Мастер - класс "Дидактический синквейн - инновационный подход для развития речи дошкольников! "
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)

Абубакирова Эльза Рамилевна

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН - инновационный подход для развития речи дошкольников!
 

Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успешного обучения в школе. Нарушения речи отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка в целом, на его поведении.

В работе по речевому развитию необходимо использовать технологии, приёмы и методы которые способствуют совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, формированию лексико-грамматического строя и связной речи.

Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет
активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием не рифмованного стихотворения, дидактического синквейна.

Инновационность данного метода - создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Сегодня очень важно научить детей не только правильно и чётко говорить, но и мыслить.

Синквейны часто используются современными педагогами на занятиях в детском саду и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которое пишется по определенным правилам. История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. (Слайд 2)

Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки.

Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. (Слайд 3)

Синквейн-это план, план-схема, модель в которую заложена определенная информация в виде слов, графических изображений.

Цель обучения составлению синквейна - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи.  (Слайд 4)

Актуальность технологии

«дидактический синквейн».

  • Синквейн используется на ООД по развитию речи и познавательному развитию с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.
  • Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.
  • Составление синквейна проводится в рамках прохождения. определенной темы.
  • Синквейн учит определять грамматическую основу предложений.
  • Синквейн развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.
  • Синквейн является диагностическим инструментом (даёт педагогу возможность оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала).
  • Синквейн не только развивает речь, но и способствует развитию высших психических функций.
  • Синквейн позволяет ребёнку быть активным участником творческого образовательного процесса.
  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли.
  • Синквейн совершенствует словарную работу. (Слайд 5, 6)

При составлении синквейна  решаются следующие задачи:

  • Уточнение, расширение, активизация словаря.
  • Знакомство с понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак».
  • Дети учатся согласованию слов.
  • Дети знакомятся с понятием «предложение».
  • Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, использую схемы предложений.
  • Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой, а также используют знания пословиц, поговорок по теме.
  • Развитие ассоциативного мышления и образной памяти. (Слайд 7)

Этапы работы при составлении синквейна.

     I этап            Предварительный       

  • Создание речевой базы.
  • Расширение, уточнение и активизация словаря.
  • Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения.

II этап                         Основной

  • Составление синквейна. Работа с готовым синквейном.
  • Составление рассказа по готовому синквейну.
  • Совершенствование и коррекция синквейна.
  • Анализ неполного синквейна  (Слайд 8)      

Правила составления синквейна.

  • Первая строка – одно слово –предмет;
  • Вторая строка – два слова –признаки;
  • Третья строка – три слова –действия;
  • Четвёртая строка – фраза из нескольких слов;
  • Пятая строка – слова – ассоциации. (Слайд  9)

Синквейн состоит из пяти строк. Его форма напоминает ёлочку. (Слайд 10)

Виды схем. (Слайд 11)

Я использую такую схему. (Слайд 12)

Примеры синквейна  (Слайд14 )

Темы для составления синквейна для педагогов. (Слайд 16)

Синквейн – загадки (Слайды 17, 18)

Технология «дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трёх основных образовательных систем: информационной, деятельностнойи личностно-ориентированной, так как его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей и может успешно применяться в педагогической и логопедической практике и тем самым оптимизировать работу по речевому развитию дошкольников. (Слайд 19)

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН инновационный подход для развития речи дошкольников! Выполнила Абубакирова Э.Р.

Слайд 2

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которое пишется по определенным правилам. История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси.

Слайд 3

Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Слайд 4

Синквейн-это план, план-схема, модель в которую заложена определенная информация в виде слов, графических изображений. Цель обучения составлению синквейна-развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи.

Слайд 5

Актуальность технологии «дидактический синквейн». Синквейн используется на ООД по развитию речи и познавательному развитию с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития. Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Составление синквейна проводится в рамках прохождения. определенной темы. Синквейн учит определять грамматическую основу предложений. Синквейн развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.

