Картотека игр по гендерному воспитанию дошкольников
картотека

Околитенко Надежда

Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы? Как помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям? С этой целью создана картотека по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_gendernoe_vospitanie.docx401.13 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Ромашка» городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области

КАРТОТЕКА

ИГР ПО ГЕНДЕРНОМ

(ПОЛОРОЛЕВОМУ) ВОСПИТАНИЮ

Подготовила воспитатель:

Околитенко Н.В.

                                         

2020 г.

«Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы? »

Цели: Формировать умение выделять существенные сходства и различия между

представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение

к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.

Материал: семейные альбомные фотографии каждого ребенка.

Ход игры: Дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель говорит детям, что у

каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки дедушки, братья и сестры.

Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа? Чем она занимается? Например, моя мама добрая, ласковая, иногда злиться, худенькая, заботливая, красивая. Она готовит

есть, стирает белье и т. д.

После того, как ответят все дети, воспитатель задает им вопрос:

- Чем похожи наши мамы, папы?

- Какие обязанности по дому выполняют все мамы, папы?

- Какие внешние признаки их объединяют?

- Какие качества присущи всем мамам, папам?

- Кем вы будете, когда вырастете?

Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу. Все

мамы и папы любят своих детей, заботятся о них.

«Волшебный цветок»

1 вариант

«За что нам нравятся мальчики и девочки? »

Цели: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками.

Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и

девочек.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в

серединку.

Ход игры: Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой

детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили

друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать

«Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать

хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные

качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети

аплодируют друг другу.

2 вариант

«Как я дома помогаю? »

Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин,

девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в

серединку.

Ход игры: Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чиня

игрушки. Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

3 вариант

«Кто я в семье? »

Цели: Формирование представлений о родственных связях. Учим детей

правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра (в

старшем возрасте – племянник, племянница, двоюродный брат и т. д.)

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в

серединку

Ход игры: С помощью наводящих вопросов взрослого, дети должны дать ответ,

кем они являются для своей маме (своему папе, своей бабушке? и т. д.

«Дом добрых дел»

Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин,

девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим

людям.

Материал: конструктор

Ход игры: Дети берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили.

Сколько добрых дел мы можем сделать!

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять

симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: два персонажа - Саша и Маша. Тело кукол сделано из картонных

цилиндров, головы - из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка)

цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку,

брюки, на голове кепка; девочка – в кофту, юбку и на голове косынка.

Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой)

Ход игры: К детям в гости пришли куклы.

-Саша и Маша. Куклы знакомятся с детьми и рассказывают детям, как они познакомились. Саша, увидев Машу на прогулке, подошел познакомиться с ней. Из всех девочек он выбрал Машу, потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше то же понравилось, что Саша очень воспитанный мальчик. Так они и подружились. Они пришли к нам в детский сад узнать, что думают друг о д

руге дети, и как они умеют дружить. Они принесли «волшебный цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент. Если, кто - то, окажется без внимания, куклы или воспитатель сами делают комплимент этим детям.

«Пожелания»

Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности. Материал: игрушка - сердечко (любая игрушка)

Ход игры: Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания «Я желаю тебе»

«Благородные поступки»

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей.

Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и

любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению

к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки

мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч

следующему игроку по своему желанию. Например, благородные поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из

транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь

девочке одеться, подать пальто и т. д. Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т. д.

«Ушки на макушке».

Цели: Развитие слухового внимания. Учить детей идентифицировать себя и

окружающих людей по полоролевому признаку.

Ход игры: Взрослый называет несколько имен. Детям нужно внимательно

слушать и назвать лишнее имя. Объяснить, почему они считают то или иное имя

«лишним». Например, Сережа, Миша, Лена; Наташа, Даша, Дима.

«Отгадай профессию»

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Учить умению разделять

профессии на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а

дети отгадывают, что это за профессия. Например, «Человек этой профессии осматривает больного, делает прививку, назначает таблетки. Кто это?» (врач)

После каждого правильного ответа воспитатель просит одного из детей выбрать

карточку с изображением человека данной профессии. Далее с детьми проводится беседа: какие еще обязанности выполняет врач, что он еще делает? Есть ли среди вас те, у кого мама или папа (бабушка, дедушка, тетя и т. д.) работают врачами?

