ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДНЫМ КРАЕМ»
проект (средняя группа)

Фазылова Расима Насибуловна

ТВОРЧЕСКИЙ  ОТЧЕТ  ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДНЫМ      КРАЕМ»

 

Цель: воспитание гражданина и патриотизма к своей стране в нем, формирование нравственных ценностей;

Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование интереса к национальной культуре, обычаям, традициям.

Задачи: - воспитывать любовь к родному краю;

- Формирование нравственных ценностей и чувства сопричастности к родному краю, к поселку  Раевский;

- Способствовать активному вовлечению  родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада

- Развивать интерес к башкирским традициям

- Формирование  бережного отношения к природе и всему живому; 

- Научить детей замечать все происходящие вокруг;

- Знакомить детей с достопримечательностями поселка;

- Познакомить детей углубленно и традициями башкирского народа. С этой целью хотим посетить башкирский лицей и хотим узнать историю этого лицея. При этом родители принимают посильное участие в субботниках  (посадка деревьев, высадка рассады в цветники и поделки).

 

          Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в  голубом  небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой  пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий .

                                                                                         В. А. Сухомлинский.

 

       Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему покинув родные места, человек вспоминает их с теплотой и живя в родном поселке или в городе с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края. Это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое, поэтому воспитание любви к родному краю, к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди, надо начинать с ранних лет.   

                                      Взгляни на глобус:

                                      Вот он шар земной,                   

                                       На нем  Башкирия  

                                       С березовый листок  величиной.  

                                                                       Мустай  Карим.     

        Я взяла эту тему потому, что глядя на современную молодежь, я замечаю в них неуважение к природе, поэтому я думаю, что любовь к окружающей среде и животному миру нужно развивать с детского возраста. Ведь это единственный миг в жизни детей, когда из них можно воспитать хорошего человека. Потеряв его, мы пожалеем об этом в дальнейшем. Изо дня в день я решила знакомить детей с их родным краем. Дети и родители принесли много разных книжек и журналов. И это привело меня к мысли, что надо обязательно провести беседу о Башкирии и поселке, познакомить со своей деревней и рекой  Курсак, где они целое лето купаются. Особенно им понравилась беседа о моей родной деревне и реке Курсак.                                                                                     

             Деревня называется  Идрисово, в честь Идриса Муашева, который стал жить на этой земле с 14 марта  1760 года. Так же первыми жителями являлись семь семей, которые  положили начало семи родам. Мои предки являются продолжателями рода Кусербая. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКИЙ  ОТЧЕТ  ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДНЫМ      КРАЕМ»

Цель: воспитание гражданина и патриотизма к своей стране в нем, формирование нравственных ценностей;

Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование интереса к национальной культуре, обычаям, традициям.

Задачи: - воспитывать любовь к родному краю;

- Формирование нравственных ценностей и чувства сопричастности к родному краю, к поселку  Раевский;

- Способствовать активному вовлечению  родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада

- Развивать интерес к башкирским традициям

- Формирование  бережного отношения к природе и всему живому;  

- Научить детей замечать все происходящие вокруг;

- Знакомить детей с достопримечательностями поселка;

- Познакомить детей углубленно и традициями башкирского народа. С этой целью хотим посетить башкирский лицей и хотим узнать историю этого лицея. При этом родители принимают посильное участие в субботниках  (посадка деревьев, высадка рассады в цветники и поделки).

          Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в  голубом  небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой  пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий .

                                                                                         В. А. Сухомлинский.

       Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему покинув родные места, человек вспоминает их с теплотой и живя в родном поселке или в городе с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края. Это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое, поэтому воспитание любви к родному краю, к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди, надо начинать с ранних лет.    

                                      Взгляни на глобус:

                                      Вот он шар земной,                    

                                       На нем  Башкирия  

                                       С березовый листок  величиной.  

                                                                       Мустай  Карим.      

