;
  2. Способствовать сплочению детского коллектива развитию дружеских взаимоотношений, навыков общения и взаимодействия в детском коллективе;
  3. Воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками.
  4. Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам.
  5. Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.

Образовательные:

1. Формировать познавательный интерес;

2. Расширить и систематизировать знания детей о природе, птицах;

3. Познакомить детей с произведениями художественной литературы о доброте к людям, о проявлении заботы к животным и птицам ;

4. Познакомить с музыкальными произведениями - песнями о доброте;

5. Обогащать и развивать активный словарь детей.

Развивающие:

  1. Развивать коммуникативные навыки детей;
  2. Создать в детском коллективе атмосферу совместного творчества;
  3. Продолжать развивать творческое способности детей, воображение, мышление и память;
  4.  Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности детей. 
  5. Развивать уверенность в себе и своих возможностях
  6. Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении. 
  7. Развитие самооценки ребенка, и умения оценивать и ценить достижения сверстников.

Для педагогов:

1. Повысить уровень творческой компетентности педагогов;

2. Обеспечить качество педагогического процесса путем применения современных методик и технологий;

3. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.

4. Внедрение социальной и гражданской активности в семьи воспитанников по средствам участия в социальном проекте Добропочта.

Для родителей:

1. Способствовать активному вовлечению родителей воспитанников в деятельность ДОУ;

2. Повысить психолого-педагогическую компетенцию родителей.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

  1. Расширение кругозора детей;
  2. Сплочение детского коллектива;
  3. Развитие индивидуальных творческих способностей  и интереса к коллективной творческой деятельности;
  4. развитие игровой деятельности на основе сотрудничества
  5. дети знают и называют большое количество пословиц, поговорок о доброте, дружбе
  6. формирование уважительного отношения к взрослым и сверстникам;
  7. Изготовление поздравительных новогодних открыток в рамках социального проекта Добропочта
  8. дети, родители ,педагоги постоянно пользуются формами словесной вежливости ;
  9. у детей сформировано заботливое отношение к членам своей семьи; оказывают посильную помощь;
  10.  бережно относятся к живой и неживой природе;

Для педагогов:

1. Повышение компетентности в области использования современных педагогических технологий в образовательной деятельности;

2. Реализация творческого потенциала;

3. Самообразование.

Для родителей:

  1. Оптимизация детско-родительских отношений;
  2. желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
  3. Проявление интереса к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, 
  4. Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ.

Продукты проекта

  1. Организация и создание предметно – игровой среды, тематические костюмы;
  2. Участие в социальном проекте Добропочта;
  3. Развешивание изготовленных кормушек для птиц в рамках проведения акции «Твори добро другим во благо…» ;
  4. Проведение совместного досуга с родителями и педагогами с показом подготовленной презентации о прохождении всех этапов проекта;
  5. Изготовление Плаката «Россия – территория дружбы»
  6.  Фотовыставка «Наши добрые дела».
  7.  Фото- коллаж «Мои любимые питомцы».
  8.  Оформление выставки детских работ «Страна доброты»
  9. Презентация проекта

Роль родителей в реализации проекта:

1. Творческое взаимодействие с детьми и воспитателями в подготовке тематических костюмов для проведения итогового мероприятия;

2. Участие в конкурсе по изготовлению кормушек для птиц;

3. Предоставление фото детей по тематике проекта вне ДОУ.

Предварительная работа:

  • Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы.
  • В ходе работы над проектом подвести детей к пониманию того, что добро приносит радость, что добрый человек – хороший друг.
  • Доброта украшает наш мир, и чем ее больше, тем красивее и светлей мир вокруг нас.

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный

  1. Сбор информации по теме;
  2. Довести до участников важность данной темы.
  3. Создание необходимых условий для реализации проекта;
  4. Подбор методической литературы.
  5. Подбор материала для продуктивной деятельности;
  6. Разработка нод, определение тематики бесед
  7. Подбор картин, фотографий, иллюстраций
  8. Подбор музыкального репертуара
  9. Подбор аудио – и видеоматериала;
  10. Подбор художественной литературы по теме;
  11. Подбор дидактического материала;
  12. Подбор загадок, пословиц, мирилок по теме
  13. Оформление картотеки подвижных игр;
  14. Разработка мероприятий;
  15. Оформление папок – передвижек для родителей
  16. Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта

II этап – Реализация проекта

Формы организации проекта:

1. Образовательная деятельность:

ознакомление с окружающим миром, развитие речи, рисование, лепка, аппликация, музыка, ознакомление с художественной литературой, физическая культура.

2. Совместная деятельность:

дидактические игры, беседы, игровые ситуации, драматизация, подвижные игры, разучивание мирилок, физкультминутки, ролевая гимнастика, пальчиковые игры.

3. Самостоятельная деятельность:

трудовая деятельность, художественная деятельность, игровая деятельность.

Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями

Познавательное развитие 

Непосредственная образовательная деятельность:

Беседы:

"Добро не умрет, а зло пропадет"

Беседа «Добрые люди. Кто это?»

Беседа: « Дружбой дорожить умейте!»

Беседа о вежливости.

Беседа «Кто заботится о птицах»: обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их

 «Беседа о птицах». Цели: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие); научить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки; способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам

       Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой»: обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

         Беседа «Мой любимый питомец»

         Цикл бесед «Семья глазами детей»: «Моя дружная семья», «Как заботиться о близких людях?», «Чем я помогаю маме или папе?»

   Цикл бесед о Правилах поведения (с использованием дидактического материала).