Кто чаще работает врачом мужчина или женщина? Как вы думаете, почему?

«Собираемся в гости».

Цели: Учить детей находить отличия во внешнем виде аккуратного и

неряшливого ребенка (мальчика или девочки). Учить девочек (мальчиков)

проявлять заботу, по отношению к представителям противоположного пола и

приводить в порядок свой внешний вид. Развивать в детях желание быть всегда

красивыми, выглядеть аккуратными и опрятными.

Материал: на двух столах разложена одежда для детей (юбки, шляпки, рубашки,

юбочки, галстуки, пояски и т. д., сумки, детская косметика, часы, расчески,

инструменты, игрушки и т. д.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям посоревноваться, кто быстрее соберется в гости.  

Играют по двое (трое) детей. Они подходят к столам и начинают собираться в

гости. Взрослый напоминает детям, что для того, чтобы пойти в гости необходимо

привести себя в порядок: красиво одеться, причесаться и т. д.  Остальные дети

наблюдают за своими друзьями.  Могут ли они отправиться туда прямо сейчас?

Как можно помочь мальчикам? Кто из девочек согласится помочь им?

Когда внешний вид мальчиков будет приведен в порядок, взрослый напоминает

мальчикам о словах благодарности за заботу.

«Сказочная страна мальчиков и девочек».

Задачи развития:

1.Познавательное развитие: помогать познавать самих себя систематизировать знания в поло- ролевой идентификации. Учить оценивать стили поведения, высказывать своё к ним отношение.

2.Социально - моральное развитие: формировать стремление утвердится

в половой принадлежности.

3.Физическое развитие: продолжать учить детей идентифицировать свою

половую принадлежность, связанную с физическими возможностями девочки /

мальчика, мужчины/ женщины.

4.Речевое развитие: продолжать рассказывать о себе, как о представителе определённого передавать словами жизненные впечатления. Развивать связанную и диалогическую речь.

5.Креативное развитие: учить детей творчески использовать возможности способов игры.

Предварительная работа: разучивание стихотворений о девочках/мальчиках, вежливых словах; отгадывание загадок - обманок; проведение символических игр; разучивание пальчиковой гимнастики «Дружба», психогимнастики; рисование способами нетрадиционной техники.

Материал и оборудование: Аудиозапись песни: «Улыбка»; пение птиц;

строительный набор; мяч; игрушки для мальчиков и девочек; два панно с

изображением Жар - птицы без хвостиков; краска голубого и розового цвета;

карточки - символы.

Ход игровой деятельности.

Дети слушают аудиозапись песни: «Улыбнись». - «Какая замечательная

песенка! Вам нравится? На улице весна, светит яркое солнышко! Я вижу ваши добрые улыбки! Какие красивые, весёлые в нашей группе дети. Я знаю, вы очень любите играть.  Хотите поиграть в игру: «Мальчики и девочки»? Я буду бросать вам мяч, а вы расскажите какие вы? Начинают девочки. Какие наши мальчики? (сильные, смелые, ловкие, весёлые). А какие наши девочки? (аккуратные, нежные, ласковые). Кто из девочек, прочитает стихотворение о себе?

«Мы -девчонки, это значит - скромные, приятные

И во всех делах очень аккуратные.

Любим в кукол и посуду мы с подружками играть

И подснежники весною на пригорке собирать

А поплачем мы немножко - это не считается.

Потому, что мы - девчонки, нам это разрешается.

Воспитатель: Мальчики, что вы расскажете о себе?

Пусть плачут сосульки и ржавые вёдра

И мокрые шляпы: кап-кап.

Но мы ведь мужчины реветь без причины

Нельзя нам по чину никак.

Ведь мы же мальчишки, а значит - мужчины.

Мы слёз не покажем никак!

Воспитатель: Да, мальчики и девочки очень отличаются друг от друга. Девочки не

плачут по любому поводу, стараются быть нежными. Девочки не лезут в драку и

сами никогда её не начинают. Мальчик, который хочет быть сильным, никогда не

обидит девочку. Такой мальчик умеет защищать девочек, прощать обиды.

Расскажите, а чем вы любите заниматься?