        Я взяла эту тему потому, что глядя на современную молодежь, я замечаю в них неуважение к природе, поэтому я думаю, что любовь к окружающей среде и животному миру нужно развивать с детского возраста. Ведь это единственный миг в жизни детей, когда из них можно воспитать хорошего человека. Потеряв его, мы пожалеем об этом в дальнейшем. Изо дня в день я решила знакомить детей с их родным краем. Дети и родители принесли много разных книжек и журналов. И это привело меня к мысли, что надо обязательно провести беседу о Башкирии и поселке, ознакомить со своей деревней и рекой  Курсак, где они целое лето купаются. Особенно им понравилась беседа о моей родной деревне и реке Курсак.                                                                                      

             Деревня называется  Идрисово, в честь Идриса Муашева, который стал жить на этой земле с 14 марта  1760 года. Так же первыми жителями являлись семь семей, которые  положили начало семи родам. Мои предки являются продолжателями рода Кусербая.  

                               Ай, родная река!

                               Камни лежат по твоим берегам,

                               В тихих заводях камыши растут,                    

                               Рыбы плещут в твоей воде,

                               Быстра ты, река, шустра …

                                                              ( из  песни Салавата Юлаева)

         Аул  располагается на берегу реки – красавицы Курсак. Вот каким образом появилось ее название: В давние времена семь родов, приехавшие сюда, выбрали одну четырнадцатилетнюю девушку и на склоне горы, построив небольшую крепость, заперли ее туда. Она должна была издавать правильные для них законы. Ее охраняли специальные люди в черном по приказу ее отца. По древним башкирским обычаям у богатых  людей детей сговаривали еще в колыбели. С этого момента девочка становилась невестой и отец не имел права выдать ее за другого.

         Однажды эта девушка, гуляя у подножия горы, увидела юношу – пастуха. Они полюбили друг друга с первого взгляда. Она очень любила слушать, как он играет на курае.          

Но ее отец и слушать не хотел об этом замужестве.  

                                      Природе нужно четное число,

                                      Чтоб все живое множилось, росло.

                                      И то, что всюду есть Она и Он,  

                                       Извечный, всеобъемлющий закон.                                    

                                                                            Сайфи  Кудаш.

          Более того он запер ее в крепости. Девушка, не найдя смысла жизни, сбегает оттуда. Из-за любви к юноше она бросается в ту реку, которая протекала возле той горы, где пас овец бая этот юный пастух. Эту девушку звали Курсак, поэтому так и назвали эту речку. А место, где именно она утопилась, осталось  маленькое озеро, которое называют «Озеро Девушки» (« Кыз- Куле» ).            

         Издавна жители аула, здесь: где сейчас жилой микрорайон сахарного завода, летом отдыхали с семьей (пили кумыс и пасли лошадей, в лесу добывали мед диких пчел). У моего отца была небольшая пасека, ведь пчелы у нас у башкир самые полезные насекомые. Занятие бортничеством у наших предков передавалось по наследству. Основоположником которого является прадед моего дедушки Юлай. У него же имелась большая пасека.

                                          Заиграй же, мой курай,                

                                           Песню, чтоб вошла в сердца,

                                           И Урал, и весь наш край

                                            Прославляя без конца!

                                           Белоснежные поля

                                           И в цветах твоих луга.

                                           Этот сказочный простор

                                           Приковал навек мой взор,  

                                           Вечно б я хвалил тебя!

                                           Вечно  воспевал тебя!

                                                                   Из песни Салавата  Юлаева.

                         

                                             

                 Головой под небо встал

                 Великий седой Урал,

                 Этот сказочный простор,

                 Прикован навек мой взор,    

                 Вечно б я хвалил тебя!

                 Вечно воспевал тебя!            

                                   ( По Салавату Юлаеву «Родная страна»)

        В группе вместе с детьми готовили угощение к празднику «Корбан- байрам». Угощение обязательно в традиционной башкирской кухне : баурсак, чак-чак, очпочмак, кыстыбый, в меню нашего  садика часто  можно увидеть бишбармак, лапша, салма.  