Дидактические игры:

Игра «Я не должен - я должен».

Цель: 1. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей.

2. Воспитывать уважительное отношение, сочувствие, отзывчивость к сверстникам, окружающим людям.

3. Закреплять умение осознанно делать выбор и объяснять его.

Ход игры.

Взрослый заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (В системах: взрослый-ребёнок, ребёнок - ребёнок) и шаблоны «Я не должен», «Я должен», изображение знаков «+, - »

I вариант: Ребенок раскладывает около шаблонов те картинки, которые изображают соответственно ситуации неприемлемые, либо приемлемые во взаимоотношениях между людьми, объясняет свой выбор.

II Вариант: дети сидят на стульях, у каждого по 2 шаблона. Взрослый показывает сюжетную картинку, предлагает детям сделать выбор и показать шаблон, соответствующий их выбору. Выслушиваются объяснения 2-3 детей.

Игра: «Волшебные руки».

Цель: оптимизировать взаимоотношения в группе путем стимулирования телесного контакта между детьми; преодоление эгоцентризма, эмоциональной отчужденности у дошкольников.

Ход игры: Ведущий просит детей поделиться своими теплом и добротой с другими детьми. Дети по очереди берутся за руки в цепочку . Ведущий спрашивает, чувствуют ли дети тепло в ладошках. Ели ДА, то это означает, что тепло ваших рук и доброта ваших сердец  передались через каждого из вас от самого первого до последнего. Затем дети соединяются в круг, и ведущий объявляет, что замкнув круг, дети, таким образом,  произвели круговорот доброты в своём коллективе.

Игра «Настроение»

Задача: воспитывать желание поделиться своим хорошим настроением со сверстниками.

1-й вариант. Дети садятся на стулья. Ведущий бросает мяч по очереди каждому ребенку и называет определенное настроение. Ребенок его демонстрирует. При желании, он может передать мяч любому сверстнику, «подарив» ему настроение, тот старается его изобразить. Игра продолжается.

2-й вариант. Дети садятся на стулья. Ведущий бросает мяч по очереди каждому ребенку и называет определенное настроение. Ребенок бросает мяч обратно, называя и изображая противоположное настроение.

Например:

добрый — злой;

веселый — грустный;

ясный — мрачный;

радостный — печальный;

интересный — скучный;

праздничный — унылый.

Речевое развитие

Чтение художественной литературы о доброте  и заботе, дружбе и взаимовыручке:

  • рассказ  В. Осеевой  «Просто старушка»,; В. Осеева «Добрые слова»;  С. В. Образцова «Ничего особенного», М. Н. Богданова «Домашний воробей», В. Осеева «Рыжий кот»,
  • стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», В. Токмаковой «Сизари», А. Прокофьева «Снегири», Н. Рубцова «Ворона»,  С. Я. Маршак «Друзья-товарищи»; Е. Благинина  «Как светлячок друга искал». В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»; Е. Благинина «Подарок»;  А. Барто «Вовка – добрая душа», С. Я. Маршак «Друзья-товарищи»
  • Русские народные сказки и сказки других народов о доброте.
  • Чтение сказки «Морозко».
  • Б.Емельянов « Мамины руки», Н.Саконская «Разговор о маме»,  стихи Е.Благининой, Г.Х.Андерсен  «Дюймовочка», «В.Катаев « Цветик-семицветик», « Два жадных медвежонка» венгр. сказка, Э.Мошковская  « Кто самый добрый»
  •  «Волшебные слова» "Сказка про добро, может ли маленькая девочка изменить мир", Наталья Ле  «Сказка о Добре и Зле», С. Маршак «Ежели вы вежливы» и другие

Загадывание загадок о доброте и дружбе и по тематике проекта.  

Чтение и заучивание стихотворений о доброте.

Чтение тематических пословиц и поговорок.

Разучивание мирилок :

Я твой друг,                         Раз, два, три, четыре, пять.

Ты мой друг                         Мы помиримся опять,

Руку мне сейчас давай        Руку крепко мы пожмем

И меня не обижай.                 И опять дружить начнем.                 и  других.

Рассматривание сюжетных картин и составление описательных и повествовательных рассказов по ним.

Трудовая деятельность

Труд в природе «Чистота начинается с меня»

Художесвено-эстетическое развитие

Музыкальная деятельность:

Разучивание песни о добре, доброте и дружбе,  танца по содержанию сценария на песню «Дорогою добра» муз. Ю. Энтина;

Прослушивание аудиозаписи песен о доброте: из мультфильма «Фунтик», «Что такое доброта» (Барбарики), песенка из мультфильма про Кота Леопольда «Если добрый ты…».и «Добрым быть на свете веселей», «Твори добро»

Просмотр видеоролика «Всегда иди дорогою добра...»

Продуктивная деятельность:

Рисование, аппликация, художественный труд :

Изготовление поздравительных новогодних открыток  в комбинированной технике.

Участие детей в социальном проекте Добропочта в качестве детского волонтерства над одинокими пожилыми людьми совместно с отделом комплексного обслуживания пенсионеров, инвалидов, льготных категорий на дому отделения соцзащиты города Троицка .

Совместная работа с родителями по изготовлению кормушек для птиц.

Изготовление плаката «Россия – территория дружбы»

Социально-коммуникативное развитие

Беседы «Правила вежливости», «Как правильно дарить и получать подарки».