Символическая игра: «Больше всего я люблю...; Когда я вырасту я...; Когда

стану папой я...; Мне радостно, когда я...; Если бы я был девочкой».

Воспитатель: Молодцы. А вы, любите сказки? Предлагаю, взявшись за руки

отправиться в сказочную страну Мальчиков и Девочек. Аудиозапись: «Пение птиц». «Когда - то очень, очень давно Мальчики и Девочки в этой стране жили дружно и весело. Однажды они поспорили, кто из них главнее. И поссорились так сильно, что стали жить отдельно друг от друга, и построили вот эту высокую кирпичную стену, чтобы никогда не видеть друг друга. Вы хотите, помочь им подружиться и никогда не ссориться? Дети, посмотрите здесь карточки - задания. Нам нужно постараться выполнить все задания правильно:

1 карточка

Игра: «Надо дружно играть вместе».

Мальчик и Девочка не могут играть вместе, потому, что мальчику не нравятся игрушки девочек, а девочке - игрушки мальчиков. Найдите игрушки, которые

понравятся им обоим.

2 карточка.  

Д/и: «Нужно делиться с друзьями», «Найдите такую картинку». Давайте вспомним историю про жадного пса.

Физкультминутка: «Жадный пёс» (имитация движений).

Жадный пёс дров принёс,

Воды наносил, тесто замесил

Пирогов напёк, в уголочке сел

И сам всё съел

Воспитатель: Хотели бы вы иметь такого жадного друга? У нас есть такие в группе? Дети подумайте и скажите, а какими вещами нельзя делиться даже с

самым лучшим другом (личными). Молодцы.

Воспитатель: (идём по тропинке). Знак «Вежливый»

Игра: «Я - вежливый».

«Зазеленеет старый пень, когда услышит.... Добрый день!» «Если больше есть не в силах, скажем доброе. Спасибо!» «Когда ругают за шалости, мы говорим. Прости, пожалуйста!» Молодцы. Давайте вспомним стихотворение, которое называется «Щедро дарите» (рассказывают все дети). «До свидания!», «Спасибо», «Простите!», «Пожалуйста!», «Здравствуйте!». Щедро дарите! Дарите прохожим, друзьями и знакомым. Без них невозможно на свете прожить. Слова эти надо с улыбкой дарить.

Воспитатель: Посмотрите, а стена треснула! Молодцы, вы справились со всеми

заданиями. Мальчики и девочки помирились и теперь они опять вместе. Скажите,

а вы - дружные ребята? (дружные). Какими бывают дружные дети? (не ссорятся,

делятся игрушками, говорят друг другу добрые слова).

Психогимнастика «Птенчик».

Дети, мой хороший друг нарисовал эту сказочную жар-птицу и попросил вас

дорисовать её, а потом подарить мальчикам и девочкам этой сказочной страны.

Вы, согласны? Разогреем ладошки?  

Пальчиковая гимнастика: «Дружба».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

(пальцы обеих рук

ритмично соединяются в замок)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики

(ритмическое касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять начинай считать опять

(поочерёдное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Раз, два, три, четыре, пять мы за

кончили считать (руки вниз - встряхнуть кистями рук).

Дети рисуют хвост жар-птицы. После выполнения работы рассматривают хвост  

выполненный ручками мальчиков и девочек, отмечают их отличие.

Воспитатель: Нам пора возвращаться. Мальчики и девочки возьмитесь за ручки и скажите друг другу приятные слова.

Игра: «Комплимент».

Закроем глазки, повернёмся на месте и скажем: «Повернись, покружись, дома

окажись». Беседа: где мы были, что узнали, чему научились?

Игра - конкурс " В мире загадок"

Задачи:

1. Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.

2. Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их

интересов. В конкурсе участвуют две команды: мальчики и девочки. Они придумывают себе названия, оформляют их в виде загадок, выбирают капитанов.

Под вальс входит команда девочек, под марш – команда мальчиков.

Ведущий (воспитатель). Внимание! Внимание! Сегодня мы проводим конкурс

загадок. Он начинается с представления команд.

1-й конкурс «Узнай название команд»

1. Команда девочек (говорят хором) С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки.

Белые... (снежинки).

Ответы дают мальчики.