        Ежегодно в детском саду проводится « Сабантуй», где дети с удовольствием читают стихи, исполняют народные и современные танцы. Наши дети знают, что сабантуй - самый веселый, самый любимый праздник. В конце праздника угощаем детей блинчиками и разными угощеньями, которые приготовили родители.      

                  Я с детства так люблю – твой сын -

                  И гордость гор, и красоту долин,      

                  И золото земли,  

                  И серебристость вод.    

                  Но всех дороже мне Родной народ!        

                                                      Мустай Карим.

      В своей работе с детьми большое внимание уделяю изучению близлежащего микрорайона к детскому саду. С4-х лет дети знают свой домашний адрес. Провожу целевые прогулки, они очень интересны и желанны для ребят. Всегда с удовольствием идут за пределы детского сада. Эти прогулки помогают уточнить и расширить представление о том, что их окружает. Порой ребята проходят по одной и той же улице каждый день, не видя изменений или не удивляясь им. Моя задача – научить их замечать все происходящее вокруг. В основе методики ознакомления с родными местами лежит умение педагога проводить наблюдения опираясь на впечатления, полученными детьми. Поэтому я планирую экскурсии и прогулки по ближайшим улицам и в солнечный летний день,  и в зимние сумерки, и ранней весной, и золотой осенью.  

                                           До чего цветы в садах

                                           Буйно расцвели!

                                           Распевают звонко в них      

                                           Песни соловьи.

                                             И березы на лугах          

                                             В зелени густой,              

                                             Сердце радует весна

                                             Чудной красотой.  

                                                                        Кадир Даян.

     Постепенно дети убеждаются  в том, что родной край прекрасен в любое время года и каждый раз интересен по- новому.    

     В группе расширяю и углубляю представления детей о родном поселке, они запоминают главные улицы, знакомлю их со знаменитостями поселка, передовиками производства района. Знакомлю детей с достопримечательностями поселка, закрепляю знания и представления детей о поликлинике, больнице, комбинате бытового обслуживания, наблюдаем за трудом взрослых в этих учреждениях, а так же во время прогулки дети наблюдают за строительством новых домов, благоустройством улиц, принимают посильное участие в субботниках (посадка деревьев, высадка рассады в цветники,  поделки сувениров  для участников войны и ветеранов труда).  

                                   Все вокруг зазеленело,

                                   Распустилось, расцвело.

                                   Зашумело и запело

                                    Наше дружное село.  

                                                                  Фаузия Рахимгулова.  

       Круг представлений детей  я не ограничиваю только близким географическим окружением. В соответствии с возрастом детей даю довольно широкие знания о родной стране. Наряду с такой тематикой занятий, как «Уфа – главный город Башкортостана», «Путешествие по городам республики». Я провожу серию занятий по теме: «Россия- Родина моя», «Москва- столица нашей Родины».      

       Наши дети сегодня получают обширную информацию: они смотрят телевизор, слушают радио, рассматривают фото в газетах, журналах, беседуют с родителями, со сверстниками. Я сама инициатор таких не принужденных  и недлительных бесед, которые очень важны тем, что воспитывают у них чувство причастности к событиям, происходящим в районе, республике, в стране  вызывают интерес к общественной жизни, потребность узнать что – то новое. Методика бесед проста: они должны быть доступны по содержанию, эмоциональны по форме, естественны. Результат не в количестве  информации, а в общем настроении, сказывающимся на развитии эмоциональной отзывчивости. Чувства причастности к событиям Родины.  

                                        Золотится ширь хлебов густых,

                                         Все вокруг – в сиянии лучей.        

                                         Рады лету люди – радость их  

                                         Даже солнца ясного щедрей!                            

                                                                           Мухутдин Тажи.  