Ситуативная игра-история «Котик и ежик на качелях»

 Просмотр тематических мультфильмов: «Волшебный мешочек», «Просто так», «Почтовая рыбка», Чучело-Мяучело», «Притча о добре», «Самый большой друг»,  «Кот Леопольд» (с песнями о доброте), «Крошка енот», «День рождения бабушки», сказки «Гуси-Лебеди»,  «Вот так тигр!», «Верните Рекса!», «Крепыш», «Непослушный котенок», «Чучело-Мяучело»,,«Волшебный мешочек» 1975. «Мама для мамантенка» .

Физическое развитие

Подвижные игры:

 «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Снегири», «Совы», «Кошки – мышки», «Ручеёк», «Волшебные руки»

Работа с родителями:

1. Оформление папки-передвижки: « Добрый праздник Новый год», «Покормите птиц зимой», «Доброта это тогда, когда….»;

3. Обновление и пополнение информации в родительском уголке по консультациям;

4. Изготовление родителями совместно с детьми кормушек для птиц;

5. Помощь родителей в оформлении итогового мероприятия;

6. Советы родителям по проведению тематической беседы с детьми;

7. Предоставление фото детей по тематике «Наши добрые дела» и «Мои любимые питомцы».

III этап - Заключительный

1. Развешивание изготовленных кормушек для птиц в рамках проведения акции «Твори добро другим во благо…» ;

2. Участие старшей группы в социальном проекте Добропочта

3. Изготовление Плаката «Россия – территория дружбы»

4. Фотовыставка «Наши добрые дела».

5. Фото- коллаж «Мои любимые питомцы».

6. Оформление выставки детских работ «Страна доброты»

7 Обсуждение с детьми результатов коллективной работы, релаксация.

8. Анкетирование, опрос родителей о полезности и эффективности данного проекта.

9. Проведение совместного досуга по теме проекта.

10. Подведение итогов проекта. Презентация проекта.                                                             11. Распространение опыта работы в среде коллег и в интернет ресурсах.

Перспективное планирование организованной образовательной деятельности по реализации проекта   (по периодам).

План реализации проекта  (по периодам):

Период

Мероприятия

Ответственные

1 период (10-19 декабря).  « Уроки доброты»       Организационная

Речевое развитие

  • Чтение рассказа  В. Осеевой  «Просто старушка» Цель: подвести к восприятию художественных  произведений,  воспитывать у детей доброту и любовь к окружающим людям, употребление вежливых слов в речи

Социально-коммуникативное развитие

Беседы, « Добрые люди Кто это?».

Художественно-эстетическое развитие.

Творческая мастерская: Аппликация, рисование, художественный труд

Тема: Изготовление поздравительных новогодних открыток в рамках социального проекта Добропочта

Цель: Воспитывать бережное и чуткое отношение к близким, а также к одиноким пожилым людям, потребность радовать их добрыми делами и подарками. Подвести детей к пониманию, что подарок, изготовленный своими руками дорог и важен и для близких, и также для одиноких пожилых людей.

Мультипликационный просмотр  «Почтовая рыбка», «День рождения бабушки».

Консультация для родителей – Ознакомление родителей с проектом «Твори добро на всей земле…», его целями и задачами, а также с ролью родителей в данном проекте. Размещение на групповом стенде информации о ходе проекта по периодам.

воспитатели

2-й период  (20-29 декабря)  «Дружба начинается с улыбки»

Развитие речи

  • Занятие по развитию речи  «Вежливые слова»
  •  Беседа: « Дружбой дорожить умейте!»
  •   Рассказ воспитателя «Как отличить хороший поступок от плохого».

Игровая деятельность

  •  Игры: «Добрые и вежливые слова», «Ласковое имя», «Клубочек»
  •  Игры: «Я не должен – я должен»,  
  •  настольная д/и «Что такое хорошо и что такое плохо?»,
  •  словесная д/и «Что доброго делают люди этой профессии»,
  •  Ситуативная игра-история «Котик и ежик на качелях»
  •  Сюжетная игра «Друг заболел…»  Цель: воспитывать бережное и чуткое отношение к близким людям и друзьям.
  •  Театр - игра по сказке «Заяц и лиса»

Художественно-эстетическое развитие.

  •  Изготовление Плаката «Россия – территория дружбы» (аппликация детских разукрашенных ладошек вокруг карты России)

Экологическое воспитание

  •  Наблюдения за живой и неживой природой (ежедневно, на прогулке)

Художественная литература

  •  Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Друзья-товарищи»; В. Осеева «Добрые слова»; В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»; Е. Благинина «Подарок»;  А. Барто «Вовка – добрая душа». 
  •  Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о дружбе.
  •  Разучивание мирилок

  • Мультипликационный просмотр «Самый большой друг»,  «Кот Леопольд» (с песнями о доброте), «Крошка енот».
  • Продолжение изготовления поздравительных новогодних открыток в рамках социального проекта Добропочта
  • Просмотр и обсуждение дидактического материала по тематике вежливость.

воспитатели

Для родителей

Консультация для родителей на тему – изготовление кормушек для птиц в рамках проведения акции «Твори добро другим во благо…» ;                                               Папка-раздвижка «Добрый праздник Новый год»

воспитатели

3-й период (30декабря – 9 января) – новогодние  каникулы

4-й период (10-19 января) «Зимующие птицы – наши друзья"

Развитие речи

  • «Беседа о птицах» .Цели: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие); научить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки; способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.
  • Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой»: обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу

Игровая деятельность

  • Игра «Воробушки и кот»: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.
  •  Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы»: закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие-перелетные».
  • Д/и «Один-много»: образование множественного числа имени существительного (ворона-вороны и т. п.)
  •  Д/и «Назови ласково»: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей- воробушек, воробьишко).