2. Команда мальчиков (говорят хором)

Погляди на молодцов –

Веселы и бойки,

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

Без работы, хоть убей,

Жить не может (муравей)

Ответы дают девочки.

2-й конкурс «Из чего же сделаны наши мальчишки?

Из чего же сделаны наши девчонки? Девочки загадывают загадки мальчикам

(о ягодах, конфетах, цветах)

Что за чудо – синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины,

Педагог рассматривает картинки с ситуациями общения мальчиков и девочек.

Беседует, чем похожи и различаются они, почему мальчики сильнее девочек. Что

значит защищать? Не драться, а помочь, если девочка упала, донести тяжёлое,

пропустить в дверях, уступить место и т. п. Упражнение на закрепление. Выходят

мальчики и девочки и показывают действия, изображённые на картинках. Мальчик и девочки – все у нас равны. Только помнить мальчики об одном должны: Девочки слабее их, могут и пищать. И должны их мальчики храбро защищать.

Подвижная игра «Защитим девочку»

Воспитатель: Защищать – не значит с кем-то драться, надо просто быть к

девочкам более внимательными. Как могут мальчики защищать девочек?

Дети: Поднять, если она упала. Пропустить вперед. Помочь нести вещи.

Воспитатель: Давайте покажем, как это надо делать. (Дети разыгрывают сценки.)

Воспитатель: А сейчас мы проверим, хорошо ли вы поняли, чем мальчики

отличаются от девочек. Задание: «Угадай слово, которое стоит в конце строчки».

• Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только... (девочки)

• Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у. (мальчики)

• Болтали час без передышки в цветастых платьицах. (девочки)

• При всех помериться силенкой, конечно, любят лишь... (мальчики).

• Боятся темноты, трусишки, все как один они. (девочки)

Подвижная игра «Не скучай и попляши»

В ходе игры девочки приглашают потанцевать только мальчиков, а мальчики

– только девочек.

Жюри подводит итоги, награждает участников сувенирами, сделанными данными

руками детей.  (до свидания маленькие принцессы, до свидания маленькие рыцари)

ИГРА – ТРЕНИНГ «МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ ИЛИ ПОДРУГА».

Цели:

1.    Формировать у детей понятия о положительных чертах характера,

представление о дружбе.

2.    Воспитывать уважение друг к другу.

3.    Способствовать развитию творческого воображения и

фантазии.

4.    Воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками. предложить вспомнить (а если надо и найти глазами) своего друга или подругу;

- увидеть какое настроение у них;

- передать все это в рисунке с помощью цветных карандашей;

- дополнить рисунок не хватающей частью лица (рот, глаза).

После выполнения задания дошкольники кладут свои работы на стол,

любуются ими, поддерживают дружескую беседу.

«КРАСИВЫЙ НАРЯД»

Цели:

1. Учить детей играть вместе, согласовывать замыслы, исполнять

роли,

использовать атрибуты.

2. Предоставить возможность занять позицию взрослого.

3. Отражать в игре личный опыт и знания.

4. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Лада и Ваня играют в семью. Ваня предлагает девочке принарядиться. Для

этого Лада сначала гладит кофточку, затем снимает юбку с вешалки и одевает

все на себя. Ваня оценивающе смотрит на Ладу и говорит о том, что она

прекрасно выглядит, ну как его мама всегда.

ИГРА- СИТУАЦИЯ «КИНОТЕАТР».

Цели:

1.    Рассказать об устройстве кинотеатра.

2.    Уточнить знания детей как надо вести себя в кинотеатре (культура общения).

После беседы педагога об устройстве кинотеатра, создается ситуация для проверки культуры общения мальчиков и девочек. Мальчики (не все) помогли отнести стулья девочкам. Потом все расселись и началось обсуждение – какое кино будем смотреть. Педагог при необходимости напоминает форму общения.

«Назови, чьи вещи»

Цель: определение представлений детей о разделении предметов труда и быта

взрослых на мамины (папины), мужские (женские) и специфики их использования.

Ребенку предлагаются вещи, которые он характеризует как мужские или женские

(мамины или папины) и объясняет, почему так считает. Ребенку задают вопрос:

«Назови, чьи вещи?». Материалом служат: бритва, галстук, гвоздь, отвертка,

молоток, лак для ногтей, бигуди, помада, духи и т.д.