          Мы все знаем, как велико влияние природы на человека, и сама целесообразность формы непосредственного знакомства с природой родного края, целевые прогулки и экскурсии. Перед прогулками в лес, в поле я провожу беседы, в процессе которых узнаю : какие есть у детей представления, на что обратить их внимание, что необходимо уточнить. Затем организую беседы на тему «Наша речка», «В осенний лес», «Живой родник», и другие, которые помогают раскрыть и понять красоту природы родного края , провожу прогулки для сбора природного материала к выставке , которую ежегодно оформляем в детском саду, свое эмоциональное отношение к природе дети передают в рисунках , составляют небольшие рассказы – этюды , маленькие сочинения о природе «Наша речка», «У родника». При обучении рассказыванию не только развивается связанная речь и выразительность, но и создаются предпосылки для развития умения передавать свое отношение к природе в речевой деятельности, образцом для таких рассказов я использую художественные произведения писателей – природоведов: М. Пришвин «Золотой луч» и другие, Гульфия Юнусова «Времена года» и Соколова- Микитова, Д.Сребицкого и другие темы этюдов, подсказанные наблюдениями постепенно усложняю, потому как на реку, в лес, к роднику я вожу ребят в разное время года. Очень нравится детям создавать композицию  природного материала «живые картинки из цветов и фруктов» я использую натуральные фрукты и овощи и, созданные ребятами  композиции, украшают в группе уголок природы.            

                                       Лужи светлые блестят,

                                        И блестят травинки,                  

                                        И на веточках висят                                    

                                         Свежие дождинки.          

                                           Листья желтые летят-                

                                          Опадает лето.            

                                           Осень выкрасила сад    

                                           Золотистым цветом.    

                                                                 Хабибулла Габитов

           Планируя работу по ознакомлению детей с природой и воспитанию любви к ней, я предусматриваю взаимосвязь занятий с разнообразной деятельностью детей. Неоценимую помощь в воспитании гуманного отношения к природе нам оказывает творчество детских писателей и поэтов Мустай Карим, А. Игебаев, М. Сундюкле и другие при ознакомление детей с природой родного края и обращаю внимание детей на труд взрослых в природе в разное время года : посевная, уборка урожая, знакомлю детей с различными сельскохозяйственными профессиями, на огороде в детском саду они сами выращивают овощи; а, значит, овладевают умениями обработки почвы, знакомятся с примерами посева и рассады, усваивают правильный уход за растениями, собирают хороший урожай моркови, свеклы, лука, чеснока, томатов и огурцов. В цветниках совместно с воспитателями дети выращивают однолетние и многолетние сорта цветов.    

                                            Словно сад -

                                             Башкортостан мой гордый,

                                             И поет народ мой вновь и вновь

                                              Про любовь, название которой -  

                                              К Родине великой      

                                                                              та любовь!              

                                                                        Рашит Нигмати          

        Во второй половине года провожу беседы об охране животных, после занятий беседуем, читаем сказки о животных.  

        Завершающим этапом по ознакомлению с родным краем с его природой являются праздники и вечера досуга: викторина и КВН, брейн-ринг, звездный час.                                              

       Чтобы дать детям полезную, доступную информацию, я много изучаю различной научной, популярной и художественной литературы.

        Необходимо до школы сформировать у детей первоначальные, достоверные представления об истории, культуре и традициях разных народов живущих в нашем родном крае.

         Башкортостан – жемчужина России. Прекрасная природа, недра вместили всю таблицу Менделеева, а самое дорогое: мир, межнациональное  согласие, дружба народов.

                                                                                            М. Г. Рахимов

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию: ознакомление детей раннего возраста с окружающим через игру.

План работы по самообразованиюВоспитатель –  Люкшина Анна Серегбаевна – группа № 5Тема: Ознакомление детей раннего возраста с окружающим через игру.Актуальность темы....

План по самообразованию «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения»

Цель: Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по формированию знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста....

Отчет по самообразованию "Ознакомление детей дошкольного возраста с народными промыслами".

Работа с детьми дошкольного возраста по овладению декоративным рисованием....

План по самообразованию «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования»

Цель:- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверст...

план по самообразованию "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с миром животных и растений»

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами.Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогаще...

План по самообразованию:" Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования подготовительная группа".

Формировать умение детей  выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве,развивать потребность к созданию нового образа творческой деятельности.Задача:расширять ...

Индивидуальный план работы по Самообразованию «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования»

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания. Творческое начало – это всегда стре...