Художественная литература

  • Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного», М. Н. Богданова «Домашний воробей»: знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.
  • Чтение стихов о зимующих птицах

Экологическое воспитание

  • Наблюдение за птицами на участке: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах.

ИЗО

  • Рисование «Совушка-сова»: учить рисовать детей фигуру совы несложным конструктивным способом, используя геометрические формы (круг, овал,), учить отмечать отличительные особенности (характер окраски, размер туловища, особенности клюва и глаз). Совершенствовать технический элемент – контурную линию. Познакомить со смешанной техникой (акварель + чёрный фломастер, либо восковой мелок). 

Проведение акции «Твори добро другим во благо…» - сотвори добро, накорми птиц (совместно с родителями и детьми изготовление кормушки, вывешивание на участок).

воспитатели

Для родителей

Консультация для родителей – в рамках проведения акции «Твори добро другим во благо…» изготовленные кормушки для птиц повесить во дворе и принести фото или принести в детский сад;  

Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)                                            

воспитатели

5-й период (20 – 29 января). «Снегири –герои ….»

Развитие речи

  • Беседа «Кто заботится о птицах»: обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их. 
  • Чтение и обсуждение о каждой зимующей птице, обитающих в нашем регионе: об образе жизни, питании, характере, внешнем виде. 

Игровая деятельность

  • Подвижная игра «Снегири»: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.
  • Игра «Совы»: знакомство детей с образом жизни сов (ночью совы летают и ведут активный образ жизни, а днем спят) Развитие общей моторики, слухового внимания. Смена вида деятельности. Эмоциональная и двигательная разгрузка.
  • Д/и «Счёт птиц»: закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.)
  • Д/и "Кто, где живет": закрепить слова-названия домиков птиц (гнездо, дупло и т. п.

Художественная литература

  • Чтение и обсуждение стихотворений А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Звягиной «Воробей»(5, С. А. Есенина «Поёт зима, аукает»(6, В. Токмаковой «Сизари»(7, А. Прокофьева «Снегири»(8, Н. Рубцова «Ворона» и др. : продолжать совершенствовать художетсвенно-речевые навыки детей при чтении стихотворений, развивать память, логику мышления, воспитывать любовь к зимующим птицам, эстетические чувства.
  • Отгадывание загадок про зимующих птиц.

Экологическое воспитание

  • Наблюдение за синичками: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

Художественно-эстетическое развитие

  • Аппликация «Снегирь на ветке рябины»: учить передавать  несложным конструктивным способом, используя геометрические формы (круг, овал, треугольник) особенности строения,  окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания с дополнительными наклейками

воспитатели

Для родителей

          Консультация для родителей –  Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)

          Рекомендации рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах

          Папка-передвижка  «Покормите птиц зимой»

воспитатели

6-й период (30 января  -  8 февраля)  «Мои любимые питомцы»

Развитие речи

  • Цикл бесед «Мой любимый питомец».

 Игровая деятельность

  • Дидактическая игра «Оцени поступок».
  • Д/и "Кто, где живет": закрепить слова-названия домиков животных (нора, берлога, будка  и т. п.)

Художественная литература

  • Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Друзья-товарищи»; В. Осеева «Рыжий кот», Е. Благинина  «Как светлячок друга искал».
  •  Чтение стихов отгадывание загадок про домашних питомцев.

Экологическое воспитание

  • Наблюдения за живой и неживой природой (ежедневно, на прогулке)
  • Наблюдение за домашними питомцами. Расширять представления об особенностях их поведения, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, заботу и любовь к своим домашним питомцам..

Художественно-эстетическое развитие

  • Рисование на тему «Мой любимый питомец» карандашами, мелками, фломастерами.

  • Мультипликационный просмотр  «Вот так тигр!», «Верните Рекса!», «Крепыш», «Непослушный котенок», «Чучело-Мяучело»

воспитатели

Для родителей

          Консультация для родителей  –  «Любовь к животным».

          Предоставление фото детей с питомцами для организация фото- коллажа «Мои любимые питомцы».

воспитатели

7-й период (9 – 18 февраля)  «Добрая, добрая сказка»

Развитие речи

  • рассматривание иллюстраций к сказкам с изображением добрых и злых героев, решение проблемных ситуаций и обсуждение вопросов «Почему не любят злых людей?», «С кем любят дружить?».
  • Составление рассказа «Мой любимый сказочный добрый герой».
  • Викторина из загадок по сказкам.

 Игровая деятельность

  • Подвижная игра «Кошки-Мышки». учить детей самостоятельно выбирать место для игры, при помощи считалки распределять игровые роли, упражнять детей в беге, развивать способность распределять внимание.
  • Дидактическая игра «Скажи наоботот».
  • Д/и "Как ты понимаешь": формировать  у детей  интерес к устному народному творчеству,  побуждать детей к активному обсуждению текста пословицы развивать познавательную и речевую активность детей 
  • Д/и «Путешествие по сказкам»
  • Подготовка театральной постановки сказки «Заюшкина избушка»
  • Настольно- печатная игра собери картинку «Путешествие по сказкам».

Художественная литература

  • Чтение художественной литературы: - Русские народные сказки и сказки других народов о доброте.
  • Чтение сказки «Морозко».
  •  Чтение пословиц и поговорок о добре и доброте.

Художественно-эстетическое развитие

  • Слушание песен о доброте: «Что такое Доброта?» -Барбарики. И песня о доброте из мультфильма «Фунтик».
  • Разучивание танца под песню «Дорогою добра» муз. Ю.Энтина.

