консультация для родителей «Учите детей отгадывать загадки!»
материал (подготовительная группа)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchite_detey_otgadyvat_zagadki.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Учите детей отгадывать загадки!»

Шапинская Наталья Ивановна

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Используя в повседневной жизни загадки, дети учатся ясно выражать свои мысли и чувства, развивают связную речь.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие детейЗагадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.

Загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний о целом ряде предметов, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов. При отгадывании развивается чёткая логика, способность к рассуждению и доказательству, а это является основой умственного развития и творческой деятельности ребенка.

Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребёнок их отгадать. Не анализируют ход его мыслей при отгадывании, торопят, забывая о том, что главное не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ на вопрос предложенной загадки. Если дети затрудняются найти решение, взрослые, уступая их просьбам, просто сообщают отгадку, тем самым лишая детей возможности думать, размышлять. Этого делать не следует. Привыкая, ребята теряют интерес к загадке. Обучение детей умению отгадывать загадки требует терпения. Прежде всего взрослому не следует торопиться с ответом. Не надо также рассчитывать только на природную сообразительность ребёнка.

Детей следует учить сознательно отгадывать загадки:

понимать их содержание,

находить пути решения логической задачи,

знакомить с приёмами отгадывания,

учить объяснять и доказывать правильность отгадки.

Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых идёт речь в загадке.

Наблюдения, систематически проводимые в природе и окружающей жизни, лежат в основе работы по обучению детей отгадыванию загадок. Наблюдая различные группы предметов и явлений, необходимо выделять существенные для каждой группы признаки, связи, зависимости.

Рассказывая о транспорте, обращайте внимание детей на внешний вид (у автомобиля – колёса, фары, кабина, кузов и т. д. ; у самолёта – фюзеляж, крылья, хвост и др., на характер движения (автомобиль едет по дороге, поезд – по рельсам, пароход плывёт по воде, на звучание (самолёт гудит, мотоцикл трещит, на назначение (транспорт служит для перевозки людей, грузов). Знания, приобретённые детьми во время таких наблюдений, являются основой для отгадывания различных загадок о транспорте:

Что за птица:

Песен не поёт,

Гнёзд не вьёт,

Людей и груз везёт? (Самолёт).

При рассматривании птиц, животных, насекомых и наблюдении за ними обращайте внимание детей на части тела: голова, ноги, крылья, хвост, клюв; особенности их строения, образ жизни, повадки (где живёт, чем питается, как передвигается, как защищается). Можно понаблюдать за тем, как птицы вьют гнёзда, муравьи сооружают муравейник, паук плетёт паутину, чтобы сделать вывод, что птицы, насекомые строят свои дома без рук, без инструментов. Такой вывод является основой для отгадывания загадок:

Без рук, без топорёнка построена избёнка (гнездо);

Висит сито, не руками свито (паутина).

Есть много явлений природы, которые с течением времени не остаются неизменными. Загадки о таких явлениях построены на основе обобщённых выводов человека по результатам длительных наблюдений:

Зимой лежал, а весной в реку побежал (снег);

В шубе летом, а зимой раздеты (деревья).

Чтобы дети могли самостоятельно отгадывать подобные загадки, наблюдайте явление в разные периоды его развития.

Но иногда даже многократные наблюдения в естественных условиях не помогают составить полного представления о явлении. Чтобы отгадать загадки:

В огне не горит, в воде не тонет;

На дворе горой, а в избе водой,

надо провести опыты со льдом и снегом, они явятся ключом к отгадке.

Таким образом, фактические знания об окружающем, приобретённые детьми во время наблюдений, игр, труда, подготавливают ребёнка к пониманию содержания загадок, их логической основы и тем самым облегчают отгадывание.

Литература: Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. М., «Просвещение», 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Учите детей отгадывать загадки"

Перед современными педагогами ставится  главная задача - воспитание творческой личности, а творчество,  не приходит просто так,  творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призывал не у...

Консультация для воспитателей «Учим детей отгадывать загадки»

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Обуч...

Консультация для родителей «Учим играть детей в шахматы»

Консультация для родителей по обучению детей игре в шахматы...

Консультация для родителей «Учим играть детей в шашки»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24120986","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Консультация для родителей «Учим играть детей в шашки»

Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную у...