«Надень и попляши»

Воспитание дружеских отношений между мальчиками и девочками, формирование у детей в танце жестов и движений, характерных для мужского и женского пола.

«Утка и утята»

Создание у детей общности переживания, воспитание ответственности за других,

формирование у девочек способности и желания заботиться о малышах.

«Друг»

Учить детей сопереживать близким людям, понимать боль других людей, радоваться успехам своих друзей, проявлять заботу, предлагать свою помощь.

Игра «Мы —разные»

Дети вместе с педагогом встают в круг.

Педагог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы:

—Кто из мальчиков самый высокий?

—Кто из девочек самая высокая?

—Кто из детей низкого роста?

—У кого самые темные (светлые, вьющиеся, кучерявые и т. д. волосы?)

—Посмотрите на соседа и скажите, какого цвета его глаза?

—У кого на голове есть бант (два банта, заколки, резинки, обручи?)

—Кто носит платья, сарафаны, юбки?

—У кого в одежде присутствует розовый, красный (синий, коричневый, серый,

зеленый и пр.) цвет?

— Какую обувь носят девочки (мальчики?)

— Какие украшения носят девочки (мальчики?)

В конце игры педагог обращает внимание на то, что дети

смогли убедиться в наличии у каждого из них чего - то такого, чего нет у других, и объясняет им понятие «разные», «непохожие». Все люди отличаются друг от друга.

Игра «Одень куклу - мальчика и куклу- девочку». 

Дети берут одежду и классифицируют её, обсуждают правильность выбора, «одевают» силуэты девочки и мальчика. А сейчас с помощью волшебной палочки я превращаю нашу группу в цветочную

полянку.

«Семья»

Прием гостей

Скоро должны прийти гости. Но вот беда -то, папа ушел на работу, кто же поможет перенести стол и стулья из кухни в комнату (или наоборот)? Может быть соседи? Предложить мальчикам исполнить роль соседей по дому и помочь девочке -

Хозяйке расставить необходимую мебель.

День рождение куклы

У куклы день рождения. А какой же праздник без торта? Надо обратиться к повару - кулинару. Мальчики, кто хочет быть поваром, чтобы испечь для куклы торт? Но на торт же нужны свечки! Кто - то съездит на машине в магазин за свечками?

«Кукла заболела»

Вызов скорой помощи. Кукла - дочка заболела. С ней дома один остался только папа. Ему нужна помощь. Девочки, подскажите, что делать? Девочка предлагает вызвать скорую помощь. Мальчики постройте скорее машину скорой помощи, а то врачу не на чем приехать к больной кукле. Приезжает скорая помощь с водителем-мальчиком и врачом-девочкой.

«Семья переезжает в новую квартиру. Новоселье»

В группе перестановка после дневного сна. Ребята, посмотрите, нам построили

новую квартиру. Надо переезжать и перевозить вещи. А вещи-то все тяжелые. Нам нужна грузовая машины. Мальчики, может быть не все еще выехали из гаража? Есть ли свободный водитель грузовика и грузчики? На новоселье приглашаются все участники переезда.

«Поездка на автобусе»

Девочка-хозяйка решила сварить грибной суп. А грибов не оказалось. Где можно

взять грибы для супа? (в магазине, в лесу). Давайте отправимся в лес за грибами.

Для этого нам нужен автобус. Построим? Чтобы сесть в автобус нужно купить

билет. Девочки, кто хочет стать билетным кассиром (кондуктором) и продавать билеты? А еще нам нужен внимательный, сильный, ответственный водитель для

автобуса. Водителя среди мальчиков можно выбрать считалкой. В путь!

Непредвиденная дорожная ситуация. На построенном автобусе девочки вместе с

куклами «детьми» отправляются по магазинам. Вдруг спускается колесо. Водитель обращается к пассажирам за помощью. Нужен телефон, чтобы вызвать аварийную машину. Мальчикам предлагают организовать спасательную бригаду, чтобы подкачать колесо или его заменить.

«Магазин»

Магазин открывается. Путешествие на автобусе (машине) было длительным.