  • Мультипликационный просмотр  сказки «Гуси-Лебеди»
  • Детские видео-объяснялки – Что такое доброта?

воспитатели

Для родителей

          Консультация для родителей  –  «Волшебная сила сказок»».         

воспитатели

8-й период (19-28 февраля)    «Я как мама не люблю в доме беспорядка»

Развитие речи

  • Цикл бесед «Семья глазами детей»: «Моя дружная семья», «Как заботиться о близких людях?», «Чем я помогаю маме или папе?»
  • Составление рассказа «Я помогаю дома».

 Игровая деятельность

  • Подвижная игра «Ручеёк» воспитывать дружеские взаимоотношения и желание играть всем вместе.
  • сюжетно – ролевые игры (семья, школа, магазин), способствующие формированию у детей правил культурного общения.

Художественная литература

  • Чтение художественной литературы: Б.Емельянов «Мамины руки», Н.Саконская «Разговор о маме»,  стихи Благининой _
  •  Чтение стихов, пословиц и поговорок о семье, отгадывание загадок

Экологическое воспитание

  • Наблюдения за живой и неживой природой (ежедневно, на прогулке)

Социально-коммуникативное развитие

  • Рассуждение о домашних делах, какие дела женские – для мамы, а какие мужские – для папы.

Художественно-эстетическое развитие

  • Слушание песен о маме из кинофильма «Мама» и из мультфильма «Мама для мамонтенка». 
  • Разучивание танца под песню «Дорогою добра» муз. Ю.Энтина.

  • Мультипликационный просмотр  «Волшебный мешочек» 1975. «Мама для мамантенка»

воспитатели

Для родителей

Консультация для родителей  –  «Взаимопомощь в семье или, Каждый отвечает за своё»,   «Волшебная сила слова - вместе»».         

 Предоставление фото детей  на тему – как я помогал.... (фотоотчет «Наши добрые дела» о добрых делах вне садика, оказание помощи маме, папе, выполнение домашних дел и прочее.)

воспитатели

9-й период (1 – 10 марта).    «Доброта спасет мир».       Подведение итогов

Развитие речи

  • Цикл бесед о Правилах поведения (с использованием дидактического материала).

 Игровая деятельность

  • Подвижная игра «Ручеёк» воспитывать дружеские взаимоотношения и желание играть всем вместе.
  • Игра: «Волшебные руки». Цель: оптимизировать взаимоотношения в группе путем стимулирования телесного контакта между детьми; преодоление эгоцентризма, эмоциональной отчужденности
  • Игра «Настроение»

Художественная литература

  • Чтение художественной литературы: «Волшебные слова» "Сказка про добро, может ли маленькая девочка изменить мир", Наталья Ле — Сказка о Добре и Зле, С. Маршак «Ежели вы вежливы» и другие
  •  Чтение стихов, пословиц и поговорок о помощи и взаимовыручке.
  • Разучивание стихов о доброте, заботе и вежливости.

Экологическое воспитание

  • Наблюдения за живой и неживой природой (ежедневно, на прогулке)

Художественно-эстетическое развитие

  • Слушание песен о добре «Твори добро на всей земле…». 
  • Разучивание танца под песню «Дорогою добра» муз. Ю.Энтина.
  • Мультипликационный просмотр  «Просто так»»
  • Аудио-сказка «Хорошие поступки»
  • Просмотр видеоролика «Всегда иди дорогою добра».

Подведение итогов проекта

Проведение совместного досуга по теме проекта.                  (подготовка сценария)

Фотовыставка «Наши добрые дела».

Плакат «Россия – территория дружбы».

Фото- коллаж «Мои любимые питомцы».

Оформление выставки детских работ «Страна доброты»

Презентация проекта.

Подведение итогов проекта  – Заключительное слово воспитателей.

воспитатели

Для родителей

Консультация для родителей на экологическую тему «Чистота начинается с меня».

Помощь в организации совместного досуга.

Папка – передвижка «Доброта это тогда, когда….»

Подготовка тематических костюмов.

воспитатели

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.  Картотека игр

Дидактическая игра "Что такое хорошо и что такое плохо".

       Цель: Учить детей отличать хорошее поведение от плохого;  Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое  поведение может привести  к  несчастию, болезни. 
       Игровая задача:   Ребенку предлагается определить, "что хорошо, а что плохо",  объяснить  свое   решение.
      Правила игры:   выражать мимикой свое отношение детям следует только  после вопроса "Ребята, это хорошо или плохо?"
      Демонстрационный материал:  Отрывки их художественных  произведений,

 жизненные факты о хорошем и плохом  поведении человека, детей, группы.

Ход игры:    Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому  поведению (плохое поведение - делают сердитое лицо, грозят пальцем;   хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на  вопросы воспитателя.
        Примерный тест.
  Воспитатель: Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо? 
  Дети: мимикой и жестами показывают, что это плохо. 
Что может случиться с Сережей? Дети отвечают.

Воспитатель: Что изображено на этой картинке?

Дети: На картинке мальчик дразнит девочку.

Воспитатель: Это хороший или плохой поступок? Почему?

Дети: Это плохой поступок, так как дразнить и обзывать ребят плохо.

Воспитатель: Что чувствует девочка в этот момент?

Дети: Девочка расстроилась, она огорчена, обижена.

Воспитатель: А на этой картинке что изображено?

Дети: На этой картинке мальчик уступает место дедушке.

Воспитатель: Это хороший или плохой поступок? Почему?