Слайд 6

Синквейн является диагностическим инструментом (даёт педагогу возможность оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала). Синквейн не только развивает речь, но и способствует развитию высших психических функций. Синквейн позволяет ребёнку быть активным участником творческого образовательного процесса. Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли. Синквейн совершенствует словарную работу.

Слайд 7

При составлении синквейна решаются следующие задачи: Уточнение, расширение, активизация словаря. Знакомство с понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак». Дети учатся согласованию слов. Дети знакомятся с понятием «предложение». Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, использую схемы предложений. Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой, а также используют знания пословиц, поговорок по теме. Развитие ассоциативного мышления и образной памяти.

Слайд 8

Этапы работы при составлении синквейна. I этап Предварительный Создание речевой базы. Расширение, уточнение и активизация словаря. Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения. II этап Основной Составление синквейна. Работа с готовым синквейном. Составление рассказа по готовому синквейну. Совершенствование и коррекция синквейна. Анализ неполного синквейна

Слайд 9

Правила составления синквейна. Первая строка – одно слово –предмет ; Вторая строка – два слова –признаки ; Третья строка – три слова –действия ; Четвёртая строка – фраза из нескольких слов; Пятая строка – слова – ассоциации.

Слайд 10

Синквейн состоит из пяти строк. Его форма напоминает ёлочку. 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово

Слайд 11

Виды схем

Слайд 12

Я использую такую схему слово – неживой предмет (что?) слово – живой Предмет (кто?) Слова – признаки (какая? Какой? Какое? Какие?) слова –действие (что делает? Что делают?) Предложение Слово - ассоциация

Слайд 13

Примеры синквейн Медведь Косолапый, большой. Рычит, спит, ест. Медведь просыпается от спячки. 5. Животное (дикое)

Слайд 14

Примеры синквейн Заяц Серый, пушистый (трусливый). Скачет, грызёт, боится. Заяц грызет кору дерева. 5. Животное (дикое)

Слайд 15

Кукла Красивая, любимая. Стоит, сидит, улыбается. Моя кукла самая красивая. Игрушка . Снеговик веселый, белый Тает, стоит, улыбается Я люблю лепить снеговика. Снег 1. Лёд. 2. Опасный, скользкий. 3. Трескается, плывет, тает. 4. Не ходите по тонкому льду. 5. Вода

Слайд 16

Темы для составления синквейна Весна Солнце Снег. Сосульки. Птицы. Ручьи

Слайд 17

Синквейн – загадки 1. ? 2. Cерый, колючий 3. Фыркает, спит, сворачивается. 4. Мне нравится этот зверек 5. Лес.

Слайд 18

1. ? 2. Добрый, отзывчивый. 3. Помогает, спасает, исцеляет. 4. Всегда придет на помощь. 5. Доктор. ************************* ? 2. Страшный, усатый. 3. Рычит, кричит, усами шевелит. 4. Испугал всю звериную семью. 5. Насекомое.

Слайд 19

Технология «дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трёх основных образовательных систем: информационной, деятельностнойи личностно-ориентированной, так как его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей и может успешно применяться в педагогической и логопедической практике и тем самым оптимизировать работу по речевому развитию дошкольников.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Синквейн - один из инновационных подходов к развитию речи дошкольников"

Синквейн - один из  инновационных подходов к развитию речи дошкольников. Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро  получить результат, является...

Презентация Инновационные подходы к развитию речи дошкольников

Представление различных техник  для развития речи детей....

Семинар-практикум для педагогов «Инновационные подходы к развитию речи дошкольников»

Семинар проходит по сценарию деловой игры. Педагоги знакомятся с инновационными технологиями для развития речи: мнемотаблицы, пальчиковые игры в воде, синквейн и др....

Семинар "Инновационные подходы к развитию речи дошкольников"

Семинар для воспитателей  "Инновационные подходы к развитию речи дошкольников"...

Использование инновационных подходов в развитии речи дошкольников

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...

Консультация-практикум "СИНКВЕЙН - инновационный подход для развития речи дошкольников!"

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования выделена, как самостоятельная образовательная область «Речевое развитие», включающая в себя обогащение актив...