Пассажиры проголодались. Пассажир - воспитатель просит водителя остановить

автобус возле ближайшего магазина. Остальных детей воспитатель просит

организовать магазин овощей, магазин сладостей, магазин соков. Купим одежду кукле. Девочка - мама идет в магазин, чтобы выбрать одежду для куклы-дочки. Магазин огромный, одежды много, поэтому весь товар должен охраняться. Роли охранников можно предложить мальчикам.

«Автомастерская»

Перерыв на обед. Мальчики «слесаря» очень долго работали. Воспитатель, обращаясь к девочкам: «Девочки, пора наших мальчиков накормить». Давайте приготовим им обед. Мальчики «водители» привезите девочкам овощи, фрукты и т.д.

«Парикмахерская»

Воспитатель приходит с новой прической и обращает на это внимание детей.

Предлагает поиграть в парикмахерскую, в которой девочки будут парикмахерами,

а мальчики - клиентами. Затем дети меняются ролями, ведь мальчики тоже могут быть хорошими парикмахерами.

«Причешем куклу»

Воспитатель обращается к сначала к девочкам, а потом к мальчикам: «Девочки,

мне кажется, что вашим куколкам пора сходить в парикмахерскую. Что-то у них

волосики спутались, да и челку надо подстричь. Мальчики открывайте скорее

парикмахерские. К вам уже выстраиваются очереди. Нужно куклам головы

помыть, причесать».

Для мальчиков: «Отважные путешественники», «Охотники», «Юные матросы»,

«Разведчики», «Строители». Для девочек: «Из жизни цветов», «Хозяюшки»,

«Кошечки», «Кукольный магазин», «Танцуют все» и др. Подобный подход мы

учитываем и в подвижных играх: например, для мальчиков «Водолазы»,

«Пожарные», «Автогонщики».

«Мостик»

Цель: учить детей реализовывать знание правил этикета в игровых и жизненных

ситуациях; способствовать формированию навыков культуры поведения в

общении с детьми разного пола.

Оборудование: гимнастическая доска или гимнастическая скамейка.

Организация и методика проведения.

На полу лежит гимнастическая доска —это «мостик».

Вариант 1.

Дети делятся на две команды: мальчиков и девочек. С двух сторон одновременно к «мостику» подходит по одному игроку от каждой команды. Кому идти первым? Мальчик вежливо помогает девочке пройти по «мостику» первой, подает ей руку, помогая сойти с «мостика», а затем идет сам. И так поочередно все дети. Воспитатель подчеркивает, что девочки нуждаются в особой заботе и внимании со стороны мальчиков.  Но и мальчики «рыцари» заслуживают благодарности со стороны девочек.  Поэтому в знак признательности девочки улыбаются мальчикам и благодарят за услугу и помощь.

Вариант 2.

Группа произвольно делится на две команды. К «мостику» с каждой стороны подходит по одному ребенку. В зависимости от того, кто встретился у «мостика», дети сами решают, кому следует идти первым, и договариваются, кто кого пропустит (мальчик—девочку; старший —младшего; тот, кто вежливее, первым

уступит дорогу) Тот, кого пропустили первым, не забывает поблагодарить сверстника.

Вариант 3.

Игра-соревнование двух команд: кто лучше знает и выполняет правила этикета при прохождении по «мостику».

«Разбуди спящую красавицу»

Цель: развивать у мальчиков умение видеть положительные качества сверстниц,

делать комплименты, соблюдая необходимые правила этикета; воспитывать

культуру поведения.

Организация и методика проведения

Воспитатель вместе с детьми вспоминает сюжет сказки Ш. Перро «Спящая

красавица».

— Почему надолго уснула красавица принцесса?

— Кто ее разбудил после долгого сна? Воспитатель предлагает детям стать сказочными принцами и принцессами. Дети садятся в круг через одного: мальчик

— девочка.  Все девочки — «спящие красавицы», а мальчики — «принцы», которые расколдовывают их своими комплиментами, касающимися внешности, одежды, нравственных качеств. Мальчик, обращаясь к своей соседке ласково, по имени, говорит ей комплимент. Если он не понравился красавице, и она не проснулась, помогите мальчику подобрать удачные слова. Следующий комплимент делает своей соседке другой мальчик. И так по кругу. В конце игры воспитатель отмечает, что доброе слово всем приятно, но особенно любят комплименты девочки, женщины.  Поэтому очень хорошо, если мальчики и взрослые мужчины часто говорят им добрые, ласковые слова. Поначалу дети могут проявлять смущение, застенчивость.  Заставлять их не надо, пусть сначала играют только желающие, а остальные с интересом наблюдают. Постепенно подобные игры приживаются в группе, и дети перестают быть скованными, играют в них с удовольствием.