Дети: Это хороший поступок, так как старшим нужно уступать место и во всём помогать.

Воспитатель: Что чувствует дедушка в этот момент?

Дети: В этот момент дедушка радуется, восхищается мальчиком

Воспитатель: Наши поступки могут испортить или наоборот улучшить настроение окружающих нас людей.

Игра «Клубочек!»

Воспитатель: У меня в руках волшебный клубочек, мы его будем передавать из рук в руки по кругу, разматывать и обращаться друг к другу ласковым именем (дети передают клубочек, называют соседа ласковым именем).

Воспитатель: Эта ниточка нас объединяет, потому что все мы вежливые и доброжелательные.

Словесная дидактическая игра  «Что доброго делают люди этой профессии»,

Воспитатель показывает картинку с героем профессии, а дети отвечают на вопрос – Что доброго делают люди этой профессии?

Подвижная игра «Снегири»
Снегири. Снегири.
(Дети стоят лицом в круг, хлопают опущенными руками по бокам).
Раз, два, три.
Раз, два, три.
(Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших.)
Прилетели, посидели,
(Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке.)
Погалдели, улетели.
(Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.)
Улетели в небеса.
(Останавливаются, машут скрещенными ладонями.)
Вот какие чудеса!
(С удивлением разводят руками.)

Ситуативная игра-история «Котик и ежик на качелях»
Цель: обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов.
Беседа с постановкой проблемной задачи.
Взрослый: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? (Ответы детей). Представьте двух друзей, каждый из которых хочет покачаться на качелях. Друзей зовут Ежик и Котик. Как помочь им не поссориться?
На роли Ежика и Котика выбираются два ребенка, им выдаются маски соответствующих героев. Роль качелей выполняет стул с высокой спинкой. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.
Инсценировка стихотворения.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга - Котик и Ёжик.
Как-то они на прогулку пошли и на поляне качели нашли.
Ежик навстречу качелям шагнул,
Котик качели к себе потянул,
Котик: «Я первый!», а Ёжик: «Нет. Я!»
Не уступают друг другу друзья.
Котик обиделся: «Значит, ты, Ёж,
Мне как товарищ совсем не хорош».
Дети инсценируют стихотворение.
Обсуждение проблемы, поиск путей решения.
Вопросы к детям:
1. Почему Котик решил не дружить с Ёжиком? (Ёж не уступил ему качели.)
2. Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? (Нет.)
3. Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (Ответы детей.)
Взрослый: Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но с веселым концом, где Котик и Ёжик смогли договориться и избежать ссоры.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга - Котик и Ёжик.
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ежик навстречу качелям шагнул,
Котик качели к себе потянул,
Котик сказал: «Покачаю тебя.
Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»
Подведение итогов.
Взрослый: Итак, что нужно сделать, чтобы не ссориться?
Дети: Нужно уметь договариваться.

Игра «Звери на болоте»

Цель: Учить детей быть отзывчивыми к сверстникам, в нужный момент оказывать им помощь. Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за товарища. Продолжать обогащать словарь детей выражениями: словесной вежливости (пожалуйста, спасибо и др.)

Ход игры: Играют все дети группы. Они - «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам. У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь - это может сделать партнер (его пара). В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются, как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.

Игра «Воробушки и кот»  

 Задачи: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место, закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

Описание: На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.

Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом — кто-нибудь из детей.

Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы» 

Задачи: закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие-перелетные».

Ход игры:

В роли ведущего целесообразнее выступать педагогу – он объясняет правила и следит за ходом игры.

Дети — «птицы». Дети врассыпную бегают по «поляне», имитируя движения птиц.

Воспитатель произносит текст:

Осень пришла,

Наступили холода.

Журавль (ласточка, скворец, грач и т.д.) крылья расправляет,

Дети «перелетают» за черту, произнося при этом:

Улетает, улетает

В теплые края.

А если воспитатель называет зимующую птицу:

Осень пришла,

Наступили холода.

Ворона (воробей, голубь, синица и др.) крылья расправляет,

Дети останавливаются, присаживаются на корточки на «поляне» и продолжают текст:

Но никуда не улетает.

Ей зима не страшна.

Игра повторяется 5-6 раз.

В конце игры воспитатель отмечает самых внимательных детей.

Дидактическая игра  «Один-много»: образование множественного числа имени существительного (ворона-вороны и т. п.)

 Дидактическая игра  «Назови ласково»: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей- воробушек, воробьишко).

Подвижная игра «Совы»: знакомство детей с образом жизни сов (ночью совы летают и ведут активный образ жизни, а днем спят) Развитие общей моторики, слухового внимания. Смена вида деятельности. Эмоциональная и двигательная разгрузка.

Правила детской игры «Сова»: Как и многие детские игры, «Сова» имеет кричалку, благодаря которой меняются этапы действа. Первоначально ведущий произносит: «День наступает – все оживает». Услышав призыв, дети могут прыгать по площадке, разговаривать, кружиться, изображая всевозможных лесных зверят, птиц, насекомых. А ребенок, который исполняет роль Совы, делает вид, что он спит и ничего не видит. Второй этап игры начинается со слов ведущего: «Ночь наступает — все замирают». В одно мгновение дети должны застыть: нельзя ни улыбаться, ни двигаться. И среди замерших фигур ходит Совушка и ищет того, кто не удержался и зашевелился.

Дидактическая игра «Счёт птиц»: закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.)

Дидактическая игра  "Кто, где живет": закрепить слова-названия домиков птиц (гнездо, дупло и т. п.

Дидактическая игра «Оцени поступок».

Цель: Учить детей оценивать поступки сказочных героев, давать свою характеристику поступка, выражать своё, личное отношение, развивать устную речь, обогащать социальный опыт детей.

Материалы: Картинки сказочных героев, квадрат красного и желтого цвета.

Ход игры: На столах раскладываются квадраты 2 цветов, желтый- положительные герои, красный- отрицательные герои. Воспитатель показывает карточки с героями сказок, дети должны назвать героя, и определить к какой категории его отнести в зависимости от его поступков. (Например Гуси- лебеди- это отрицательные герои, потому что они украли мальчика).

Дидактическая игра  "Кто, где живет"

Цель: формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное. закрепить слова-названия домиков животных (нора, берлога, будка  и т. п.)

Ход: В игре принимают участие двое и более детей. Дети ставят картинку с изображением жилища, под картинку с соответствующим животным. Ведущий открывает карточки с животными, а у каждого игрока своя карточка с домами, а игроки забирают себе те, что им подходят. Победитель – тот, кто первый расселил своих зверей по их домам.

Белка живет в дупле.

Медведь живет в берлоге.

Пчела живет в улее

Птица в гнезде

Муравей в муравейнике

Белый медведь на севере

Рыбка в аквариуме

У паука дом паутина

Подвижная игра «Кошки-Мышки». 

учить детей самостоятельно выбирать место для игры, при помощи считалки распределять игровые роли, упражнять детей в беге, развивать способность распределять внимание. Задачи: Эта подвижная игра помогает развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

Описание: Дети — «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» — воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

Дидактическая игра «Скажи наоботот».

Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.

Длинный – короткий;

 Большой – маленький;

 Высокий – низкий;

 Широкий – узкий;

 Толстый – худой;

 Далеко – близко;

 Вверху – внизу;

 Слева – справа;

 Вперед – назад;

 Один – много;

 Снаружи – внутри;

 Легкий – тяжелый;

Сильный - слабый;

Быстро - медленно.

Дидактическая игра "Как ты понимаешь".

формировать  у детей  интерес к устному народному творчеству,  побуждать детей к активному обсуждению текста пословицы развивать познавательную и речевую активность детей 

Дидактическая игра  «Путешествие по сказкам»

Задача: вспомнить отрывки из произведений и назвать сказки.

Ход игры: Взрослый вытаскивает карточку со стихотворной загадкой, зачитывает ее. Ребенок, должен закончить предложение и назвать из какой сказки отрывок. Потом взрослый показывает картинку с правильным ответом (книгу), ребенок проверяет себя.

Настольно - печатная игра собери картинку «Путешествие по сказкам».

Цель игры: знакомить с сюжетами сказок, развивает активную речь, память, внимание, воображение, учить составлять рассказ по картинкам.

Ход игры: Ведущий просит каждого игрока выбрать сказку, которую он будет рассказывать. Затем он перемешивает все игровые карточки и предлагает игрокам найти героев своей сказки. Тот, кто быстрее всех находит нужные карточки, первым начинает рассказ.

Малоподвижная игра «Ручеёк»

Задачи: способствовать обучению в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.

Ход игры: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.

Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.

Приложение 2.  Стихи, пословицы, поговорки, мирилки

Стихи о доброте

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта — она от века

Украшенье человека…

***

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого -то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому — то, кому — то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

***

 Доброта
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас.
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!

***

К Счастливому миру ведут все дорожки.
Живут в этом мире счастливые крошки,
Там Вера с Добром поселились на веки
Там ветер – из смеха, из радости - реки,

Там рыжее солнце играет лучами,
Там звонкие звёзды хохочут ночами
И маленьким жителям этой страны
Спускают на лучиках добрые сны.

Там служат волшебники светлому детству,
Весёлые сказки живут по соседству,
Там даже тоска никогда не тоскует,
Года бесконечно кукушка кукует,

Никто не болеет, никто не страдает,
А если вдруг горе туда забредает,
То добрые феи тот час налетят
И в шарик воздушный его превратят.

Прекрасные феи хранят за лесами
Огромный хрустальный сундук с чудесами.
И если кому-то захочется чуда,
То можно достать это чудо оттуда.

К Счастливому миру по светлой дороге
Лишь добрые люди идут без тревоги.
Все добрые люди, счастливые люди
Творят чудеса и мечтают о чуде.

***

Дарите людям доброту,
Заботу и любовь,
И пониманье и мечту –
Дарите вновь и вновь!

Пусть о награде мысли нет
И никогда не будет,
Ответный сердца тёплый свет
Тебе подарят люди.

И жизнь изменится твоя,
Удачливее станет,
Когда потоком на тебя
Волна любви нагрянет!
Дарите людям доброту…

(Зоя Буцаева)

***

Дорога добра
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.


Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

 

М.Минкова

Пословицы и поговорки.

Доброе слово лечит, злое калечит.

Торопись на доброе дело, худое само приспеет.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Доброта нигде не теряет своего достоинства.

Доброта без разума пуста.

Добрые слова дороже богатства.

За доброго человека сто рук.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Кто добро творит, тому бог отплатит.

В ком добра нет, в том и правды мало.

За добрые дела добром платят.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

Друзья — не разлей вода.

Друг познается в беде.

Старый друг лучше новых двух.

Без беды друга не узнаешь.

Верному другу цены нет.

Верный друг лучше сотни слуг.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Сам пропадай, а товарища выручай.

Дружба — как стекло, разобьёшь – не склеишь.

Хороший друг лучше умного брата.

Мирилки

Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись!

Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись.
А если будешь драться,
То я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья!

Раз, два, три, четыре, пять,   Мы друзья с тобой опять!

Уроки вежливости (подборка стихотворений)

Растает ледяная глыба

От слова доброго (спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь(здравствуйте),

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости пожалуйста)

И во Франции и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

За что мы говорим “спасибо”?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали сколько раз.

Отменить, что ли, слово “пожалуйста”?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без “пожалуйста”
Нам становится неуютно.

Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
А если я все же забуду, –
Простите, я больше не буду.

– Добрый день! – тебе сказали.
– Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Нам желают: “Доброго пути!” –
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
– Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

Приложение 3  Художественная литература

Чтение художественной литературы

(примерный дополнительный перечень книг):

Г.Х.Андерсен  «Дюймовочка»,

«Два жадных медвежонка»(венгр.сказка)

Е.Благинина « Посидим в тишине»

В.А.Сухомлинский « Петушок-братик, добрый день», « Красивые слова и красивые дела», « Для чего говорят спасибо», « Красивые слова, красивые дела», «Какой след должен оставить каждый человек на земле», «Все добрые люди – одна семья».

Г.К.Паустовский . « Теплый хлеб»,

Э. Мошковская « Кто самый добрый»,

 Е. Пермяк « Самое страшное»

А.Барто «Имя и фамилия»

С.Я.Маршак « Рассказ о неизвестном герое»

П.Поляков « О послушании»

В.Осеева « Своими руками», « Сыновья»

Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

В.Катаев «Цветик-семицветик»

Приложение 4  Правила

Правила добрых дел

–Поступай так, чтобы сделать как можно больше добра многим людям.

-Не твори добра на показ.

-Старайся искоренять плохие привычки.

-Не позволяй себе обманывать других.

-Не нарушай обещания.

-Не бери, не присваивай чужие ,найденные вещи, деньги, игрушки. Постарайся найти, отдать потерявшему.

-Без разрешения ничего не бери.

-Никогда не произноси плохих злых слов.

-Не будь жадным , негостеприимным.

-Не уходи от ответственности за свои поступки.

Правила вежливости

-Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся, за помощь и заботу благодари, уходя, не забудь попрощаться.

-Старшим, больным и усталым уступай место в транспорте; постарайся делать это не напоказ; не жди , чтобы тебя попросили уступить место.

-Упавшему помоги встать.

-Никогда и никуда не опаздывай. Береги время других людей.

-Не заставляй волноваться о себе.

Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.

Правила дружбы

-Всегда делись с игрушкой с другом.

-Не ссорится с друзьями, стараться играть дружно.

-Стараться помочь друг другу сделать то, что не получается.

-Уметь уступать.

Законы доброты.

- Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе!

- Лучше отдай своё, чем возьмёшь чужое!

- Умей дарить радость людям!

- Люби и прощай людей! Делай добро!

Список использованной литературы:

  1. 1 .Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада- Воронеж: ТЦ « Учитель»,2004-207с.
  2. Загик Л.В. «Воспитателю о работе с семьёй» Журнал «Дошкольное воспитание»,3/98
  3. 3.Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Учебное пособие - М., Педагогическое обществоРоссии,2007-176с.
  4. 4.Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет, ТЦ « Сфера», Москва,2004г.
  5. Семанака С.И. « Уроки добра»-М.,2004г.
  6. 6.ФесюковаЛ.Б. Беседы по картинкам ( Чувства. Эмоции. ) демонстрационный материал, Из-во ТЦ « Сфера», 2006г.
  7. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки «Этикет для малышей»,Книголюб, Москва,2004г.
  8. Киселёва Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2006.
  9. Островская Л.Ф."Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, М., 1979.
  10. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2008.
  11. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004.144с.
  12. С. Н. Николаева. Эколог в детском саду. Москва, 2003.120с.
  13. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004. 336с.
  14. Птицы России: школьный словарик. Москва, 2010. 96с.
  15. http://www.litera.ru/stixiya/authors/esenin/poet-zima-aukaet.html
  16. http://www.razumniki.ru/stihi_pro_zimu.html
  17. http://lit.peoples.ru/poetry/nikolay_rubtsov/poem_22640.shtml
  18. http://www.butuzici.ru/igry-dlja-detej/278-podvizhnye-igry/663-podvizhnye-igry-dlja-detej-ot-3-5-let.html
  19. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально – литературная композиция «Дружат дети всей земли».

Музыкально-литературная композиция "Дружат дети всей земли" .......

Конспект занятия "Дружат дети всей Земли" (6-7 лет)

Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей. Развивать речь детей.Задачи.Образовательные:продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету;познакомить...

Леса-всей земли краса!

Познавательно – исследовательская образовательная деятельность...

Музыкальный досуг «Дружат дети всей земли»

Музыкальный досуг «Дружат дети всей земли».Цель:Формировать у детей навыки адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур...

Картотека народных игр «Дружат дети всей Планеты, дружат дети всей Земли»

Веселые подвижные игры – это наше детство. Народные игры являются неотъемлемой частью национального и физического воспитания дошкольников.Детский досуг… Каким он должен быть, чтобы доставлять радость ...

Презентация "Твори добро по всей земле"

Даная презентация разработана для проведения конкурса в рамках экологической программы 2018-2019 года для воспитанников детского сада...

«Сценарий праздника "Твори добро на всей земле..."»

Данный материал подготовлен как итоговое мероприятия по завершению проекта "Твори добро на всей земле...". Актуальность проекта обусловлена необходимостью формирования и развития нравст...