«Петушки»

Цель: упражнять мальчиков в проявлении качеств мужественности; развивать

умение достойно выигрывать и проигрывать.

Организация и методика проведения:

Воспитатель начинает игру: «Как вы думаете, что больше всего любят

наши мальчики? Можно, я угадаю? Наши мальчики очень подвижны, энергичны, обожают бегать, играть, они храбрые и смелые: любят побороться и немного пошалить. Иногда они похожи на молодых задиристых петушков: Петушки распетушились. Но подраться не решились.  Если будешь петушиться.  Можно перышек лишиться. Действительно, лучше не драться, а соревноваться. Сейчас мы посмотрим, какие сильные и храбрые у нас мальчики». Мальчики, желающие участвовать в игре, разбиваются на пары и соревнуются между собой. «Петушки» прыгают на одной ноге, бьют друг друга в ладонь. Не устоявший на одной ноге

считается проигравшим и выбывает из игры. Затем встречаются победители каждой пары до тех пор, пока не выявится лидер. Победителей в ходе игры награждают

аплодисментами. Воспитатель подчеркивает, что если кто-то хочет доказать, что он сильнее, храбрее, пусть соревнуется честно, как настоящий спортсмен.

«Пчелы и шмели»

Цель: учить детей проявлять внимание и приветливо относиться к сверстникам противоположного пола; формировать доброжелательные взаимоотношения между мальчиками и девочками.

Организация и методика проведения

Девочки изображают пчелок.  Мальчики размещаются свободно, по всему залу,

становятся на одно колено, поднимают руки с сомкнутыми ладонями вверх

(нераспустившиеся цветы).

«Пчелки» весело жужжат, легко летают по всему «лугу». Когда они подлетают к каждому «цветку», приветливо улыбаясь, он раскрывается (руки в стороны), приветствуя ее. Улетает «пчелка» — «цветок» закрывается (руки вверх). Затем дети меняются ролями. Девочки изображают цветы, они становятся на колени, а мальчики —больших мохнатых «шмелей».  Они жужжат громче «пчел», облетая «луг» и каждый «цветок».

Подвижная игра «Цветы и пчелы»

Педагог предлагает детям распределиться на две команды —девочек и

мальчиков. Педагог договаривается с ними о том, что девочки будут изображать

пчелок, а мальчики —цветы. (Надевают шапочки-маски) Дети разбегаются по группе. По сигналу педагога они начинают выполнять заранее распределенные роли. Девочки изображают пчелок: передвигаются грациозно, машут крылышками, изящно качают головами, подражая жужжанию пчелы: «в-з-з-з-з». Мальчики изображают цветы: встают на одно колено, расправляют руки, как лепестки. По сигналу педагога дети меняются ролями. Мальчики становятся шмелями: машут руками, словно крыльями, притоптывая ногами, жужжат, словно большие шмели: «ж-ж-ж.», а девочки изображают красивые цветы. Вся пчелиная семья улетела, цветочки закрыли свои головки и уснули, а мы с вами вернулись назад в свою группу.

Математические дидактические игры:

«Знакомство»

-упражнять в количественном счете, закрепление временного отрезка, равного 1

-3 минутам. (За назначенный срок познакомиться как можно с большим количеством детей, при этом сказать: «Здравствуй, меня зовут, а тебя? Очень приятно». При этом каждый раз отдавать одну фишку. Игрок, у которого

осталось меньше всего фишек, побеждает.)

«Посмотри и сложи»

-составление животных, предметов из геометрических фигур по заданию. (Мальчики –машина, самолет, робот, ракета и др. Девочки –узоры, дворцы, кукла, цветок и др.)

Дидактические игры по речевому развитию:

«Какой? Какая? »

- учить подбирать прилагательные для характеристики объектов.

«О чем можно так сказать?» [a]

-учить определять по прилагательным, о чем или о ком говорится (работа с картинками).

«Он –она»

- подобрать пару противоположного рода к слову. (Например, рыцарь –дама, конь

–лошадь, диван –тахта, стул –табуретка и т. д.)

«Отгадай, кто это? »

- развивать умение описывать образ другого человека, внешность, характер, положительные черты.

Речевая игра «Волшебный стул»

- учить говорить комплименты, развивать связную речь.

«Кривое зеркало»

-дети подбирают противоположные по смыслу черты характера (акцентировать внимание на их разделении на положительные и отрицательные). (Злой – добрый, трусливый –смелый, врун –честный, глупый –умный, грубый –нежный, нерешительный –уверенный, ненавидящий –любящий, слабый – сильный, уродливый – красивый и др.)

Дидактические игры по социальному миру:

«Мужские и женские профессии»

- определение профессий, более подходящих мужчинам, женщинам, смешанных. По каким критериям можно это определить и почему.

«Назови самую смелую профессию»

- определение профессий, для которых необходимы такие качества характера, как смелость, отвага, дисциплинированность, выдержка, сила духа.

«Назови самую добрую профессию»

- определение профессий, для которых необходимы такие качества, как доброта, забота, ласка, сострадание, любовь.

«Что будет, если...

(на Земле не будет мужчин, мам, останутся одни дети и т. п.)»

- развивать творческое воображение, учить предвидеть результат, делать самостоятельные выводы.

«Оживи предмет»

- развивать воображение и фантазию, представить, кем бы мог стать предмет, если его оживить (мужчиной или женщиной, наградить его соответствующими чертами характера. (Например, подушечка –сонная, спокойная, ленивая девочка; меч –

сильный, смелый, отважный воин и т. д.)

«Волшебная корона»

- девочки, по очереди примеряя корону Принцессы, называют черты характера, присущие женщинам; а мальчики, примеряя корону Принца –присущие мужчинам. (Добрая, нежная, приветливая, красивая, опрятная, отзывчивая, любящая и др. Сильный, смелый, ловкий, решительный, выносливый, терпеливый, защитник и др.)

Сюжетно -ролевые игры для мальчиков:

«Автозавод» - формирование представлений о заводе и том, что он производит, трудовых умений, развитие творческого воображения детей. Воспитывать положительное отношение к рабочим профессиям.

«Космодром»

- способствовать военно–патриотической подготовке дошкольников, воспитывать ответственное отношение к учению, совершенствовать физическую подготовку детей, учить самостоятельно развивать сюжет игры.

Сюжетно - ролевые игры для девочек:

«Дом моды»

-развивать творческие способности, умение подать себя, учить красиво ходить, вырабатывать правильную осанку, воспитывать чувство меры и вкус.

«Салон красоты»

-приучать девочек с детства следить за своим внешним видом, заботиться о себе, любить себя, воспитывать женственность, опрятность, желание быть красивой.

Совместные сюжетно – ролевые игры:

«Семья»

- побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи, принимать на себя соответствующие роли, развивать представление об обязанностях родителей в семье и на работе. Совершенствовать умения самостоятельно создавать игровую обстановку. Формировать ценные нравственные качества.

«Строим дом»

- формировать умения творчески развивать сюжет, формировать конкретные представления о строительстве, рабочих профессиях. Дать представление о том, что мужчина строит дом, а женщина наполняет его уютом, теплом и красотой.

«Мы играем в войну»

-способствовать военно–патриотической подготовке детей, привлечь к игре, как мальчиков, так и девочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека игр по гендерному воспитанию

подборка игр по гендерному воспитанию...

картотека игр по гендерному воспитанию

Дидактические игрыСюжетно-ролевые игрыИгры-состязания и т.д...

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Картотека игр по гендерному воспитанию дошкольников

Игры по гендерному воспитанию дошкольников можно использовать со второй младшей группы. Данные игры помогают формировать у детей дошкольного возраста умение выделять существенные сходства и разли...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...

Картотека дидактических игр по гендерному воспитанию дошкольников

Гендерные игры  помогают больше раскрыть и раскрепостить ребенка, снять психо-эмоциональное напряжение....